background image
четверг
k
105, 16 сентября 2010 г.
ГОРОЖАНЕ
Наталья Вячеславовна, сколько
лет вы в профессии?
Шестнадцать. И все эти годы в
родной 18 й гимназии. В Королв мы с
мужем переехали в начале 90 х из Мос
квы. Переезжать не очень то хотелось:
в столице у нас были квартира в хоро
шем микрорайоне, друзья. Перемена
места жительства меня несколько пу
гала: чужой город, другие люди Не
много освоившись на новом месте,
решила устраиваться на работу. Годом
ранее я закончила Арзамаcский педа
гогический институт, но по специаль
ности поработать не успела ушла в
декретный отпуск. Место работы я выб
рала весьма своеобразно: оказавшись
на проспекте Космонавтов, попросила
случайного прохожего показать, где
находится ближайшая школа. И он ука
зал мне на 18 ю. Хотя в том районе
располагалось несколько школ. Види
мо, это была судьба.
Как вас, молодого специалиста,
встретили в школе?
Поначалу у меня были определн
ные опасения, но меня настолько теп
ло приняли здесь, что я поняла: это
мо. Новое, красивое здание школы,
молодой, творческий коллектив На
работу летела как на крыльях! Педаго
ги действительно были командой еди
номышленников, и это придавало сил
и желания творить
А свой первый урок помните?
Помню. Это был урок русского
языка в девятом классе. Разница в воз
расте между девятиклассниками и
мной, выпускницей пединститута, была
совсем небольшой. Волновалась тогда
жутко и даже усомнилась в правильно
сти фразы, которую сама же написала
на доске (улыбается). К действитель
ности меня вернул бумажный самол
тик, пущенный в меня кем то из учени
ков Я улыбнулась, пошутила, и даль
ше вс как то само собой пошло: ис
чезло напряжение, пришла уверенность
в своих силах.
А с дисциплиной на уроках про
блемы были?
Так сложилось, что с дисципли
ной проблем не было с самого начала,
даже в самых шебутных классах. Не
знаю, видимо, у меня достаточно авто
ритарный стиль преподавания (улыба
ется)
. Считаю, что педагог должен быть
детям другом, и в то же время нельзя,
на мой взгляд, допускать панибрат
ства, необходимо держать дистанцию
ученик учитель. Авторитет учите
ля не должен быть дешвым.
Встречный вопрос как зарабо
тать авторитет?
Возможно, это прозвучит высо
копарно, но я убеждена: учитель дол
жен быть образцом. И не только в
школьных стенах. Я, например, не могу
себе позволить ответить на хамство
продавцов в магазине или регистрато
ра в поликлинике. Не могу, потому что
я учитель. А учитель УЧИТ. Значит, я не
имею права на публичные негативные
эмоции. Не могу спокойно смотреть на
то, как дети курят, пьют пиво, пусть
даже это происходит за пределами
школы. И не только в плане порицания
мол, вы поступаете плохо С каж
дым ребнком нужно разговаривать,
объяснять, пытаться разобраться в мо
тивах поступков: почему он сделал так,
а не иначе? Увидеть в самом неблаго
получном подростке личность это
очень важно
Работа педагога
предполагает, в какой то
степени, самоотвержен
ность. Приоритет над лич
ным. Как ваш муж отно
сится к вашей постоян
ной занятости?
Теперь уже гораз
до спокойней. Конечно,
ему непросто смирить
ся с тем, что дома у нас
повсюду тетради. Не
брать их на дом не полу
чается: дети пишут много творческих
работ, проверять которые нужно
вдумчиво, без суеты. В школе такое
почти невозможно: постоянно будут
отвлекать. Так что к тетрадям моя
семья уже привыкла. Иногда к мужу
приезжают вечером друзья, а меня
нет дома. Спрашивают: Где твоя
жена? А он отвечает: На дискоте
ке! (смется). Что делать вне
классное мероприятие!
Я человек общительный, в нашем
микрорайоне у меня много друзей, зна
комых. Бывает, зайду вечером в гости и
задержусь за разговором допоздна. Муж
волнуется: Наташа, неужели тебе не
страшно ходить в такое время по ули
цам? Я говорю:
А кого мне боять
ся? Я же всех хули
ганов знаю в лицо
это ребята, ко
торые учатся или
когда то учились в
нашей школе.
Смешно сказать, но
даже те мои учени
ки, которые теперь
уже сами стали от
цами семейства,
увидев меня на улице, застенчиво пря
чут за спину бутылку с пивом
Вы учитель словесник. Бытует
мнение, что современные дети ничего
не читают и не хотят читать. Как препо
давать литературу в условиях потери
интереса к книге? Возможно ли заста
вить читать художественные произве
дения классиков?
Авторитет учителя
не должен быть дешвым
Наталья
Устимова:
С Натальей Устимовой, преподавателем русского языка и лите
ратуры гимназии 18, я познакомилась на августовской педа
гогической конференции. Е награждали в номинации Учителя,
подготовившие призров регионального этапа Всероссийской
олимпиады школьников. Мы договорились об интервью. То,
что моя собеседница человек с потрясающей энергетикой,
необыкновенно интересный и глубокий, стало очевидным уже
после первых минут разговора.
Антон Щелкалин, 11 Б:
Я буду вспоминать об этом учителе всю свою жизнь. Она
была с нами с 5 го по 11 й классы. Как жаль, что это время так
быстро пролетело. Вначале она была нам как вторая мама,
потом стала верной подругой для девчонок и мудрой советчи
цей для парней. Душа класса вот как можно охарактеризо
вать Наталию Вячеславовну. Желаю ей такого же хорошего
класса, как наш, и пусть у всех будет такой веслый, находчи
вый и верный классный руководитель.
Сергей Гавриленко, 11 Б:
Наталья Вячеславовна учитель с большой буквы,
человек с изюминкой, сильным и своеобразным характе
ром; мудрая и разносторонняя, веслая и искренняя.
Учиться у не было для меня огромной честью и, пожа
луй, не хватит ни слов, ни денег, чтобы выразить свою
огромную благодарность за е труды и старания.
Андрей Мартьянов, 11 А:
Она, как никто, понимает учеников, настроения и
отношения в классе. На уроках Натальи Вячеславовны
интересно, потому что она не только учит по программе, но
дат разные жизненные советы. А ещ она замечательно
общается с учениками.
Елена Пухова, выпускница 11 А класса:
Наталья Вячеславовна учитель, который не просто
отлично знает свой предмет она живт им! За два года
обучения у этого педагога я открыла много нового для себя
и в рамках школьной программы, и вне е. Наталья
Вячеславовна была с нами строга, но в тоже время порой
Заставить нельзя, но можно про
будить интерес к ним. Конечно, детям
сегодня сложно воспринимать произ
ведения литературы XIX века, ведь мы
живм уже в XXI столетии. Универсаль
ных рецептов у меня нет. К примеру, в
10 м классе начинаем изучать пьесу
Островского Гроза. Как правило, до
начала изучения е прочитало не более
двух трх человек в классе, остальные
даже не брались за книгу. На первом
уроке пишу на доске вопрос: Само
убийство сила или слабость? Дети
активно включаются в обсуждение,
исходя из жизненного опыта своих зна
комых, друзей. Кто то говорит, что пе
реступить черту может только силь
ный. Кто то доказывает, что на само
убийство способен лишь слабый, пасу
ющий перед обстоятельствами чело
век. Завязывается дискуссия, в ходе
которой я стараюсь вывести детей на
мысль о том, что самоубийство это
величайший грех. А затем говорю: Да
вайте перейдм к Островскому. Что он
думает по этому поводу? Большин
ство недоумевает: А что там у Остро
вского?! Узнаете, когда к следую
щему уроку прочитаете драму Гроза,
отвечаю. Ребята заинтригованы.
Или, к примеру, роман Отцы и дети.
Школьникам сложно разобраться в
политических воззрениях Базарова, им
не хочется вникать в суть его взаимо
отношений с окружающими людьми.
Важно, чтобы ребята поняли: Тургенев
поднимает в романе вечную проблему
проблему конфликта поколений.
Подводя детей к этой мысли, спраши
ваю: У кого из вас никогда не было
конфликтов с родителями? (Таких, как
правило, нет.) Прошу ребят написать в
тетради те вопросы, по которым у них
возникают разногласия с родителями.
Мы обсуждаем это, а потом пробуем
разобраться в том, какие же разногла
сия в романе у Базарова со старшим
поколением собственным отцом,
дядей и отцом его друга Аркадия
Одно из моих любимых произведе
ний школьной программы Преступ
ление и наказание. Обычно один из
заключительных уроков по роману я
провожу в форме диспута: класс де
лится на судей и защитников теории
Раскольникова. Ребята потом часто с
благодарностью вспоминают такие
уроки, даже если после окончания шко
лы прошло несколько лет. Вообще го
воря, главное признание для учителя
это благодарность детей.
Наталья Вячеславовна, на авгу
стовской конференции вас наградили
как учителя, воспитавшего призров
снисходительна к нашим маленьким слабостям: например,
во время просмотра фильма на уроке литературы позволя
ла нам иногда тихонько полакомиться маленькой шоко
ладкой А ещ она учила нас не только тому, что мы
должны знать по предмету, но и тому, что понадобится нам
в повседневной, самостоятельной жизни.
Ирина Васильева, 11 Б:
Наталья Вячеславовна, по моему мнению, одна из
самых лучших преподавателей гимназии 18. Она очень
здорово преподат литературу, никогда не читает по бу
мажке, рассказывает много интересных вещей про каж
дое произведение. Объективно оценивает каждого учени
ка. Классный руководитель она великолепный. Строга, но
тем не менее с ней безумно интересно, она веслая и
жизнерадостная.
Екатерина Манжелий, 11 Б:
Она... Она для меня главное воспоминание, связан
ное со школой. Моя классная мама, не побоюсь этого
выражения. И ругала всегда по делу, и подбадривала при
необходимости. Когда случались проблемы в школе, в
первую очередь я шла за советом к ней.
Она, именно она привила любовь к чтению, помнится,
весь класс на е уроках заслушивался е рассказом. Так
рождался интерес к литературе.
Она всегда входила в положение ученика, старалась
быть с нами на одном уровне, в то же время давая понять,
что учитель это учитель, а ученик это ученик.
Есть выражение школа жизни, и лишь благодаря На
талье Вячеславовне я поняла его смысл. Она научила нас,
в первую очередь, мыслить лояльно и находить правиль
ный выход из любой ситуации.
регионального этапа Всероссийской
олимпиады школьников. Расскажите о
своих воспитанниках.
Ребята, которые побеждают в
олимпиадах такого уровня, совершен
но необыкновенные дети. В них сильна
творческая жилка. У них нестандарт
ное мышление, неординарный подход
ко всему. С ними непросто, но очень
интересно работать. Я очень рада, что
потом они поступают в лучшие вузы
страны и могут успешно реализовать
свой личностный потенциал.
Есть мнение, что Единый государ
ственный экзамен как форма итоговой
аттестации, ставшая теперь обязатель
ной, усредняет детей, не дат им воз
можности показать свою индивидуаль
ность
С одной стороны, это так. Поэто
му какое то время я была категоричес
ки против ЕГЭ. Теперь скорее за. Дело
в том, что в структуре ЕГЭ есть базовый
уровень, который должен (и может!)
выполнить даже слабый ученик, а есть
часть С, в которой он может про
явить свои творческие способности.
Сейчас я вс больше склоняюсь к тому,
что ЕГЭ дат более объективную карти
ну знаний, чем традиционный экзамен.
Профессиональная деятельность
занимает большое место в вашей жиз
ни. Остатся ли время на хобби, увле
чения?
Мо хобби чтение. Без чтения
я не могу! Читаю вс исторические
романы и криминальные детективы,
книги в жанре фэнтези, современную
прозу и классику XIX века. И ещ я
очень люблю учиться. Помимо того,
что сейчас получаю второе высшее
образование юридическое, в сво
время я окончила много разных кур
сов: курсы фотографов, скорочтения,
французского макияжа, экстремально
го вождения Так что я постоянно
чему то учусь
Замечательное качество для пе
дагога Могли бы вы сформулиро
вать ваше профессиональное кредо?
Самое главное уважение к де
тям. Считаю, что учитель должен ви
деть в ученике прежде всего человека
со свойственными ему слабостями. Все
мы разные, у нас разные вкусы, пред
почтения, привычки. Не нужно давить
на ребнка, если ему что то очень не
нравится из обязательной школьной
программы. Стоит подумать и принять
гибкое решение. А ещ учитель должен
уметь признавать свои ошибки и не
бояться рассказать об этом своим уче
никам. И, безусловно, любить детей
Беседовала Елена ФИЛИППОВА
Выпускники о педагоге:
Наталья Вячеславовна Усти
мова, преподаватель русско
го языка и литературы гим
назии 18. Родилась в Ниж
нем Новгороде, окончила Ар
замасский педагогический
институт имени А. Гайдара. Пе
дагогический стаж 16 лет.
Замужем, дочь Дарья сту
дентка Налоговой академии.
Фото Алексея КОЗЛОВА