background image
суббота
k
141, 11 декабря 2010 г.
ИСТОРИЯ СТРАНЫ ИСТОРИЯ ГОРОДА
11
Впервые имя Курчевского появилось
в списке изобретателей, заслуживав
ших внимания со стороны государства,
в ответе научно технического отдела
ВСНХ на запрос Ленина от 19 ноября
1920 года. В нм сообщалось, что Кур
чевский и будущий академик Б. Стеч
кин предложили идею инжектирова
ния воздуха под корму судов
и начали
е внедрять в глиссере, развивающем
скорость до 150 км/ч. Увы, эту идею так
и не претворили в жизнь из за отсут
ствия двигателя.
В то время Леонид Васильевич рабо
тал в Научно техническом комитете
ВСНХ.
В 1923 году Курчевский и сотрудник
отдела военных изобретений при ВСНХ
С. Изембек подали заявку на изобрете
ние динамо реактивной пушки (ДРП),
испытанной вскоре на Ржевском поли
гоне под Петроградом. А год спустя
Курчевский по обвинению во вреди
тельстве был сослан на Соловки.
Изобретателя запрятали за толстые
монастырские стены, но дитя, рож
днное им, не сдали в приют и не похо
ронили, как это обычно бывает, а сохра
нили. Более того, в конце 1924 года по
приказу заместителя председателя Рев
военсовета СССР И.С. Уншлихта обра
зовали Особую комиссию с целью изу
чения имевшегося образца трхдюймо
вой гаубицы ДРП и разработки на том
же основании новых, более усовершен
ствованных образцов таких гаубиц.
Под
имеющимся образцом гаубицы подра
зумевалось орудие Курчевского.
В течение года под руководством
комиссии разработали и испытали ряд
безоткатных орудий, но их данные были
хуже, чем у пушки Курчевского. И хотя
комиссия признала результаты испы
таний своих орудий удовлетворитель
ными, новая Комиссия научных артил
лерийских опытов, изучив деятель
ность предшественника, пришла к вы
воду, что за два года работы по усовер
шенствованию ДРП практически ниче
го нового не сделано.
Назначенный наркомом обороны М.
Фрунзе стал активно создавать дис
циплинированную, оснащнную совре
менной боевой техникой и вооружени
ем армию. В связи с быстрыми темпа
ми восстановления народного хозяй
ства в 1925 1928 годах для этого
были необходимые условия. В итоге
бурное развитие получили все виды
Вооружнных сил.
Тут то и вспомнили о Курчевском,
сумевшем в условиях Соловецкого ла
геря создать ещ один образец дина
мо реактивной пушки. Орудия Курчев
ского были очень привлекательны для
возрождавшейся промышленности
СССР, поскольку позволяли значитель
но снизить расход металла на их изго
товление, в котором остро нуждалась
страна, и, соответственно, вес и сто
имость орудий. Эти факторы стали
главными при принятии решения о раз
вртывании работ по созданию безот
катной артиллерии.
В конце февраля 1929 года на стол
начальника ВНИКа Янсона лг доклад
Курчевского. Ознакомившись с ним,
будущий маршал Г. Кулик ходатайство
вал об организации опытов Курчевско
го на Московском орудийном заводе. А
7 марта 1929 года тот направил предсе
дателю НТК УВВС Дубенскому предло
жение об установке ДРП на самолт.
В том же году Курчевского направили
в Подлипки на артиллерийский завод
8 им. Калинина, где организовали
Особое конструкторское бюро 1.
Насколько прав был конструктор,
могло показать лишь время, тем не
менее, эти взгляды разделили воен
ные, открыв тем самым путь к созда
нию пушечных самолтов.
Реакция на письмо была бурная. НТК
ВВС быстро разработал требования к
пушечному истребителю и выдал зада
ния Д. Григоровичу и А. Туполеву. Но
прежде чем установить новые пушки
на боевой самолт, требовалось про
верить их в полте.
Авиационную пушку АПК 1 изгото
вили довольно быстро и к концу 1930
года е начали испытывать на развед
чике Р 3ЛД. При всей кажущейся про
стоте это орудие стало преподносить
сюрпризы уже при первых стрель
бах на земле. Истекавшая из сопла струя
газа деформировала стабилизатор,
сорвала заклпки и металлическую
обшивку. Орудие следовало сначала
испытать на земле, а уж потом в
воздухе.
Авиаград
Город Королв по праву считается колыбелью практической космонавтики, но
если бы не Великая Отечественная война, мог стать одним из центров мирового
авиастроения. Началось вс с аэродрома, находившегося на западной окраине
города. Теперь здесь расположены ведущие предприятия ракетно космической
отрасли ЦНИИмаш с ЦУПом, НПО Композит НПО ИТ, КБ Химмаш.
Первое упоминание о будущем аэродроме относится к ноябрю 1924 года,
когда в поле около Ярославского шоссе приземлился истребитель И 2, создан
ный под руководством Д.П. Григоровича одного из пионеров отечественного
авиастроения.
До революции на месте пересечения улиц Пионерской и Ленина был лес,
принадлежавший царской семье (удельная земля), входивший в заповедник Лосиный Остров. В 1930 году граница леса отодвинулась, образовавшуюся большую
опушку превратили в лтное поле Центрального испытательного аэродрома Наркомата тяжлой промышленности им. Л.М. Кагановича. В конце 1950 х в небе
Подмосковья стало тесно, и аэродром закрыли.
В Королве работало немало знаменитостей, но начнм с человека, стоявшего у истоков отечественного авиастроения, создателя динамо реактивных пушек
Леонида Васильевича Курчевского.
В один из зимних дней 1930 года
лтчику испытателю Иванову и наблю
дателю Б. Вахмистрову предстояли
стрельбы боевыми снарядами в пол
те. Позади остались стрельбы на земле
и холостыми снарядами в полте. Ка
залось, ничего не предвещало непри
ятностей. Действительно, первый выс
трел прошл успешно. Вахмистров не
много расслабился, прицелился и, не
откинувшись к левому борту самолта,
как этого требовала инструкция, нажал
боевую кнопку. В тот же миг воздушная
волна больно ударила по эксперимен
татору, появились кровь и боль в гру
ди, свойственные контузии. Тем не
менее Вахмистров перезарядил ору
дие и произвл третий выстрел, лишь
слегка подтолкнувший самолт. Не за
мечая боли, он стал нажимать боевую
кнопку в четвртый, пятый раз Но
пушка молчала, а перекосившийся в
стволе снаряд как бы говорил: Хва
тит, пора домой.
В апреле 1930 года завершились
лтные испытания бомбардировщика
ТБ 1 с трхдюймовой ДРП, предназна
ченной для стрельбы по наземным це
лям. В заключении испытательного
института было отмечено: НИИ ВВС
считает, что установка данной системы
на самолт является весьма целесооб
разной и может представлять интерес
для ВВС РККА.
Следующим шагом стало создание
пушечного истребителя Z Д. Григо
ровича. Короткой летней ночью 1931
года, когда Москва уже крепко спала,
из ворот завода 39 на Центральный
аэродром имени М. Фрунзе выкатили
первый опытный истребитель. Лишь
несколько человек механики, конст
рукторы и, как водится, охрана со
провождали Зет к месту старта. На
рассвете прибыли лтчик Б. Бухгольц и
конструктор самолта Д. Григорович.
Непродолжительный полт по кругу, и
за самолтом захлопнулись ворота за
водского ангара.
Спустя полгода в воздух поднялся
ещ один истребитель с пушками ДРП
И 12 А.Н. Туполева. Первые отзывы
лтчика о самолте были оптимистич
ны. Но вскоре стало ясно, что новые
машины придтся долго доводить до
кондиции, а может быть, и переделы
вать. Первым сошл с дистанции И 12.
19 мая 1932 года в испытательном по
лте взорвался снаряд. Взрывом раз
рушило хвостовую балку, где разме
щалась пушка, и лишь случайность и
самообладание лтчика И. Козлова по
зволили избежать катастрофы. Но пре
кращение работ по испытанию истре
бителя было связано не с пушками, а с
неудачно выбранной его схемой.
Ровно через год аналогичная ава
рия произошла с Т. Сузи. Испытыва
лись АКП 3бис калибра 63 мм. Две
такие пушки были установлены под
верхним крылом истребителя И 4. Для
Томаса это был не первый полт на
полигон, да и о случае с Козловым он
прекрасно знал. Тем не менее вс, что
произошло в тот день, стало полной
неожиданностью. Первый выстрел
прошл успешно, но через две секун
ды сильный взрыв потряс истреби
тель. Правая консоль его крыла про
гнулась и приняла неестественное по
ложение. Покачав слегка ручкой, То
мас почувствовал знакомую упругость
воздуха. Значит, самолт ещ был
жив. Лтчик осторожно блинчи
ком развернул машину и благопо
лучно произвл посадку на Комендант
ском аэродроме. Самолт представ
лял собой жалкое зрелище.
Взрывались и другие орудия. Так, в
1934 году при испытаниях танковой
пушки погиб помощник Курчевского
инженер Нейланд. Снова взорвался
перекосившийся в стволе снаряд. И
если бы не трещина в стволе, тоньше
человеческого волоса, трагедии мож
но было бы избежать.
Тем не менее в 1934 году пушки
Курчевского запустили в массовое про
изводство на заводе 7 в Ленинграде.
Он стал выпускать батальонную пушку
БПК, корабельную КПК, само
ходную СПК, авиационную
АПК 4 и противотанковое ружь 14
К, которых так не хватало в первые
месяцы Великой Отечественной вой
ны.
Вслед за предприятием в Ленин
граде серийное производство пушек
Курчевского освоили заводы Боль
шевик и 8 в Калининграде.
Три за
вода построили к концу 1935 года 831
орудие, из которых на вооружение стро
евых частей в том же году поступило
237 пушек.
Время торопило Курчевского. Крас
ная Армия требовала вс больше со
временных видов вооружения. Из за
спешки в серийное производство по
рой передавали чертежи не испытан
ных до конца узлов и агрегатов, чаще
всего не выдерживали казнники. Слу
чались и производственные дефекты.
Трудно поверить, но к 15 января 1932
года из 14 сотрудников КБ Курчевского
проектированием занимались лишь 11.
Испытания Зетов проходили ус
пешно, и в 1932 году самолт с пушка
ми АПК 4 запустили в серийное про
изводство сразу на двух заводах. Пер
вые огневые испытания нового ору
жия, установленного на самолт Зет,
продемонстрировали его высокую эф
фективность. По результатам госис
пытаний, завершившихся в 1933 году,
истребитель рекомендовали для при
нятия на вооружение. В следующем
году сформировали эскадрилью осо
бого назначения во главе с Т. Сузи.
В 1934 году в Подлипках под руко
водством Григоровича спроектирова
ли и на московском авиазаводе 39
построили пушечный истребитель ИП
1, первый полт которого состоялся в
конце того же года.
13 января 1935
года истребитель передали на испыта
ния в НИИ ВВС. В тот же день самолт
перелетел с Центрального аэродрома
имени М. Фрунзе на Щлковский (ныне
Чкаловский). Первый этап испытаний
занял менее трх месяцев. По мнению
ведущих специалистов института, ос
новными объектами нападения ИП 1
должны быть тяжлые бомбардиров
щики со скоростью 350 км/ч, а также
земные цели, для поражения которых
были нужны снаряды калибра 76 мм.
Не испытанный в полном объме ис
требитель запустили в серийное про
изводство. В самолте оказалось слиш
ком много дефектов, не связанных с
пушкой.
Первоначальный успех ИП 1 вызвал
эйфорию. В итоге появились требова
ния к созданию ещ более скоростного
одноместного пушечного истребителя.
Успехи Курчевского были налицо, и
для развртывания работ по выпуску
ДРП был построен завод 38. Цеха
этого предприятия сохранились до сих
пор на территории РКК Энергия в
Завокзальном районе.
Летом 1935 года на одном из под
московных полигонов состоялся показ
новейших образцов военной техники
руководству страны. Была продемон
стрирована и стрельба по наземным
целям из авиационных пушек АПК
4бис, установленных на истребителях
И Зет. Успех был настолько велик,
что Курчевский предложил Григорови
чу показать новый истребитель ИП 1,
ведь конструкторское бюро Дмитрия
Павловича с 1934 года входило в со
став УСР. На что Григорович ответил:
Преждевременно.
Произошл конфликт между равно
великими личностями, одинаково ода
рнными инженерами, людьми бога
тырского телосложения. Но при этом
один из них имел слишком эмоцио
нальную натуру, а другой был тактич
ным, интеллигентным человеком. Раз
рыв в отношениях между ними повли
ял и на судьбу ИП 1. В итоге самолт
долго дорабатывался, а построенные
машины оказались не у дел.
Весной 1936 года, после очередной
демонстрации военной техники высше
му руководству страны, Главком ВВС Я.И.
Алкснис обратился к наркому обороны с
ходатайством о премировании лтчиков
звена пушечных истребителей.
Это звено, писал Алкснис,
безупречно выполнило атаки на всех
репетициях и продемонстрировало бле
стящую меткость пушечного огня.
Присутствовал на полтах и А. Тупо
лев, под руководством которого были
созданы четыре типа истребителей с
орудиями Курчевского. Но ни один из
них на вооружение так и не поступил,
что ставило в неловкое положение
прежде всего Курчевского деньги
истрачены, а пушек на самолтах как
не было, так и нет.
Тогда он решил сам
взяться за создание самолта, при
гласил к себе для этого конструкторов
С. Лавочкина, С. Люшина, Б. Черановс
кого и В. Шаврова, организовав в сво
м КБ авиационный отдел с производ
ственной базой, разместившейся на
аэродроме Подлипки. Она стала свое
го рода фундаментом, на котором впос
ледствии вырос авиационный завод
289, но об этом рассказ впереди.
Одним из главных параметров ис
требителя является скорость его пол
та. Чем она выше, тем быстрее (конеч
но, в сочетании с высокой манвренно
стью и мощным вооружением) можно
одержать победу над противником. При
ограниченном выборе двигателя ско
рость самолта можно увеличить толь
ко путм снижения его лобового со
противления. Но как это сделать? Пер
вым делом Лавочкин и Люшин приме
нили убирающееся шасси. Это дало
заметный, но недостаточный прирост
скорости. Затем они предложили со
вершенно неожиданное решение
спрятать фонарь лтчика в фюзеляж.
Это, безусловно, способствовало уве
личению скорости полта, но и ухуд
шало обзор лтчика. А самолт с пло
хим обзором хорошая мишень. Тог
да решили сделать сиденье пилота под
нимающимся вместе с фонарм.
В настоящее время подобным путм
иногда идут конструкторы. Вспомните
пассажирские лайнеры Ту 144 и Кон
корд. Правда, у этих самолтов фо
нарь никуда не двигается, а опускается
и поднимается носовая часть фюзеля
жа, но цель в данном случае и у Лавоч
кина с Люшиным была одна снизить
аэродинамическое сопротивление. И
вс таки, несмотря на прогрессивность
технических решений, опускаемое крес
ло было очень неудобное. Алкснис и
Туполев, посетившие в январе 1936 года
УСР, не одобрили этот самолт.
Другим путм снижения лобового
сопротивления самолта является пе
реход от его классической схемы к бес
хвостовой. По этому пути шл Б. Чера
новский, разрабатывавший пушечный
самолт БИЧ 17. Главной отличитель
ной чертой его было крыло параболи
ческой формы в плане.
В 1936 году Черановский перешл на
работу в Экспериментальный институт
НКТП к П. Гроховскому, где спроектиро
вал лгкий самолт бесхвостку. Но по
строить его сразу не удалось.
В конце
года институт закрыли, и многих конст
рукторов во главе с Гроховским переве
ли в Подлипки в только что созданное
на базе УСР и Экспериментального ин
ститута КБ 29.
Но и здесь Черановский
проработал недолго. Реализовать же
задуманное ему удалось лишь частич
но, построив усилиями планеристов ар
тиллерийского завода 8 самолт БИЧ
20. В январе 1939 года на аэроклубовс
ком аэродроме вблизи станции Тайнин
ская, где не так давно открыли памятник
самолту По 2, лтчики Р. Пищучьев и
В. Расторгуев опробовали машину в
полте, дав высокую оценку е пило
тажным характеристикам.
А чем занимался В. Шавров, конструк
тор сугубо мирных самолтов, главным
образом амфибий? Замысел Курчевско
го был очень прост, как и вс гениальное.
Построив пассажирский цельнометалли
ческий самолт, завод 38, входивший
в УСР, должен был освоить соответству
ющие технологии, что открывало перед
ним большие перспективы.
Увы, замыслам Леонида Васильеви
ча не суждено было сбыться.
В УСР успели создать лишь один
самолт ИП 1. В январе, после посеще
ния завода 38 новым главным инже
нером ГУАП НКТП Туполевым и главко
мом ВВС Алкснисом, вышло постанов
ление ЦК ВКП(б) о передаче предприя
тия в распоряжение завода 8 и пре
доставлении Курчевскому мастерской.
Его КБ разгромили, но как бы в на
смешку в 1936 году Леонида Васильеви
ча наградили орденом Красной Звезды.
В советском энциклопедическом сло
варе Курчевскому посвящено лишь не
сколько строк. Приведены, в частности,
даты рождения и смерти 1937 год.
Николай ЯКУБОВИЧ
Пушки на самолт!
Оригинальный двухбалочный самолт истребитель. Внутри балок, предназна
ченных для крепления хвостового оперения, располагались крупнокалиберные
динамо реактивные пушки.
Л.В. Курчевский за рулм автомобиля с динамо
реактивной пушкой, созданной в нашем городе.