background image
вторник
k
139, 7 декабря 2010 г.
ДЕНЬ ЗА ДНМ
Владимир Михайлович, на днях правитель
ство Москвы наградило вашу клинику премией в
области медицины. За что?
Как говорится в указе, за разработку и вне
дрение новой системы организации неотложной
специализированной медицинской помощи детям,
пострадавшим в ДТП на территории Московского
региона. В работе наряду с сотрудниками нашей
клиники принимали участие специалисты Всерос
сийского центра медицины катастроф, Научно
практического центра экстренной медицинской
помощи Департамента здравоохранения г. Моск
вы, Территориального центра медицины катаст
роф Минздрава Московской области. Успех рабо
ты был обеспечен эффективным взаимодействи
ем с МВД России и МЧС России. Ситуация с дет
ским дорожно транспортным травматизмом ещ
несколько лет назад давала повод, в том числе
вашей пишущей братии, создавать различного рода
апокалиптические картины. Бесконечно говори
лось о войне, которую развязали на дорогах против
наших детей. Обсуждались финансовые потери,
обостряющиеся демографические проблемы
ведь за ребятишками репродуктивный потенциал.
Но в течение последних пяти лет ситуация пере
ломилась. Изменения к лучшему налицо в
целом по стране число детей, погибших на доро
гах, снизилось на треть. В Московском регионе
проблема детского дорожно транспортного трав
матизма решается, пожалуй, наиболее успешно.
Главная задача как можно быстрее эвакуиро
вать ребнка с места ДТП и доставить его в специ
ализированное медицинское учреждение. В ряде
случаев дорога каждая минута. Для решения про
блемы привлекаются не только машины скорой
помощи и реанимобили, которым бывает весьма
Владимир Розинов профессор, заслуженный врач РФ, главный детский хирург
Минздравсоцразвития России, работает в Московском НИИ педиатрии и детской
хирургии более 40 лет, руководит клиникой детской хирургии на базе ДГКБ 9 им.
Г.Н. Сперанского. Договориться с ним о встрече непросто: то он на операции, то на
совещании. Время нашлось только во время отпуска, который Владимир Михайло
вич проводит на рабочем месте расслабляться на курортах ему некогда.
ДЕТИ НА ДОРОГАХ
Есть скутер жизнь удалась
проблематично с учтом московских и подмос
ковных пробок добраться до места происше
ствия, но и средства лгкой санитарной авиации.
К слову, на территории клиники было осуществ
лено более двухсот посадок вертолтов МЧС.
Московский регион один из наиболее слож
ных в стране в этом отношении. Транспортный по
ток здесь намного интенсивнее, чем в других реги
онах страны. В Московской области очень плотная
сеть высокоскоростных автомагистралей, и меди
цинские последствия ДТП здесь особенно тяжелы.
Однако успехи очевидны. Индекс тяжести ДТП с
участием детей снизился за пять лет в полтора раза,
летальность почти вдвое. Число детей, которым
вследствие ДТП устанавливается инвалидность, ста
ло меньше на треть. Вот эти успехи в области меди
цины правительство Москвы и отметило премией.
Хотя я считаю, успокаиваться рано.
Я нередко вижу, как мамаши, гуляя со своими
малышами, заняты исключительно беседами друг
с другом, в то время как дети выбегают на дорогу,
лезут чуть ли не под колса. Те, что постарше,
вообще предоставлены самим себе. Не будут ли
бесполезны усилия врачей, если родители плохо
смотрят за своими детьми?
Действительно, проблема детской безнад
зорности в большей степени социальная, нежели
медицинская. Я не беру в расчт таких безответ
ственных родителей, которые не считают нужным
устанавливать в своих машинах специальные удер
живающие устройства для перевозки детей или
смотреть, куда побежал малыш во время прогулки.
Это безобразие, и таких родителей надо наказы
вать. Но у нас есть серьзные проблемы в плане
социальной обеспеченности населения в целом, и
винить здесь обычных людей было бы несправед
ливо. Мы помним, как практически все дети в
советское время были обеспечены отдыхом в пио
нерских лагерях, а в остальное время года посеща
ли бесплатные кружки и секции. Это крайне важно
организовать досуг ребнка, сделать так, чтобы
он был под наблюдением. Сейчас эта общегосу
дарственная проблема не решена. Родители вы
нуждены бегать за рублм, а ребнок предостав
лен самому себе. До тех пор пока ситуация не
переломится, нам всегда будет хватать работы.
Какие дети чаще всего попадают в ДТП
пешеходы или пассажиры?
Несколько лет назад детей пешеходов, пост
радавших в ДТП, было существенно больше. Но в
последние годы ситуация изменилась почти
половина пострадавших пассажиры. Вс чаще
дети оказываются водителями. Сегодня скутер
это имиджевая вещь. Есть скутер жизнь уда
лась. Хлопец с приятелями или подружками от
рывается без сколько нибудь устойчивых навы
ков вождения и номеров, нередко попадая в серь
зные аварии. Родители готовы профинансиро
вать своего отпрыска, а потом безответственно
выпустить на дорогу. У нас бывали дни, когда чуть
ли не каждый третий в отделении реанимации был
из этого лихого племени. Особенно часто они попа
дают в ДТП летом, когда свободное время безгра
нично, а заняться нечем. Но и эта ситуация меняет
ся. Наши партнры из МВД России готовы к тому,
чтобы разумно ужесточить ситуацию с этими бега
ющими двухколсными колясками. Я думаю,
такого произвола, как сейчас, уже не будет.
Кто в большей степени виноват в том, что
дети страдают на дорогах?
Я думаю, прежде всего безответственные
водители. Возьмм для примера вчерашний день.
Только на пешеходных переходах под колсами
не самых дешвых машин в Москве погибли три
человека. В чм причина? Для многих водителей
стало нормой не тормозить на переходах,а пеше
ходы не обращают внимания на сигналы свето
фора. Я часто вижу бабушек, буквально выскаки
вающих из под колс. Но везт далеко не всем.
Некоторые, и таких немало, остаются на дороге.
Ясно, что здесь должна чтко работать система
административных взысканий.
Но она работает далеко не всегда. В 2001
году в Королве меня с 9 летним сыном сбила
машина. Дамочка перепутала газ с тормозом,
рванула на красный сигнал светофора и въехала
прямо на автобусную остановку. В результате
два человека, в том числе мой сын, стали инвали
дами, пятеро получили травмы разной степени
тяжести. А неумелая водительница отделалась
небольшим штрафом. Денег никому из постра
давших по е вине платить не захотела адвокат
на суде заявил, что медицина у нас бесплатная.
Ситуация, конечно, ужасная, но, к сожалению,
не уникальная. Вопрос компенсации пострадавшим в
ДТП до настоящего времени не решн. Он так сложен
и запутан, что мало у кого хватает сил и времени
добиться справедливости. Вот вы говорите, что вас
лечили бесплатно. Хотя наверняка много за что при
шлось платить из своего кармана. Но, даже если
пациент ничего не платит, бремя расходов, причм
весьма ощутимых, ложится на учреждение здраво
охранения. И та система финансирования, которая
у нас существует, никоим образом не покрывает
реальных затрат на лечение таких пострадавших.
То есть страховая компания должна была
подавать в суд на нерадивого водителя, требуя
компенсации затрат на лечение моего сына?
Это один из вариантов. Надеюсь, мы будем
потихоньку уходить от нашей правовой безгра
мотности. Сейчас же ситуация такова: многоопыт
ные адвокаты забалтывают проблему, ставя
под сомнение адекватность лечения. Закон не
очень совершенен, а говорить о морали таких
людей не приходится. У водителя Бентли, не
давно сбившего человека со смертельным исхо
дом, скорее найдутся деньги на ушлых адвокатов,
чем у родственников пострадавших пешеходов.
Меня всегда поражало: почему таким людям
легче заплатить адвокату, чем тем, кому они по
всем законам юридическим и человеческим
должны?
Им кажется, что это наджнее.
Беседу вела Наталия ЛЕСКОВА