background image
C
M
Y
K
четверг
k
140, 9 декабря 2010 г.
Выпуск 74
Они играют роль при формулировке
целей, задач, идеалов и норм КД при
оценке е социальных последствий и
перспектив. Среди них назовм прин
ципы антропокосмизма, активно дея
тельного отношения человека к миру,
индустриализма и научно техническо
го прогресса, справедливого социаль
ного устройства общества, единства
человечества и др. Мировоззренчес
кие ориентации и ценности космонав
тики проявляются в исторических, со
циально политических, социально эко
номических, экологических, этических
проблемах КД.
Общеизвестно, что научно техничес
кие аспекты плана К.Э. Циолковского
выполняются удивительно точно. Но в
то же время в современной КД некото
рые из гуманитарных идей Циолков
ского заметно трансформировались.
Во первых, изменилось понимание
антропокосмизма. Напомню, что выс
шими ценностями К.Э. Циолковский
считал трансцендентную причину кос
моса, то есть Бога, и атомы духи
неизвестные науке частицы мировой
субстанции, обладающей способнос
тью переживания радости, горя и т.д.
Атомы духи рассматривались им как
подлинные граждане Вселенной, а
человек как общежитие таких ато
мов, живущих в согласии и гармо
нии. К.Э. Циолковский многократно
подчркивал ограниченность ценност
ного статуса современного человека
его полуживотное состояние, не
обходимость усовершенствования че
В чм был прав Циолковский?
План освоения космического пространства К.Э. Циолковского: научно технические и гуманитарные аспекты
Знаменитый план освоения
космического пространства,
выдвинутый К.Э. Циолковским
в работе Исследование ми
ровых пространств реактив
ными приборами, содержит
не только научно технические,
но и гуманитарные аспекты.
Гуманитарные аспекты кос
монавтики это система со
циокультурных и мировоз
зренческих ориентаций и цен
ностей, которые явно или не
явно влияют на космическую
деятельность (КД) общества.
ловеческой природы, в том
числе искусственными сред
ствами. В процессе освоения
дальнего космоса биологичес
кая природа человека должна
будет измениться коренным
образом. Он станет существом
совершенным, способным
жить в космическом простран
стве без скафандра. Пробле
ма биологического облика че
ловека обсуждается и совре
менной культурой, в том чис
ле биотехнологией. Но архаи
ческие представления об ато
мах духах не получили разви
тия. Понимание феномена че
ловека, человеческой личнос
ти оказывается существенно
более многомерным, чем у К.Э.
Циолковского. В мировоз
зренческих ориентациях со
временной космонавтики че
ловек в любом случае высту
пает высшей ценностью.
Во вторых, изменилось от
ношение к природе. Ориента
ция на покорение и эксп
луатацию природы (земной
или космической) научно тех
ническими средствами, кото
рые не сдерживаются эколо
гическими нормами, на то
тальную замену естественной
среды обитания человека ис
кусственной утрачивает бы
лую привлекательность.
В третьих, оказалось, что образы
идеального общественного устрой
ства, созданные космической фило
софией, имеют мало отношения к со
временным социальным процессам и
футурологическим прогнозам.
Подробнее точка зрения автора на
сдвиги в гуманитарной проблематике в
современной космонавтике рассматри
вается в работе От космической фи
лософии к философии космонавти
ки. Многие из новых мировоззрен
ческих ориентаций и гуманитарных ас
пектов космонавтики обсуждали в сво
их работах выдающиеся современные
космисты, к сожалению, безвременно
ушедшие от нас: Л.В. Лесков (1931
2006) и Г.С. Хозин (1933 2001).
Своеобразие подхода Л.В. Лескова к
прогнозированию ноосферного и кос
мического будущего человечества со
стояло в том, что он применил к этому
кругу проблем синергетическую пара
дигму, создал эвристически ценный
концептуальный аппарат и использо
вал в построении сценариев космичес
кого будущего человечества методы
неклассической прогности
ки, не известной К.Э. Циол
ковскому. Л.В. Лесков
предложил ряд принципов
гуманитарного характера,
следование которым позво
лит человечеству выйти из
ожидающей его глобаль
ной катастрофы, в том чис
ле принципы креативнос
ти, коэволюции, комплика
тивности, гармонизации,
императивы когерентности,
экологический, интегратив
ный, космический, гло
бального мышления и ряд
других. Эти принципы на
мечают стратегию самосог
ласованной коэволюции
природы и общества (Л.В.
Лесков называет е экоан
тропоцентрической). Они
позволяют в новом свете
сквозь призму синергети
ки взглянуть и на гумани
тарные аспекты плана К.Э.
Циолковского. Тем самым
в ряде моментов Л.В. Лес
ков отошл от мировоз
зренческих ориентаций тра
диционного космизма.
Стратегия покорения
космоса должна быть за
менена коэволюционной
стратегией. Освоение кос
моса выступает не как жс
ткая неумолимая неизбежность, а как
лишь один из вариантов разрешения
глобальных проблем человечества.
Причм вариант и не самый дешвый, и
не самый вероятный (вероятность кос
мизации хозяйства Земли оценивается
в 0,05 0,10). Тем не менее Л.В. Лес
ков тщательно исследует его в контек
сте виртуальных сценариев человечес
кого будущего.
Среди ценностных ориентаций чело
веческого будущего, намеченных Лес
ковым, наивысшим статусом обладает
ноосферный идеал. Но современного
человека Л.В. Лесков определил как
паразита биосферы. Научно техни
ческий прогресс должен продолжать
ся в новых формах, не разрушитель
ных для среды обитания как в земных,
так и в космических масштабах. Л.В.
Лесков настойчиво подчркивал цен
ностную значимость стратегии устой
чивого развития. Он оптимистически
относился к отдалнным перспективам
разума в космических масштабах.
Г.С. Хозин, напротив, никогда не всту
пал в полемику с гуманитарными иде
ями плана, предложенного К.Э. Циол
ковским. Одна из его брошюр так и
называется: Циолковский был прав!
Но Хозин не ограничивался гуманитар
ной проблематикой, которую затраги
вал сам основоположник космонавти
ки (например, справедливое социаль
ное устройство, единство человечества,
освоение космоса только в мирных
целях), чему придавалось особенно
высокое ценностное значение. Основ
ное внимание Г.С. Хозин уделял соци
ально политическим и социально эко
номическим проблемам, которые воз
никли только с началом космической
эры. Посвятив в сво время большое
число работ проблемам военного со
перничества двух сверхдержав, Г.С.
Хозин и в дальнейшем интенсивно раз
рабатывал социально политические,
социально экономические и экологи
ческие аспекты космонавтики, но уже в
плане международного сотрудниче
ства.
Дальнейшее осмысление наследия
Л.В. Лескова, Г.С. Хозина и других фи
лософов космонавтики позволит окон
чательно разорвать замкнутый круг
сложившихся у нас интерпретаций пла
на освоения космического простран
ства К.Э. Циолковского, в котором взор
исследователя зачарованно устремлн
к прошлому, и будет стимулировать
современное прочтение этого плана.
Вадим КАЗЮТИНСКИЙ,
доктор философских наук,
профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Кстати, по мнению профессора Ионина, имен
но темы решают, а не мнения по теме; сегодня
происходит замалчивание одних и поднятие на
щит других тем. Дело не в том, чтобы не называть
евреев жидами, а в том, чтобы вообще исключить
тему
национальности. Ведущий семинара, изве
стный российский философ Валерий Подорога,
по этому поводу заметил, что попытка проблема
тизации темы политкорректности, уход от голой
эмпирики это самое важное, что сегодня было
сделано во время обсуждения.
Подорога высказал и сво предположение
что же такое политкорректность в онтологичес
ком смысле. По его мнению, политкорректность
это вынужденная замена универсалистской
этике. Нельзя ли политкорректность рассматри
вать как результат неудачи иудео христианской
цивилизации? задатся вопросом Валерий
Подорога. Политкорректность это, скорее,
бессознательное публичного поведения чтобы
не обострять конфликт.
Очень похоже, что политкорректность проис
текает из комплекса собственной вины западной
цивилизации за вс, что происходило. Горячий
пример иммиграционная политика ФРГ. По
этому политкорректность это действительно
чувство политического бессознательного,
согласен со своим коллегой Леонид Ионин.
Впрочем, судя по всему, это политическое
бессознательное вполне сознательно сегодня
используется в политике. Политкорректность
это идеология массовой демократии, которая, во
первых, служит подавлению инакомыслия и обес
НАУКА И ПОЛИТИКА
Д
Диктатура меньшинств
иктатура меньшинств
печению идейного и ценностного консенсуса и,
во вторых, служит обоснованием внутренней и
внешней политики современного западного
мира, считает Ионин.
Другими словами, политкорректность состоит
в обеспечении идеала равенства. Отсюда тре
бование обходиться с неравными как с равными,
что рассматривается как самоочевидная ценность,
ценность в себе. В некоторых странах, например,
уже есть уполномоченный по правам животных.
Особенности человека относительны; полити
ческий и правовой статус абсолютны. Звучит,
конечно, очень пафосно, но последствия из тако
го положения вещей могут быть куда менее при
ятными для западной цивилизации.
Общество начинает рассматриваться как об
щество меньшинств, констатирует Леонид
Ионин. Только они претендуют на реальные
права, тогда как большинство только фон для
их существования, субстрат, на котором прорас
тают действующие социальные группы орто
доксальное политкорректное меньшинство. По
литкорректность это контроль общественного
мнения. Причм политкорректность направляет
контроль против большинства; большинство пре
вращается в молчащее большинство. Вывод из
всего сказанного делается довольно жсткий:
политкорректность главное орудие деграда
ции цивилизации Запада.
Конечно, с такой постановкой вопроса многие не
согласились. Академик, директор ИФ РАН Абдуса
лам Гусейнов, например, уверен: Политкоррект
ность это равенство перед законом, а не просто
признание в уважении. Апология различий так же
уязвима, как и апология равенства. Вопрос в том,
можно ли все различия переносить в публичное
политическое пространство, которое и создано для
обеспечения консенсуса (демократии).
Другой содокладчик,
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник ИФ РАН Владимир
Малахов
отметил, что, по его мнению, политкор
ректность это, прежде всего, этика коммуника
ций (дискурсивная этика). Несоблюдение полит
корректности разрушает коммуникацию, счи
тает Малахов. И в этом смысле политкоррект
ность надо приветствовать. Не оскорблять участ
ника коммуникации. А кроме того, по мнению
содокладчика, диктатура меньшинств это не
про Россию.
Во время обсуждения доклада Леонида Ионина
были обозначены и другие подходы к решению
проблемы политкорректности в современном об
ществе. Например: политкорректность это кон
фликт семиотический: семантика конфликтует с
прагматикой знака; политкорректность это,
скорее, вопрос правил игры, чем вопрос наших
убеждений; нужен новый смысловой концепт по
нятия равенство; в Европе никакой политкор
ректности нет: вверху клановая культура, внизу
сетевая культура...
Вс так. Но вместе с тем уже невозможно не
замечать, что в итоге всех этих процессов, кото
рые сформировались вокруг понятия политкор
ректность и вокруг конкретных форм реализа
ции этого понятия в политической и социальной
практике, происходят цивилизационные измене
ния. Принцип терпимости становится основопо
лагающим при полном равнодушии к истине. То
есть в политкорректности западная цивилизация
порывает с идеологией истинности, что лежала в
е основе.
Политкорректность ведт к ослаблению Запа
да, не единожды акцентировал внимание со
бравшихся профессор Ионин. Демографичес
кая капитуляция Европы уже произошла. Амери
ка завязла в своей гегемонистской политике.
Меняется идентификация Запада. Недавнее при
знание Ангелы Меркель в том, что мультикульту
рализм привл ФРГ к печальным последствиям,
очень показательно в этом смысле.
Между прочим, нельзя не отметить, что замена
фундаментального европейского концепта истин
ности приводит и к изменению статуса научного
знания. Сегодня явная или скрытая абсолютизация
политкорректности ведт и к маргинализации ин
ститута науки. Просто невозможно не привести
недавний, очень характерный пример. Уж на что,
казалось бы, иконой научного стиля для амери
канцев был выдающийся биолог современности,
первооткрыватель структуры молекулы ДНК
Джеймс Уотсон. Но вот осенью 2007 года было
опубликовано его интервью, в котором Уотсон пред
положил, что белая и чрная расы разнятся в ин
теллектуальном отношении. Это предположение
было признано неполиткорректным. Уотсон был
обвинн в расизме и отправлен в отставку.
Андрей ВАГАНОВ,
заместитель главного редактора
Независимой газеты,
ответственный редактор
приложения НГ Наука
В Институте философии РАН 15 ноября прошл семинар Центра аналитической антропологии
философского факультета Российского государственного гуманитарного университета, ИФ РАН
и Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачва. С докладом Обще
ство меньшинств: Политкорректность в современном мире выступил профессор, доктор фило
софских наук Леонид Ионин. То есть философскому препарированию подверглась тема, которая
в последнее время незримо (имманентно, как говорят философы) буквально пронизывает всю
социальную структуру и у нас, и на Западе. Пронизывать то она пронизывает, но вот открыто и
компетентно, практически, нигде не обсуждается. Одним словом, политкорректность.
Андрей Ваганов.