background image
вторник
k
92, 17 агуста 2010 г.
КАЛЕЙДОСКОП
C
M
Y
K
Под таким, казалось бы, простым названием
проходит выставка в отделе Усадьба Костино
Королвского исторического музея (в бывшем
Историко краеведческом музее г. Королва). Но
оно не только отражает суть представленных ра
бот четырх талантливых женщин, а ещ подчр
кивает одно из главных достоинств керамики
е гармоничное сочетание с другими материала
ми. В этом легко можно убедиться, посмотрев на
цветочные композиции
Натальи Безруких, разме
щнные в вазах
Ирины Щетининой. Конечно, обе
части созданных произведений могли бы суще
ствовать по отдельности. Но их слияние придат
им особую изящность и поднимает настроение
смотрящим на них посетителям. Так, витая белая
ваза, напоминающая заморскую ракушку, под
чркивает чуть печальную, щемящую загадоч
ность бело розово сиреневого букета Не
жность, а ребристая невысокая ваза естествен
ных для глины оттенков смягчает напор компози
ции Страсть.
Всего член Союза художников России Ирина
Щетинина представила на выставке 115 керами
ческих изделий, многие из которых прекрасно
сочетаются также с работами
Наталии Власовой,
выполненными в технике квиллинг. Вот рыжева
то жлтый пузатенький кот наблюдает за голубой
стрекозой, порхающей над полянкой цветов, сде
ланных из простых спиралек длинных и узких
полосок бумаги, но при этом имеющих объмный,
реалистичный вид. А на другой стене по велению
художника выросшие на почве шамотной глины
одуванчики прекрасно соседствуют с хрупкой бу
мажной веткой сирени. Подобных примеров в
выставочном зале Усадьбы Костино множе
ство. Кажется, будто музей превратился в ботани
ческий сад, в который полюбоваться нарядными
растениями пришли африканские зебры, индий
ские слоны и другие звери, созданные Ириной
Щетининой из глины. А сочно зелные бонсай и
каскады
Нелли Набоких привносят в эту красоч
ную бумажно керамическую симфонию свежую
нотку, от которой так и веет желанной в настоя
щее время прохладой.
ВЫСТАВКА
Цветы
и керамика
Ирина Щетинина работает в различных техни
ках и темах, а е изделия обретают самую разную
форму от чашки до настенного панно. Причм
посетители музея могут не только посмотреть на
итог е работы, но и на процесс создания произ
ведения, поэтапно отображнный на представ
ленных в выставочном зале фотографиях. Озна
комившись с экспозицией, я решила посетить
мастерскую Ирины реализованную мечту лю
бого художника
Хрупкая женщина с вьющимися тмными воло
сами встретила меня улыбкой и предложила сра
зу перейти на ты, настраивая нашу встречу на
дружеский лад. Заботливая жена и мать четверых
детей, гостеприимная хозяйка, с которой, чавни
чая, можно часами разговаривать на любые темы
от поэзии и керамики до политики и соци
альных проблем, Ирина так и искрит творческой
энергией.
Как ты пришла к керамике? спрашиваю,
думая, что она могла бы освоить любую творче
скую профессию.
За это надо сказать спасибо моей маме. Она
очень внимательно относилась к моему развитию
и запомнила, как в третьем классе учительница
сказала ей: У вашей дочери большие способно
сти к декоративно прикладному искусству. Мама
стала водить меня на занятия в изостудию, а когда
пришла пора задуматься над будущей професси
ей, взяла мои работы и поехала в Московский
технологический институт, находящийся в Тара
совке. Пришла в деканат художественного фа
культета и спросила: Посмотрите, пожалуйста,
творчество моего ребнка. Есть ли смысл дальше
развивать эти способности? Ответ был утверди
тельным, и мама наняла преподавателя из этого
института, который два года готовил меня к по
ступлению. Для меня это была очень большая
школа.
И вс таки, почему именно керамика? Ведь
декоративно прикладное искусство включает в
себя довольно много направлений.
Меня вообще готовили на роспись по ткани,
но в последний момент я решила, что мне ещ и
скульптура нужна, и пошла на керамику. Так по
этим рельсам и качусь. В институте занималась
фарфором, потом по окончании учбы стала ра
ботать в фенинском майоликовом центре произ
водственного объединения Гжель. У нас был
очень хороший коллектив, но мы работали в од
ной и той же технике, с одними и теми же краска
ми, и меня это стало угнетать. Поэтому через
шесть лет я ушла на творческий комбинат Союза
художников в Москве. А сейчас, как видишь, у
меня своя мастерская.
Когда ты бершь в руки глину, уже знаешь,
что получится?
Более менее. Например, я предполагаю, что
будет чайник, но до конца не знаю, как он будет
выглядеть. Конечно, если делаешь большую се
рию, например, пасхальные яйца, то они, когда
набьшь руку, получаются просто стабильно. Во
обще, я делаю много вариантов новой вещи, пото
му что иногда только сто первый раз получается
то, что задумывала. Я как театральный актр,
которому порой приходится играть одну и ту же
роль месяцами.
То есть, к примеру, месяц занимаешься од
ним изделием, потом месяц другим?
Знаешь, иногда десятилетиями работаешь
над одной темой. Было у меня такое: чувствую, не
получается, тупик. Оставляю. А спустя время по
нимаю, как именно нужно сделать эту вещь. А
бывает так: задумаю серию, одну работу сделаю,
а вторую не могу, не получается.
Может, просто настроения нет?
Не дай Бог, ты какую то работу не любишь
или нет настроения! Она просто может взорвать
ся в печке! Зато иногда керамика преподносит
истинные подарки. Вроде делаешь так же, бершь
те же краски, а получаются такие шедевры, кото
рые потом не можешь повторить. Когда досташь
вещь из печки, настат момент истины.
На выставке Цветы и керамика есть серия
твоих работ, обозначенная как Период Гжель.
Сколько всего периодов ты можешь выделить в
свом творчестве?
Думаю, два. Первый когда я занималась
гжелью и носила свою девичью фамилию Григо
ренко. Второй когда ушла в свободное плава
ние и вышла замуж. Гжельский период был таким
карамельным, прилизанным, а сейчас мне хочется
чего то более креативного. Пожалуй, это можно
назвать шершаво корявым периодом, щетинис
тым (Смется). Мне не нравится, когда весь мир
помещается в кувшинчике, как в гжели. Хочется
спрыгнуть с полочки в интерьер, чтобы мои работы
стояли под цветком, висели на стене. Так сказать,
совмещать в работах утилитарность и декор.
Творчество каких художников керамистов
тебе близко, интересно?
Для меня откровением стала авторская при
балтийская керамика 80 х годов прошлого века.
Даже не могу выделить кого то одного, настолько
работы всех этих художников хороши. Вообще, я
с ними близка по технике мы используем оди
наковые примы, типичные для гончаров. Но об
разец для меня Пабло Пикассо. У него потряса
ющая керамика, потому что он превосходно чув
ствовал материал и умело, оригинально обыгры
вал его свойства. Меня ещ очень поразила ан
тичная керамика. Е авторы выдавливали рису
нок из контрастной глины, причм линии получа
лись такие естественные и красивые, хотя цвета у
них самые простые, природные.
Многие представленные на выставке рабо
ты имеют медовые и землистые оттенки спо
койные, близкие к тем, что свойственны глине.
Это твои любимые цвета?
Нет, я очень люблю яркие цвета. Помнишь
моего ярко лимонного льва на выставке? Осо
бенно мне нравится люстровая перламутровая
краска. Но не все и не всегда воспринимают такие
цвета. Вс же в интерьере квартиры многие хотят
видеть более спокойные оттенки.
Светлана НОСЕНКОВА
Фото автора
По горизонтали: 1. Приземление летательного аппарата на землю. 4. Гриб с толстой
короткой ножкой и бурой шляпкой. 8. Простейшее полевое земляное сооружение, служащее
укрытием для солдат и боевой техники. 11. Легкоатлетический спортивный снаряд. 12.
Высшее музыкальное учебное заведение. 13. Специалист по добыванию мда диких пчл из
естественных дупел и разведению пчл в выдолбленных дуплах. 15. Изделие из хрусталя
высокого сорта. 16. Яркая звезда в созвездии Киля. 17. Героический, самоотверженный
поступок. 18. Плотный упругий ковр из синтетических материалов для борьбы дзюдо. 21.
Купол церкви. 24. Театральное представление в честь одного из его участников. 25. Умерен
ный темп в музыке. 26. Подчинение политических, экономических и идеологических средств
на наращивание военной мощи государства. 28. Пирожное из взбитых яичных белков. 29.
Молодая, ещ не ягнившаяся овца. 30. Город на востоке Китая, в провинции Цзянсу. 31.
Вилообразное рыболовное орудие в виде вил с металлическими или деревянными зубцами.
По вертикали: 1. Отверстие, прорубленное во льду реки или озера. 2. Стекание в моря
дождевых, талых и подземных вод. 3. Старинный сосуд для кваса. 5. Созвездие Северного
полушария неба. 6. Объединение, союз государств. 7. Город в Саратовской области. 9.
Коллективное решение или правительственное распоряжение. 10. В старину: большая све
ча, факел. 11. Ущемление прав граждан в силу их национальности, расы, пола, вероиспове
дания и пр. 14. Плотная хлопчатобумажная ткань для пошива мужской и женской одежды. 15.
Игла с головкой на тупом конце. 19. Испанский парный танец, сопровождающийся гитарой,
барабаном и кастаньетами. 20. Город в Германии, на земле Баден Вюртемберг. 21. Озеро
в США, в системе Великих озр. 22. Звезда в созвездии Скорпиона. 23. Отрезок, соединя
ющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. 26. Награда, плата за
усердие (устар.). 27. Деревянный хомут для рабочего рогатого скота.
Составил Евгений КУЛИКОВ
Ирина Щетинина в своей мастерской.
КРОССВОРД
Работы участников выставки
Цветы и керамика.
Посмотреть керамику Ирины Щетининой,
фитодизайн Натальи Безруких и Нелли Набо
ких, а также квиллинг Наталии Власовой мож
но в отделе Усадьба Костино Королвского
исторического музея до 10 сентября ежед
невно с 10 до 17 часов, кроме понедельника и
вторника.
Ответы на кроссворд, опубликованный 14 августа
По горизонтали: 7. Променад. 8. Арматура. 9. Мадам. 11. Награда.12. Капюшон. 13.
Каста. 14. Миссис. 17. Космос. 19. Конгрессмен. 22. Секанс. 24. Нутрия. 26. Рэкет. 28.
Реформа. 29. Раритет. 30. Сайра. 31. Сахароза. 32. Асуньсон.
По вертикали: 1. Бригадир. 2. Феллахи. 3. Башмак. 4. Хромка. 5. Калипсо. 6. Протокол.
10. Достоевский. 15. Секта. 16. Синус. 17. Камин. 18. Сенат. 20. Телеграф. 21. Директор.
23. Нервюра. 25. Украина. 26. Расизм. 27. Трасса.