background image
четверг
k
105, 16 сентября 2010 г.
Б
ывает, разглядываешь пейзаж на
красивой фотографии и завиду
ешь. Горный массив на горизонте. Бур
ная река, и кажется, что вот вот услы
шишь, как она шумит на камнях. Небыва
лой красоты небо и прозрачный чистей
ший воздух. Разноцветье разнотравье
луга. Горные озра неописуемого сине
зелного цвета. И улыбающиеся лица на
фотографиях. Думаешь вот ведь сча
стливые люди, видят всю эту красоту,
дышат этим прекрасным воздухом, пьют
чистую воду из горного ручья.
Может быть, такие мысли побуж
дают людей прийти первый раз в тур
клуб, а потом пойти в поход. А может,
и другие. Но, так или иначе, в февра
ле в королвском турклубе Абрис
стартовала традиционная школа гор
ного туризма начального уровня, а
летом свежеобученные горные тури
сты погрузились в поезд Москва
Нальчик, чтобы за 12 дней прочув
ствовать на собственной шкуре ро
мантику туризма.
Уже с первого дня начинаешь пони
мать, что казавшиеся тяжлыми тре
нировки мелочи по сравнению с
А
мстердам был основан в 1275
году как рыбацкое поселение, но
облик, многие черты которого сохра
нены до сих пор, приобретн в XVII
веке. Для Голландии это золотой век,
когда Амстердам был одним из бога
тейших городов мира. Тогда и были
построены каналы, полукругом опоя
сывающие старый центр города, а поз
же добавлялись каналы, которые вдоль
и поперк пересекают Амстердам.
С ветерком на Опеле по автобану и
оживлнными репликами улыбчивого
Дирека мы как то незаметно влились в
паутину улиц Амстердама. Кстати, офи
циальный язык Голландии нидер
В горах Архыза
Страна, подчинившая себе море
тем, что на самом деле приходится де
лать в горах. Что спуск по вервке
дюльфером в щлковском карьере
совсем не то, что по сыпухе, когда
внизу обрыв метров 500, а камни под
ногами от самых крошечных до ги
гантских живые, готовые начать
двигаться в любую секунду. Что ледо
руб не для красоты, а чтобы, когда я
покатилась по снежнику и не смогла
остановиться сама, руководитель смог
меня задержать, поймать. Что 20 25
килограммов рюкзака надо донести не
до электрички, а таскать на себе легко
и непринужднно каждый день, и идти
не по дороге и
порой даже не
по тропе, а по
склону, зарос
шему родо
дендронами.
Красивые цве
ты. Но их вет
ки покрывают
весь склон
сплошняком, и
ноги на них
скользят, а
(Часть вторая. Начало в КП 71
от 29 июня)
Группа королвцев побывала в Голландии
ландский. Этот язык очень схож с анг
лийским и грамматикой немецкого.
Дирек говорит ещ на итальянском и
французском. Я, с посредственным
знанием немецкого, иногда улавливаю
смысл речи, а Дирек пытается гово
рить с нами на голландско немецко
русском. Это звучит весьма забавно.
Вот и первый мост через канал. Зна
чит, мы почти в центре Амстердама.
Более полусотни каналов прорезают
город, и через них перекинуты более
500 мостов. А всего в Амстердаме более
1200 мостов. Сразу хочу подчеркнуть:
ночью все мосты освещаются крошеч
ными огоньками, что придат им неопи
суемо сказочный вид! Посещая не еди
ножды этот город, постоянно ловлю себя
на мысли, что наши туристы, предпочи
тающие ехать в Венецию для того, что
бы прокатиться по каналам, теряют мно
го. Амстердам, как и Венеция, город
каналов, но каналов без тошнотворного
аромата фекалий.
Приезжающие в Амстердам неминуе
мо попадают на Центральный железно
дорожный вокзал (Centraal Station). Сле
ва, при въезде в город, сразу бросается в
глаза это здание в виде высокого серого
замка (оказывается стиль неоренес
санса). Если в Москву люди из разных
мест прибывают на вокзалы определн
ных направлений, то в Амстердаме вок
зал единственный. Его терминал, пост
роенный в 1889 году, так впечатлил япон
цев, что через двадцать лет они у себя в
Токио воздвигли точно такой же.
На амстердамский вокзал не только
прибывают все поезда, это связующий
транспортный центр. Отсюда расходят
ся более половины трамвайных и мно
жество автобусных маршрутов. Сразу
после выхода в город вход в метро.
Такси едут направо, автобусы нале
во. От вокзала отправляются и двухча
совые туры по каналам. Расположен
вокзал почти на берегу реки Эй.
За вокзалом высится 14 этажное зда
ние. Это речной вокзал
(Havengebouw).
Архитектурно гармонирует с вокза
лом расположенная неподалку цер
ковь Святого Николая (1887 г.).
Пока огибаем вокзал, взгляд непро
извольно фиксируется на огромной
привокзальной площади c многоэтаж
ной стоянкой, на которой серой массой
припаркованы велосипеды (рассчита
но на 2500 двухколсных машин). В
том, что велосипед здесь самое вос
требованное средство передвижения,
мы убеждаемся сразу при въезде в го
род. На велосипедах мужчины в костю
мах, дамы в платьях и на шпильках,
девушки в шортах, трусиках, коротких
юбках. Едут мальчики и девочки. Едут
бабушки с зонтами и дедушки с бага
жом Явно то, что здесь велосипеды
давно вытеснили автомобили, которые
припаркованы на протяжении всех улиц
и вдоль каналов
Велосипеды это первое, что бро
сается в глаза на улицах. Ну, а второе
это расположение зданий. Если гля
нуть наверх, то заметен их наклон и
кривизна. Здания кверху как будто рас
ширяются. Обращаешь внимание на
специальные крюки на верхних эта
жах. Исторически складывалось так,
что раньше величина налога на недви
жимость зависела оттого, насколько
вдоль канала вытянут дом владельца.
Поэтому все квартиры в Амстердаме
узкие, и вытянуты они не в длину, а в
высоту. По таким узким квартирам со
вершенно неудобно носить громозд
кие предметы. Для этого то и суще
ствовали крюки, и дома делались с
наклоном, чтобы можно было затянуть
груз через окно. Забавно, но таким же
образом затягивали наверх и напив
шихся до потери сознания голландцев.
Вот откуда произошло выражение ле
тучий голландец. Узость и плотность
расположения домов в Амстердаме
особенно заметны вдоль каналов.
Вот и площадь Дам. Она в несколь
ких минутах ходьбы от вокзала по ули
це Damrak. Не подумайте, что площадь
так названа в честь прекрасного пола.
Дам значит плотина. Амстер
дам плотина на реке Амстел.
Зинаида КОКОРИНА
Фото из архива автора
(Продолжение следует)
когда начинаешь падать и хва
таться за кусты, они просто вы
рываются. Вода, набранная в
бутылку из ручья, невероятно
вкусная, холодная, имеет свой
ство заканчиваться, а ручей,
бурный в долине, на перевале
превращается в снег, а то и вов
се исчезает. И набирать воду
приходится кружкой из подта
явшей лужи по капельке.
Туризм это тяжлый и од
нообразный труд. Постоянно
хочется есть, и дыхания не хва
тает, а чем выше тем меньше
становится воздуха. За пере
валом внезапно открывается
вид на противоположную до
лину, неожиданный, восхити
тельный, но до того, как сде
лаешь этот последний шаг,
надо сделать не одну сотню,
тысячу шагов, когда перед то
бой только камень и очерта
ния перевала на горизонте и
ничего не меняется. А бывает
и так, что, поднявшись, дума
ешь не о красоте вида, а толь
ко о карамельке в туре, лежа
щей рядом с перевальной за
пиской.
В Амстердаме
В семь утра мы с мужем
моей сестры Диреком
отбываем из Зандворта в
Амстердам. В восемь ему
нужно быть на работе.
Обычно он выезжает из дома
почти на полчаса позже, но
сегодня ему предстоит по
пути быть гидом. Он знако
мит нас с мелькающими за
окном достопримечательно
стями и рассказывает
историю возникновения
чудных живописных мест,
созданных руками голланд
цев из песчаной и болоти
стой местности много веков
назад.
Ночной Амстердам.
Сколько надо
пройти, чтобы
искренне радо
ваться встре
ченной группе
туристов, и не
знакомых лю
дей приветство
вать как род
ных. А какое
было счастье,
когда в середи
не похода две
наши турклу
бовские группы
встретились!
В конце на
шего похода
нам повстре
чался дед. Пас
тух со стадом.
Колоритный дядька с ружьм. Поздо
ровались. Он сел на траву, закурил.
Спрашивает у Армена, нашего руково
дителя:
Сколько у тебя рюкзак?
Ну, 28 где то
Ох ох ох! Вот скажи, зачем ты
сюда полез? Тяжело, в гору. Зачем?
Армен молчит. Подходим мы, отстав
шие. Рюкзаки не скидываем, их потом
тяжело одеть назад. Дед смотрит на
меня с рюкзаком, который почти как я
по размеру:
Дочка, садись, отдыхай! Вот за
чем вы сюда лезете? Здесь много ва
ших ходит. Зачем?
Красиво у вас тут.
Да какой красиво?! Я здесь двад
цать лет каждое лето пасу стадо и жду
когда же, наконец, вниз, на зиму. А
красоту посмотреть в машину сел и
поехал. Вот это отдых! А вы
И правда, зачем? Каждое лето тур
клуб выпускает в горы на маршрут ми
нимум одну группу. Люди приходят,
учатся и идут в поход. Приходят и со
всем зелные студенты, и люди, уже
много повидавшие на этом свете, но не
желающие сидеть дома. Кто то потом
уходит из клуба, кто то остатся на
долго.
В этом году летом в Архыз отправи
лись группа А. Арутюняна (поход 1 й
категории сложности) и группа Е. Бату
ева (поход 2 й категории сложности).
Обе прошли свои маршруты успешно.
Недавно в Северной Осетии находи
лась ещ одна опытная группа клуба
под руководством С. Толстенко. Мар
шрут 4 й категории сложности, а это
совсем другие условия другие высо
ты (раза в два больше наших), слож
ные перевалы, требующие и большей
подготовки, и больше снаряжения. А
значит, и рюкзаки тяжелей!
Но остатся то же самое, самое глав
ное чувство локтя, стремление к
единой цели, и это непередаваемое
ощущение, когда весь мир на ладо
ни.
Татьяна ЧЕРНЫШВА
Фото Евгения БАТУЕВА, Бориса
АНДРЕЕВА, Константина МОЛИНА
На озере Кяфар.
Перевал взят!
На траверсе снежного склона.
55