background image
четверг
k
123, 28 октября 2010 г.
ДЕНЬ ЗА ДНМ
В связи с празднованием Дня народного единства и переносом
выходных дней, движение электропоездов осуществляется следу
ющим образом:
3 ноября расписание рабочего дня
4 ноября расписание выходного дня
5 ноября расписание выходного дня
6 ноября расписание выходного дня
7 ноября расписание выходного дня
12 ноября расписание рабочего дня
13 ноября расписание рабочего дня
14 ноября расписание выходного дня
Э
ти работы велись в ОКБ 1 НИИ 88 г. Кали
нинграда. Ядром коллектива двигателистов
там была группа специалистов отдела М.В. Мель
никова. Она исследовала процессы, протекаю
щие в кислородно керосиновых жидкостных дви
гателях.
В 1954 1957 годах были созданы первые в
мире управляющие двигатели для ракеты Р 7,
обеспечившей запуск первых ИСЗ. В 1958 году в
эту группу вошл и молодой специалист Анатолий
Морозов, прибывший в ОКБ 1 после окончания
МФТИ. На его долю выпало участие в становле
нии и развитии направления ЖРД и двигательных
установок, в создании и постоянном совершен
ствовании экспериментальной базы для вновь
создаваемых изделий, обладающих новыми свой
ствами и характеристиками, разработка и созда
ние современных стендов и установок, позволяю
щих в земных условиях отрабатывать и подтвер
ждать новые технические решения.
В ОКБ 1 в 1964 году были начаты работы по
автоматизации процессов при стендовых испыта
ниях ЖРД. Был создан кибернетический команд
но измерительный комплекс КУРС, который по
зволил автоматизировать все этапы технологи
ческого процесса испытаний. Руководство рабо
тами по комплексу КУРС было поручено Анато
лию Морозову. В результате этих работ в 80 раз
была повышена производительность труда при
дешифровке материалов измерений, в четыре
раза увеличена пропускная способность испыта
тельной станции, сохранено значительное коли
чество испытываемых изделий.
С 1974 по 2009 год с использованием комплек
са выполнено более восьми тысяч испытаний дви
гателей С1.5400, 11Д58, 11Д33, 11Д58М. Это было
достигнуто благодаря тому, что комплекс КУРС
позволял прогнозировать ход испытаний и в слу
чае угрозы возникновения аварийного исхода ис
ГОРОЖАНЕ
В середине 50 х годов усилия научно исследовательс
ких и производственных организаций ракетно косми
ческой отрасли были устремлены на создание косми
ческих аппаратов, с помощью которых было бы возмож
но исследовать космическое пространство и решать
задачи обороны страны. Разрабатывались и создава
лись ракеты носители, системы управления ими, со
вершенствовались космические двигатели.
Расписание движения электропоездов в Москву
Анатолий Андреевич и Антонина Ивановна Морозовы.
Фото из семейного архива
пытания немедленно его прекратить, то есть ком
плекс рассчитывался не на факт аварии, а на е
предотвращение. Высокая значимость этого не
вызывает сомнений.
Результаты работ по созданию установок для
испытаний космических двигателей были обобще
ны в кандидатской диссертации, которую А.А. Мо
розов успешно защитил. А за трудовые достиже
ния он был отмечен орденом Знак Почта, меда
лью За трудовую доблесть и другими наградами.
Слушая рассказчика, я понимал, насколько на
пряжнной и целеустремлнной была эта работа,
и поинтересовался, а есть ли у него какое нибудь
хобби, позволяющее отвлечься, снять столь вы
сокую нагрузку.
Анатолий Андреевич ответил без колебаний:
Главное хобби это работа! Работа для
меня всегда была источником удовольствия.
И он рассказал о своей юности. Будучи учени
ком Черкизовской средней школы в подмосков
ной Тарасовке, часто по собственной инициативе
посещал бесплатные публичные лекции в МГУ,
Политехническом музее, в планетарии, участво
вал в физических олимпиадах. По окончании
школы в 1951 году без проблем поступил в МГУ.
Через год факультет, где он учился, был преобра
зован в Московский физико технический инсти
тут (МФТИ). В 1958 году успешно его окончил,
стал инженером физиком по специальности Тер
модинамика. Проработал 52 года в должностях
инженера, старшего инженера, начальника груп
пы, сектора, заместителя начальника отдела, на
чальника отдела, старшего научного сотрудника.
Разговор переключился на тему семейной жиз
ни. Ещ в школьные годы судьба свела Анатолия
Морозова и Антонину Крайневу. Вспыхнула пер
вая, яркая, трепетная любовь. Было это в сорок
седьмом году. Но обстоятельства вынудили рас
статься на два года: Антонина переменила место
учбы. Однако разлука не притупила чувства мо
лодых людей, и в 1950 году Анатолий разыскал
Антонину, чтобы больше никогда не расставать
ся. Он учился в МФТИ, она в педагогическом
училище. Получив распределение в ОКБ 1, моло
дой инженер Анатолий Морозов с семьй (к этому
времени у них родилась дочь Светлана) стали
жителями Калининграда.
Антонина Ивановна рассталась с педагогичес
кой деятельностью и устроилась техником на пред
приятие, где работал Анатолий Андреевич. Работа
ла, воспитывала дочь и заочно училась на эконо
миста. Она вышла на пенсию, проработав в РКК
Энергия 27 лет. Но без общественной работы не
осталась. Коллеги пенсионеры избрали е в Совет
ветеранов предприятия, где она 22 года успешно
возглавляла культурно массовую комиссию. Ини
циативно организовывала культурный, интерес
ный и полезный досуг ветеранов: экскурсии по
достопримечательностям Москвы и Подмосковья,
посещение художественных выставок, музеев (кос
монавтики в Звздном городке, ВВС в Монине,
Дома музея С.П. Королва в Москве, Дома музея
К.Э. Циолковского в Калуге, ЦУПа, Оружейной
палаты, Бородинской панорамы, Музея кварти
ры А. Толстого, Музея декоративно прикладного
и народного искусства и др.), посещение театров
и кино. Работала всегда с полной отдачей.
Среди наград, полученных за трудовую дея
тельность, у Антонины Ивановны медали Вете
ран труда, За доблестный труд в годы Великой
Отечественной войны 19411945 гг.. После
днюю она особенно ценит, так как получила е
ещ девочкой, когда трудилась на колхозных по
лях Рязанщины в годы войны.
С мужем всегда жили в мире и дружбе. В жар
кие июльские дни 2010 года отметили юбилейную
дату 55 летие совместной жизни.
В этой замечательной семье родились и вырос
ли дочь Светлана, двое внуков и один правнук.
По доброй традиции в день изумрудной свадь
бы муж презентовал жене прелестное украше
ние с драгоценными камнями изумрудами.
Принимая его со слезинкой в глазах от волне
ния, Антонина Ивановна невольно вспомнила
их первую встречу, взгляд восхищения и трепет
сердца, первое провожание и первый пылкий
поцелуй.
Анатолий Андреевич и теперь, несмотря на воз
раст, продолжает работать в том же направлении
и часто вспоминает, как трудились в молодые
годы под руководством С.П. Королва.
Энтузиазм царил безмерный. Работали на
испытательной станции по полторы, две, а иногда
по две с половиной смены, не жалея ни сил ни
времени.
Темп работы был настолько высок, что высот
ная установка для испытания первого космичес
кого двигателя 8Д714, принципиально нового
стендового оборудования, была спроектирована,
изготовлена и смонтирована за один квартал.
Заканчивая беседу, Анатолий Андреевич мно
гозначительно произнс:
Работа для нас всегда была делом чести. Как
выразился в сво время немецкий философ Шо
пенгауэр: Честь это внешняя совесть, а со
весть внутренняя честь. В этом мы с Антони
ной Ивановной убеждены.
И убеждение это их путеводная звезда.
Анатолий ШМЕЛВ
Для них работа
дело чести