background image
вторник
k
89, 10 агуста 2010 г.
Катамараны
Подмосковная жара достала вконец. Скорей отъе
хать куда нибудь на воду! Как хорошо, что отпуск у
меня попал на вторую половину июля, что именно
в это время группа королвских туристов задума
ла попутешествовать на катамаранах по рекам
Карелии. Поезд Москва Петрозаводск прибыл
на вокзал столицы Карелии, где нас уже ждал
представитель местной турфирмы, услугами
которой мы решили воспользоваться. Грузимся в
автобусы, полчаса езды и вот мы в лесу, на
турбазе около реки Шуи. Первое потрясение:
здесь тоже жарко, речная вода почти не охлажда
ет купающихся.
Как королвские туристы штурмовали пороги карельских рек
Кирилл, почему ваша турфирма
выбрала реку Шую для этого турпо
хода?
Река интересна своими порогами
и стоянками. На порогах присутствуют
самые различные препятствия: бочки,
валы, сливы, шиверы, прижимы. Мар
шрут хорош как для тренировок спорт
сменов водников, так и для тех, кто
идт в водный поход впервые. На нм
хорошо учиться, после него можно идти
на все реки Карелии. Это мой самый
любимый маршрут.
Один из наших катамаранов, го
воря морским языком, дал течь.
Насколько это характерно для похо
дов?
Такое бывает редко.
А кто отвечает за техническое
состояние плавсредства?
Инструктор похода, в данном
случае я. Только что пришл из оче
редного похода, и не было времени
вс досконально проверить. Но у нас
всегда на подобные случаи есть с
собой ремнабор.
Каковы впечатления о нашей
группе?
Наша команда достаточно возраст
ная (из двадцати человек только трое
не перешагнули 25 лет). Нас даже од
нажды назвали пенсионерами так
пошутила отдыхавшая на берегу Шуи
туристическая молоджь. И тем не ме
нее многие мои товарищи, да и я тоже,
никогда на катамаранах не ходили.
Так что же такое катамаран? Это суд
но, состоящее из двух скреплнных
между собой корпусов, расположен
ных параллельно друг другу на неболь
шом расстоянии. Когда то в детстве я
читал о выдолбленных из дерева лод
ках пирогах с брвнами балансирами.
Это прообраз катамаранов. На таких
суднышках плавали жители тихооке
анской Полинезии. На озрах моей род
ной Новгородчины издревле исполь
зовался другой вид катамаранов
ройки. Это два выдолбленных в виде
лодочек дерева, скреплнных между
собой так близко, что, когда сидишь на
ройках, каждая нога ощущает дно од
ного из корпусов судна. Мне приходи
лось рыбачить с роек, очень удобно и с
удочкой посидеть, и сеть закинуть.
Современные туристические катама
раны чаще всего надувные. Две длин
ные прорезиненные гондолы (до 5 мет
ров) соединяются между собой карка
сом из алюминиевых труб (реже из
деревянных жердей), на которые сверху
стелятся листы фанеры, выполняющие
роль палубы. В каждую гондолу встав
ляются огромные баллоны (по принци
пу камеры в велосипедных шинах) и
надуваются. Получается судно на двух
поплавках, утопить которое практи
чески невозможно. Иногда на такие
катамараны ставят парус (для озрных
и морских гладей) или мотор. Но ува
жающие себя туристы привыкли рас
считывать только на собственные силы
и вооружаются вслами.
На базе нам показали 4 местные ка
тамараны, по два гребца с каждой сто
роны. У нас в группе двадцать человек,
аккурат на пять экипажей. Осилим!
Наш тур назывался Экспедицией
по одной из самых крупных рек южной
Карелии Шуе и е истоку реке Суойо
ки. С нами провели традиционный
инструктаж и каждому выдали памят
ку, своего рода справку по маршруту.
Составлен сей документ доходчиво,
живым языком и с чувством юмора.
Приведу выдержки из него.
За деревней Суойоки красивый
порог с названием Медвежий. На ле
вом берегу хорошая стоянка, но на но
чвку вставать нельзя из за ворова
тости местного населения. Лучше гре
сти как можно дальше и становиться
на правом берегу.
При приготовлении пищи котлы
высоко не поднимать, не передавать
над сидящими.
При движении на маршруте не
уходить вперд направляющего, не от
ставать от замыкающего и впереди
идущего.
На стоянке не кричать! Крик
сигнал опасности, по которому все бро
сают свои занятия и отправляются на
помощь.
Прощальный обед, загрузка на ма
шины катамаранов, провизии и проче
го снаряжения, и мы отправляемся на
запад, за город Суоярви. До стартовой
точки почти 170 километров, ехать часа
три, в автобусе можно и поспать.
Сразу же начались приключения. В
дороге нас застал сильный дождь, тучи
плотно закрыли небо, и московская
жара показалась не такой уж и нудной.
Выгрузились на берегу каменистой реки
Суойоки, напротив небольшого поро
га. Под дождм стали готовит наши
плавсредства, и тут выяснилось, что
один из катамаранов имеет продыряв
ленный баллон. Осознав неизбежность
ремонта, а стало быть и задержки, наш
инструктор Кирилл дат команду: Ста
новиться на ночвку! Мы разбили ла
герь, развели костр и стали готовить
ужин. А Кирилл с добровольцами, до
став ремнабор, принялись за починку
неисправного корабля.
Этот катамаран в дальнейшем на
поминал о себе на каждой стоянке.
Как мы ни пытались его довести до
кондиции, баллон во время плавания
вс равно потихоньку сдувался, и си
дящие на нм наши товарищи оказы
вались у самой воды. Кирилл плыл на
каяке врткой маленькой байдар
ке, постоянно подходил к проблем
ному катамарану и на плаву наддувал
его насосом. Мы предлагали разные
решения проблемы, например, разо
брать этот катамаран, а экипаж рас
пределить на другие суда, или всем
экипажам по очереди идти на этой
посудине, или вести капризный ката
маран в паре с другим. Но с помощью
ремонтов и наддувок этот катамаран,
который достался экипажу под руко
водством Юрия Ваганова, продолжал
идти вместе с нами. Через несколько
дней команду Ваганова сменил дру
гой экипаж, ведомый Сергеем Фили
моновым.
Природу порожистой карельской
реки я подробно описывать не буду, в
более ранних публикациях (например,
Любой поход как маленькая
жизнь, КП от 20 августа 2009 года)
мы уже останавливались на этом. Но,
конечно, пороги здесь не повторяются,
каждый уникален, каждый живт сво
ей жизнью. Летняя жара сказалась на
гидрографии карельских водных арте
рий: уровень воды в озрах и реках
заметно понизился по отношению к
весне или к прошлому лету. Камни об
нажились, преодолевать пороги стало
сложнее, чем, скажем, в мае. С некото
рыми из них нам пришлось изрядно
повозиться.
На шестой день пути мы прошли кас
кад порогов, самый крутой из которых
трхступенчатый Падун (Кеняйкос
ки) порог третьей категории слож
ности. Первая ступень обычная ши
вера, какие мы уже не раз проходили.
Шивера это ускорение течения реки
при обилии камней на дне, в том числе
и выступающих из воды. Вторая сту
пень этого порога унесла за последние
двадцать лет около 40 жизней беспеч
ных туристов. Об этом гласит прибитая
к дереву табличка, она же призывает
читающих смельчаков: Вс ли ты сде
лал, чтобы не пополнить этот печаль
ный список?
Как обычно перед каждым порогом,
Кирилл собрал нас, объяснил, как идти
дальше, и даже пригласил на берег,
чтобы мы со стороны посмотрели на
этот порог, где течение местами резко
меняет сво направление, где нас ждт
падение вниз (примерно на полтора
метра) и тут же попадание в обратную
волну (так называемую бочку). Глав
ное, не бойтесь, напутствовал нас
инструктор, и перед бочкой уско
ряйтесь, чтобы е проскочить. Мы
кивнули головой, мол, поняли, и по
шли на штурм второй ступени порога.
Надели спасжилеты (а у кого были и
каски) и направили суда к горловине
порога. Вот наш катамаран, не задев
торчавшие камни, подошл к месту,
где вода резко низвергается вниз. Мы
махнули вслами, катамаран глубоко
нырнул (не зря порог называется Па
дун!), затем попал на бочку и под
прыгнул носом кверху. Здесь меня чуть
не выбросило за борт, а то бы я испор
тил показатель качества прохождения
порога нашим экипажем. Мы продол
жали изо всех сил грести, выскочили
из бочки, совершили завершающий
манвр и вышли на спокойную воду в
ожидании товарищей. Дежуривший
рядом на свом каяке Кирилл знаком
показал нам: прошли на отлично!
Но не всем повезло на этом пороге
так, как нам. Двоих вс таки скинуло в
воду. Юрий Ваганов сумел в воде уце
питься за катамаран, правда, его по
таскало по камням, о чм свидетель
ствовали многочисленные ссадины на
его ногах. Ирину Корепанову достава
ли из воды незнакомые туристы, кото
рые в это время на байдарке плавали за
порогом. Слава Богу, серьзных травм
не было, но этот порог заставил нас
поволноваться и каждому решить для
себя: а готов ли я идти на преодоление
порогов большей сложности?
На другом пороге один из наших
катамаранов боком въехал в бочку и
застрял там: возвратная волна не дава
ла выйти из бочки, держала на од
ном месте, несмотря на героические
усилия экипажа. Время шло, а катама
ран так и оставался пленником порога.
Тогда пришлось с берега бросать ве
рвку, чтобы попавших в непростую
ситуацию товарищей вытащить на спо
койную воду.
А в целом мы пороги прошли более
менее успешно, никто серьзно не по
ранился и ничего не потерялось. Иног
да застревали на камнях, которые не
всегда видно с воды. Тогда выход один:
прыгать в воду и толкать катамаран. А
чтобы не ранить ноги об острые гребни
камней, мы заранее надевали специ
альную обувь из неопрена: ногам тепло
и уютно и в воде и на воздухе. Порадо
вались за нашу молоджь Олю, Ни
колая и Фдора, которые не дрогнули
на порогах и показали достойную тури
стическую выучку.
Когда попадаешь на водные просто
ры, сразу посещает мысль о рыбалке.
Не скажу, что я заядлый рыбак, но во
время отпуска почему бы не порыба
чить? В нашей группе нашлись несколь
ко таких любителей, и мы принялись
поставлять рыбку на общий стол в ка
честве дополнительного блюда. В боль
шей степени в этом преуспели Слава
Чаще всего в группу попадают
люди из разных мест, разных городов.
Знакомятся в день заброса на марш
рут! А ваша группа отличается тем, что
все из одного города, основная часть
коллектива уже знакома, давно совме
стно ходит в походы. И у нас в Карелии
не первый раз. Показали себя достой
но, хотя и были некоторые моменты, но
эти недопонимания со всеми бывают.
Понравилось и то, что у вас была гита
ра, провели вечера авторской песни.
Гитару сейчас редко в поход берут. И на
порогах группа показала себя достой
но. Был бы уровень воды повыше, про
ходить их было бы проще. А так ого
лившиеся камни создавали дополни
тельные проблемы.
Какие ещ маршруты ваша тур
фирма могла бы предложить?
Для любителей байдарок пореко
мендовал бы наш новый маршрут по
рекам Гумарино и Лужма, недавно раз
работанный нами. Путешествие на не
делю. А для тех, кто предпочитает ката
Равнодушными к Карелии не останетесь!
Инструктору нашего похода
Кириллу СТЕПАНОВУ 24 года.
Он житель Петрозаводска,
строитель. Туризмом зани
мался ещ в школе, высту
пал за сборную Карелии на
всероссийских юношеских
соревнованиях по водному
слалому. После стажировки
стал инструктором по
туризму, водит группы пять
лет.
мараны, реку Охту, там маршрут
посложнее, да и идти 12 дней.
Откуда к вам туристы приезжа
ют?
В основном из Москвы, Подмос
ковья и Питера. Но бывают гости и из
других уголков России, а также из
стран ближнего и даже дальнего за
р у б е ж ь я .
Чем можете порадовать люби
телей охоты и рыбалки?
У нас есть туры, связанные с
осенней охотой и рыбалкой. Ружья и
спиннинги надо брать с собой, ос
тальное снаряжение мы предоставим.
На кого охота?
На боровую и водоплавающую
дичь. На крупного зверя пока нет.
Кирилл, твои пожелания люби
телям острых туристических ощуще
ний.
Приезжайте к нам в Карелию,
равнодушными к ней не останетесь.
И мы сделаем для этого вс возмож
ное.
Знакомство
с катамаранами
Инструктаж
Пробоина в судне
Проверка порогами
Ловись, рыбка!
Скрепите два больших поплавка
вот вам и катамаран!
Обносим плотину
Игнольской ГЭС.
Человек корабль:
Кирилл на каяке.