background image
вторник
k
5, 18 января 2011 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
О
н работал здесь над литературным сценари
ем фильма Калина красная, переписывал
и дополнял сценарий так и не вышедшего на
экран фильма Степан Разин, главную роль в
котором мечтал сыграть сам. О Шукшине, челове
ке, режиссре, актре, вспоминают его друзья
кинооператор Анатолий Заболоцкий и киносце
нарист Анатолий Гребнев.
До обидного мало 45 лет прожил
Василий Макарович, но того, что он со
здал, хватило бы на несколько биогра
фий. Актр, снявшийся в 24 кинокарти
нах, знаменитый режисср, постанов
щик, сценарист, писатель. Большинство
сценариев он написал, в той или иной
мере переработав или просто соединив
свои до того уже напечатанные расска
зы. Шукшин автор романов Люба
вины и Я пришл дать вам волю, в
которых отразил исторические судьбы
российского крестьянства. Но ошибоч
но думать, что все произведения Васи
лия Макаровича о сельских жителях,
скорее, они о положении человека в
нашем сложном мире. Учба на режис
срском факультете ВГИКа стала для
Шукшина важной жизненной вехой.
Путвку в режиссуру Василию Макаро
вичу дал Николай Охлопков, увидев в
простом парне интересную личность.
Дипломная работа Шукшина фильм
Из Лебяжьего сообщают была по
ставлена на Мосфильме под руко
водством Михаила Ромма. Но потом
осечка. Ромм не взял Шукшина на Мос
фильм, сочтя его диплом слабым, да к
тому же выпускник был иногородним.
Василий Макарович вспоминал: Из
общежития вгиковского на Яузе гнали,
кормился актрством. Снимался, где
позовут, за многое теперь совестно.
Михаил Ильич мог помочь мне, если б
верил...
* * *
За свою короткую жизнь Василий
Макарович создал несколько талантли
вых работ в кино. Долгие годы вынашивался им
фильм о Степане Разине по его же произведению
Я пришл дать вам волю. Но судьба фильма
оказалась трудной. Больше повезло другой рабо
те Шукшина в кино жизнерадостной и оптими
стичной картине Печки лавочки. Фильм был
хорошо воспринят зрителем. Немалая заслуга
Шукшина в том, что образ Ивана Расторгуева
получился живым и реальным.
Интересные воспоминания о Василии Макаро
виче написаны его близким другом, кинооперато
ром Анатолием Заболоцким, с которым Шукшин
работал над фильмами Печки лавочки и Ка
лина красная. Автор назвал свои записки Шук
шин в жизни и на экране. Они были опубликова
ны в 1993 году в журнале Москва и в 1999 году
в Роман газете, затем были изданы книгой
Шукшин в кадре и за кадром. Заслуживают
внимания уникальные фотографии из личного
архива Заболоцкого. На одной из них Шукшин в
компании своих друзей кинематографистов А. За
болоцкого и В. Кирбижекова в номере Дома твор
чества в Болшеве. Поражает необычная внешность
Василия Макаровича. В это время он работал над
ролью Степана Разина. Под фото подпись
Болшево, 1969 год.
* * *
После удачного проката фильма Печки ла
вочки новый генеральный директор Мосфиль
ма Н. Сизов поверил в Василия Макаровича и
заказал ему фильм Калина красная. Эта кино
повесть только появилась в журнале Наш совре
менник и произвела на многих сильное впечат
ление. Фильм должен был сниматься в экспери
ментальном объединении, которым руководил
создатель Баллады о солдате Григорий Чухрай.
Вот что рассказал Анатолий Заболоцкий: Шук
шин предложением Сизова загорелся. На две не
НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНЫХ
Как все нормальные
люди в Болшеве
Для нас, королвцев, несомненно, представляет
интерес, что такой одарнный человек, как Васи
лий Макарович Шукшин бывал много раз в нашем
Болшеве, в Доме творчества кинематографистов.
дели спрятавшись в Болшеве, сдал в эксперимен
тальное объединение литературный сценарий
Калины красной... Чухрай предлагал изменить
биографию главного героя Егора Прокудина, ина
че, выходит, преступник становится положитель
ным героем... Сам Шукшин играл главного героя
с надрывом, на пределе всех своих душевных сил.
И когда фильм появился, все поняли, что ему
суждена долгая жизнь. Это было лето 1974 года,
последнее лето в жизни Василия Макаровича.
Калина красная вырвалась на экран без рек
ламы, особенно ярко в глубинке России. В после
дний год своей жизни Василий Макарович стано
вился не на шутку популярным. Публичная слава
его тронуть не могла, а только отвлекала. Жилось
ему ещ тяжелее. 2 октября 1974 года сердце
Шукшина перестало биться. Он умер под утро в
своей каюте на теплоходе, арендованном съмоч
ной группой фильма Сергея Бондарчука Они
сражались за Родину, в районе станицы Клетс
кой на Дону. Роль Лопахина в фильме была пос
ледней ролью Шукшина в кино.
* * *
Для нас интересны любые свидетельства о пре
бывании В.М. Шукшина в нашем крае, и я хочу
привести воспоминания ещ одного человека, хоро
шо знавшего его и жившего в Доме творчества в
Болшеве по соседству. Это завсегдатай Дома, изве
стный сценарист старшего поколения Анатолий Бо
рисович Гребнев. К сожалению, в июне 2002 года
этот талантливый человек ушл из жизни. Широко
му зрителю хорошо знакомы работы Гребнева сце
нариста: телесериал Петербургские тайны, филь
мы Старые стены, Дикая собака Динго, Июль
ский дождь, Частная жизнь, Визит вежливос
ти. В 2000 году в издательстве Алгоритм вышла
книга воспоминаний А.Б. Гребнева Записки после
днего сценариста. На е страницах уделено место и
воспоминаниям о В.М. Шукшине.
С Шукшиным мы оказались в одном домике,
красном, вдвом. В тот год, 1970 й, если не оши
баюсь, я прожил в этом домике всю зиму, занима
ясь бесконечными поправками к сценарию Ви
зит вежливости... Соседи в домике менялись.
Сначала это были шахматисты... а затем
их сменил Шукшин. Он поселился в ком
нате напротив моей, третья оставалась
пустой, в ней мы устраивали вечерние
чаепития... Занимался он в тот месяц
Степаном Разиным, давно написан
ным и уже однажды зарубленным в ин
станциях, теперь вдруг забрезжила на
дежда: появился какой то немец про
дюсер, предложил выгодный контракт.
Шукшина срочно вызвали к начальству
и попросили расширить сценарий. Это
оказалось трудным делом. Шукшин, по
его словам, проклял вс на свете и уж
сам был не рад, что взялся, но рабо
тал...
Он поразил меня страстностью нату
ры, продолжает рассказывать о Шук
шине Анатолий Гребнев. Вечерами,
как все нормальные люди в Болшеве, мы
крутили Спидолу, слушали Голоса.
Без комментариев не обходилось... Так
мы жили в нашем красном домике, по
чти не разлучаясь, весь месяц, если не
считать субботних и воскресных дней,
когда к Васе приезжала семья. Тут про
исходили какие то странности. Вася с
женой Лидой Федосеевой и двумя де
вочками я их помню в шубках, укутан
ных, как два колобка, удалялся к себе,
и эти два дня мы почти не общались. В
воскресенье вечером, проводив их на
электричку, Вася возвращался ко мне,
потирая замрзшие руки: Ну что, чай
ку? Как там твой кипятильник, цел? И
так до следующих выходных.
Когда Гребнев и Шукшин встретились
где то на студии через два месяца после
своего пребывания в Болшеве, между ними со
стоялся следующий разговор. Гребнев поинтере
совался, получается ли что нибудь со сценарием
Разина, а Шукшин ответил с горечью, что опять
его зарубили, кто то из высокопоставленных чи
новников Госкино вынес вердикт: Что, русский
бунт хочешь показать? Не дадим, не надейся!
* * *
Такие замечательные воспоминания оставили
нам в память о Василии Макаровиче Шукшине его
друзья. Благодаря им перевернулась ещ одна
страничка в биографии Шукшина болшевская.
Екатерина ЧУРИКОВА,
главный библиограф централизованной
библиотечной системы г. Королва
ПРОСТЫЕ ВЕЩИ
Приспособления для укрепления
глаз известны человечеству
давно. При раскопках античных
городов археологами найдены
отшлифованные кристаллы горного
хрусталя, которые могли быть
первыми в истории моноклями. А по
одной из легенд, древнеримский
философ Сенека читал тексты на
пергаменте через стеклянный шар,
наполненный водой. Но должны
были пройти столетия, развиться
научная мысль, чтобы появились
очки как предмет повседневного
пользования.
Очки
Н
а рубеже X XI веков арабский учный
Ибн аль Хайсам исследовал явление пре
ломления света. В свом труде Книга оптики
он писал: Если смотреть через сегмент стек
лянного шара, то он мог бы увеличивать пред
меты. Об этом же явлении говорится и в за
писках некоторых служителей католической
церкви времн Средневековья. И совсем не
случайным кажется то, что очки изобрл один
из монахов.
Данные о личности изобретателя разнятся.
По одним сведениям, это был некий служитель
культа, флорентиец Сальвино ДАрмате, скон
струировавший первую пару очков в 1284 году.
Согласно другим источникам, очки изобрл мо
нах доминиканец из Пизы Алессандро Спина,
живший примерно в те же годы. Так или иначе,
но сегодня доподлинно известно, что случи
лось это в Италии в конце XIII века.
Первые образцы очков были примитивны по
конструкции и держались либо руками, либо с
помощью зажима на носу. Позже линзы стали
крепиться к ремешку или стальному обручу,
охватывающему голову, и даже к полям шля
пы. И только в начале XVIII века английский
оптик Эдвард Скарлетт оснастил очки дужка
ми, закладываемыми за уши.
Особо востребованными очки стали в сере
дине XV века, когда в Европе появилось книго
печатание. А в XVI веке стали изготавливать
очки не только для людей, страдающих даль
нозоркостью, но и для близоруких.
На Руси первые очки появились в начале XVII
столетия, и носил их царь Михаил Фдорович.
Царские окуляры имели, конечно, европейское
происхождение и были с одной стороны гра
нны, а с другой гладкие, что, в них смотря,
многое кажется.
К усовершенствованию очков приложил руку
и один из отцов основателей Соединнных Шта
тов Бенджамин Франклин. В 1784 году он изоб
рл бифокальные очки, которые необходимы
при частом попеременном рассматривании да
лких и близких предметов и заменяют собой
две пары очков.
Любопытно, как менялось отношение людей
к новому изобретению. Очки изготавливались
изначально из высококачественного венеци
анского стекла и стоили очень дорого. Такую
вещь могли позволить себе только весьма со
стоятельные люди. Но порой даже не страдаю
щие слабым зрением тщеславные особы зака
зывали себе очки, желая показать свой мате
риальный достаток.
Очки считались также символом мудрости,
учности. Именно поэтому на некоторых по
лотнах Рафаэля, Ван Эйка, Гольбейна, Брейге
ля, Эль Греко не только отцы католической
церкви, но и, как это ни странно, святые апос
толы, библейские мудрецы, другие персонажи
Святого Писания изображены в очках. Вместе с
тем некоторые служители церкви считали очки
бесовским изобретением, инструментом дья
вола. И вот уже на одной из картин Босха
изображн уродливый персонаж из преиспод
ней, также наделнный очками.
Даже в наше время отношение к очкам не
однозначное. Голливуд в первой половине XX
века ввл моду на очки. Они стали аксессуа
ром, указывающим на принадлежность их вла
дельца к определнной социальной группе. Од
нако даже сегодня молодые люди в Аргентине
и Бразилии, например, стесняются носить очки,
предпочитая им контактные линзы.
Игорь ВАРЛАМОВ,
писатель
Кадр из фильма Калина
красная. Его сценарий
писался в Болшеве.
Автор назвал свои записки Шукшин в жизни
и на экране. Они были опубликованы в 1993
году в журнале Москва и в 1999 году в
Роман газете, затем были изданы книгой
Шукшин в кадре и за кадром.