background image
C
M
Y
K
10
Октябрь, 2010 г.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
По данным исследовательского ин
тернет ресурса Демография.ру,
впервые Россия столкнулась с пробле
мой отрицательного прироста населе
ния в 1992 году. Всего два года лихих
девяностых оставили свой след: стра
на не досчиталась от 400 до 650 тысяч
людей. Повысился уровень смертно
сти (число умерших на тысячу человек
населения) с 11,2% в 1990 году до
16,4% в 2003 м. Так, на три смерти
приходятся два рождения. По данным
доклада ООН Демографическая по
литика России: от размышлений к дей
ствию от 28 апреля 2008 года, сред
няя продолжительность жизни граж
данина нашей страны в девяностые
годы прошлого века была 55 лет, что на
20 лет меньше, чем в Западной Европе.
Таким образом, мы сталкиваемся с
новым для России явлением депо
пуляцией систематическим умень
шением численности страны.
Они, увы, не оптимистичны. Анато
лий Антонов, заведующий кафедрой
социологического факультета МГУ, оз
вучил один из самых мрачных: к сере
дине XXI века население России упадт
до 40 миллионов человек. По данным
доклада ООН Демографическая поли
тика в России: от размышлений к дей
ствию, население нашей страны мо
жет уменьшиться с 142 миллионов по
чти до 100 в течение полувека. Офици
альная же позиция властей: оптимизм.
По их мнению, к 2050 году нас будет
145 миллионов. Специалисты ООН ут
верждают: к 2050 году численность на
селения нашей страны упадт до 112
миллионов человек. По многолюднос
ти нас опередят такие страны как, к
примеру, Вьетнам и Египет. По прогно
зам ООН, каждые пять лет мы будем
терять по 3 миллиона жителей, количе
ство детей до 15 лет на тысячу человек
уменьшится (в 2000 году 18%, в
2025 м 15,2%). На данный момент
доля детей среди населения страны ми
Меньше народа больше кислорода?
нимальна в Германии (всего 15%) и мак
симальна в Кении (51%).
Ещ одна причина депопуляции
значительное число абортов. Об этом в
своей статье Демографические
мифы пишет Игорь Белобородов, ди
ректор Центра демографических ис
следований. По его мнению, значение
искусственного прерывания беремен
ности сильно недооценивают. В под
тверждение его слов официальная
статистика: в России совершается по
чти 2 миллиона абортов ежегодно (не
считая тех, которые производятся в
частных клиниках). Если бы нам уда
лось сократить эту цифру хотя бы впо
ловину, ежегодный прирост населения
составлял бы около 500 тысяч человек.
Ещ в XVIII веке английский эконо
мист Томас Мальтус заговорил об
избытке людей на планете. В на
шем веке эту точку зрения разделяют
многие учные. Об этом свидетель
ствует демографическая политика
таких стран, как, например, Индия и
Китай. В Китае главная цель пере
ход от многодетной семьи к однодет
ной. Семейные пары, имеющие одно
го ребнка, получают льготы на обра
зование, медицинское обслуживание,
им также выплачивается ежемесяч
ное пособие. Двухдетные семьи ли
шаются всех этих привилегий, а вто
рой ребнок гражданства и пас
порта. Представьте существование
человека в современном мире без пас
порта: нет права на медицинское об
служивание, работу. Такой человек
не является гражданином страны, где
он родился, его как будто нет, он
обречн на нищенство. В Индии име
ет место похожая политика, прово
димая под лозунгами Имейте двух
детей первого и последнего, На
род без братьев и сестр.
Поводы для создания теории о пере
населении планеты и проведения по
добной демографической политики
вполне серьзны: дефицит пресной
воды, рост городов, сокращение коли
чества сельскохозяйственных угодий,
обеспеченность топливными и энерге
тическими ресурсами. Но наряду со
странами, где показатель естественно
го прироста зашкаливает, есть госу
дарства, столкнувшиеся с депопуляци
ей. И таких порядка двадцати. По про
гнозам ООН, это явление скоро станет
более распространнным.
Александра ШАНТАЛОВА
НА ЗАМЕТКУ
Считается, что в Рос
сии учт населения ведт
сво начало со времн та
таро монгольского наше
ствия, то есть со второй
половины XIII века. Одна
ко старинные летописи
подтверждают, что в ряде
княжеств (Киевская Русь,
Новгород) ещ в IX веке пе
реписывалось население
для податного обложения.
В октябре ноябре
2008 года прошла пробная
перепись населения в трх
регионах России: в Цент
ральном районе Хабаров
ска, Петроградском районе
Санкт Петербурга, в час
ти Балашихи 12 сель
ских населнных пунктах.
Посчитать удалось 300
тысяч человек, генеральная
репетиция Всероссийской
переписи состоялась.
Затраты на проведе
ние переписи 2010 Рос
стат оценил в 17 миллиар
дов рублей.
Уходим в минус
Каковы прогнозы?
Первый
и последний
По оценке Росстата, численность постоянного насе
ления России на 1 мая 2010 года составляла 141,9
миллиона человек и с начала года уменьшилась на
41,7 тысячи граждан. Сколько людей мы потеряли за
последующие шесть месяцев, покажет Всероссий
ская перепись населения, прошедшая во всех регио
нах страны под лозунгом России важен каждый.
Откуда же тогда появились чайлд
фри? Почему их не трогают громкие
реплики с экранов и страниц газет о
демографическом кризисе? Почему не
привлекает материнский капитал? По
чему, в конце концов, многие из них
любят детей, но своих не хотят?
Попробуем в этом разобраться.
Оппоненты чайлдфри, то есть люди,
для которых собственные дети само
собой разумеющееся, обвиняют во
всм Запад. С Запада к нам идт вся
кая дрянь, говорят они, фемини
зация, эмансипация, мода на тощих
моделей, а теперь и чайлдфри. Дей
ствительно, движение зародилось на
Западе. Но почему оно прижилось у
нас?
Жизнь для себя одна из силь
нейших мотиваций некоторых чайлд
фри. Они сами открыто в этом при
знаются и о своей эгоистичности
заявляют едва ли не с гордостью.
Правда, дальше зачастую идт рас
сказ о голодном детстве, невнима
тельных родителях, трудностях в лич
ностном становлении и т. д. Не хочу
такого же своим детям! резюми
рует чайлдфри.
Впрочем, не все они любят детей.
Некоторые открыто признаются, что
вид младенцев им неприятен, а его
желание пообщаться вызывает
желание сбежать. А если, не дай Бог,
им напомнить, что они сами такими
Чайлдфри: жизнь для себя
же были когда то... можно узнать о
себе много интересного и неожидан
ного.
Другая мотивация не оставлять по
томства у женщин связана с
боязнью
родов. Когда женщины чайлдфри со
бираются вместе на интернет форумах,
они обсуждают своих беременных под
руг, которые не могут лечь в роддом
из за отсутствия мест, врачей, ставя
щих неверные диагнозы и пугающих
некорректными высказываниями буду
щих мам до потери сознания, осложне
ния после родов и так далее.
Существует и такая размытая моти
вация, как
не хочу и вс! При этом
чайлдфри не может объяснить, почему
именно он не хочет. Но очень обижает
ся, когда кто либо говорит ему, что он
может заблуждаться.
Впрочем, было бы ошибочно ду
мать, что все чайлдфри упрямцы,
просто не желающие жить как все
и не отдающие отчта в своих мыслях
и действиях. Они размышляют и де
лятся своими идеями с другими чай
лдфри. А что касается действий те
никак не противоречат общественной
морали и нравственности, вопреки
мнению некоторых людей о том, что
чайлдфри ужасные детоненавист
ники. Они могут не умиляться при
виде маленьких детей и отворачи
ваться, если родители меняют ребн
ку подгузник.
А вот что они сами
говорят о себе
Рассуждения этих людей вполне ра
зумны. Но красной нитью через них
проходит следующая мысль: чайлдф
ри не хотят сражаться с действитель
ностью. Им удобно спрятаться в свом
мире, и он кажется им лучше, чем тот,
где существуют материнские капиталы
и прогрессирующая медицина. Для
чайлдфри эти плюсы не могут переве
сить экономические, бытовые, соци
альные и морально этические минусы.
Людям, родившим и поставившим
на ноги детей, позиция чайлдфри в
большинстве свом не понятна. Особо
впечатлительные называют чайлдфри
тупиковой ветвью эволюции и про
тивниками природы. Чайлдфри, впро
чем, отвечают им той же монетой, уп
рекая в бездумном размножении
людей, которые рано или поздно при
ведут планету в негодное для жизни
состояние.
А истина, как водится, где то посе
редине. И если вдуматься, чайлдфри
такая же ветвь эволюции, как и вс
остальное. Это реакция человечества
на сложившиеся условия жизни.
Елизавета ЗУБАКИНА
Наверное, у ЧФ слишком пере
вешивает пункт самоактуали
зации. На мой взгляд, причины
следующие: неуверенность в зав
трашнем дне; проблемы экономи
ческого характера; слишком бе
шеный ритм жизни; общее паде
ние нравственных ценностей.
* * *
Проанализировав сво нежела
ние иметь детей, я обнаружила,
что оно имеет скорее социальные,
чем личностные корни. Собствен
ного ребнка придтся воспиты
вать восемнадцать, как минимум,
лет, и делать это в условиях, ко
торые я считаю критически не
подходящими для воспитания де
тей. Личность человека в значи
тельной мере формирует окруже
ние. Того человека, которого оно
будет формировать (на моих гла
зах!), я не смогу уважать. Огра
дить ребнка от общества в пси
хологическом плане было бы жес
токо. А позволить ему прогнуться
под этот мир жестоко не менее.
Мир изменился не настолько, что
бы мне не хотелось в нм жить, но
настолько, чтобы мне не хотелось
в нм продолжаться.
* * *
Почему я не люблю детей?
Главная, пожалуй, причина по
тому что они жестоки. Гораздо
более жестоки, чем взрослые. 6
7 летние дети могут выкинуть
котнка в мусорник. 12 летние
девочки могут заставить свою
подругу раздеться, сфотографи
ровать е (насильно) и шанта
жировать этими фотографиями,
требуя денег. Банда 8 10 лет
них детей может залезать в чу
жие квартиры и грабить их. Под
ростки могут и умеют насило
вать, воровать, издеваться.
Они делают это ради своей вы
годы, своего удовольствия. Они
знают, что их защитят роди
тели.
В природе из мерзкой гусеницы выходит прелестная бабочка, а вот у людей наоборот: из прелестной
бабочки выходит мерзкая гусеница... автор этих слов Антон Павлович Чехов. И сегодня, спустя годы,
многие с ним согласятся. Особенно те, кто принадлежит к особому идейному направлению, чайлдфри
(от англ. child free свободные от детей). Движение чайлдфри в нашей стране отнюдь не ново. Оно
просто не пропагандируется, ведь никак не вписывается в рамки увеличения рождаемости и
улучшения демографической обстановки.
Рисунок Игоря КИЙКО
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА