background image
суббота
k
94, 21 августа 2010 г.
ДЛЯ ВАС
культурный человек
ным полно камчатских песен, может,
ты из них что нибудь склепаешь? Я
вспомнил две свои камчатские песен
ки, которые никакого отношения к
фильму не имели. Одна о нашем
веслом учительском застолье в те сча
стливые камчатские времена. Вторая
наглая песня, в том смысле, что я в
ней с лгкой душой прощался с Кам
чаткой. А потом Камчатка отомстила
мне чудовищной ностальгией, которая
мною овладела настолько, что после
двух благополучных лет в Москве опять
вернулся туда, чтобы эту ностальгию
немного утихомирить. Тяга к Камчатке
осталась по прежнему, может, в этом
году удастся добраться хотя бы до Пет
ропавловска.
Из этих двух песен у меня получи
лась третья, с рефреном: И вс, дру
зья, не поминайте лихом, я подымаю
паруса, которая и вошла в фильм.
В 1965 году меня позвали в фильм
Похождения зубного врача, который
снимал режисср Элем Климов, автор
триумфальной ленты Добро пожало
вать, или Посторонним вход воспрещн.
Похождения снимались по очень
изысканному, тонкому сценарию Алек
сандра Володина, это была притча о судь
бе таланта. В главных ролях Андрей Мяг
ков и Алиса Фрейндлих. Алиса играла
выпускницу школы, которая среди под
руг известна как бард, она сочиняла свои
песни и распевала их у друзей. Вот для
не и потребовались песни. Одну сразу
нашли у Новеллы Матвеевой, а мне пред
ложили сочинить ещ одну. Володин ска
зал: Нужна песня о хорошем настрое
нии. Я придумал, песня не понрави
лась, тогда придумал другую, она понра
вилась самой Алисе Бруновне:
Пароход на реке
Завл песню о любви любови,
Пел, пел и оборвал
на полуслове.
Только эхо по реке
Вдаль укатилось и улетело,
Ну, а песню эту так
и не допело...
Этот гусарский романс мы сочи
нили с композитором Геннадием Глад
ковым для Верховного Гусара Совет
ского Союза Михаила Боярского. В
фильме Сватовство гусара (1979 год,
режисср Светлана Дружинина) он едет
на огромном жеребце посреди уездно
го города и исполняет романс:
Отогнув уголок занавески,
Смотрят барышни в каждом
окне,
Как в расшитом седле
и в черкеске
Я гарцую на резвом коне.
Есть у меня и цыганский романс. Мы
сочинили его с композитором Влади
миром Дашкевичем, сейчас не помню
по какому поводу. Сочиняли для самой
жгучей брюнетки, которую можно во
образить. Она была в нашей фантазии,
я не помню актрисы, для которой мы
это сочиняли, но предполагалось, что
голос у не настолько страстный, что
его нет в природе. Дашкевич писал
этот романс для женского баса. Этот
голос оказался только у меня. Но ро
манс никто из певиц не берт в свой
репертуар, даже Лена Камбурова, ко
торая, казалось бы, может вс:
Ой, как ты валялся
В ногах у меня,
Ты весь изгинался,
Как будто змея
Потом у меня появилось желание
сочинить в стиле короля этого жанра
Александра Вертинского, романс на
зывается Герцогиня:
И в Москве, и везде, с кем бы
мы ни граничили,
В непогоду, и в вдро, и вновь,
и опять,
Герцогиня во всм соблюдала
приличия
Вот чего у не не отнять!
У меня написано несколько мар
шей, большинство из них военные.
Для сегодняшней встречи я пригото
вил сюиту из маршей и постарался,
чтобы она была поразнообразней. Пер
вый марш будет штатский, я бы даже
сказал партийный. Мы его сочинили
с Дашкевичем. Этот марш сгодится для
любой политической партии, какая
только есть на свете.
Второй марш будет туристическим.
Сам я к туристам причислить себя не
могу, хотя друзей туристов много. Они
и говорят: Придумай для нас, турис
тов, марш! Я сочинил, они послушали
и сказали, что это марш для фашистов.
Вам судить, так ли это.
А третий марш будет общевоенным,
для всех видов и родов войск, для сол
дат и офицеров всех времн и народов.
Я когда то очень боролся за мир и напи
сал пьесу, посвящнную этой борьбе.
Там и звучит этот марш для всех воору
жнных сил мира. Я его сочинял, взяв за
образец поэзию Высоцкого и Киплинга.
Партийный марш:
Сегодня душа весела,
гораздо бодрей, чем вчера.
Спросите у нас, как дела?
И мы вам ответим: ура!
Поступью железной
дружно, как стена,
мы шагаем вслед за,
невзирая на!..
Марш туристов:
Мы туристы, мы
туристы,
Мы туристы гитаристы,
Ходим мы туды сюды,
Ходим, рыщем,
Тыща за тыщей,
За нами пепелища,
как чрные следы
Марш военных:
Одиннадцать солдат
Пошли купаться в море,
Одиннадцать солдат
Забыли о пароле.
Патруль был строг,
Слегка нажал курок,
И вот вам результат:
Семеро солдат.
Семеро солдат
Сивухи налакались
Фильм Бумбараш (режиссры
Николай Рашеев и Аркадий Народицкий.
В.С.) снимался в начале 70 х годов,
прошл с большим успехом по экранам
страны. Там звучит песня молодого цы
гана Лвки, который оказался на перепу
тье Гражданской войны. Эту роль и эту
песню исполняет прекрасный актр Алек
сандр Хочинский, один из лучших масте
ров ленинградского ТЮЗа. Сейчас его
нет, к сожалению, с нами, но он очень
любил эту песню. Каждый раз, исполняя
е, я мысленно посвящаю е его светлой
памяти.
Как за меня матушка вс
молила бога,
Вс поклоны била, целовала
крест,
А сыночку выпала дальняя
дорога,
хлопоты бубновые,
пиковый интерес.
Журавль по небу летит,
корабль по морю идт,
А кто меня куда влект
по белу свету,
И где награда для меня, и где
засада на меня
Гуляй, солдатик, ищи
ответу.
В этом фильме много разноокра
шенных политических сил: красные,
белые и так называемые зелные. В
фильме свою песню имели только крас
ные:
Дрожи, буржуй, настал
последний бой.
Против тебе весь бедный
класс поднялси,
Он улыбнулси, рассмеялси,
все цепи разорвал,
И за победу бьтся как герой.
Припев:
Ничего, ничего, ничего,
Сабля, пуля, штыки
все равно.
А ты любимая, ты дождись
меня,
И я приду.
Я приду и тебя обойму,
Если я не погибну в бою,
В тот тяжлый час
За рабочий класс,
За всю страну.
В одном ТЮЗе ставили Бумбара
ша, и тогда я написал песню и для
белых:
Вс было коньяк и цыгане,
И девки в ажурных чулках.
А будет смерть и поруганье,
И ветром развеянный прах.
Вперд, господа офицеры!
Умрм, коли так суждено,
За Русь, за царя и веру,
Хоть их уже нет никого!
Герой, исполняющий эту песню, ос
тался один на поле, заваленном трупа
ми погибших в братоубийственной вой
не и белых, и красных, и зелных. Он
стоит один как воплощение бессмыс
лицы этого братоубийства, и как его
жертва. В театре Табакерка мы пред
ложили новую версию Бумбараша.
Е поставил блистательный актр и
очень талантливый режисср Влади
мир Машков, известный многим, на
пример, по сериалу Ликвидация. До
сих пор там Бумбараша самозабвенно
играет Евгений Миронов. Спектакль
впервые поставили лет 17 назад, и
Миронов там замечательно танцует и
пот. Вот тут свою песню получили и
так называемые зелные. Мы е сочи
нили, имея перед глазами некоторое
представление о махновцах. Историки
подсказали нам, что махновцы изобре
ли в Гражданскую войну тачанку и пи
сали на тачанках спереди: Хрен
уйдшь!, а сзади: Хрен догонишь!
Итак, песенка зелных:
Эх, казак молодой, голова
бедова,
Поскорей позабудь, что
оставил дома.
Впереди вольный шлях,
удалая доля,
А за нами на рысях
ветер Гуляй Поля!
Эх, Конотоп, Воронеж,
едрна вошь!
Хрен догонишь
хрен уйдшь!..
К трм песням, которые Женя испол
нял, мы написали четвртую, самую
главную. Под не построили сеноваль
чик, и с него Бумбараш Миронов пел:
Ходят кони над рекою,
Ищут кони водопоя,
А к речке не идут
Больно берег крут
Мои песни звучали и в фильмах
Марка Захарова. Всего Захаров снял
шесть фильмов, из них пять озвучи
вали мы с Геннадием Гладковым, а
шестой о бароне Мюнхгаузене
Алексей Рыбников. В фильме Захаро
ва Формула любви (1984 г.) в титрах
написано, что автор текстов песен
Ю. Ким (или Ю. Михайлов это мой
псевдоним). Хочу уточнить, что в филь
ме звучат три песни, две из них мои,
а текст самой главной песни сочинил
Гладков. Вот как это случилось. Во вре
мя съмок Марк Захаров как то гово
рит: Здесь мне нужна серенада. Слабо
тебе, Гена, сочинить неаполитанскую
песню? Это можно, сказал
Гладков, и вечером песня была готова
с его, Гладкова, текстом. Этот текст
представлял собой итальянскую тара
барщину. Марку так понравилась эта
белиберда, что с ней серенада в этот
фильм и вошла (Уно, уно, уно, уно
моменто). А благодаря титрам эту
великую песню по прежнему припи
сывают мне. На мой взгляд, лучше
всего Марку Захарову удался фильм
Обыкновенное чудо (1978 г.), неда
ром его по многу раз в году показыва
ют по телевидению. В фильме есть
музыкальный номер: дуэт Эмилии (Ека
терина Васильева) и трактирщика Эми
ля (Юрий Соломин). Этот дуэт испол
няется голосами других актров:
Ах, сударыня, вы, верно,
согласитесь,
Что погода хороша, как
никогда?
Право, сударь, я скажу,
Я и вправду нахожу,
Что погода не такая, как
всегда
А этот монолог в фильме исполняет
незабвенный Андрей Миронов, играв
ший роль министра администратора:
Хорошо, когда женщина
есть
Леди, дама, сеньора,
фрейлина!
А для женщины главное
честь,
Когда есть у ней рядом
мужчина.
И повсюду, тем более здесь,
Где природа тиха и невинна...
В фильме Двенадцать стульев
Захарова (1976 г.) первой песней Оста
па было танго Рио:
Молчите, молчите, прошу,
не надо слов,
Поверьте бродяге и поэту:
На свете есть город моих
счастливых снов,
Не говорите, что его нету.
Я подумал, что, если так необходима
была первая песня Остапа, должна быть
и последняя, хотя у Марка в сценарии
е не было. И я подал ему гениальную
идею про последнюю песню Остапа.
Они уже нашли двенадцатый стул в
железнодорожном клубе, и в нм, бе
зусловно, должны быть вожделенные
сокровища, потому что предыдущие
одиннадцать стульев найдены, вскры
ты и оказались пустыми. Итак, вечером
они пойдут за своей мечтой, которая
наконец то исполнится. И Остап, пол
ный этого предвкушения, ложится от
дохнуть, и в его измученной груди зву
чит эта песня. Я сочинил е текст, поло
жил перед Марком. Он посмотрел, по
морщился и сказал: Текст неплохой,
но сама идея мне не нравится. Зачем он
будет петь? и отказался от моей
идеи. Но она мне нравится до сих пор.
Представьте, Остап прилг, и, казалось
бы, здесь, поскольку мечта его сбудет
ся, в нм должны загреметь какие то
бетховенские симфонические звуки
торжества, победы и так далее. А в нм
звучит нечто другое! Гена отказался
писать музыку, пришлось воспользо
ваться собственными силами. Итак,
последняя песня Остапа:
Паровоз доехал, караван
дошл,
Ильф с Петровым счастливы
безмерно.
Отыскался стульчик, вот
и хорошо.
Вот и хорошо, наверно!
Ты сыграл красиво, ты
шутил незло,
Ты достиг заслуженной
удачи.
При твоих талантах быть
и не могло,
Быть и не могло иначе
А вот главная песня Остапа Бендера
звучит в сцене его пошлейшей свадьбы
с мадам Грицацуевой, среди самой по
шлой нэпманской публики, и лишний
раз подчркивает смысл этой песни:
Нет, я не плачу, и не рыдаю,
На все вопросы я открыто
отвечаю,
Что наша жизнь игра, и
кто ж тому виной,
Что я увлкся этою игрой?
После концерта Юлий Ким любезно
согласился ответить на вопросы Ка
лининградки:
Юлий Черсанович, вы первый раз
в нашем городе?
В Подлипках я уже бывал, но очень
давно. Здесь жил Юра Спаржин, один
из великих кавээнщиков 60 х, и это
вс, что у меня вспомнилось с вашим
городом.
А на космическую тему есть у вас
песни?
Нет, у меня решительно нет ниче
го. А вот с космонавтами, летавшими в
космосе, у меня был контакт. Они там
вращались, и я для них спел, что не
помню, а потом спросил их, о чм они
мечтают? Один ответил как можно
быстрее отсюда свалить! И это мне так
понравилось, ведь человек абсолютно
искренне ответил!
Вы не шутите?
Я нет, а космонавт может
быть
Вы посещаете фестивали бардов
ской песни?
Раньше бывал, сидел у кост
ров, но не часто. Один раз попал на
Грушинский. А в походы не хожу.
Как же вы проводите свободное
время?
А его нет! Я от одной пьесы пере
хожу к другой, а если окошко появля
ется, я, как правило, читаю.
То есть вы ведте образ жизни
профессионального литератора?
Не могу назвать себя профессио
нальным литератором, скорее лю
битель. Я обыкновенный культурный
человек. Но я литературой занимаюсь
профессионально, хотя бы потому, что
мои пьесы идут на сценах.
Не только в нашей стране?
За рубежом однажды поставили
мою инсценировку Бумбараша, но это
было во времена социалистического
лагеря. А так, скажем, далеко за грани
цей нет. Сейчас мои пьесы ставятся
по России и бывшему Союзу.
Вы выступаете перед русскоязыч
ной публикой в разных странах. Есть ли
разница в зрительском восприятии?
Вс абсолютно одно и то же, пото
му что и в Германии, и в Израиле, и в
Америке, и в Канаде сидят такие же
люди, что и в сегодняшнем зале. И по
происхождению, и по воспитанию, и
так далее. Это вс образованные совет
ские мэнээсы (мнс сокращнно от
младший научный сотрудник.
В.С.), в основном, или их дети, которым
вс передалось по наследству, в том
числе и любовь к бардовской песне.
Над чем в данный момент работа
ете? К какой цели движетесь?
Сейчас сижу в одной детской пье
се. Это совместные мысли и мои, и
заказчика, просто они совпали. Сюжет
не рассказываю, пока дело не доехало
до конца из чистого суеверия.
Вы всю работу выполняете по этой
пьесе: сочиняете сюжет, пишете тек
сты?
Нет, сюжет чужой, и музыку будет
писать другой человек, возможно, Сер
жа Никитин. А я в основном занимаюсь
драматургией. То есть пишу диалоги
Валерий СОКОЛОВ
Фото автора
Песня для Алисы
Романс для женского баса
Поппури из маршей
Красные, белые, зелные
Не всегда верьте титрам!
Неисполненная
песня Бендера
Мои зрители
советские мэнээсы