background image
четверг
k
93, 19 августа 2010 г.
C
M
Y
K
(Продолжение. Начало
в Калининградке от 12 августа)
И
з всех усадеб Пушкиногорья
именно Михайловское произве
ло наибольшее впечатление. И хотя гос
подский дом здесь неоднократно го
рел и восстанавливался, а в годы Вели
кой Отечественной войны усадьба была
сожжена, во вновь возведнном в 1949
году по проекту архитекторов Н.В. Яков
лева и Л.И. Рожнова строении чувству
ется особая атмосфера. Будто масте
рам удалось возродить к жизни не толь
ко дом таким, каким он был в пушкин
ское время в размерах старого ган
нибаловского фундамента с шестью
комнатами, но и ауру его прежних об
ладателей. Это ощущение поддержи
вается подлинными экспонатами му
зея, которые могут увидеть посетите
ли: письма Арины Родионовны к А.С.
Пушкину, написанные под е диктовку;
икона Троица Новозаветная XVIII
века, которой отец поэта Сергей Льво
вич благословил на брак своего сына
Льва; пушкинская железная трость;
подножная скамеечка А.П. Керн; се
ребряный подсвечник Александра Сер
геевича и другие мемориальные вещи.
Сотрудники музея, благодаря сохра
нившимся воспоминаниям современ
ников поэта, практически в точности
воссоздали обстановку комнат. Так,
находясь в кабинете А.С. Пушкина,
вспоминается, как описал его Иван
Пущин, навестивший ссыльного лицей
ского друга 11 января 1825 года: Ком
ната Александра была возле крыльца,
с окном на двор, через которое он уви
дел меня, услышав колокольчик. В этой
небольшой комнате помещалась кро
вать его с пологом, письменный стол,
шкаф с книгами и пр. Во многом она
напоминает деревенский кабинет Ев
гения Онегина, где Татьяна видит и
стол с померкшею лампадой, и груда
книг и лорда Байрона портрет, и стол
бик с куклою чугунной Отсюда в
июле 1825 года А.С. Пушкин написал
Н.Н. Раевскому: Чувствую, что духов
ные силы мои достигли полного разви
тия, я могу творить. Наверное, похо
жие мысли посещали и молодых ху
дожников, облюбовавших не только
комнаты господского дома, но и живо
писные уголки парка, гуляя по которо
му, так и хочется воскликнуть: Мне б
такую ссылку!
Петровское
В четырх километрах от Михайлов
ского находится Петровское, которое в
составе земель Михайловской губы
Псковской губернии Абрам Петрович
Ганнибал получил в 1742 году по указу
императрицы Елизаветы Петровны.
Первоначально эта деревня называлась
Кучанская или Кучане (рядом находит
ся одноимнное озеро), но впослед
ствии е переименовали в Петровское,
видимо, в честь благодетеля А.П. Ган
нибала императора Петра I. Именно
это место прадед А.С. Пушкина выбрал
для своего первоначального обустрой
ства. Сейчас можно посетить неболь
шой мемориальный дом арапа Петра
Великого, построенный на старом
фундаменте. Правда, мебели и личных
вещей Абрама Петровича практичес
кими не сохранилось, поэтому он об
ставлен типологическими предметами
XVIII века. В нм размещались прим
Вслед за Пушкиным
ная прихожая, где хозяева обсуждали
дела с приказчиком, комната А.П. и
Х.М. Ганнибалов, служившая одновре
менно спальней и кабинетом, детская и
кухня поварня, занимавшая нижний
этаж дома. Здесь же, в комнате праде
душки и прабабушки А.С. Пушкина,
можно увидеть святыню рода Ганниба
лов, подаренную, по преданию, Пет
ром I, икону Спас Нерукотворный
конца XVII начала XVIII века.
Большой господский дом для при
ма гостей был построен позднее сы
ном А.П. Ганнибала Петром, унаследо
вавшим это имение и прожившим здесь
безвыездно около сорока лет. Именно
он придал усадьбе тот вид, который
застал Александр Пушкин. Поэт так
вспоминал о свом двоюродном деде,
ставшим прообразом Троекурова в
Дубровском: попросил водки.
Подали водку. Налив рюмку себе, ве
лел он и мне поднести; я не поморщил
ся и тем, казалось, чрезвычайно
одолжил старого арапа. Через четверть
часа он опять попросил водки и повто
рил это раз пять или шесть до обеда.
Во время экскурсии по музею усадь
бе Петровское экскурсовод расска
зывает о трх поколениях рода Ганни
балов государственных деятелях,
генералах и морских офицерах, вн
сших свой славный вклад в историю
России. Но больше всего меня порази
ла личная драма арапа Петра Велико
го. В 1731 году он был переведн в
Пернов (ныне Пярну), где ему над
лежало преподавать математику, чер
чение и фортификацию в созданной по
указу Петра I в 1721 году гарнизонной
школе, готовившей младших военных
инженеров. Но уже осенью того же
года Абрам Петрович подат в отставку
по состоянию здоровья, а по неофици
альной версии из за семейной тра
гедии.
Дело в том, что по пути на новое
место службы он задержался в Петер
бурге, где познакомился с капитаном
Андреем Диопером греком по наци
ональности. И его младшая дочь, кра
савица Евдокия, очень понравилась
тридцатичетырхлетнему А.П. Ганни
балу. Правда, она готовилась выйти
замуж за флотского офицера Алексан
дра Кайсарова. Но отец заставил е
повенчаться с Абрамом. Свадьба со
стоялась в январе 1731 года.
Этот брак по принуждению стал не
счастьем для обоих, потому что осе
нью Евдокия Андреевна родила белую
девочку. Современные люди могут по
думать: Ну, и что? Генетика знает не
мало таких примеров. Но в то время
не было подобных исследований, да и
если б даже были, вряд ли А.П. Ганни
бал поменял сво решение, ведь ему
стало известно об интимной связи Ев
докии накануне свадьбы с е возлюб
ленным Кайсаровым. Были у него так
же подозрения относительно того, что
она уже в Пернове сошлась с одним из
его подчиннных.
Рождение белой девочки у царского
арапа стало сенсацией в гарнизоне и во
всм городе. Абрам Петрович это тя
жело переживал. Тогда он решился
подать прошение об отставке и завл
бракоразводный процесс, который
длился более 20 лет.
Участь Евдокии Андреевны была
ужасна. Муж бил и мучил несчастную
смертельными побоями необычно. А
военный суд Перновского гарнизона
признал е виновной и решил гонять
по городу лозами, а прогнавши ото
слать на Прядильный двор, на работу
вечно. Много лет она провела в арес
тантских домах и под караулом. Окон
чательное решение вынесла Санкт Пе
тербургская духовная консистория:
направить в труды монастырские веч
но, где она и закончила свои дни.
А Ганнибал, не дожидаясь офици
ального решения о разводе, сошлся с
дочерью капитана шведской службы в
отставке Христиной Региной Ш
берг. В 1735 году у них родился перве
нец Иван, смуглый и похожий на
Абрама, что успокоило ревнивое серд
це африканца. И он решается на второй
брак. Добывает подложную венеч
ную память, где говорится, что он хо
лост, и венчается с Христиной в одной
из Ревельских церквей. Отмечу, что
дочь Евдокии Поликсену Абрам оста
вил при себе, дал ей хорошее воспита
ние и богатое приданое, но видеть не
желал.
Поражнная трагической судьбой
Евдокии, я уже была не в состоянии
оценить старинный Петровский парк.
И хотя он был разбит уже при жизни
двоюродного деда А.С. Пушкина Петра
Абрамовича, мне в нм виделись мрач
ность, суровость и тяжлая задумчи
вость. Впрочем, на моего мужа, про
явившего мужскую солидарность по
отношению к А.П. Ганнибалу, этот парк
тоже не произвл большого впечатле
ния после прогулки по Михайловско
му. Разве что запомнилась беседка
грот, с которой открывается прекрас
ный вид на озеро Кучане.
Тригорское
Совсем другое дело бродить Три
горского кругом, в лугах, у речки, над
холмом, в саду, под сенью лип домаш
ней. Немудрено, что двадцать лет
жизни и творчества А.С. Пушкина были
тесно связаны с этим местом, его оби
тателями. Даже сейчас здесь царит уют.
А после ссоры с отцом Александр Сер
геевич во время ссылки именно в доме
Прасковьи Александровны Осиповой
находил сочувствие, душевный покой
и искренние симпатии.
В парке Тригорского сохранилось
более семисот мемориальных деревь
ев, некоторые из которых имеют ори
гинальные романтические названия:
ель шатр, дуб уединенный, бе
рза седло. Одной из самых интерес
ных парковых затей являются сол
нечные часы. Они представляют со
бой расположенную на возвышении
круглую площадку, обсаженную две
надцатью дубами, на которые падает
тень от древнего астрономического
инструмента гномона, установлен
ного в центре дернового круга. При
влекает внимание и дуб беседка. Это
сочетание природного создания с тво
рением рук человеческих замечают все
посетители Тригорского, так как оно
находится недалеко от въездной доро
ги в усадьбу. Но вот можно ли к нему
пройти, для меня осталось загадкой. Я
бы лично не стала рисковать, так как
дуб находится во фруктовом саду, а
там пасека
Поздние названия отдельных угол
ков парка связаны с романом А.С. Пуш
кина Евгений Онегин, в котором в
описании дома Лариных угадывались
конкретные лица семьи Осиповых
Вульф. Например, на краю обрыва над
рекой Сороть невдалеке от господско
го дома под склонившимся дубом сто
ит садовая скамейка, где назначались
свидания, поэтому с ней связывали
сцену объяснения Онегина с Татьяной
и нарекли е скамьй Онегина. С это
го места много глаз устремлялось на
дорогу в Михайловское и много сердец
билось трепетно, когда по ней, огибая
извивы Сороти, показывался Пушкин.
Из экспозиции дома музея, пожа
луй, наиболее пристального внимания
заслуживают: комната Прасковьи Алек
сандровны, где представлены е бю
вар с рисунком шпица на крышке, в
котором она хранила письма А.С. Пуш
кина, и посмертная маска поэта, при
сланная в Тригорское А.И. Тургеневым;
и библиотека, состоящая из двух ком
нат, в одной из которых, по преданию,
останавливался Александр Сергеевич.
Святогорский
монастырь
Ещ одним важным местом в жизни
и творчестве А.С. Пушкина со времн
михайловской ссылки стала Святогор
ская обитель. Датой основания монас
тыря считается 1569 год, когда по ука
зу Ивана Грозного псковский намест
ник Юрий Токмаков построил храм Ус
пения Пресвятой Богородицы на месте
явления блаженному Тимофею иконы
Божией Матери Умиление (в 1563
году) и, по прошествии нескольких лет,
иконы Одигитрии (Путеводительницы),
сначала отмеченном возведением ча
совни. В Псковской летописи сообща
ется о чудесах, происходивших на ме
сте будущего монастыря в 1566 году. А
позже чудотворными иконами славил
ся возведнный монастырь.
Александр Сергеевич часто бывал в
Святых Горах, где посещал монастырь.
Настоятель игумен Иона осуществлял
духовное наблюдение за поэтом, по
павшим в Михайловское по обвинению
в безбожии. Отношения у отца Ионы с
А.С. Пушкиным сложились очень сер
дечные, поэт ходил к нему каждую не
делю, да и Иона нередко бывал в гостях
в Михайловском. По утверждению А.Н.
Вульфа, Александр Сергеевич позаим
ствовал у насто
ятеля монастыря
поговорки, кото
рые включил в
Бориса Годуно
ва. Возможно, и
сам отец Иоан
благочестивый
старец, обладав
ший простона
родной мудро
стью, стал од
ним из прототи
пов летописца
Пимена этой
пушкинской тра
гедии.
По свидетель
ству современни
ков, поэт часто
приходил в мона
стырь и часами
гулял по Святой
горе около хра
ма, а иногда даже
на том месте, где
был позже похо
ронен
10 февраля
(по новому сти
лю) 1837 года
Александра Пуш
кина не стало. 17
февраля гроб с
телом был дос
тавлен старым
знакомым поэта
А.И. Тургеневым
и дядькой Никитой Козловым в Святые
Горы. По пути случайно завернули в
имение старых друзей. Младшая дочь
П.А. Осиповой Екатерина вспоминала:
Точно Александр Сергеевич не мог
лечь в могилу без того, чтобы не про
ститься с Тригорским и с нами. В ночь
с 17 на 18 февраля его тело находилось
в южном приделе Успенского собора.
С утра настоятелем архимандритом
Геннадием была отслужена заупокой
ная обедня. А 18 февраля солнце на
шей поэзии было погребено у стен
Успенского собора, рядом с могилами
своих родных.
Светлана НОСЕНКОВА
Фото автора
Господский дом в усадьбе Петровское.
Могила А.С. Пушкина в Святогорском монастыре.
Скамья Онегина в усадьбе Тригорское.