background image
четверг
k
87, 5 августа 2010 г.
ДЕНЬ ЗА ДНМ
В
первые о нм заговорили около десяти лет
назад, однако ни само общество, ни суще
ствующая на тот момент законодательная база к
этому не были готовы.
Но были люди, которые ни на минуту не сомне
вались в правильности выбранного направления.
В их числе
ректор Королвского института управ
ления, экономики и социологии, доктор педагоги
ческих наук, почтный работник высшего про
фессионального образования Российской Феде
рации Татьяна Старцева,
стоявшая у истоков со
здания данного института и возглавляющая его
почти 10 лет.
Татьяна Евгеньевна, а как вообще возникла
идея создания в Королве научно обра
зовательного комплекса и какая роль
здесь отведена КИУЭС?
Изначально идея создания такого
комплекса была продиктована необходи
мостью поддержки и развития научно
образовательной и инновационной дея
тельности города как наукограда России.
Тогда в 2001 году было принято решение
администрации города о начале работы
по созданию научно образовательного
комплекса, базовым учреждением выс
шего профессионального образования в
котором должен был стать Королвский
институт управления, экономики и социо
логии.
Становление института происходило не
в самое удобное время для развития на
уки и экономики в целом.
Но программа развития наукограда пред
полагала использование имеющегося на
учного потенциала предприятий города и
создание благоприятных условий и меха
низмов, обеспечивающих подготовку ква
лифицированных специалистов, конкурентоспо
собных на современном рынке труда, способных
сохранить и приумножить лучшие традиции науч
но производственного комплекса нашего города.
В результате совместной работы с ЦНИИма
шем в институте был создан ситуационный центр
с системой трхмерной визуализации изображе
ния, которая используется в практической дея
тельности. Это программное обеспечение и обо
рудование позволяют сегодняшним студентам не
по учебникам, а в реальной действительности
познакомиться с методами работы одного из ве
дущих предприятий города.
И конечно, данное оборудование с успехом
используется в учебном процессе, для проведе
ния видеоконференций, семинаров, лекций и ди
станционного обучения.
Мы постоянно ощущали поддержку админист
рации города, бизнес сообщества. Вс техничес
кое оснащение института было обеспечено в рам
ках программы развития города как наукограда.
На территории института и внутри здания уста
новлены общественные точки доступа в Интер
нет. Аудитории оснащены современным оборудо
ванием, позволяющим использовать мультиме
дийные технологии во всех аспектах учебной де
ятельности.
Конечно, не вс получалось сразу. Были и труд
ности, без которых, наверное, невозможно обой
тись при создании такого сложного организма,
как образовательное учреждение высшего про
фессионального образования.
измерительной техники, корпорации Такти
ческое ракетное вооружение, ОАО Композит,
НИИ космических систем.
В 2010 году был произведн первый выпуск
специалистов в области управления и информа
тики в технических системах с помощью высоко
профессиональных специалистов НИИ косми
ческих систем, работающих на базовой кафедре
института.
Пользуясь случаем, я хочу сказать слова ис
кренней благодарности руководителям предпри
ятий, начавших сотрудничество с нами. Мы бла
годарны им за доверие, понимание и поддержку.
Ведь очень непросто было организовать на ре
альном производстве учебные аудитории и по
добрать творческих высокопрофессиональных
специалистов, способных передать свои знания
и опыт сегодняшним студентам, а в будущем
работникам этих предприятий.
Недавно в соответствии с федеральным
законом 217 высшим учебным заведениям
было разрешено создавать малые инновацион
ные предприятия. Какие возможности для КИУ
ЭС вы видите в этой перспективе?
Действительно, в этом году КИУЭС создат
первые три малых предприя
тия, так называемые МИПы.
Учредителями этих предприя
тий являются институт, а так
же преподаватели и студенты
института. Важная особен
ность этих предприятий зак
лючается в том, что они созда
ются в целях практического
применения в производстве
бизнес результатов интеллек
туальной деятельности сотруд
ников и студентов института.
Поэтому эти предприятия и на
зываются инновационными.
Результаты интеллектуаль
ной деятельности это те на
работки, которые создал ин
ститут в результате выполне
ния научно исследовательских
работ, а также в процессе пе
дагогической деятельности. К
таким результатам относятся
изобретения, полезные моде
ли, промышленные программы для ЭВМ, ориги
нальные методики, программы и другое.
Создание и развитие МИПов открывают боль
шие возможности как для института, так и для
студентов:
вс новое и полезное, что создано в инсти
туте, внедряется в производство, в бизнес, нахо
дит своего потребителя. В этом состоит решение
важной общественной задачи;
в институте создатся атмосфера стремле
ния к новому, к выработке новых идей, поиску
новых решений, их коммерциализация. Коллек
тив нацеливается на творческую активность, на
развитие института;
студенты решают важный для себя вопрос
трудоустройства. Кроме того, у них формирует
ся активная жизненная позиция. Они приобрета
ют и развивают навыки предпринимательской
деятельности.
Эти МИПы служат площадкой для обучения и
тех студентов, которые не принимают в их работе
непосредственного участия, например, для про
хождения практики.
Работу по созданию МИПов мы будем продол
жать и всячески поддерживать творческую ини
циативу студентов и преподавателей.
Уже в следующем учебном году совместно с
градообразующими предприятиями мы плани
руем создать студенческое конструкторское
бюро, малое инновационное предприятие
Королвские студенческие спутники. Кроме
того, мы входим в партнрство тридцати веду
Пора объединить усилия
щих вузов, что позволило организовать на базе
НИЦПРО в Мытищах научно образовательный
центр Экоресурс. На очереди создание ещ
одного центра (а впоследствии малого инно
вационного предприятия) Информационные
технологии, в котором КИУЭС будет играть ве
дущую роль.
Каким научно исследовательским работам
ваш институт уделяет наибольшее внимание?
КИУЭС активно участвует в научно иссле
довательской и инновационной деятельности. В
качестве основных направлений научных иссле
дований, проводимых в институте, можно на
звать:
проблемы регионального управления;
проблемы региональной финансовой и на
логовой политики;
проблемы региональной экономики;
информатизация социально экономичес
кого развития региона.
Результаты проведнных исследований широ
ко обсуждаются на таких ежегодных мероприяти
ях, как: конференция молодых учных; День на
уки; научная конференция студентов Ресурсам
области эффективное использование; науч
ная конференция аспирантов Инновационные
аспекты социально экономического развития ре
гиона, межвузовская научная конференция.
Среди реализуемых в КИУЭС инновационных
проектов следует отметить:
Низкоорбитальные студенческие спутни
ки;
Пилотный проект, разрабатываемый по за
данию Министерства экономики Московской об
ласти Обеспечение реализации региональной
программы поддержки малого и среднего пред
принимательства;
Участие, совместно с ведущими вузами
Москвы, в разработке и реализации программы
ГЛОНАСС ОБРАЗОВАНИЕ, и др.
Описанные шаги на пути к интеграции образо
вания, промышленности и бизнеса и есть тот са
мый каркас, вокруг которого должен наращивать
ся научно образовательный комплекс города?
Не совсем. Научно образовательный комп
лекс это, прежде всего, единое образователь
ное пространство, дающее возможность полу
чать образование разных уровней и разных на
правлений. Образование через всю жизнь.
В нашем городе есть все необходимые звенья
этой цепи. Есть прекрасные образовательные
учреждения всех уровней, профессиональные
учителя и преподаватели. Есть высочайший на
учно производственный потенциал предприятий,
созданный не одним поколением королвцев.
Сегодня, когда идт модернизация образова
ния, когда возросла потребность молоджи в
качественном образовании, мы должны объеди
ниться для координации наших действий во бла
го развития нашего города.
По идее инициаторов создания научно обра
зовательного комплекса Королвский институт
управления, экономики и социологии был опре
делн как базовое учреждение высшего профес
сионального образования. Начало положено.
Мы создали эту базу. Осталось совсем немно
го для реализации проекта в целом желание и
понимание всех его предполагаемых участни
ков. Без движения вперд нет развития. А дорогу
осилит идущий.
Нина ИВАНОВА
Светлана НОСЕНКОВА
на благо города
Справедливо говорят, что
есть два утомительных заня
тия: ждать и догонять. Неред
ко передовые идеи намного
опережают сво время, и по
тому их реализация превра
щается в долгий тернистый
путь, требующий настойчиво
сти, веры и терпения.
Так было с идеей создания в
нашем городе наукограде
научно образовательного
комплекса.
Но мы сумели создать коллектив единомыш
ленников, одержимых одной целью: создать кон
курентоспособный институт, достойный науко
града России, способный стать наджным фунда
ментом для строительства единого научно обра
зовательного комплекса в Королве.
Как известно, КИУЭС создавался как муни
ципальное образовательное учреждение. Но сей
час он находится в областном подчинении. Не
изменило ли это задачи, которые должен решать
институт?
Да, за годы, прошедшие от принятия реше
ния по созданию в городе научно образователь
ного комплекса, наш институт из муниципального
образовательного учреждения вышел на регио
нальный уровень, получив статус государствен
ного учреждения высшего профессионального
образования. Это произошло в декабре 2005 года
в соответствии с изменениями федерального за
конодательства.
Но главным для нас в то время было развитие
нашего института, его движение вперд через
применение новых образовательных технологий,
привлечение талантливых преподавателей, науч
ных работников королвских предприятий, ук
репление материально технической базы инсти
тута.
Мы участвовали в региональных и междуна
родных проектах, побеждали на конкурсах и выс
тавках.
Вс это способствовало завоеванию авторитета
института среди населения города. Сегодня у нас
обучается более 3000 студентов, и основная их
составляющая жители нашего города.
Из 209 преподавателей КИУЭС 44 доктора
наук и 96 кандидатов наук. Большая часть из них
также жители Королва, ранее работавшие или
продолжающие научную деятельность на пред
приятиях города и в вузах Москвы и Подмосковья.
Таким образом, наш институт, независимо от
ведомственной принадлежности, продолжает
выполнять функцию связующего звена между
молоджью Королва и профессиональными на
учными кадрами градообразующих предприятий,
обеспечивая преемственность интеллектуально
го опыта старшего поколения королвцев.
Наши студенты активно участвуют в жизни на
шего города, чтут и приумножают его традиции.
Что предпринимает КИУЭС для развития со
трудничества с предприятиями ракетно косми
ческой отрасли?
Благодаря тесному сотрудничеству с градо
образующими предприятиями наукограда, КИУЭС
с 2008 года ведт планомерную и целенаправлен
ную работу по созданию базовых кафедр. Так, в
настоящее время такие кафедры открыты на че
тырх ведущих предприятиях города: ОАО НПО
ОБРАЗОВАНИЕ
Диплом об окончании КИУЭС вручает генеральный
директор корпорации ТРВ Борис Обносов.
Ректор КИУЭС Татьяна Старцева.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
После 18 лет. А когда?
Моему сыну скоро исполнится 18 лет. Хоте
ла уточнить, как скоро после совершеннолетия
его могут призвать в армию? Как проходит про
цедура призыва? Сколько сейчас служат?
Прежде всего, советую вам ознакомиться
со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28
марта 1998 года 53 ФЗ О воинской обязан
ности и военной службе (далее Закон 53
ФЗ) и выяснить, подлежит ли ваш сын призыву,
не имеет ли он право на освобождение или на
отсрочку от призыва на военную службу. Если
основания, указанные в вышеназванных стать
ях, к вам не относятся, то совсем не обязательно,
что сына призовут в день его рождения или сразу
после.
Призыв на военную службу осуществляется
два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1
октября по 31 декабря. Для некоторых лиц име
ются исключения. Например, граждане, прожи
вающие в сельской местности и непосредствен
но занятые на посевных и уборочных работах,
призываются на военную службу с 15 октября по
31 декабря (статья 25 Закона 53 ФЗ).
Порядок призыва на военную службу граждан
прописан в Законе 53 ФЗ и Положении о призы
ве на военную службу граждан РФ, утверждн
ном постановлением Правительства РФ от 11
ноября 2006 года 663. Так, призыв на военную
службу осуществляет призывная комиссия. Пос
ле принятия решения о создании призывной ко
миссии е председатель совместно с военным
комиссаром составляет график работы призыв
ной комиссии, на основании которого разраба
тываются именные списки призывников по дням
их явки на заседание призывной комиссии.
Оповещение призывников о явке для отправки в
воинскую часть для прохождения военной служ
бы осуществляется повестками. Вручение пове
сток призывникам производится под расписку
работниками военного комиссариата (органов
местного самоуправления) или по месту работы
(учбы) призывника руководителями, другими
должностными лицами (работниками) органи
заций, как правило, не позднее чем за 3 дня до
срока, указанного в повестке.
Для военнослужащих, призванных на воен
ную службу после 1 января 2008 года, срок воен
ной службы составляет 12 месяцев (статья 38
Закона 53 ФЗ).
Сегодня на вопросы читателей газеты отвечает
юрисконсульт компании Гарант
Роман ЛАРИОНОВ.