background image
C
M
Y
K
вторник
k
8, 25 января 2011 г.
125
Ведущая Раиса
ПОЗАМАНТИР
Но тема оказалась неисчерпаемой.
И вот я держу в руках книгу С.Ю. Багоц
кого О встречах с Лениным в Польше
и Швейцарии, 1971 года издания, по
даренную музею Усадьба Костино
Ю.Е. Яблоковым. Жизнь Багоцкого
это жизнь человека, целиком посвя
тившего себя революции. Аресты,
ссылка, побеги из мест заключения и
от преследований царской полиции.
Везде, куда забрасывала судьба этого
человека в Киев, Полоцк, Варшаву,
Иркутск, Краков, начиналась его
кипучая деятельность. В 1903 году в
Киеве он создат типографию коми
тета РСДРП, в 1904 м в Варшаве со
вместно с Дзержинским и Овсеенко
военизированный комитет РСДРП.
В 1905 м в Кракове вступает в Краков
скую секцию Социал демократической
партии Царства Польского и стано
вится членом заграничного бюро
партии. В 1910 году принимает учас
тие в организации Союза помощи по
литическим заключнным и избира
ется его секретарм. Вскоре этот Союз
превращается в международную орга
низацию, начинает издавать свой жур
нал Вестник каторги и ссылки. Урыв
ками Багоцкий учится. В Военно ме
дицинской академии в Санкт Петер
бурге успевает окончить только пер
вый курс. Затем продолжает учбу в
Киевском университете и завершает
на медицинском факультете Краковс
кого университета.
В Кракове в 1912 году С.Ю. Багоцкий
встречается с В.И. Лениным. Эта встре
ча сблизила Сергея Юстиновича с се
мьй Владимира Ильича и определила
его судьбу на долгие годы. Достаточно
назвать некоторые главы книги, отно
сящиеся к краковскому периоду: Пер
вая встреча, На квартире Ульяно
вых, Распорядок жизни Владимира
Ильича в краковской эмиграции, Бо
лезнь Н.К. Крупской и переезд в Поро
нино. Мы видим, что это написано
человеком, который вс время был
рядом с семьй Ульяновых. Но мо
наибольшее внимание привлекли пос
ледние две главы: Революция в Рос
сии и На Родину.
С началом Первой мировой войны
семья Ульяновых выезжает в Швейца
рию. Как только были получены сведе
ния из России о совершившейся там 27
февраля 1917 года революции, сверг
нувшей самодержавие, по инициативе
В.И. Ленина создатся Центральный
Швейцарский комитет по возвращению
политэмигрантов в Россию. В руково
дящий орган комитета, кроме Ленина,
вошли Мартов, Зиновьев, Натансон,
Луначарский. Багоцкий избирается его
секретарм. Ленин рвтся в Россию (он
находился в эмиграции с декабря
1907 го по апрель 1917 года). На засе
дании комитета развернулась острая
дискуссия. Ленин категорически заяв
ляет: Преступно сидеть сложа руки,
когда мы нужны пролетариату в Рос
сии. С ним не соглашается большая
группа членов комитета, которая счи
тает, что надо ждать вызова из России
от Временного правительства. Рассмат
риваются два варианта проезда в Рос
сию. Один через Францию в Англию,
затем пароходом в Норвегию или Гол
ландию и уже оттуда через Швецию и
Финляндию в Петроград. Но для того,
чтобы воспользоваться этим путм,
нужно было получить четыре визы и
разрешение на пересечение русской
границы! Другой вариант, его предла
гает Ленин, искать пути к перегово
рам с немецким командованием о про
езде через Германию и Швецию. Чего
вы боитесь? обращается он к коми
тетчикам. Будут говорить, что мы
воспользовались услугами немцев? Вс
Ленин Багоцкий
Ещ раз о пломбированном вагоне
равно и так говорят, что мы интерна
ционалисты продались немцам, так как
мы не хотим поддерживать имперскую
политику буржуазной Франции и Анг
лии. Откладывая поездку, мы нанесм
вред рабочему движению, так как без
нас социал патриоты втянут рабочих в
войну с немцами в интересах буржуаз
ных кругов Антанты.
В.И. Ленин с небольшой группой
большевиков не согласился с решени
ем своих противников ждать вызова
от Временного правительства и са
мостоятельно начинает искать спосо
бы возвращения в Россию через Гер
манию. А на пути политэмигрантов на
родину возникли трудности. Во пер
вых, Германия была в состоянии войны
с Россией. Следовательно, все русские
изначально считались противной сто
роной и подлежали немедленному ин
тернированию или аресту. Во вторых,
Англия, Франция и ряд других стран
ещ не могли определиться призна
вать Временное правительство или нет.
В результате переговоров с немец
ким командованием достигается согла
шение на проезд 10 12 эмигрантов
во главе с В.И. Лениным через Герма
нию и Швецию, затем число их увели
чивается до 20 40 человек. Начина
ется подготовка к отъезду. Идт согла
сование списка отъезжающих. Пред
ставители германского командования
назначают дату выезда на 26 марта,
однако она срывается. Окончательно
утверждается список в составе 19 боль
шевиков, 6 бундовцев и 7 сторонников
газеты Наше слово. В действитель
ности из Швейцарии выехало 32 взрос
лых и 2 ребнка. (Но и эти цифры в
настоящее время подвергаются сомне
ниям и корректировкам различными
исследователями). Наконец, все со
гласования закончены, и Ф. Платтен,
который по поручению В.И. Ленина вл
переговоры с немецкими дипломата
ми, получил из немецкого посольства в
Берне телеграмму о том, что отъезд
состоится из города Готмадингена на
швейцарско немецкой границе.
Возвращение В.И. Ленина из эмиг
рации в пломбированном вагоне че
рез Германию будоражит его критиков
уже на протяжении почти 100 лет, с
того самого апреля 1917 года и по сей
день. Ленин прозорливо предвидел это
и предложил каждому отъезжающему
подписать взятые на себя обязатель
ства.
В своей книге Сергей Юстинович
посвятил подготовке к этой поездке
только одну страничку! Однако по за
пискам В.И. Ленина, опубликованным
в 49 м томе Полного собрания сочине
ний, и воспоминаниям Н.К. Крупской
можно попытаться представить это
путешествие.
Итак, немецкое посольство сообщи
ло, что отъезд группы эмигрантов во
главе с В.И. Лениным состоится 9 апре
ля в 15 час. 10 мин. из Цюриха. Они
должны собраться на вокзале. К назна
ченному времени будет подан вагон,
который доставит всех на пограничную
швейцарскую станцию Тайнген. Как
пишет сам Ф. Платтен, отъезжающие
собрались в ресторане Церингорхоф
за общим скромным обедом. Обста
новка была нервозная будущее было
совершенно неопределнно. Владимир
Ильич, понимая всю ответственность в
связи с этой поездкой, предлагает под
писать некоторые обязательства, ко
торые каждый должен взять на себя.
Вот их текст (составлен на немецком
языке), переведнный на русский:
Я, нижеподписавшийся, удостоверяю
своей подписью: 1) что условия, уста
новленные Платтеном с германским
посольством, мне объявлены; 2) что я
подчиняюсь распоряжениям руководи
теля поездки Платтена; 3) что мне со
общено известие из Petit Parisien
(французская газета), в котором было
помещено сообщение Временного пра
вительства России, согласно которому
русское Временное правительство мо
жет привлечь по обвинению в государ
ственной измене тех русских поддан
ных, кои проедут через границу; 4) что
всю политическую ответственность за
мою поездку я принимаю на себя;
5) что Платтеном мне гарантирована
поездка только до Стокгольма.
9 апреля 1917 г. Берн Цюрих.
В.И. Ленин подписался первым, за
тем свои подписи поставили все ос
тальные. Всего на листе 29 подписей.
Около двух подписей в скобках стоит
примечание с сыном. Вот, собствен
но, это и есть основной список в коли
честве 31 человека, со
гласно которому пассажи
ров проверяли швейцар
ская полиция и таможен
ники.
На вокзале в Цюрихе,
как пишет С. Багоцкий,
собралась небольшая
группа скромно одетых
людей. Это политэмигран
ты и швейцарские рабо
чие, пришедшие прово
дить Владимира Ильича.
Пришли сюда не только
сторонники Ленина, но и
противники этой поездки.
Они вели себя довольно
агрессивно, раздавались
крики: Предатели и раз
ного рода ругательства.
Сотрудники вокзала быс
тро вытеснили этих людей
с перрона вокзала, и по
садка прошла спокойно.
Под звуки Интернаци
онала, который пели и
отъезжающие, и прово
жающие, поезд отошл от
перрона цюрихского вок
зала и отправился к пограничному го
роду Тайнген. К вечеру 9 апреля он
прибыл на станцию Тайнген, где швей
царские таможенники произвели дос
мотр по полной программе, прове
рялись прибывшие по списку, полнос
тью весь багаж. Затем вагон был пере
ведн на германскую территорию, на
станцию Готмадинген, где для эмиг
рантов был подготовлен
пассажирский вагон вто
рого класса микст на
32 пассажирских места: 8
мягких в четырх купе и
24 спальных с жсткими
откидными полками. Ва
гон имел два тамбура, в
которых было по две две
ри в каждом. При этом в
одном тамбуре две две
ри, а в другом одна дверь
были заперты и опломби
рованы (вот отсюда и по
шла ходить легенда о
пломбированном ваго
не). Это было основное
условие германского ко
мандования никаких
контактов на территории
Германии. Даже на полу в
коридоре вагона у купе,
где разместились два не
мецких офицера, сопро
вождавшие эмигрантов,
прочертили мелом жир
ную черту, за которую
было запрещено заходить
как русским эмигрантам,
так и немецким офице
рам. Связь с внешним
миром осуществлял
Ф.Платтен, на стоянках
поезда он покупал моло
ко для детей и свежие га
зеты. Вагон прицепили к
поезду, и путешествие по
территории Германии на
чалось. Международный
Красный Крест оплатил
питание эмигрантов, им
ежедневно приносили го
рячие обеды. Поезд про
следовал через Штутгарт,
Франкфурт и 11 апреля утром прибыл
в Берлин на Потсдамский вокзал, его
сразу перегнали на Штеттинский вок
зал. Вокруг вагона тут же была выстав
лена охрана, пока его не прицепили к
поезду, следующему в Засниц.
Надежда Константиновна Крупская
в своих записях вспоминает о таком
эпизоде, который произошл в поезд
ке. После Штутгарта в поезд, видимо с
ведома немецкого командования, сел
Вильгельм Янсон, руководитель гер
манского профсоюза, который хотел
побеседовать с русскими эмигранта
ми. Однако последние категорически
отказались от этой встречи!
В Заснице немецкая территория за
канчивалась, здесь находилась паро
мная переправа в Швецию, после чего
поезда следовали в Стокгольм. Вече
ром 11 апреля поезд прибыл в Засни
цу. Администрация города пригласила
русских эмигрантов на ужин и предло
жила переночевать в гостинице. Но и
тут группа отказалась и провела ночь в
вагоне. Утром 12 апреля поезд погру
зили в трюм парома Королева Викто
рия, а перед этим немецкие полицей
ские и таможенники снова проверили
пассажиров вагона по списку и их ба
гаж. Паром отчалил и взял курс на
шведский порт Троллеборг. Вот только
теперь, наверное, люди наконец вздох
нули свободно и вышли на палубу. Впе
реди свобода!
На пристани прибывших русских
эмигрантов встречал Ганецкий, специ
ально приехавший из Стокгольма для
того, чтобы сопровождать группу.
Встречали их, конечно, и шведские по
лицейские, и таможенники. Была про
ведена проверка пассажиров по спис
ку, и полиция составила новый список,
который отличался от первого отсут
ствием трх фамилий: не было двух
немецких офицеров, их миссия сопро
вождения закончилась, и они возвра
щались в Германию, и не было Ф.Плат
тена, который как австрийский под
данный тоже должен был вернуться.
Таможенная проверка была более ло
яльной. В сопровождении Ганецкого
эмигранты 13 апреля прибыли в Сток
гольм. Владимир Ильич и здесь отка
зался от каких либо встреч, и, пересев
в местный поезд, группа направилась к
шведско финской границе в город Ха
паранда, а оттуда в Петроград. Вот
таким образом закончилось это путе
шествие.
А Сергей Юстинович остался в Швей
царии и с нетерпением ожидал извес
тия из России. Как только он получил
телеграмму о том, что эмигранты бла
гополучно добрались до Петрограда,
стал готовить следующие группы. Же
лающих оказалось достаточно много!
Уже 12 мая он организует отъезд по
этому же маршруту 257 человек, в их
числе были Мартов, Натансон, Луна
чарский. Затем была и третья, и чет
вртая группы. С четвртой в Россию
вернулся и С. Багоцкий с женой. Вот
так закончилась эта знаменитая поезд
ка в пломбированном вагоне через
территорию Германии. В е организа
ции вместе с Платтеном Багоцкий сыг
рал важную роль.
P.S. В 1937 году Сергей Юстинович
с семьй поселился в кооперативе Зе
леновод. Когда началась волна ре
прессий, Багоцкого вызывали в соот
ветствующие органы по доносу, но аре
сту он не подвергался благодаря ог
ромной популярности в среде политка
торжан и старых партийцев. Умер С.Ю.
Багоцкий в 1953 году в возрасте 74 лет.
Владимир МАЛЫХ
К ДНЮ ПАМЯТИ В.И. ЛЕНИНА
Встреча с жителями
кооператива Зеле
новод, потомками
бывших политкатор
жан и ссыльнопосе
ленцев, в музее
Усадьба Костино
открыла целый пласт
нашей российской
истории. Об этом мы
уже писали в КП
26 октября и 30 нояб
ря 2010 года.