background image
четверг
k
105, 16 сентября 2010 г.
ПРОШУ СЛОВА
П
рочитала в Калининградке от
10 августа стихотворение Такая,
блин, как бы страна. Да, безрадостная
картина. И стихотворение, на мой взгляд,
должно быть не на страничке юмора, а на
первой полосе, потому что я не вижу
сегодня более важного и опасного, не
жели падение нравственности. А отсюда
все беды: и пожары, и аварии, и гибель
людей. Мы сами своими руками наносим
огромный ущерб государству, то есть
себе. И стихотворение не весленькое
размышление по поводу увиденного и
услышанного, а крик души человека, ко
торому дорога Россия.
И, конечно, речь. Напомню: в начале
всего всегда было, есть и будет Слово.
Не понимаю, почему сегодня отноше
ние людей к слову как к чему то второ
степенному? Речь это мы, наш внут
ренний мир, наше воспитание, образо
ванность, наш жизненный, нравствен
ный, духовный опыт.
Слово связано с характером челове
ка. Примитивная речь ведт к прими
тивным поступкам, примитивные по
ступки лепят примитивный характер.
Вс, что происходит с нами сегодня,
это падение на самую низшую ступень
бытия. И никакие Год русского язы
ка, Год семьи, Год учителя не
помогут. Неужели Правительству,
многоуважаемой, высокообразован
ной Думе это не ясно?!
ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ
Вс от него начало быть
На мероприятия различного толка и
уровня, вплоть до международных, мы
тратим уйму денег. Народных. Может
быть, что то изменилось? Речь наша
стала другой? Семья крепкой и высо
конравственной? Учитель персона
уважаемая?
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить
колени
Простите. Это сказано не сейчас, а
во второй половине XIX века Н.А. Не
красовым. И сказано искренне. В на
стоящее время эти слова звучат коме
дийно. Кто преклоняет колени перед
учителем? Ученики? Их родители?
Власть любого ранга? Да, школа дат
неполноценные знания. Но разве она в
этом виновата? Школа держится на
самоотверженных учителях, на остат
ках образовательных традиций, не
уничтоженных окончательно реформа
торами.
О мусоре, заполнившем речь нашу,
писали не раз. Право же, противоесте
ственно, когда директор школы, поды
мая бокал, говорит: Я подымаю этот
тост Тост не подымают, а произно
сят. Подымают бокалы.
Расползлось, как раковая опухоль,
слово зависть. Андрей Малахов, ве
роятно, очень любя это слово и не по
нимая смысла его, произносит радост
но: Вам, наверное, завидует весь зал.
Господин Малахов, я посчитала бы себя
оскорблнной, если бы вы сказали, что
я кому то завидую, потому что зависть
это чрное, низменное чувство. И
кто то малограмотный придумал фра
зу белая зависть. Нет ни белой, ни
чрной зависти, есть просто зависть.
Вот что пишет архимандрит Иоанн
Маслов о зависти:
Зависть мучает человека.
Зависть приводит к злобе.
Зависть есть печаль о благополучии
ближнего.
Вдумайтесь: не радость, что ближ
нему человеку хорошо, а печаль. Дей
ствительно, зависть чувство низ
менное, дьявольское. Актр Ярмоль
ник когда то сказал Олегу Янковскому:
Всю жизнь я тебе завидую. Боже
мой! Не радуюсь успехам твоим, а за
видую!..
Словом зависть особенно грешат
телеведущие, произнося его на всю
страну. А когда то речь их, телеведу
щих, была эталоном для страны.
Можно с уверенностью сказать, что
мы живм в эпоху лингвистического
бескультурья, в эпоху полуобразован
ности и популяризации пошлости.
Помнится, что после Цветаевской
(Болшевской) конференции появилась
статья в защиту русского языка. Дей
ствительно, ряд докладов изобиловал
иностранными словами, как будто до
клады от этого становятся научными.
Невольно и вольно вспоминается наш
великий А.С. Пушкин, который говорил:
Просвещение требует пищи для
размышления, но учность, политика,
философия ещ по русски не изъясня
лись.
Леность наша охотнее выража
ется на языке чужом. Язык наш дол
жен быть чист, прост и понятен.
Каково же было мо удивление, ког
да на страницах Калининградки сра
зу же появился ответ отповедь на пре
дыдущую статью под заголовком Не
пугайте глупостью. Разве защита язы
ка русского от всего иноземного, тм
ного (тоже Пушкин) есть глупость?
Любить русский язык любить Рос
сию. Азбучная истина, к сожалению,
сегодня забытая.
Недавно была я со старшей внучкой
Настей, частой участницей наших цве
таевских праздников, в Царском Селе.
Гуляли по тем же паркам, что и Пушкин
в сво время, говорили о нм, стихи
читали. Вспомнилось бессмертное
А.А. Ахматовой:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озрных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов
Ах! Какая музыка слов, какое инто
национно смысловое единство и про
стота!
19 августа, в день Преображения
Господня, в Спасо Преображенском
монастыре заповеднике Ярославля
началось празднование 1000 летия го
рода торжественным молебном, див
ным колокольным звоном и блиста
тельным словом архимандрита о. Алек
сандра Бакинского о преображении
нашем и внешнем, и внутреннем. И
преображению, оно крайне необходи
мо нам, поможет Слово, ибо
Вс от него начало быть,
И ничто без него не начало быть.
(Библия. Иоанн Богослов, покрови
тель авторов)
Слово русское, ясное, чистое
Доброслава ДОНСКАЯ,
почтный профессор
И С.Н. Дурылина не грех
вспомнить по этому по
воду: Как оскудела рус
ская речь! Чудовищно!
Где она теперь? На ули
цах, в школах, на заседа
ниях, в книгах, газетах
вс одно и то же. От об
щения с профессорами
многословие, трудно
словие, неясность.
В
роде бы никакой связи между этими смыс
ловыми понятиями нет. Кон нам известен с
детства. Например, очерченный квадрат в игре в
чижик. С возрастом, в игре в карты централь
ное место расположения банка. Отсюда выра
жения: поставить на кон, на кону жизнь.
Подобная трактовка важности понятия слова
кон подтверждается и тем, что в турецком
языке и у ряда тюркских народов есть слово
кон ак, обозначающее правительственное зда
ние, государственное учреждение, дворец. К это
му надо добавить и древнескандинавское (нор
маннское) понимание слова кон как первого
лица в племени, в государстве. От него произош
ло и знакомое понятие конунг; в первоначаль
ном смысле вождь, князь.
Обобщнно кон некий центр, где происхо
дят, разыгрываются важные события, влияющие
на исход игры по заданным коном правилам,
законам. В определнных ситуациях, когда ко
ном командует кидала, законы игры скрытно
нарушаются путм мошенничества, в ходе кото
рого банкующий вчистую раздевает законо
послушных, участвующих в той или иной игре, в
том числе и в политике, и в экономике. Вспомним
только недавние финансовые пирамиды.
В такой трактовке между коном и законом
прямая связь. Кон суть центр, окружнный людь
ми, находящимися за коном, вне его. Отсюда пого
ворки: Чей кон, того и закон или Кто банкует,
тот и князь. Иными словами, кто вне кона, те
должны подчиняться установленным властью пра
вилам игры законам. Для тех же, кто в коне,
эти законы фактически не действуют. Такие живут
по понятиям, установленным внутри кона.
Главное из них не выдавать своих.
Вот почему во всех играх, в том числе и в
политэкономических, идт борьба за кон, за
право банковать, завладеть коном, то бишь
властью на любом е уровне. А после этого
немедленно ковать законы, указы, постанов
ления, в первую очередь защищающие пришед
ших во власть, их интересы от всяческих угроз со
стороны иных, которые оказались вне кона,
но жаждут свергнуть существующую власть и
установить свою, со своими законами. Против
них создаются силовые структуры, определяют
ся налоги и, в нашем случае, вывоз капиталов
в дальние страны. На всякий пожарный случай.
На силовиков надейся, а сам не плошай.
Подобная нанайская борьба особенно свой
ственна властям, обслуживающим владельцев
частной собственности на средства производ
ства. И мы тому яркий пример. Но особенно
хороша власть, когда е представители, исполь
зуя сво положение на кону, к тому же являют
ся владельцами крупной собственности. Она,
собственность, укрепляет команду, ибо е чле
ны повязаны личными интересами, угрозой
О ПОЛИТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО
Кон, закон и дышло
возможных сроков, а порой и жизни. Но наиболее
крепкие связи во властных командах, постро
енных на крови. Как говаривал один из киногеро
ев Бриллиантовой руки: Куй деньги, не отходя
от кассы. Для таких законы не писаны, ибо они в
коне и потому на коне. В таких случаях действу
ет русская пословица: Закон, что дышло, куда
поверншь, туда и вышло. Ну, что такое дышло,
известно каждому владельцу автолошадиных сил.
В отличие от повозки с двумя оглоблями для
одиночной лошади, в парной упряжке дышло
это центральная часть упряжи, тягловая.
Этим можно бы закончить анализ названия
статьи. Но остатся определить, куда ведут наши
современные конунги кучера Россию как госу
дарство в полном его понимании единства терри
тории, населения, экономики и, временами, вла
сти в родственном единении всех трх е ветвей
исполнительной, законодательной и судебной.
По этому поводу, вслед за Н. Гоголем, так и
хочется сказать: Эх, тройка! Птица тройка, кто
тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла
только родиться, в той земле, что не любит шу
тить, а ровнем гладнем разметнулась на полсве
та... Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая
тройка несшься? Дымом дымится под тобой
дорога... Русь, куда ж несшься ты? Дай ответ. Не
дат ответа. Такими словами Гоголь заканчивает
свою поэму Мртвые души о похождениях рес
пектабельного мошенника Чичикова, скупавшего
у изумлнных помещиков с Рублвки души умер
ших крепостных. Высокие и грустные слова о
бойком народе, который не любит шутить, о
сравнении России с необгоняемой тройкой и воп
рос о е будущем, на который до сих пор нет
ответа. Да и что сказать, когда жаждавшие власти
меняли лошадей на переправе, когда они же, не
зная броду, лезли в воду, когда птицу тройку
так круто повернули вспять на 180, что с государ
ственной телеги вс упало, Русь оказалась где то
в XIX веке. А в России что упало, то пропало. Во
власть пришедшие и иже с ними быстренько по
добрали ничейное. Да и птице тройке неча
янно свернули шею. И ковыляет одинокая перм
ская Хромая лошадь через пожары и топи в
неизвестность. Да и мужик нонешний не бойкий,
а больше матерно пьющий и до озорных шуток
охочий. Не те времена. Не царские и не советские
первой молодости, когда нужда заставляла рабо
тать, ибо действовал закон: Как поработаешь,
так и полопаешь. Сейчас настоящей работой
брезгают. Все хотят быть в гламуре, в шоколаде,
юристами, менеджерами и во власти.
Евгений СТЕПАНОВ
Оно, дышло, во первых, одина
ково с обоих концов, а во вто
рых, кучер, управляя лошадьми,
заодно как бы направляет его,
это самое дышло, в нужную ему
сторону. Если на месте кучера
сидит власть, понятно в какую.
Рис. Владимира ЧУПРАКОВА
9 сентября в областной Думе состоялось первое
заседание Московского областного молоджного
парламента.
В его работе приняли участие Председатель
Московской областной думы Валерий Аксаков,
его заместитель Виктор Егерев, председатель Ко
митета по вопросам образования, культуры,
спорта, делам молоджи и туризма Лариса Лазу
тина, член этого комитета Владимир Аристархов,
министр Правительства Московской области
постоянный представитель Губернатора в облас
тной Думе Михаил Андреев, председатель Все
российской общественной организации Ассоци
ация молоджных парламентов Российской Фе
дерации Сергей Возжаев, представители Совета
Федерации и Государственной Думы.
Открывая заседание, Валерий Аксаков отме
тил, что для приобщения молоджи к парламент
ской деятельности, формирования е правовой и
политической культуры при Госдуме создан сове
щательно консультативный орган Обществен
ная молоджная палата, состав которой форми
руется из представителей общественных моло
джных палат (или молоджных парламентов)
при законодательных органах государственной
власти субъектов РФ.
Работа в парламенте поможет молодым людям
активнее включаться в социально экономическую,
политическую и культурную жизнь области и будет
способствовать формированию у них навыков по
литической работы. Среди наиважнейших задач на
современном этапе Валерий Аксаков назвал учас
тие молоджи в выборах всех уровней от муни
ципального до федерального.
Валерий Аксаков также отметил, что 68 из 74
муниципальных образований направили своих
представителей в областной молоджный парла
мент. По закону О Московском областном моло
джном парламенте их делегируют местные Со
веты, при этом кандидатуры представителей дол
жны быть согласованы с главами муниципальных
образований. На первом заседании должны быть
избраны председатель молоджного парламента и
его заместители, а также представитель в Обще
ственную молоджную палату и кандидат в члены
Молоджной парламентской ассамблеи.
Председателем областного молоджного парла
мента стала директор молоджного центра из Домо
дедова Елена Хохлова. Заместителями председате
ля были избраны Елена Великжанина (Серпухов),
Олег Квасов (Ивантеевка), Денис Никитин (Воскре
сенский район), Андрей Данила (Солнечногорский
район). В Общественной молоджной палате при
Государственной Думе Московскую область будет
представлять Анна Колесова (Балашиха). Кандида
том в члены Молоджной парламентской ассамб
леи при Совете Федерации был избран Никита Смир
нов (Дубна) (его кандидатура ещ будет утверждать
ся на заседании областной Думы).
По закону О Московском областном молодж
ном парламенте нынешний его состав будет рабо
тать два года.
Вера ЭДЕМСКАЯ,
пресс служба Мособлдумы
Молоджный парламент
собрался и работает
ПОЛИТИКА