background image
вторник
k
101, 7 сентября 2010 г.
КУЛЬТУРА
(Продолжение. Начало на с. 1)
В деревянном домике, в котором
расположен городской выставочный
зал, была открыта очередная художе
ственная выставка Цветы и керами
ка. В этом домике проживал в далкие
времена начала прошлого века садов
ник, содержащий в порядке усадьбу,
которая стала известна лишь потому,
что здесь некоторое время жил В.И.
Ленин.
Об этой выставке я уз
нал, натолкнувшись на е
рекламу двухсто
роннее объявление, раз
мещнное почти рядом с
входом в зал, если
можно так назвать то по
мещение, в котором рас
положились цветы и ке
рамика. Но мне понрави
лось. Стены зала задра
пированы холстом, на
котором соседствуют из
делия из керамики, ру
котворные цветы в тех
нике квиллинга (возрож
дающаяся, почти забытая
техника изготовления
цветов из кручных
узеньких полосок цвет
ной бумаги) и их композиции (
фото
1). При всей простоте зала экспози
ция оставляет очень приятное впе
чатление.
При мне выставку осматривала
пара из Нового Уренгоя. Нас сопро
вождала от экспоната к экспонату
научный сотрудник музея Людмила
Густавовна Лукашина, работающая
здесь уже 17 лет. Завидное и самоот
верженное постоянство, тем более что
заработная плата в таких учреждени
Мурлыга! Прости меня, но дальше
было бы хуже. Я тяжело больна, это
уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми,
что я больше не могла жить. Передай
папе и Але если увидишь что
любила их до последней минуты и
объясни, что попала в тупик.
Эту последнюю записку Марины
Цветаевой сыну знают все, чьи серд
ца звучат в такт нервному, подчас
вызывающему ритму е стихов. Те,
кто понимает: жизнь действительно
может загнать человека в тупик. И
нужна истинная сила духа, чтобы
выдержать все удары судьбы. К со
жалению, сильный поэт не всегда
оказывается сильной личностью. Я
и в предсмертной икоте останусь по
этом сказала Цветаева. И е
последний шаг стал яркой финаль
ной строкой поэта. Что же касается
поступка человека
Не умаляя гения Марины, стихи ко
торой всегда воспринимала, будто соб
ственной душой выстраданные, не могу
принять е ухода. Особенно в тот мо
ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Стихом восстать
мент, когда она так нужна была своему
мальчику, растерянному и одинокому,
остававшемуся в незнакомой для него
стране, во время всеобщего смятения
и хаоса. Нужна была хотя бы и на
расстоянии, молитвами, дочери и
мужу, о смерти которого ведь не знала,
считала, что жив, и это явствует из
предсмертной записки. Но своя боль
рвала душу глубже: это ей невмого
ту, а остальные как нибудь справят
ся Кто нибудь возьмт Мура, похло
почет за дочь. Не осуждаю, упаси Гос
подь, но как хотелось бы, чтоб она и это
вынесла, вышла из испытаний с новы
ми строчками на устах.
Об этом не говорилось 31 августа
возле Дома музея М.И. Цветаевой в
Болшеве. Собравшиеся в День памяти
оказались великодушны, и каждый,
наверное, молился в душе: пусть Ма
рине вс простится за стихи! За ту ис
креннюю страсть, которую вложила она
в каждую строчку, что до сих пор будо
ражат человеческие души. Правда, по
хоже, в основном старшего поколения:
публика на поляне возле музея собра
лась не юная.
Это наводило на печальные размыш
ления уйдт поколение тридцатых
пятидесятых, кто помянет поэта в та
кой вот августовский день Зрители
мрзли, но не расходились, места на
скамейках не хватало. И в самом деле,
как не послушать историка литерату
ры, лауреата первой литературной пре
мии им. Марины Цветаевой Льва Мну
хина, только вернувшегося с Пятых
международных цветаевских чтений в
Елабуге, где впервые собралось много
переводчиков е стихов. По словам
Льва Абрамовича, как раз в Елабуге
любовь к Цветаевой не только не осла
бевает, но за последние два года сде
лано немало для поддержки костра
памяти: поблизости от могилы Мари
ны, но так, чтобы чувствовать себя в
уединении, установлена скамья памя
ти. Возведена стела, позволяющая тому
самому прохожему, которого она сама
призывала остановиться у е могилы,
найти е безошибочно.
Другой памятник, завершающий
мемориальный цветаевский комплекс
в городе, где провела Марина Ива
новна последние дни, нарочито бы
товой. И называется соответственно
Портомойня. Дмитрий Ушаков в
свом Толковом словаре русского
языка трактует это слово так: Пра
чечная (при военных, рабочих или
арестантских казармах). Место на
берегу реки, приспособленное для
полоскания белья. От старинного сло
ва порт одежда. В портомой
не воссозданы деревянные водопро
водные трубы, протянутые от ледя
ных родников, чан для воды, простые
мостки, с которых и Цветаева тоже
полоскала бель, рядом с другими
женщинами. Которые, конечно, ни
имени е не слышали, ни стихов не
читали
Враз стать никем в провинциальной
глуши для поэта вселенского масшта
ба испытание мучительное. Но сти
хи не рождаются у того, кто не корчит
ся в горниле. Даже если окружающие
не замечают этого огня. О душевном
пожаре поэта в этот вечер напоминала
поминальная свеча, зажжнная дирек
тором Дома музея Зоей Атрохиной, да
костр за домом, куда бегали погреть
ся и артисты, и зрители. Тихо шепта
лись сосны, такие же, как в Елабуге,
бегал лохматый пс, напоминая слова
Марины, обещавшей пойти за мужем,
как собака. Звучали гитары и скрипка,
романсы и воспоминания, как всегда
неподражаемо читала стихи сотрудник
музея Ална Трубицына.
Но больше других потрясло и за
помнилось выступление Людмилы
Петровой, знакомой всем, кто связан
с королвским ТЮЗом. Душа это
сопротивление, Цветаева сказа
ла это будто о ней. О той, для кого
стала вседержительницей души. И
наверняка незримо помогла женщи
не, попавшей в чудовищную аварию.
В этот вечер Людмила Георгиевна
впервые за последние четыре года
читала стихи любимого поэта стоя. И
для не это стало великой победой
духа, которой аплодировали все со
бравшиеся.
Многие выступавшие и до, и после
не ошибались, называя День памяти
праздником. Потом смущались, пыта
лись объясниться. Хотя всем и так было
понятно: то, что Марина до сих пор
собирает близких по духу людей,
это истинное торжество. Торжество
Поэзии, победившей смерть, забвение,
время. Цветаева ошиблась, написав:
И будет жизнь с е насущным
хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет вс как будто бы
под небом
И не было меня!
Никогда в России не будет реально
сти, свободной от поэзии Цветаевой. И
пусть ненастье отпугнуло е молодых
читателей в этот вечер, но они суще
ствуют. Мои студийцы школьники на
зывают имя Марины первым, вспоми
ная любимых поэтов. Те, кто пытается
делать с не жизнь, совершают боль
шую ошибку слишком неоднознач
ной личностью она была. Я размышля
ла об этом, когда писала роман
Фальшь истины, отразивший влия
ние Цветаевой на моих ровесниц. Но те,
кто учится у не полной погружнности
в поэзию, бескорыстной самоотдаче,
безжалостности к себе в работе, не
найдут наставника лучше.
За е домом в Болшеве берза
обвила корнем сосну, и они накрепко
срослись стволами. Тмное и светлое
сплелись в каждом из нас. Будем по
мнить то, что дарит нашей душе мину
ты счастья. Как стихи Марины Цветае
вой.
Юлия ЛАВРЯШИНА, писатель
Фото Артура ЛАВРЯШИНА
Выступает Лев Мнухин.
Семейный дуэт Ирины Ракиной с дочерью Дарьей.
НЕПАРАДНЫЕ ЗАМЕТКИ
Панорама экспозиции Цветы и керамика (фрагмент).
ях, надо полагать, мизерная, а со
трудники здесь держатся только из
любви к профессии и на собственном
энтузиазме.
После подробного осмотра экспози
ции (кстати, работает она до 10 сентяб
ря, затем распахнутся двери для выс
тавки члена Союза художников Вадима
Степанова) Людмила Густавовна лю
безно предложила нам, пока нет дру
гих посетителей, пройтись по террито
рии музейного комплекса и осмотреть
его здания и находящиеся в них экспо
зиции.
При выходе с выставки я обратил
внимание на совершенно непотребный
вид входных дверей и не удержался
сфотографировал. Полюбуйтесь (
фото
2)! Здесь левая дверь на улицу,
правая в зал. Двери из досок, тамбур
глубиной примерно 20 см. Видны не
однократные попытки отремонтировать
эти двери. Не видны только зимние
морозы!
Во дворе нас порадовало то, что
Ленинский домик, с ко
торого, собственно, и на
чинался первый музей
города Калининграда, от
ремонтирован. Причм
отремонтирован он на
средства предпринимате
ля, пожелавшего
остаться неизве
стным. Выгля
деть домик стал
лучше помо
лодел по сравне
нию с тем, каким
он был, когда я
его впервые уви
дел много лет на
зад. Спасибо,
ещ не переве
лись люди, моз
ги которых не
перекособочило, способ
ные посочувствовать, посто
ять за историю города и ре
ально помочь.
Затем мы осмотрели со
седнее здание (дом Крафта), вид ко
торого настолько удручающ, что не
хватает слов выразить сво возму
щение тем, как относятся городские
власти к состоянию и содержанию
музейного имущества. Стены обшар
паны, электропроводка болтается,
штукатурка отваливается, под штука
туркой видны брвна стен, прогнив
шие насквозь (
фото 3). В таком зда
нии не только экспозиции нельзя вы
ставлять, но к нему близко подходить
опасно!
А гости из Нового Уренгоя не пре
минут позубоскалить по этому пово
ду: мол, наукоград(!), форпост отече
ственной космонавтики(!) и так далее
и, надо же такое Да на этом при
мере мгновенно меняется имидж го
рода!
В одном из залов этого дома разме
стилась выставка детских рисунков. Зал
побольше предыдущего, но, к сожале
нию, неухоженный, отчего детские ри
Фото 1.
Фото 3.
Фото 2.
сунки смотрятся непривлекательно.
Кроме того, в зале много предметов,
никакого отношения к детским рисун
кам не имеющих, что дополнительно
снижает эмоциональное воздействие
от экспозиции.
Такие выставки всегда предполага
ют награждение авторов лучших работ
подарками, грамотами, чтобы поощ
рить и стимулировать детское творче
ство. Иначе зачем их прово
дить? А здесь даже сравни
вать рисунки трудно, если
одни висят над шкафами, под
потолком, а другие у две
ри, за монстрами. Позже я
узнал, что большинство
монстров экспонаты
следующей выставки, но это
дела не меняет.
Огорчает то, что Истори
ко краеведческий музей в
Костине имеет статус всего
навсего отдела(!) Королв
ского исторического музея,
хотя известные в Королве
музеи Дурылина и Цветаевой
остались самостоятельными
музеями. По моему мнению,
Историко краеведческий музей должен
остаться тем самостоятельным музе
ем, каким он был ранее. От этого выиг
рает и он, и сам город Королв.
Алексей ФЕДОСОВ,
сотрудник РКК Энергия
Фото автора
О пользе отпусков
О пользе отпусков