background image
C
M
Y
K
четверг
k
99, 2 сентября 2010 г.
121
Ведущая Раиса
ПОЗАМАНТИР
Задумалась и я, и всерьз. А что мы с мужем
знаем о наших предках? Да очень немногое. Где
искать? Родители и их поколение уже ушли из
жизни. Самое наджное архивы. И возможно,
там мы что то бы и нашли. Но полной уверенности
не было. В Ростове на Дону, откуда вышли пред
ки мужа, во время Великой Отечественной войны
шли жестокие бои, архивы могли сильно постра
дать. Да к тому же дорога туда не близкая, а это
время и деньги. Искать моих предков, крепостных
крестьян, в документальных фондах Чернигов
ской губернии также показалось делом беспер
спективным. Оставалось одно ограничить по
иски нашей родословной историей двух семей
моей (Сороколетовых и Овсеенко по линии отца и
матери) и мужа (Позамантиров и Серебряковых).
Сохранившиеся немногочисленные фотографии
и документы родителей, а также обрывки воспо
минаний дали возможность заглянуть в середину
XIX века. Так состоялась первая часть книги Ро
доначальники, 1860 1920 е годы.
Основные вехи в истории нашей страны: рево
люционные события начала XX века, Первая ми
ровая война, коллективизация, Великая Отече
ственная, начало космической эры, освоение це
лины, развал Советского Союза где то косвен
но, а где то непосредственно коснулись нашей
семьи на протяжении более ста лет. На фоне этих
событий мы и построили наше повествование.
Книгу назвали Семейный альбом. Приведу
небольшой фрагмент из главки Встреча с новым
городом, в которой я рассказываю о переезде в
1949 году нашей семьи в Подлипки из Усть Ката
ва, куда мы были эвакуированы во время войны.
Папа уехал первым, чтобы, устроившись на
новом месте, приехать за нами Мама по догово
рнности с папой не должна была ничего пред
принимать самостоятельно. Но скорая на руку,
нетерпеливая, энергичная и не боявшаяся ника
ких трудностей, ей было всего 37 лет, она сразу же
после отъезда папы стала собираться в дорогу. А
это было непросто. Вещей набралось немало. В
течение месяца мама со всеми делами управи
лась, упаковала вещи, сдала их в багаж и, не
дождавшись сообщения от папы, с тремя детьми
в августе месяце отправилась в Москву. А точнее,
на деревню к дедушке, потому что обратный
адрес на папиных письмах значился так: Москва,
Мытищи, Подлипки дачные. Но маму это нисколь
ко не смутило, она не имела ни малейшего пред
ставления о Мытищах и Подлипках, но тврдо
знала, что дети должны начать учебный год 1
сентября. Папу на работу в НИИ 88 уже зачисли
ли, но жилья у него не было, остановился у дру
зей, главного бухгалтера НИИ 88 В.Т. Карпова.
Не знаю, дала ли мама отцу телеграмму, ско
рее всего, нет, потому что нас никто не встречал.
Поезд прибыл вечером на Казанский вокзал.
Выгрузили на перрон чемоданы, сумки. И мама
пошла наводить справки, как доехать до Подли
пок, а нам поручила охранять вещи. (По радио
вс время повторяли, чтобы не оставляли вещи
без присмотра и были осторожны.) Когда она
вернулась, уже совсем стемнело. Носильщик
довз нас до электрички, а электричка высадила
в тех самых Подлипках, которые оказались горо
дом Калининградом. Станционные часы показы
вали двенадцатый час ночи. Около подлипковс
кой платформы был небольшой скверик с зак
рытой на замок калиткой. Пассажиры с электри
чек огибали скверик. Мама, решив, что это люд
ное, более или менее безопасное место, посади
ла меня с братом Валериком на чемоданы и
сумки у этого скверика. А сама с семилетним
Юрой отправилась искать папу. Наверное, двое
малолетних подростков с вещами являли стран
ное зрелище, потому прохожие останавливались
около нас и спрашивали, кто мы, откуда. Мамы
не было долго. Когда она появилась с папой, уже
начало светать.
Уже позже мы узнали эту детективную исто
рию, как мама разыскала папу глубокой ночью в
совершенно незнакомом городе, не зная адреса.
Каким то образом она попала в милицию. Дежур
ный милиционер нашл главного бухгалтера НИИ 88
Карпова, который жил в Финском послке, в квар
тире у него был телефон. Под утро мы оказались
в финском домике Карповых. Наш неожиданный
приезд всех переполошил. Вот так мы попали в
1949 году в город Калининград, ставший нашей
второй родиной и последним пристанищем моих
родителей.
Город нам сразу понравился. Чистенький, зел
ный, уютный и совсем небольшой, по площади
раз в пять меньше нынешнего. Дореволюцион
ные дачки соседствовали с четырхэтажными
каменными домами. Непритязательные, украшен
ные башенками, они придавали городу особый
колорит. Теперь тот город можно увидеть только
на фотографиях.
И вот я держу в руках эту 300 страничную книгу
большого формата в красивой золотисто светло
коричневой обложке с символическим родовым
древом. Со старинными чрно белыми, кое где с
трещинками, разрывами, оторванными уголками
фотографиями, и современными цветными. С фор
зацами, где в художественном беспорядке пред
ставлены фото наших родственников, сделанные в
разные времена, в разной технике, в разном стиле,
и генеалогическое древо рода. Закончен труд,
растянувшийся к неудовольствию моих родных на 5
лет. Но для меня на 5 благотворных лет. За эти
годы мы с Людмилой Константиновной Бондаренко
выпустили две объмные книги: Восток Москвы:
сквозь даль столетий (2006 г.), От пушечных зал
пов до космических стартов (2008 г.).
Пожалуй, ни одна книга не доставила мне такой
радости, как эта, последняя. Работа над ней обо
гатила душу, заставила пережить большой кусок
жизни вместе со своими предками.
Хочу посоветовать всем, кто уже готов взяться
за составление своих родословных: не отклады
вайте в долгий ящик. Пусть вас не смущает, что не
располагаете достаточным количеством докумен
тальных материалов. Даже рассказ об одной се
мье будет интересным и поучительным для ваших
потомков. Ведь писать вы будете для тех, кто
придт после вас, людей из другой жизни. Воз
можно, вы подвигнете их на продолжение нача
той вами работы, и они разыщут то, чего в сво
время не нашли вы. В любом случае они будут
бесконечно вам благодарны. Вы обогатите их
миром чувств и переживаний предков.
Дерзайте! И вы получите большое удовлетво
рение!
Раиса ПОЗАМАНТИР
Местоположение, прекрасные виды,
искусство талантливого архитектора
Н.А. Львова сделали Введенское од
ним из самых красивейших имений в
Московской губернии. Так писали со
временники: Вековая берзовая ал
лея ведт к обширному двору, в глуби
не которого возвышается грандиозный
двухэтажный с колоннами дом дво
рец эпохи императора Павла. Дом сто
ит на высоком берегу Москвы реки, и с
величественной западной террасы с
коринфскими колоннами открывается
дивный вид на долину реки. В глубине
виднеется живописно расположенный
городок Звенигород. Прямо на высо
кой горе, среди соснового бора древ
ний звенигородский одноглавый со
бор XII века. Из за густого векового
леса высятся главы Савво Сторожевс
кого монастыря
.
Одна из достопримечательностей
Введенского пейзажный парк. На
окраине парка стоит усадебная цер
ковь. Она была построена в начале XIX
века по проекту Н.А. Львова. Особенно
красива колокольня в форме ротонды,
завершающаяся не островерхим шат
ром, а длинным шпилем.
Внутри дом сохранил типичный ха
рактер эпохи. Высокие большие залы с
колоннами, один из них театраль
ный, с мебелью Людовика XVI, с зерка
лами и портретами в напудренных па
риках по стенам, зимний сад с причуд
ливыми растениями, музыкальная гос
тиная с роялем у камина. На этом рояле
играл Птр Ильич Чайковский.
Время пощадило эту великолепную
усадьбу. Уцелел не только господский
дом с коринфскими колоннами со сто
роны фасада и сада, но и флигели,
церковь с колокольней, конюшня, парк
и около 20 берз главной аллеи, начи
нающейся у бывшего села Введенско
го и ведущей к дому.
Автор этого дворцово паркового
ансамбля Николай Александрович
Львов. Он также автор прекрасных уса
деб, возведнных в Тверской губер
нии, почтамта в Петербурге и др.
Одна из самых ярких страниц в исто
рии Введенского приходится на 1864
1884 годы, когда имение приобрл
московский купец, фабрикант, меце
нат Василий Иванович Якунчиков. Бла
годаря родству с С.И. Мамонтовым и
П.М. Третьяковым, семья Якунчиковых
тесно общалась с художниками, писа
телями, музыкантами, меценатами.
Дочь Якунчикова Наталья Васильевна,
художница, была замужем за Васили
ем Дмитриевичем Поленовым, настав
ником и душой Абрамцевского кружка
передвижников.
В Жуковке (что на Болшевском го
родище), где проводили лето Полено
вы, гости не переводились, как писа
ла жена Поленова. Молодые художни
ки Абрамцевского кружка были часты
ми гостями и во Введенском. Центром
притяжения была Мария Васильевна,
младшая дочь Якунчикова, художница,
и жена Якунчикова Зинаида Николаев
на, урожднная Мамонтова, обладав
шая незаурядными музыкальными спо
собностями, ученица А.Н. Скрябина. Дух
искусства объединял обитателей Жу
ковки, Куракина, где на протяжении 20
лет снимали дачу Третьяковы, и Вве
денского. Маша Якунчикова часто гос
тила у сестры. Константин Коровин
изобразил е в двух картинах, написан
ных в Жуковке: За чайным столом (в
кругу семьи В.Д. Поленова и его дру
зей), в картине В лодке он написал
Марию Васильевну и себя.
Мария Якунчикова уже при жизни
стала известной художницей. Е имя
упоминалось в одном ряду с именами
Левитана, Врубеля, К.А. Коровина, Се
рова, Борисова Мусатова. В 1889 году
уехала лечиться от туберкулза во
Францию, там вышла замуж, и с тех
пор е жизнь была тесно связана с
Парижем. Но часто приезжала в Рос
сию, проводя здесь лето и часть осени.
Большинство работ этого периода
пейзажи и виды Введенского: Из окна
старого дома. Введенское, Кладби
ще во Введенском, Савво Сторожев
ский монастырь близ Звенигорода и
другие. Работы Марии Васильевны на
ходятся в Третьяковской галерее и Рус
ском музее в Петербурге. Некоторые
выставлены в усадьбе Введенское. Зна
чительная часть осталась у е потом
ков во Франции. Умерла Мария Васи
льевна в 1902 году в 32 года.
В 1884 году усадьбу приобрл Сер
гей Дмитриевич Шереметев, внук од
ного из самых блестящих людей XVIII
века Николая Борисовича Шереметева
и выдающейся крепостной актрисы
Прасковьи Ивановны Ковалвой Жем
чуговой графини Шереметевой. Вве
денское стало одним из любимых име
ний С.Д. Шереметева. В начале XX века
он посадил на парадном дворе малень
кий дубок. Сейчас это могучее дерево с
разросшимися ветвями укрывает сво
ей прохладой в жаркие дни.
Сергей Дмитриевич отдал усадьбу в
приданое за любимой дочерью Мари
ей. В 1917 году имение было национа
лизировано. В усадьбе размещался
детский дом, при котором работали
художественно промышленные мас
терские и в главном здании находился
художественный музей. Музей был со
ставлен из предметов старины и искус
ства, свезнных из окрестных имений.
В 1931 году в имении открыли сана
торий. Он существует и поныне. В му
зыкальной гостиной устраиваются ве
чера романсов в исполнении московс
ких артистов. Нет той старинной мебе
ли, но также у камина стоит красивый
белый рояль, на стенах свечи в канде
лябрах. И великолепная акустика, хру
стальный свет старинной люстры по
гружают слушателей в прекрасный мир
чарующих звуков. Постоянно обновля
ющиеся здания усадьбы, восстанов
ленные парковые аллеи, широкий зе
лный партер, спускающийся от дома к
реке, воссоздают прошлое. И они вдох
новили кинорежиссра Сергея Бондар
чука на съмки во дворце усадьбы не
скольких эпизодов киноэпопеи Война
и мир, в частности разговор Наташи
Ростовой и Сони летней ночью в тиши
старого парка, услышанный Андреем
Болконским.
Раиса ДМИТРИЕВА
Усадьба Введенское
Семейный альбом
Семейный альбом
Семейный альбом
Семейный альбом
Поздним вечером летом 2005 года си
дели мы вдвом с внучкой Катей в
гостиничном номере в Лазаревском
под Сочи, и наша беседа о том о см
незаметно перетекла в воспоминания.
Мой не очень последовательный рас
сказ о былом вызывал у не изумле
ние и искренний интерес. О многом из
нашей жизни она просто ничего не
знала. А уж когда зашла речь о е
прапрадедах моих и мужа родите
лях, дедушках и бабушках, тут она
решительно заявила: надо писать кни
гу, это не должно раствориться в несо
вершенной человеческой памяти.
ДВОРЯНСКИЕ ГНЗДА
Дворянские гнзда Как очаги культуры они о многом могли бы рассказать. Одна из сохранив
шихся усадеб в ближнем Подмосковье Введенское близ железнодорожной станции Звенигород.
Как дворцовое село Введенское упоминается в документах ещ в 1504 году. В начале XVII века
Введенское вотчина Дмитрия Пожарского, полученная им по государевой жалованной грамоте
за Московское осадное сидение 1612 г.. В 1798 году во Введенском создатся дворцово
парковый ансамбль по заказу Павла I для его фаворитки Анны Лопухиной.
Теперь тот город можно увидеть только на фотогра
фиях. Одна из дореволюционных дач на улице Карла
Маркса. Снесена в начале 1980 х годов.
Усадьба Введенское близ Звенигорода.
Книга Семейный альбом.