background image
суббота
k
91, 14 августа 2010 г.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
В
мае 1945 го победоносного года
завершилась война в Европе,
была разгромлена гитлеровская воен
ная машина, фашистская Германия ка
питулировала.
Советско германский фронт был
главным во Второй мировой войне.
Наши люди вынесли на своих плечах
основную тяжесть борьбы против го
сударств фашистского блока. Но мы
по достоинству оцениваем и вклад в
дело Победы над фашизмом, внесн
ный народами США, Англии, Франции
и других стран.
После поражения фашистской Гер
мании наша армия и флот разгромили
японскую Квантунскую армию, внесли
решающий вклад в победу над милита
ристской Японией. На Дальнем Восто
ке был ликвидирован последний очаг
Второй мировой войны. СССР оказал
военно политическую помощь револю
ционным силам Китая и Кореи.
2 сентября 2010 года народы мира
отметят 65 ю годовщину завершения
Второй мировой войны. Эта истори
ческая дата особо значима для тех, кто
был непосредственным участником
грандиозных событий, происходивших
в те далкие годы. В нашем городе в
числе участников Великой Отечествен
ной войны живут 65 человек, на долю
которых выпало фронтовыми дорога
ми пройти не только в сражениях с
фашистской Германией, но и с импе
риалистической Японией.
Уместно напомнить читателю о не
которых страницах истории на завер
шающем этапе Второй мировой войны.
После капитуляции фашистской Гер
мании наступил коренной перелом в
ходе Второй мировой войны. Однако
милитаристская Япония с фанатизмом
обречнного продолжала военные дей
ствия. Имея пятимиллионные сухопут
ные войска, более 10 тысяч самолтов и
около 500 боевых кораблей, японское
правительство считало возможным ус
пешное ведение боевых действий про
тив американских и английских воору
жнных сил. 26 июля 1945 года прави
тельства США, Англии и Китая предло
жили Японии капитулировать, но
японцы отказались, рассчитывая, что
затягивание войны может создать бо
лее благоприятные условия мира. Они
полагали, что смогут завершить оккупа
цию центральной и южной части Китая,
перейдя к решительной обороне, не
допустить дальнейшего продвижения
американо английских войск и высадки
их на территории собственно Японии.
К августу 1945 года японские воору
жнные силы имели следующие стра
тегические группировки: в южных, цен
тральных и северо восточных районах
Китая до 1 млн человек, в странах
Юго Восточной Азии около 1 млн
человек, в Японии около 2 млн чело
век. Основные силы японского флота и
авиации базировались на метрополии:
в Маньчжурии, Корее, на Южном Саха
лине и Курильских островах находи
лось свыше 1,2 млн человек.
Правительства и военное руковод
ство США и Англии признавали в 1945
году, что если Советский Союз не всту
пит в войну против Японии, то им для
вторжения на Японские острова потре
буется армия численностью 7 млн че
ловек, а война с Японией затянется ещ
на 18 месяцев после окончания войны
с Германией.
На Крымской конференции (фев
раль 1945 года) Советский Союз взял
на себя обязательство выступить про
тив Японии через 2 3 месяца после
окончания войны в Европе. Это был
минимальный срок, необходимый для
подготовки операции и переброски
войск и боевой техники на Дальний
Восток.
Верный своему союзническому
долгу, в целях быстрейшего оконча
ния Второй мировой войны Совет
ский Союз с 9 августа 1945 года на
чал боевые действия против Японии.
Главной целью было: ликвидация оча
га Второй мировой войны на востоке
и постоянной угрозы нападения япон
ских милитаристов на советский
Дальний Восток, содействие скорей
шему восстановлению мира, изгна
ние совместно с союзниками япон
ских захватчиков из оккупированных
ими стран.
Общая протяжнность на
ступления советских войск по
фронту составляла более 4
тысяч километров, в глубину
600 800 км.
Все войска на Дальнем Восто
ке организационно были сведе
ны в Забайкальский, 1 й и 2 й
Дальневосточные фронты.
Всего разврнутые войска
насчитывали более 1,5 млн человек,
26 тысяч орудий и миномтов, 5,5 тыс.
танков и САУ, около 3,8 тыс. боевых
самолтов.
Для непосредственного руковод
ства сухопутными и морскими сила
ми было создано Главное командо
вание советских войск на Дальнем
Востоке во главе с маршалом Совет
ского Союза А.М. Василевским.
Забайкальский фронт (командую
щий маршал Р.Я. Малиновский) дей
ствовал в общем направлении на Чан
чунь и Мукден.
1 й Дальневосточный фронт (коман
дующий маршал К.А. Мерецков) нано
сил главный удар из районов Гродеко
во и Ворошилов (Уссурийск) в общем
направлении на Гирин.
2 й Дальневосточный фронт (коман
дующий генерал М.А. Пуркаев) глав
ный удар наносил вдоль р. Сунгари на
Харбин. Кроме того, фронту надлежа
ло во взаимодействии с 16 й армией и
Тихоокеанским флотом очистить от
противника южную часть Сахалина и
Курильские острова.
Известие о вступлении в войну Со
ветского Союза вызвало большое за
мешательство в японских правящих
кругах и высшем военном руковод
стве. Даже при появлении атомной
бомбы государственная политика,
определнная высшим советом по
руководству войной, не претерпела
никаких изменений. Но вступление в
войну Советского Союза развеяло
все надежды на продолжение вой
ны.
6 и 9 августа 1945 года американс
кая авиация по указанию президента
Г. Трумэна сбросила атомные бомбы
на города Хиросиму и Нагасаки, лишив
жизни и искалечив десятки тысяч мир
ных жителей и разрушив города. При
менение этого оружия не вызывалось
военной необходимостью, ибо судьба
агрессора была уже предрешена. Это
было началом политики атомного шан
тажа.
В короткие сроки войска Забайкаль
ского фронта, преодолев Большой Хин
ган, вышли на Центральную Маньч
журскую равнину, овладели городом
Лубэй. Вышли в глубокий тыл Квантун
ской армии и развернули стремитель
ное наступление к основным центрам
Маньчжурии.
Войска 1 го Дальневосточного фрон
та в условиях труднопроходимой гор
но тажной местности, сломив сопро
тивление противника, в короткие сро
ки продвинулись в глубь Маньчжурии
на 120 150 км.
К 65 ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
И на Тихом океане свой закончили поход
За шесть дней наступления войска
трх фронтов сломили сопротивление
японцев на всех основных направлени
ях и продвинулись в глубь Маньчжу
рии на 120 400 км. Квантунская ар
мия была расчленена.
14 августа перед лицом неминуемо
го краха японское правительство при
няло решение капитулировать и поста
вило об этом в известность правитель
ства США, Англии и СССР. Но приказ
своим вооружнным силам прекратить
боевые действия и сложить оружие оно
не отдало. Поэтому советское коман
дование приказало продолжать наступ
ление.
Действиями войск 16 й армии сов
местно с Тихоокеанским флотом был
освобождн Южный Сахалин. После 40
летнего владычества японских импе
риалистов южная часть Сахалина была
возвращена стране.
18 августа 1945 года войска Камчат
ского оборонительного района с помо
щью кораблей Петропавловской воен
но морской базы Тихоокеанского фло
та высадили морской десант на север
ный остров Курильской гряды, после
ожесточнной схватки овладели им, а
на остальных островах японские гар
низоны капитулировали.
2 сентября 1945 года представите
ли правительства Японии подписали
акт о безоговорочной капитуляции.
Однако мирный договор между СССР
и Японией до настоящего времени не
подписан из за непризнания японца
ми четырх островов Южной Куриль
ской гряды, которые были отторгну
ты в ходе военных действий, и закон
ность этого акта была при
знана на Потсдамской кон
ференции при обсуждении
итогов Второй мировой
войны.
3 сентября советское пра
вительство объявило Днм
победы над Японией. Для
награждения победителей
была выпущена специальная
медаль. Очаг агрессии на Дальнем Во
стоке был ликвидирован. Вторая миро
вая война закончилась.
Городской Совет ветеранов сердеч
но поздравляет горожан с 65 летием
знаменательного события и выражает
искреннюю благодарность ветеранам
победителям за их подвиг.
Анатолий ШМЕЛВ,
фронтовик, член президиума
городского Совета ветеранов
В нашем городе в числе участников Вели
кой Отечественной войны живут 65 чело
век, на долю которых выпало фронтовыми
дорогами пройти не только в сражениях с
фашистской Германией, но и с империали
стической Японией.
В
от что написал о нм в книге Рыцари неба
военный лтчик истребитель I класса, кан
дидат военных наук В.В. Филиппов:
Сын участника Великой Отечественной вой
ны, военного штурмана Владимира Фдоровича
Задорожного свой путь в большую авиацию на
чал с авиамодельного кружка в Серпуховском
аэроклубе. Он успешно освоил пилотирование
планров, самолта Як 18, затем учился в воен
ных лтных школах, в школах высшей лтной
подготовки гражданской авиации, работал вто
рым пилотом, командиром экипажа, командиром
звена и эскадрильи, командиром лтного отряда.
Награждн нагрудным знаком За безаварийный
налт часов.
Отец Вячеслава Владимировича воевал на са
молтах ТБ 3 и Пе 2, окончил войну в Берлине. Его
рассказы о боевых вылетах, однополчанах повли
яли на судьбу сына. В детстве Вячеслав поступил в
кружок авиамоделизма, который работал в Доме
пионеров. Во время учбы в 8 9 м классах он уже
вовсю летал на планрах. В отряде, где инструкто
ром была заслуженный мастер спорта, пятикрат
ная чемпионка мира Анна Петровна Самосадова,
находилось 30 юношей, которые изучали самолт
Як 18. После окончания десятилетки за лето его
налт уже составил 40 часов.
Когда поднимался самостоятельно в воздух,
вспоминает лтчик, на душе было радостно,
меня наполняла гордость, что учусь летать! Не
было никакой боязни
Получив свидетельство об окончании аэро
клуба, юноша поступил в военное училище пер
воначальной подготовки военного лтчика в
городе Грозном. Здесь он уже летал на более
усовершенствованных самолтах Як 18У и Як
18А. Преподавателями были лтчики высшего
класса, в основном участники Великой Отече
ственной войны, которые щедро передавали
молодым свой боевой опыт, знакомили с тон
костями пилотажа. После года лтной подго
товки молодого лтчика переводят в школу бо
евого применения в Борисоглебское лтное учи
лище, где он изучал устройство и правила экс
плуатации реактивного истребителя МиГ 15. В
течение двухлетней подготовки его налт со
ставил 60 часов.
Получив звание лейтенанта, молодой военный
лтчик ждал назначения в лтную часть. Однако в
начале 60 х годов в результате сокращения армии
на 1 миллион 200 тысяч человек училище было
расформировано, а Задорожный уволен в запас.
Но это не остановило его, и он не расстался с
мечтой летать.
Военкомат направил его в Главное управление
гражданской авиации. 6 месяцев учбы на само
лте Ан 2 в школе высшей лтной подготовки в
городе Кировограде дали ему путвку в небо.
Задорожный направляется в южный Казахстан
на Чимкентский аэродром. В течение 25 лет он
летал на самолтах Ан 2 и Ан 24 вторым пилотом,
затем командиром экипажа. За высокое лтное
мастерство его назначают командиром звена, за
тем эскадрильи и наконец отряда.
Нам приходилось выполнять различные
задания, рассказывает лтчик. Были по
лты с геологоразведочными партиями в го
лодной степи Маянкула, с санитарными врача
ми в районе пустыни Кызылкум. Мы проводили
химическую обработку хлопковых и рисовых
полей, осуществляли транспортные полты с
пассажирами и грузами. Конечно, большая от
15 АВГУСТА ДЕНЬ ВОЕННО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА РОССИИ
Житель нашего города ветеран
воздушного флота
Вячеслав
Владимирович Задорожный (на
фото)
налетал 15 тысяч часов.
Всю свою молодую, сознатель
ную жизнь он посвятил авиации.
Полт длиною в 30 лет
ветственность. На самолте Ан 24 перевозили
50 человек.
На вопрос об аварийности В.В. Зодорожный
ответил так:
За такой большой срок службы, конечно,
имели место и аварийные ситуации. Так, у меня
во время полта на Ан 2 отказал двигатель, но я
сумел успешно посадить самолт на хлопковое
поле. Однажды во время грозы потерпел катас
трофу самолт из моей эскадрильи. В результа
те большой турбулентности лтчик потерял уп
равление, самолт упал на землю и сгорел. Ви
новниками оказались связь и метеослужба, ко
торые вовремя не предупредили об изменении
погодных условий. Естественно, все потери мы
тяжело переживали, но делали выводы, чтобы
подобное не повторялось. Некоторые лтчики в
отряде рвали провода высокого напряжения,
врезались на малой высоте в деревья. Опасное
упрямство порой проявляли молодые лтчики.
Например, они пытались пролететь между зем
лй и проводами высокого напряжения. За эту
храбрость мы вынуждены были кого то от
странять от полтов, а кому то даже приходи
лось распрощаться с авиацией. В небе малейшее
отвлечение от полта, тем более лтное хулиган
ство, недопустимо.
После службы в авиации В.В. Задорожный ра
ботал начальником бюро техотдела в авиамастер
ских, а сейчас трудится инженером технадзора в
ЖКХ.
Николай ЧЕРНЫШВ,
полковник инженер в отставке