background image
четверг
k
105, 16 сентября 2010 г.
ГОРОЖАНЕ
Я помню их обоих подвижные как
ртуть, кареглазые, маленькие копии
отца, они никогда не сидели на ме
сте и вс время норовили разобрать
рукотворное чудо по винтикам. В такой
обстановке не могли вырасти обычные
люди. Только волшебники.
И вот спустя годы со своими детьми
я пришла в Королвский ТЮЗ. В спек
такле Теремок убедительны все
Лиса пластична и изворотлива, ж от
важен и колюч, а Медведь настолько
точно вошл в образ туповатого, не
поворотливого силача, что, казалось,
именно так, вразвалочку, он ходит по
улице. Блистал и Петух самозаб
венно кукарекал, скакал по сцене, обе
регая Мышку и Лягушку, был воин
ствен и прекрасен до того момента,
пока его не утащила Лиса. Царствен
ный герой чем то мне смутно знаком.
Оказывается, в роли Петуха Мак
сим Мухоян. Страшно подумать: про
шло почти сорок лет, а я и не замети
ла. С тех пор, как он играет на сцене
ТЮЗа, в этом году минуло четверть
века. Жена Максима Светлана, с кото
рой, как выясняется, я когда то учи
лась в параллельных классах в школе
16, выходит на эти подмостки уже
30 лет
Я пришла в Детский клуб при ДК
имени Калинина совсем ребнком,
вспоминает Света. Тогда там рабо
тала детская театральная студия, кото
рой руководила режисср народного
театра Наталья Ермакова. Сейчас она
главный режисср нашего театра. Я
сразу попала в спектакль мне дали
роль пастушка в пьесе Робин Гуд. С
этого момента театр вошл в мою
жизнь.
За эти годы каждым из них переиг
рано более полусотни ролей. Диапазон
Обыкновенные волшебники
огромный: Максим играл Кота в Сапо
гах и Онегина, Разбойника и Чичикова,
Света Кикимору и Татьяну Ларину,
Принцессу и Бабу Ягу
Поступить после школы в театраль
ный вуз в те годы было почти нереаль
но. Света сначала получила юридиче
ское образование, Максим окончил Ле
сотехнический институт (попросту Лес
тех). Уже после перестройки Светлана
получила второе высшее образование
закончила ГИТИС. Театр занимает
важную часть их жизни выходить на
сцену приходится часто, репетиции
почти каждый день. Обычно актрам
этого достаточно: ведь надо учить роли,
входить в образ. Но Света ещ препо
дат риторику в одном из московских
колледжей, а Максим работает про
граммистом в крупной издательской
компании.
Нет, мне это не тяжело, а скорее,
наоборот, радостно,
рассуждает
Максим. Многие люди чувствуют
себя нереализованными, то и дело пе
реживают творческие кризисы, а у меня
есть возможность проявить себя сразу
в нескольких ипостасях. Я востребо
ван, мне интересно вс, чем я занима
юсь. Разве это не счастье?
От актров нередко можно услышать
жалобы: театр нестабильное ремес
ло. Сегодня роли есть, а завтра у ре
жиссра появились новые фавориты,
и вот ты не у дел. Да и сколько можно
играть Котов в Сапогах и Петухов
когда же будет Гамлет?
Это глупости, говорит Максим.
Кто боится играть Петуха, не дож
Жизнь мимолтна. Это ощущаешь вдруг, и вовсе не обязательно на закате дней.
дтся и Гамлета. А что касается брен
ности и нестабильности, так это не про
наш театр. Такого быть не может
чтобы его не было. Мы переживали
разные времена: были без помещения,
делали ремонт своими руками, но
выжили.
Я хорошо помню
и Свету, и Максима,
когда они пришли ко
мне детьми, вспо
минает
Наталья Ерма
кова. Они очень раз
ные, как лд и пламень.
Света даже в детстве
была очень серьзной,
вдумчивой, ответ
ственной, ей можно
было давать разные
поручения. Девочка
проявляла организа
торские способности,
могла руководить
группами людей, и
было видно, что она
сможет быть не толь
ко актрисой, но и ре
жиссром. Мы долго
не могли подобрать ей
репертуар. В конце
концов, она одинако
во убедительно смог
ла сыграть вс от
отрицательных до ха
рактерных ролей. Мак
сим был очарователь
ным, очень живым и
артистичным ребн
ком. Он постоянно тре
бовал к себе внимания,
шкодил, и я выгоняла его на неопре
делнный срок скажем, на пять
занятий. Он честно выдерживал это,
а потом приходил, как ни в чм не
бывало
С тех пор, как Наталья Николаевна
организовала в Детском клубе теат
ральную студию, прошло 35 лет. Ны
нешний костяк ТЮЗа е бывшие
воспитанники. Труппа смешанная: не
которые получили театральное обра
зование, другие не имеют его. Но, как
считает Наталья Николаевна, столь дли
тельный сценический опыт дат акт
рам не меньше, чем обучение в вузе.
Тюзовцы не просто коллеги они дав
но стали семьй. Некоторые, такие, как
Максим и Света, в самом прямом смыс
ле. В 1995 году на их свадьбе гулял
весь Детский клуб На сто процентов
театральная и семья Ермаковых. Муж
Натальи Николаевны Игорь Сергеевич
художественный руководитель те
атра, сын Ярослав актр и режисср.
Мы оказались в ТЮЗе в день открытия
нового театрального сезона, и было
приятно и удивительно наблюдать, как
актры радостно приветствуют друг
друга, стосковавшись после долгих
летних каникул.
Чем то вам удалось их увлечь 35
лет назад, что они до сих пор не мыслят
жизни без ТЮЗа? спрашиваю Ерма
кову.
Или им меня, улыбается Ната
лья Николаевна. Я тогда была моло
дым продвинутым режиссром и не
очень то верила в детское театральное
творчество. И, действительно, понача
лу приходили случайные дети. Я смот
рела на это как на дополнительный
заработок. Но потом появились другие
ребята те, которым театр был инте
ресен. Это были удивительные дети
14 летние мальчишки ехали в другой
город одни, чтобы смонтировать деко
рации, и я тврдо знала, что они не
подведут.
Теперь дети не такие, констатирует
Ермакова. Почему? Изменилось вре
Я была совсем ребнком, когда родители приво
дили меня в дом к Макару Мухояну обыкновен
ному волшебнику, своими руками создавшему в
своей городской квартире на проспекте Королва
детскую сказку. О его летающей на помеле Бабе
Яге, скользящих по зеркальной поверхности лебе
дях, крошечной избушке, где в окошках горит тп
лый свет, а из трубы валит дымок, и роботе, кото
рый поздравляет собравшихся поглазеть на чудо
малышей с Новым годом, мы рассказывали не раз.
Зачем он, кандидат технических наук, высококлас
сный специалист по космической технике, тратил
нечастое свободное время на детские аттракцио
ны? Ведь ничего, кроме восторженного спаси
бо, ему это не давало. А началось вс с того, что
хотелось порадовать чем то необычным собствен
ных маленьких сыновей Мишу и Максима.
мя. Если раньше их свободно отпуска
ли в студию через полгорода одних, то
теперь такое путешествие стало опас
ным. Детей привозят родители, бабуш
ки, ждут окончания занятий и отвозят
их назад. Вс это отразилось на миро
воззрении ребят: они менее активны,
не так самостоятельны, тяжелее схо
дятся друг с другом, индивидуалистич
ны, закрыты. Они не парят в облаках
точно знают, чего хотят. Они не лучше
и хуже, просто они другие.
Я тоже хочу дать интервью,
заявляет
восьмилетний Денис, сын Све
ты и Максима. Я вижу в темноглазом,
подвижном пареньке с лукавым взгля
дом маленького
Максима.
Хорошо, и ка
кие у тебя творче
ские планы? ре
шаю подыграть ему.
Ожидаю чего
угодно, но только не
того, что слышу в
ответ.
Ближайшие
планы собира
юсь поступить в дет
скую театральную
студию, с неве
роятной серьзнос
тью рассказывает
Денис. А более
отдалнные хочу
стать палеонтоло
гом. Я уже нашл
древнюю окамене
лость белемнит и
мечтаю узнать
больше о том, как
зародилась жизнь
на Земле, какие
организмы населя
ли е раньше. А по
том я выясню, оди
ноки ли мы во Все
ленной. Я считаю,
что нет.
А какие роли
хочешь сыграть?
спрашиваю в неко
торой растерянности.
Мне совершенно вс равно, что
играть, заявляет мой юный собесед
ник. Главное доставлять радость
детям.
И я понимаю, что имела в виду Ната
лья Николаевна. Маленькая копия деда
и отца, он не такой, как дед, не такой,
как отец. Но и в нм живт Божья ис
кра. Для таких продолжает работать
королвский ТЮЗ.
Наталия ЛЕСКОВА
Фото Андрея АФАНАСЬЕВА
От Петуха
до Гамлета
Лд и пламень
Другие
Главный режисср королвского ТЮЗа Наталья Ермакова, его руководитель Игорь Ермаков (справа) и композитор Константин Титар.
Максим, Денис и Светлана Мухояны.
Максим Мухоян в роли Петуха.