background image
вторник
k
92, 17 августа 2010 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
С
пасо Вифанский мужской монастырь был
основан ректором Троице Сергиевой семи
нарии, московским митрополитом Платоном в
1783 году как пустынь и кладбищенское отделе
ние Троице Сергиевой лавры (здесь вплоть до
1917 года хоронили лаврскую братию) для
успокоения своея старости и для погребения усоп
шей о Господе братии Сергиевы лавры.
Имя Вифания новый скит получил по приде
лу соборной Преображенской церкви во имя Ла
заря, воскрешнного в Вифании Палестинской. В
1797 году обитель посетил император Павел I и
издал указ о возведении Вифанского монастыря
в степень второклассного и о создании в Вифании
семинарии за счт государственной казны.
Место для семинарии было выбрано на берегу
пруда, атмосфера, созданная митрополитом Пла
тоном, была поистине семейной, одухотворн
ной, творческой.
Монастырские постройки периодически рекон
струировались и перестраивались, рядом с семи
нарией была выстроена монастырская гостиница.
Это трхэтажное здание из красного кирпича со
хранилось и по сей день.
Ц
ерковь во имя иконы Смоленской Божией Матери в Софрине (Пушкинский район)
является шедевром русского зодчества, памятником нарышкинского барокко. Возве
дн храм в 1694 году на берегу реки Талицы. История села тоже очень интересна, за несколько
веков название его изменилось от Сафаринского до Софарино и, наконец, Софрино. До сих пор
не разгаданы все тайны и не подтверждены все гипотезы, связанные с владельцами этих мест.
Существует легенда, что название села Софрино происходит от имени Софья, поскольку
здесь любила гостить известная в русской истории царевна, но доподлинно неизвестно, так ли
это было?
Первым владельцем села был Иван Сафарин. Упоминается это памятное местечко Сафарино
и в завещании Ивана Грозного. В 70 х годах XVII века владение числится государевым селом,
а к 90 м становится подмосковной вотчиной боярина Ф.П. Салтыкова. Его дочь, Прасковья,
вышла замуж за царя Иоанна Алексеевича, старшего брата Петра I. В 1691 году Салтыков
получает разрешение патриарха на строительство церкви, которая и была возведена в 1694 году.
Искусствоведы утверждают, что иконы написаны известным живописцем того времени Тихоном
Филатьевым.
По пути к Троице в сафаринских палатах останавливались царственные особы: Птр I, царицы
Прасковья Фдоровна, Анна Ивановна, Елизавета Петровна. Убранство дома было богатым: в
комнатах дорогая мебель, на стенах висели картины в золочных рамах, стены украшала
лепнина, а потолки были расписными.
С востока от палат был разбит липовый парк с цветниками и прудом, к которому примыкал
фруктовый сад. На реке стояла мельница, а в усадьбе работала ткацкая фабрика. В 1803 году
Сафарино посетил историк Николай Михайлович Карамзин, а в 1889 году здесь бывал Лев
Николаевич Толстой.
Последней владелицей села была графиня В.Н. Ягужинская урожднная Салтыкова,
племянница строителя храма, которая увековечила сво имя тем, что за 16 лет до отмены
крепостного права освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им все
угодья. В литературе упоминается факт, что, когда А.С. Пушкин писал историю Петра I, он
захотел быть представленным графине. Я не делю общества с рифмачами и писаришками,
надменно ответила Варвара Ягужинская. Ей возразили, что Пушкин принадлежит к одной из
древнейших дворянских фамилий. На это, нимало не смутившись, графиня ответила, что если
бы он не был прикосновенен к писательству, то она охотно бы приняла его и добавила: Он
напечатает то, что я могла бы ему сообщить или рассказать, и Бог знает, что из этого может
выйти. Так Пушкин и не попал в историю Пушкинского района.
В 1808 году церковь становится приходской. После смерти В.Н. Ягужинской палаты разобрали,
а кирпич использовали на пристройку трапезной и шатровой колокольни. До наших дней сохра
нились лишь каменная Смоленская церковь с поздними пристройками, липовый парк и пруды.
Добраться до усадьбы можно на электричке с Ярославского вокзала до станции Ашукинская,
далее автобусами или пешком около двух километров. На автомашине по Ярославскому
шоссе свернуть на Мураново.
Анастасия РОМАНОВА
Фото автора
Русская Вифания
Так уж сложилась судьба Вифании, что практи
чески все храмы е были утрачены. Частично
сохранился собор Сошествия Святого Духа, сей
час в нм совершаются богослужения. Трудно
представить, но аж до 1990 года здесь были уст
роены инкубатор, кинозал и танцплощадка. Мо
настырская территория сейчас за забором, здесь
идт строительство воссоздаются храм Преоб
ражения Господня и надвратная колокольня.
Разрушенная церковь в честь Преображения
Господня была просто уникальная. Обращнная к
молящимся стена алтаря была выполнена в виде
евангельской горы Фавор и устлана мхом, укра
шена цветами, кустарниками, фигурками зверей.
На вершине горы находился круглый резной
позолоченный иконостас, симметрично украшен
ный цветными стклами и увенчанный лгким
куполом, внутри посеребрнным, а сверху позо
лоченным. К иконостасу можно было подняться
по двум лестницам, располагавшимся по обеим
сторонам горы.
Монастырь был закрыт в советское время, мно
гие здания просто снесены или перестроены. Оби
тель понемногу отвовывает свои территории, вот и
здание администрации послка передатся братии.
В принципе, территория монастыря закрыта
для посещений, но охранники вполне дружелюб
ны и разрешают сделать фотографии и немного
П
устынь в честь Святого Духа Па
раклита (Параклит в переводе с
греческого дух утешитель) находит
ся недалеко от Троице Сергиевой лав
ры. Возводилась она для ищущих со
вершенного безмолвия из скитской
братии. Начало общежительной пус
тыни было положено летом 1858 года.
В лес вблизи Гефсиманского скита
вместе со старцами пустынниками от
правился наместник Троице Сергие
вой лавры архимандрит Антоний.
Выбрали они глухое место вдалеке от
дороги, вначале поставили палатки,
затем построили кельи и деревянную
часовню, а совершать литургии хо
дили в Гефсиманский скит. В 1860
году московский купец Иван Королв
за свой счт построил каменную цер
ковь для пустыни. Двухъярусный ка
менный храм удивительно красив
внутри, украшен изразцовой плиткой.
Одноглавый, с одной апсидой под
двускатной кровлей, он близок клет
ским деревянным храмам. Верхний
престол освящн во имя Святого Духа
Параклита, а нижний во имя Иоан
на Предтечи.
В 1897 году напротив западного
фасада храма была построена кир
пичная трехъярусная колокольня с
аркой святых ворот, возвышающаяся
над лесом и хорошо просматриваемая
издалека. Кстати, колокольня пусты
ни находится на одной оси с коло
кольней лавры.
Параклитова пустынь известна ещ
и тем, что здесь принял постриг буду
щий Патриарх Всея Руси Пимен (Изве
ков). На табличке у входа в храм мож
но прочитать надпись: 1927 года 21
сентября в безмолвной тишине Пара
клита духовником пустыни иеромона
хом Агафадором с наречением имени
Пимен совершил монашеский пост
риг будущий Патриарх Пимен.
После революции и закрытия Трои
це Сергиевой лавры Параклит Тарбее
ва пустынь приобрела статус трудовой
сельскохозяйственной артели, а в 1927
году и вовсе была закрыта. Лишь в
1992 году монастырь был возвращн
церкви. Сейчас за оградой пустыни
Легенды Софрина
дачные участки, нет уже былой тиши
ны и уединения. Но вс равно горит в
храме лампада Параклита, готовая дать
свет тому, кто об этом просит.
прогуляться в святом месте.
Добраться до Спасо
Вифанского монастыря можно по Ярославскому
шоссе до города Сергиева Посада, далее до
послка Птицеграда, улицы Маслиева.
Добраться до Параклитовой пустыни
можно из Сергиева Посада автобусом
38 до конечной остановки Смена, да
лее пешком около полутора километров.
В поисках безмолвия
Спасо Вифанский монастырь.
Параклитова пустынь близ Сергиева Посада.
Сейчас за оградой пустыни дачные участки.
Смоленская церковь в Пушкино.