background image
суббота
k
106, 18 сентября 2010 г.
В ГОРОДЕ И ЗА ГОРОДОМ
(Продолжение. Начало на с.1)
В Ефимовской школе интернате для
детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, алименты по
решениям судов взысканы на 13 вос
питанников, а получают их лишь 2
ребнка. В Колычвской специальной
(коррекционной) школе интернате для
детей сирот и детей с ограниченными
возможностями здоровья, оставших
ся без попечения родителей, из 63
детей, имеющих право на алименты,
их получают 12; в школе интернате
для детей сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, города Вос
кресенска из 55 детей алименты полу
чают только 8. В ГУЗ Видновский
специализированный дом ребнка из
23 детей получает алименты только 1
ребнок. И эти примеры можно про
должать.
Наиболее распространнной причи
ной несоблюдения законодательства
является несвоевременное обращение
детских учреждений в суд за сменой
взыскателя. Так, в одной из коррекци
онных общеобразовательных школ
интернатов на время посещения име
лось 11 решений судов о взыскании
алиментов в пользу органов опеки и
попечительства, при этом учреждени
ем не предпринято никаких действий
по смене взыскателя, и исполнитель
ные производства не возбуждены.
В ряде детских учреждений отмече
на неудовлетворительная работа со
циальных педагогов. К сожалению, со
трудники детских учреждений доволь
но часто не проявляют заинтересо
ванности в назначении алиментных
выплат и наиболее выгодном разме
щении средств на персональных сче
тах находящихся там детей. Это выз
вано тем, что некоторые из них или
безответственно выполняют свою ра
боту, или только назначены и не име
ют достаточного опыта и знаний. Им
требуется правовая и методическая
помощь.
В целом, можно сказать, что укло
нение от исполнения решения суда
по выплате алиментов детям, роди
тели которых лишены родительских
прав, происходит системно, злостно,
на протяжении многих лет. Долги
практически не взимаются. А прини
маемые меры в отношении должни
ков, ведущих асоциальный образ жиз
ни, не эффективны.
Поясните, кто, в соответствии с
законодательством, призван содей
ствовать выполнению имуществен
ных прав детей на получение алимен
тных выплат?
Это законные представители ре
бнка (родители, опекуны, попечите
ли, руководители детских учрежде
ний), суды, судебные приставы ис
полнители, органы опеки и попечи
тельства, сотрудники правоохрани
тельных органов.
Таким образом, вроде бы, есть це
лая система защиты прав. Но она не
всегда работает, потому что е со
ставляющие плохо взаимодействуют.
Это приводит к казусным ситуациям.
Например, служба судебных приста
вов г. Ногинска не могла исполнить
решение суда о взыскании алимен
тов, ссылаясь на то, что место нахож
дения должника не известно. А в то же
время правоохранительные органы
фиксируют факты его неоднократно
го задержания за административные
правонарушения. Обращает на себя
внимание недостаточный уровень вза
имодействия органов опеки и попечи
тельства, детских учреждений со служ
бой судебных приставов. Информа
ция об исполнительном производстве
и его результатах в личных делах де
тей отсутствует. Есть учреждения, ко
торые не обращаются к судебным при
ставам с запросом о размере задол
женности по алиментам. А те, в свою
очередь, оставляют без ответа запро
сы детских учреждений о ходе испол
нительного производства, о расчте
или перерасчте задолженности, е
индексации, о возбуждении уголов
ного дела за злостное уклонение от
уплаты алиментов.
АКТУАЛЬНО
Как соблюсти права детей
на алименты
Здесь же стоит сказать и о налого
вой службе, которая нередко оставля
ет без ответа запросы судебных при
ставов исполнителей о доходах дол
жников или отвечает, что не распола
гает такими данными.
Но самое удивительное ещ и то,
что законные представители детей,
ответственные должностные лица ча
сто не знают алгоритма своих дей
ствий. Поэтому доклад имеет целью в
том числе и оказание правовой помо
щи. Здесь они найдут ответы на воп
рос: что последовательно делать, что
бы права детей на алименты соблюда
лись.
А кому принадлежит ключевая
роль в принудительном исполнении
судебных постановлений о взыска
нии алиментов?
Законодателем она отведена Фе
деральной службе судебных приста
вов (ФССП). В ходе мониторинга, на
пример, выяснилось, что в е дея
тельности есть такие недостатки, как
несоблюдение установленных законо
дательством сроков совершения ис
полнительных действий по взысканию
алиментов; формализм при ведении
исполнительных производств; утеря
исполнительных документов; оконча
ние исполнительных производств при
наличии задолженности по выплате
алиментов; неиспользование всех пре
доставленных законом полномочий
для принудительного взыскания али
ментов с должников; непринятие мер
для установления размера доходов с
целью исчисления алиментов, иму
щества должника для взыскания за
долженности, е индексации; непра
вомерный отказ в возбуждении уго
ловного дела в отношении должника
за злостное уклонение от уплаты али
ментов по формальному составу и
другие.
Какие полномочия имеют судеб
ные приставы для принуждения дол
жников к выплате алиментов?
В их числе предупреждение о
необходимости исполнять решение
суда, розыск, привод, наложение ад
министративного взыскания, привле
чение к уголовной ответственности и
другие. И их нужно активно использо
вать и совершенствовать, создавать
законодательный механизм, который
позволит в полной мере обеспечивать
право ребнка на алиментные выпла
ты. Одной из действенных мер понуж
дения к выплате алиментов является
ограничение выезда за границу. Так, в
2009 году судебными приставами ис
полнителями Московской области
вынесено и направлено для исполне
ния в Федеральную пограничную
службу России 1102 постановления о
временном ограничении права выез
да должников за пределы Российской
Федерации. В результате погашена
задолженность по 53 исполнительным
производствам (около 5%) на общую
сумму 4 миллиона 582 тысячи рублей.
Известны примеры, когда под угро
зой пресечения выезда на отдых за
границу должники в один день пога
шали задолженность в 100 200
тысяч рублей. Мера эффективная.
Однако и она применяется территори
альными отделами ФССП не всегда. К
тому же не все должники ездят за
границу. Это нужно учитывать при раз
работке новых санкций.
Какие санкции предусмотрены
за уклонение родителей от выплаты
алиментов, насколько они действен
ны?
Для всех категорий должников, на
рушающих законодательство об ис
полнительном производстве, предус
матривается административная от
ветственность по статье 17.14 Кодек
са об административных правонару
шениях РФ (КоАП РФ). Но отсутству
ет административная ответствен
ность именно за уклонение от уплаты
алиментов. Законные представители
несовершеннолетних могут нести от
ветственность по статье 5.35. КоАП
РФ За уклонение от воспитания и
содержания несовершеннолетних
в виде предупреждения или админи
стративного штрафа в размере от 100
до 500 рублей. Но родители, лишн
ные родительских прав, законными
представителями не являются, поэто
му данная статья к ним не примени
ма. Это свидетельствует об имею
щемся пробеле в действующем зако
нодательстве.
Одним из способов воздействия яв
ляется возможность привлечения дол
жника, злостно уклоняющегося от уп
латы алиментов, к уголовной ответ
ственности по статье 157 УК РФ. Иног
да даже угрозы применения такого
наказания бывает достаточно, чтобы
должник вспомнил о собственном
ребнке и его правах на алименты.
Какие меры, на ваш взгляд, нуж
ны в первую очередь для исправле
ния положения?
Правовое самообразование ро
дителей и иных законных представи
телей несовершеннолетних, совер
шенствование законодательства, под
готовка профессиональных кадров,
налаживание тесного взаимодействия
всех структур, призванных защищать
материальные права детей, и, конеч
но, учт и контроль. Изучение ситуа
ции позволило выявить отсутствие в
регионе системы учта детей, имею
щих право на алиментные выплаты. В
Министерстве образования, Мини
стерстве социальной защиты населе
ния, Министерстве здравоохранения
Московской области везде имеют
ся свои сведения об отдельных кате
гориях детей, а единой базы нет.
Александр Евгеньевич, ваш док
лад содержит не только всесторон
ний анализ проблемы, но и важные
рекомендации для е решения. Како
вы ваши пожелания тем, кто будет
знакомиться с докладом, ведь его
проблематика касается многих жи
телей Подмосковья?
Говоря о важнейших правах де
тей и путях их соблюдения, считаю
необходимым, прежде всего, при
звать к моральной ответственности
каждого взрослого родителя или
должностного лица за благополу
чие детей. Можно принять много хо
роших законов. Но работать они бу
дут тогда, когда родители преодоле
ют правовой нигилизм и признают
приоритет правовой культуры, а чи
новники избавятся от ханжества, рав
нодушия и недобросовестного отно
шения к делу.
Необходима принципиальная по
зиция общества в отношении тех,
кто не утруждает себя заботой о соб
ственных детях. Пока такой пози
ции, к сожалению, нет, наоборот,
таких родителей пытаются понять и
даже оправдать. Как иначе объяс
нить поведение бухгалтеров и руко
водителей учреждений, не предос
тавляющих сведения о доходах ро
дителя должника, не сообщающих
о переходе его на другую работу.
Чем, кроме равнодушия, можно
объяснить появление справок о зар
плате должника размером в одну
тысячу рублей!? Лишать детей воз
можности получать достойное мате
риальное обеспечение преступ
ление перед обществом, нашим бу
дущим, своей совестью.
Андрей ГАВРИЛЕНКО,
начальник информационно
аналитического отдела аппарата
Уполномоченного по правам
человека в Московской области
С полным текстом специ
ального доклада можно
ознакомиться на сайте Упол
номоченного по правам че
ловека в Московской облас
ти: www.upchmosobl.ru.
СКОРО переселение
Расселение двух аварийных домов 47 по улице Садовой и
69 по улице Советской сдвинется с мртвой точки. Депутаты
городского Совета поддержали внесение ряда изменений в целевую
программу Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищ
ного фонда в г. Королве на 2001 2010 годы. Новая редакция
программы позволит зарегистрировать необходимые документы в
регистрационной палате.
В первоначальной редакции этой программы не было прописано,
на каких основаниях горожане получают другое жиль. В принятой
редакции указано, что нанимателям жилые помещения предостав
ляются по договорам социального найма, а собственникам путм
заключения договоров мены жилых помещений либо иным путм,
определнным законодательством.
По словам заместителя главы администрации по строительству
Василия Билоуса, внеснные в программу изменения позволят уже
в октябре приступить к переселению жителей из домов 47 по улице
Садовой и 69 по улице Советской.
Земля под контролем
Самовольное занятие городских земель, использование их
без оформленных документов или не по целевому назначе
нию теперь будут контролировать земельные инспекторы.
Депутаты утвердили Положение о муниципальном земельном кон
троле на территории Королва.
Разработанное положение определяет порядок организации зе
мельного контроля, а также права и обязанности инспекторов, ко
торые будут следить за соблюдением земельного законодательства.
Согласно документу плановые проверки земель будут проводиться
не чаще, чем один раз в три года. При этом инспекторы обязаны
уведомить юридическое лицо, физическое лицо или индивидуаль
ного предпринимателя за три дня о проведении плановой проверки
и за сутки о внеплановой проверке. Положением предусмотрено,
что срок проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
За интересы дольщиков
Депутаты утвердили состав рабочей группы по защите прав
граждан, которые инвестировали денежные средства в стро
ительство многоквартирных домов в Королве.
Это касается
проблемы долгостроя жилого комплекса Олимп и дома 47 по
улице Горького. Летом инициативная группа дольщиков обрати
лась к депутату Александру Маслову с просьбой помочь разрешить
ситуацию с замороженным строительством домов.
На заседании Совета депутат Александр Маслов доложил своим
коллегам о проделанной работе. В частности, он сказал, что прошл
ряд заседаний в администрации и на объекте (ул. Горького, 47) с
приглашением представителей инициативных групп от жильцов,
также были разосланы письма всем заинтересованным сторонам с
тем, чтобы они представили свои кандидатуры для создания рабо
чей группы. Депутатам было предложено утвердить е состав. В
группу вошли депутаты, представители администрации, фирм за
стройщиков, инициативных групп дольщиков, сотрудник юриди
ческой службы Совета депутатов. На свом первом заседании рабо
чая группа рассмотрит план дальнейших мероприятий по отстаива
нию прав горожан.
Ставка сделана
Своим решением депутаты установили арендную ставку за
муниципальное недвижимое имущество на 2011 год в разме
ре 1300 рублей.
Председатель Комитета имущественных отношений Владимир
Кванин отметил, что этот вопрос рассматривался и на коллегии
администрации, и на депутатской комиссии. Область рекомендова
ла увеличить размер этой ставки до 1500 рублей, в Королве же
предложено оставить е на прежнем уровне 1300 рублей. Такая
мера, по словам Владимира Кванина, продиктована непростыми
экономическими условиями, в которых приходится работать го
родским предпринимателям.
Также депутаты внесли изменения в городскую целевую про
грамму Развитие субъектов малого и среднего предприниматель
ства на 2010 2011 годы. Перераспределение бюджетных средств
внутри программы позволило увеличить на 1 миллион рублей сум
му на проведение конкурса на лучший инновационный инвестици
онный проект.
Елена ГОЛОВИНА
Элла СУХОРУЧЕНКОВА
ПРЕСС СЛУЖБА СОВЕТА ДЕПУТАТОВ СООБЩАЕТ
Юбилейное 90 е заседание Совета депутатов состоялось 15
сентября. Народные избранники рассмотрели 5 вопросов
основной повестки дня и 23 письменных обращения граждан.