background image
четверг
k
1, 6 января 2011 г.
С ЯНВАРЯ ПО ДЕКАБРЬ
И в России будут яблони цвести
И в России будут яблони цвести
рои прибегают к ней как
к последней надежде, и,
как правило, в помощи
она не отказывает, хоть
и угрожает расправой,
рассуждает Алек
сандр Асов.
Однако Яга отнюдь не
добрая фея. Недаром
сама Смерть доверяет ей
души усопших, которы
ми Баба Яга и подвлас
тные ей ведьмы пита
ются, делаясь лгкими
и воздушными, невидимыми и свободны
ми. Чаще всего кудесница обитает в дре
мучем, непроходимом лесу, который из
древле воспринимался как граница между
мирами живых и мртвых. Этот лес как
священный Стикс, соединяющий границы
Другой, не менее популярный древний
персонаж Баба Яга, или Ягишна, также
божество смерти. Изначально е изобра
жали женщиной со змеиным хвостом, ко
торая стерегла вход в подземный мир и
провожала души в царство мртвых, где их
встречала Мара. Ягишна напоминает древ
негреческую деву змею Ехидну. Согласно
античным мифам, от брака с Гераклом Ехид
на родила скифов, а скифы, как считают
некоторые исследователи, стали древней
шими предками славян. Не зря во всех
сказках Баба Яга играет важную роль: ге
И наконец,
И наконец,
И наконец,
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
двух миров у древних
греков. Не зря е избуш
ка обнесена частоколом
из человеческих чере
пов, а сама она зовется
костяной ногой. Так
же, как и собрат Ко
щей, она принадлежит
сразу двум мирам и об
ладает почти безгранич
ными возможностями.
Но, хоть Кощей и Яга
считают себя всесиль
ными и практически бес
смертными, власть их недолгая, верили
наши оптимистичные предки. Согласно
главному закону Прави Природы, власть
Мрака будет повержена Дажьбогом и Жи
вою, и тогда наступит Весна, а с ней и
новый год. Жизнь продолжается
Наши предки поклонялись ди
ким яблоням, дающим вкусные и
полезные плоды, задолго до того,
как научились их культивировать,
говорит
Владимир Кляус, док
тор филологических наук, профес
сор РГГУ
. Яблонька матушка,
предлагающая съесть с е ветки
кислый плод и взамен спасающая
детей, убегающих от Бабы Яги,
сюжет, знакомый каждому с мало
летства. Широко известны моло
дильные яблочки. Гаданий с ис
пользованием этого фрукта на Руси
существовало множество. В одних
девушка кидала его из окна, и кто
его первым поднимет, тот и будет
суженым. В других яблоком води
ли по зеркалу, и в нм, как в воде,
отражалась судьба. Эта традиция
тоже вошла в сказки, где говоря
щее зеркало сообщает, кто на све
те всех милее, и прочую важную
информацию.
Первые сведения о выращива
нии яблонь в Киевской Руси отно
сятся к правлению Ярослава Муд
рого, когда на территории Киево
Печерской лавры в 1051 году был
заложен яблоневый сад. В XI веке
по приказу Юрия Долгорукого были
посажены подмосковные сады, а в XIV
они уже цвели во всм Московском
государстве. Сегодня яблоки са
мый распространнный в нашем пита
нии фрукт, напоминает
директор
Института питания РАМН,
академик Виктор Ту
тельян
. Считает
ся, что, съеденное
утром вместо
кофе зелное яб
локо бодрит ни
чуть не хуже этого
напитка, при этом
не повышая давле
ния, а значит, оно не
противопоказано ги
пертоникам.
В этих плодах содер
жатся почти все необходимые нам ми
неральные вещества и витамины. На
пример, хлорогеновая кислота способ
ствует нормальной деятельности пече
ни, а пектины снижают уровень холес
терина в крови, нормализуют деятель
ность желудочно кишечного тракта,
уменьшая риск рака толстой кишки, а
также связывают поступающие в орга
низм вредные вещества, такие, как сви
нец и мышьяк, и выводят их из
организма. Одно яблоко с кожу
рой содержит более 10% суточ
ной нормы необходимых организ
му волокон. Кожура яблока со
держит большое количество
антиоксиданта кверцетина, ко
торый вместе с витамином
С мешает свободным ра
дикалам оказывать
вредное воздействие
на организм. В диети
ческом питании ябло
ки применяются при
авитаминозе, низком
уровне витамина С, мало
кровии, нарушении об
мена веществ, ожире
нии, подагре, для про
филактики атеросклероза. Ре
комендуется употребление яблок
после перенеснного инфаркта.
Их фитонциды активны по отно
шению к возбудителям дизенте
рии, золотистого стафилококка,
протея, вирусов гриппа А. Кроме
того, в отличие от многих других
фруктов, яблоки не вызывают ал
лергии и практически не имеют
противопоказаний.
Молодильные яблоки
Молодильные яблоки
Молодильные яблоки
Согласно народному календарю древних славян, ушедший 2010 год Луковый, когда приходится
пролить немало слз, однако они очищают от скверны. А наступивший 2011 й Яблочный, который,
если следовать поверьям, принест избавление от многих бед. Об этом поведала Наталия Лескова.
Славянский бог
Славянскийбог
Славянскийбог
снега и холода
снега и холода
снега и холода
Все месяцы древнеславянского календаря имели
иное название и продолжительность, чем сейчас,
говорит Александр Асов. Это было связано с астро
номическими представлениями предков и тем, как они
понимали законы природы. Так, первый месяц зимы
назывался студень и продолжался с 21 декабря по 19
января. Он был посвящн вечной борьбе Коляды, кото
рого изображали в виде Льва, и Индрика Зверя, более
известного как Единорог. Именно в это время начина
лись колядования, когда по домам ходили волхвы и
гадали о предстоящем годе.
У славян новый год
наступал с приходом
весны. Именно тогда и
начинали воздавать по
чести овощу или фрук
ту покровителю. Счита
лось, что Яблочный год,
наступающий вслед за
слзным Луковым,
принест избавление от
бед и напастей. А вот
зимой было не до весе
лья, говорит Влади
мир Кляус. Славянс
кий
бог снега и холода
Морок, Мрак или Мороз
(вс это однокорен
ные слова), бродил по славянским землям, насылая
лютые морозы. Наши предки видели его в образе
богатыря кузнеца, который сковывал реки и озра
железными оковами. Одет он был в большую мохна
тую шубу мехом внутрь (шубы мехом наружу вошли в
обиход только в начале XX века) и имел волшебный
посох, с помощью которого и колдовал. Селяне, желая
оградить себя от стужи, ставили на окно особые подар
ки: блины, кисель, печенье, кутью. Все эти блюда
поминальные. То были времена, когда никто ни
взрослые, ни дети не сомневались в существовании
сурового кудесника. Но радости от его прихода не
испытывали: ведь вместо подарков он приносил не
простые испытания
Именно в те далкие времена появилась традиция
украшать
лку правда, не игрушками, а всевозмож
ными сладостями. В этом глубокий обрядовый
смысл, говорит Александр Асов. В вечнозелных
растениях, по поверьям, живут души наших предков.
Поэтому, увешивая ель сладостями, мы приносим им
дары и воздам почести.
Яблочный, огуречный, гороховый
У некоторых славянских племн, занимавшихся земледелием, был
свой двенадцатилетний садово огородный календарь. Каждый из насту
пающих годов имел земледельческую привязку. Это были традиционно
выращиваемые на нашей земле полезные культуры. Далкие предки
верили: называя тот или иной год именем Репы, Лука, Картофеля или
Хмеля и воздавая почести соответствующим божествам, можно повлиять
на урожайность. Имя овоща или фрукта покровителя бралось не с
потолка: существовали устойчивые эмпирические представления сла
вян земледельцев о том, какой именно год 12 летнего цикла должен
оказаться наиболее благоприятным для той или иной культуры,
рассказывает Александр Асов. Так, согласно славянскому календарю,
2010 й Луковый, 2011 й Яблочный, 2012 й Огуречный, 2013 й
Гороховый, 2014 й Смородинно крыжовенный (берсяной), 2015 й
Медово хмельной, 2016 й Репный, 2017 й Липовый, 2018 й Хлеб
ный, 2019 й Малиновый, 2020 й Морковный, 2021 й Капустный, а
2022 й снова Луковый.
Как сегодня на календарях что ни день, то какой нибудь церков
ный или государственный праздник, так и у наших далеких предков
редко обходилось без дня памяти какого нибудь языческого
бога, которого необходимо, дабы не случилось беды, почитать и
умасливать. Так, в
день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря)
надо было помочь солнцу набрать силу: крестьяне жгли костры,
катали горящие колса, символизирующие светило. Чтобы зима
была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую
зиму, и разбивали е снежками. Древнейшей формой общения с
миром мртвых было
переодевание в шкуры животных мифичес
ких предков, говорит Владимир Кляус. Этот обычай сохранился
до настоящего времени, превратившись в новогодний карнавал или
Рождество с ряжеными. Такие карнавалы обычно происходили
в канун нынешнего Нового года.
18 19 студеня (в начале января) наступал праздник Бабьи каши,
день рождения Дажьбога. Этот праздник считался днм повивальных
бабок и рожениц. На бабьи каши женщины ходили к родильницам
с пирогами, носили повивальным бабкам кашу, блины, пироги. А 25
студеня (14 января) День Похищений, или день злых богов Кощея
и Велеса. В этот день Велес похитил Диву Додолу, супругу Перуна,
рассказывает
Валерий Чудинов, доктор философских наук, директор
Института древнеславянской цивилизации РАЕН. Но был отвергнут
Дивой и свержен с неба. Однако потом он, бог любовной страсти,
сумел соблазнить богиню Грозу. От их связи родился весенний бог
Ярило. Кощей тоже не лыком шит он украл у Дажьбога супругу
Марену, или Мару, одну из самых почитаемых на Руси богинь Ночи
и Смерти. Она, в отличие от Дивы, ответила похитителю взаимностью.
От их связи родилась Снежная Царица, а также многие демоницы.
Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет е искать
всю зиму морозы станут лютыми, и вьюги заметут вс вокруг. В
этот день девушки гадали, каким будет их суженый и скоро ли свадьба.
Тогда же поминали умерших родичей составляли им угощение из
своей трапезы, разжигали по всему селу костры, чтобы покойники на
том свете грелись.
Вообще, зимние месяцы, согласно старинным русским поверьям,
символизируют чрные силы и лютую смерть. Главные персонажи
этой поры Кощей и Мара. Упоминание о последней археологи
находят в многочисленных древнеславянских грамотах, возраст
которых две три тысячи лет, подчркивает Валерий Чудинов. Ей
воздают молитвы, умоляя проявить милость и не забирать с собой
в вечную зиму, откуда не возвращаются. Если богиню смерти мы
забыли, то Кощей языческое божество, знакомое по сказкам.
Там царь Кощей
Там царь Кощей
Там царь Кощей
над златом чахнет...
над златом чахнет...
над златом чахнет...
В последние годы в моде восточные традиции,
говорит Александр Асов, автор книг по древнесла
вянской истории и культуре. Ушастые кролики
и кошки всех пород и мастей смотрят на нас с
обложек журналов и магазинных витрин. Сегодня
каждый знает, что именно эти животные симво
лизируют наступающий 2011 год по китайскому
и японскому календарям. При этом мало кто по
мнит, что древний славянский календарь имеет
не менее древнюю и богатую историю.