background image
четверг
k
137, 2 декабря 2010 г.
КУЛЬТУРА
C
M
Y
K
Я
пронесла восхищение Марком
Твеном через всю жизнь. Мо
детство окрашено любовью к самому
замечательному мальчику Тому Сойе
ру и первым открытием: оказалось,
что моя бабушка в детстве читала
Приключения Тома Сойера, и не
только она одна, а все родственники,
которые потом долго подшучивали
надо мной, так как я не могла понять,
что и они в детстве свом дружили с
Томом.
Величайшая тайна, когда герой кни
ги идт к нам из глубины времени
ярким непрерывным лучом от наших
бабушек к нашим внукам. Став насто
ящим другом, он никогда не подве
дт, не обманет, не изменит. Тонко и
проникновенно всматривается в сво
детство Марина Цветаева в одном из
ранних стихотворений Книги в крас
ном переплте:
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный
шлте,
Неизменившие друзья
В потртом, красном
переплте.
Чуть лгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам
бывало.
Уж поздно! Мама,
десять строк!...
Но, к счастью, мама
забывала.
Дрожат на люстрах
огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет... В воздухе свежо...
Том в счастье с Бэкки полон
веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке
пещеры...
Кладбище... Вещий крик
совы...
(Мне страшно!) Вот летит
чрез кочки
Примыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий
в бочке.
Светлее солнца тронный
зал,
Над стройным мальчиком
корона...
Вдруг нищий! Боже! Он
сказал:
Позвольте, я наследник
трона!
Ушл во тьму, кто в ней
возник.
Британии печальны
судьбы...
О, почему средь красных
книг
Опять за лампой не уснуть
бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце
чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер,
Принц и Нищий!
Этот стих из первой книги Мари
ны Ивановны Вечерний альбом, ко
торая вышла сто лет назад в год смер
ти Марка Твена в 1910 году.
Ксения МЕЛЬНИК
С
ергей Борисович предлагает зрителям освобо
диться от оков повседневности, очень часто
мешающих нам понять сво внутреннее я, загнан
Ч
иновники от культуры не пред
ставляли, какой сделали пода
рок нескольким поколениям детей, на
громождая препоны на пути Бориса
Заходера в литературу. Он ведь не со
бирался становиться детским писате
лем, и клише это его ранило. Поэтому
даже в забавных стихах про лягушек и
шавок между строк прочитывается не
только взрослая ирония, но и поли
тическая сатира. Поэт для всех и на все
времена.
Оставленная им лирика глубоко фи
лософична, тонка, талантом дышит каж
дая строчка. А вот национальность ав
тора вызывала сомнения И печатать
Заходера не спешили. Как рассказала
ведущая вечера Любовь Полякова, даже
знаменитая сказка о букве Я несколь
ко лет не могла найти своего издателя.
Но стихи, как живые ростки, про
бились к детям, осчастливив целые
В ЛИТЕРАТУРНО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ
Десять лет
без Заходера
Писатели, которых любят не только
взрослые, но и маленькие читатели,
не уходят из жизни. Они возвращают
ся в тот мир детства, который удер
живал их солнечными лучиками, не
позволяя стать солидными и скучны
ми. Поэт, прозаик, переводчик Борис
Заходер так и остался в памяти близ
ких, при всм его таланте и мудрости,
веслым, ироничным и абсолютно не
пафосным человеком. Сердечный ве
чер его памяти Наш земляк Борис За
ходер прошл в литературно музы
кальной гостиной Волшебный фо
нарь библиотеки филиала 11 ЦБС
(в ЦДК им. М.И. Калинина).
поколения. Ведь малыши обожали и
самого Заходера, и Винни Пуха, исто
рии о котором он пересказал на русском
так гениально, что ни один из последу
ющих переводов не смог даже прибли
зиться к его сказке. А Мэри Поппинс?
А несчастная киска, которой не дают
украсть сосиски?!
Эти стихи Борис Заходер прочл на
вечере сам сохранилось его ин
тервью королвскому радио. Живой
голос автора был полон самоиронии
и доброжелательности к визави, хотя
главным его собеседником, по при
знанию жены поэта Галины Заходер
(на фото), всю жизнь был Гте, на
следие которого Борис Владимиро
вич знал не хуже, чем собственное.
Да и немецким языком владел так же
свободно, как русским.
Однако не только природная уни
кальность полиглота помогла Захо
деру столь блестяще осуществить пе
реводы, но и духовная близость с
теми авторами, к творчеству которых
он обращался. Ему так хотелось по
мочь нам с вами испытать радость
литературных открытий. И даже пос
ле его ухода мы продолжаем полу
чать подарки: библиотеке Галина Сер
геевна вручила недавно увидевший
свет двухтомник, в который включе
ны как переводы из Гте, так и эссе
Заходера, в частности, об искусстве
перевода. Она собрала материалы уже
после смерти мужа, приняв на себя
заботы об их издании, как негласное
духовное завещание.
Любимой женщине поэта тоже
приготовили немало подарков. Дом
Заходеров в Комаровке был напол
нен музыкой, и сам Борис Владими
рович нередко садился за рояль В
этот вечер Чайковский звучал в ис
ВЫСТАВКА
Живописная философия
Жизнь человека протекает одновременно в двух мирах внешнем
и внутреннем. И если первый для большинства является одинако
вым, то второй уникален у каждой личности. Одно и то же проис
шествие люди переживают по разному в зависимости от работы
нервной системы, уровня духовной подготовки и развития подсоз
нания. Именно к этой области бытия относятся живописные работы
Сергея Смирнова (на фото), чья выставка Фрагард. Индивидуаль
ная неопределнность видения мира проходит в Центре краеве
дения, редких книг и литературы по искусству Московской област
ной государственной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
ное общественными рамками и шаблонами в тупик, и
перенестись в мир чувствований, дарующий нам ду
ховную энергию. Как выглядят надежда, отчаяние,
тоска, ожидание или радость? Наверняка, у каждого
при этих словах рождается сво отражение того или
иного понятия, но порой нам становится близок взгляд
какого то другого человека, например, художника.
Сергей Смирнов запечатлевает на холсте образы сво
его подсознания, но они настолько глубоки и насы
щенны, что находят отклик в душах других людей.
Тот, кто перенс тяжлую болезнь, был на грани
гибели, не сможет пройти мимо картины Я не хочу
уходить. Несмотря на е нежную бело голубую цве
товую гамму, в ней чувствуются душевная тревога от
неизбежности грядущего, мучительная грусть неза
вершнности своего предназначения, стремление
вернуться в наш несовершенный мир и окончить
начатое. Совсем другие эмоции вызывает работа
Надеюсь, в которой преобладают жлто зел
ные оттенки, вызывающие у зрителя массу разнооб
разных реакций. Она настраивает на душевное уми
ротворение и вместе с тем пробуждает спящее со
знание, устремляя его за горизонт мечты, даруя че
ловеку веру в светлое будущее. Впечатление огня
также неоднозначно и многослойно, как все картины
Сергея Смирнова. Под первым планом природной
стихии скрывается образ людских страстей, обвива
ющих душу языками пламени, как лесной пожар
берт в жгучее кольцо стволы деревьев. Каждая
выставленная работа представляет собой связь ви
димого мира с импульсами духовности индивида, в
чм и заключается смысл фрагарда философско
реалистического авангарда, стиля, созданного Сер
геем Борисовичем.
Сергей Смирнов по образованию инженер окон
чил МГТУ им. Н.Э. Баумана и до 2002 года работал в 4
м ЦНИИ МО РФ, но практическим изоискусством за
интересовался ещ в 60 е годы прошлого века. Зани
мался в изостудии и Заочном народном университете
искусств. В 1991 году Сергей Борисович разработал
настольную развивающую игру Конверсия и полу
чил через два года патент РФ на е промышленный
образец. По мнению самого Сергея Смирнова, про
фессионально изоискусством он начал заниматься с
2004 года, но представленная экспозиция говорит о
том, что путь инженерно научно художественного
работника (именно так характеризует себя Сергей
Борисович) начался гораздо раньше.
Так, у посетителей выставки помимо картин, напи
санных в 2005 2010 годах, есть возможность
увидеть Тоскующую жизнь 1990 года и Дурнуш
ку 1992 года одну из первых работ автора, кото
рой худсовет дал положительную оценку. На ней
изображена довольно симпатичная девушка, образ
которой никак не увязывается с названием картины.
Почему же Сергей Смирнов назвал е Дурнушкой?
Вс дело в том, что автор оставил ей возможность
для развития, самосовершенствования, чего лишн
идеал. Ведь никто не знает, какие будут эталоны
женской красоты через пять десять лет на Земле и
уж тем более на другой планете, в случае, если люди
туда переселятся. Да да, и такой вариант для Сергея
Борисовича абсолютно реален, ведь его художествен
ный взгляд нацелен не только на настоящее, но и на
тысячи лет в будущее, и не ограничен пределами
земного шара. А фрагард, находящийся где то меж
ду сюрреализмом, абстракционизмом и философ
ской литературой, является для Сергея Смирнова
инструментом оценки развития нашей цивилизации,
с помощью которого можно проникнуть в непредста
вимую разумом бесконечную даль.
Получить свои собственные впечатления от Все
ленной посредством знакомства с творчеством Сер
гея Смирнова можно, посетив его выставку Фра
гард. Индивидуальная неопределнность видения
мира, которая открыта до 9 декабря ежедневно с 10
до 17 часов, кроме воскресенья и понедельника, в
Центре краеведения, редких книг и литературы по
искусству МОГНБ им. Н.К. Крупской (мкр Болшево, ул.
Школьная, д. 19а, т. 519 73 18).
Светлана НОСЕНКОВА
Фото автора
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
30 ноября исполни
лось 175 лет со дня
рождения Марка
Твена, творчество
которого маги
ческий кристалл
детства, где чистая
поэзия душевной
отзывчивости и
радости передат
ся из поколения в
поколение.
Встреча
с детством
Встреча
с детством
полнении учащейся ДШИ Маргари
ты Аль Натор (преподаватель Ла
риса Яковенко). А камерный ан
самбль Ольги Штойк и Натальи Ми
щенковой погрузил слушателей в
глубины Сен Санса. В память о лю
бимом писателе вокалистка Светла
на Катаева исполнила печальную
Элегию Ж. Массне.
А напоследок случилось ещ одно
возвращение в детство: хор ветеранов
им. А.Н. Чмырва (руководитель
Владимир Черкасский), с которым Га
лина Заходер выступала ещ ребн
ком, пел для не. И Серенада Дон
Кихота Д. Кабалевского, на высоком
уровне исполненная Николаем Шев
ченко, звучала как привет от благо
родного рыцаря русской литературы
своей прекрасной даме!
Ирина ТЕПЛОВА
Фото Артура ЛАВРЯШИНА