background image
четверг
k
9, 27 января 2011 г.
КАЛЕЙДОСКОП
C
M
Y
K
Однако мистер Бут не был пионером в деле
изобретения пылесоса. Первый подметатель
ковров сконструировал в 1860 году америка
нец Дэниел Хесс. Прибор Хесса имел вращаю
щуюся щтку, систему всасывания и две водя
ные камеры, в которых оседала пыль. Но этот
прообраз современного пылесоса с аквафиль
тром остался всего лишь опытным образцом.
Первый промышленный образец пылесоса
появился в 1869 году, когда Айвз Макгаффни
из Чикаго запатентовал устройство Уирлвинд
и открыл компанию по его производству. Де
тище Макгаффни имело небольшие размеры
и вентилятор, приводимый в действие вруч
ную. Но Уирлвинд был неудобен в эксплуа
тации, и вскоре его выпуск прекратился.
Тридцать лет спустя в производстве пыле
сосов произошла революция: бытовой прибор
получил мотор. Сначала пылесосы оснаща
лись бензиновыми двигателями. Первый па
тент на такой агрегат был выдан в Соединн
ных Штатах в 1899 году жителю Сент Луиса
Джону Тормену. Позже пылесосы стали обо
рудоваться электромотором. Такой трхфаз
ный двигатель был изобретн в 1889 году
русским инженером Михаилом Доливо Доб
ровольским.
Вслед за американцами к усовершенствова
нию пылесоса в начале XX века подключились
и европейцы. И первым из них был уже упоми
наемый нами англичанин Бут. Мистер Бут не
очень доверял разработкам своих предше
ственников, поэтому, прежде чем вложить
средства в новое дело, решил на собственной
практике проверить эффективность вакуум
ной чистки. Он положил чистый носовой пла
ток на загрязннную мебельную обивку и по
пытался ртом всосать пыль. Эксперимент по
казался ему удачным: на платке остались час
тицы грязи.
Бут разработал внушительных размеров аг
регат, оснащнный вакуумным насосом мощ
ностью пять лошадиных сил. Его фырчащий
Билли, движимый по улицам Лондона упряж
кой лошадей, останавливался на обочине у дома
клиента. Служащие протягивали через окно
тридцатиметровый шланг и начинали чистку
внутри дома. Услуги Бута были настолько попу
лярны, что в моду вошло приглашать гостей на
время уборки: дамы пили чай, наблюдая за
процессом чистки ковров. Аппараты Бута наво
дили порядок в Вестминстерском аббатстве,
вычищали чумные бараки в доках адмиралтей
ства, убирали тонны пыли после реставрации
лондонских особняков, а вскоре появились и в
других странах, в том числе в России.
В 1907 году уборщик Джеймс Мюррей Спран
глер из штата Огайо сконструировал компакт
ный пылесос из подручных средств палки
от швабры, наволочки и электровентилятора.
Примитивное устройство работало и при мо
дернизации могло иметь хорошие коммерчес
кие перспективы. Спранглер продал патент
своему родственнику, торговцу Уильяму Ген
ри Хуверу. Хувер открыл фирму по производ
ству таких бытовых приборов, которая, раз
вившись в крупную компанию, существует и
поныне. А само слово хувер во многих стра
нах является синонимом слова пылесос.
Глядя сегодня на последние роботизиро
ванные пылесосы, на принципиально новые
методы вакуумной чистки, можно предста
вить себе сложную эволюцию бытового при
бора, сделавшего нашу жизнь намного ком
фортней.
Игорь ВАРЛАМОВ, писатель
ВЫСТАВКА
ПРОСТЫЕ ВЕЩИ
Пылесос
Пылесос
Однажды некий господин, путешествуя в
железнодорожном вагоне, увидел, как
проводник чистит сиденья с помощью
устройства, сдувающего пыль. Путеше
ственнику этот способ чистки показался
крайне странным и неэффективным. Ведь
целесообразнее было бы пыль не сду
вать, а собирать в какую нибудь мкость.
Так в 1901 году возникла одна из идей
создания пылесоса. Звали господина
Хьюбер Сесил Бут, был он британцем,
весьма предприимчивым человеком.
Кстати, о близких. В этом году
Геннадий Владимирович и его жена
Альбина Петровна отметят золотую
свадьбу, с чем на открытии выстав
ки поздравила супругов научный
сотрудник музея Людмила Лукаши
на, подчеркнувшая, что крепкий тыл
это половина успеха для худож
ника. Сам Г.В. Коровин называет
жену Музой, неизменно вдохновля
ющей его на протяжении уже полу
века. И Альбина Петровна прекрас
но справляется с этой ро
лью, судя по тому, какие
картины выходят из под
кисти е мужа.
Геннадию Владимирови
чу удатся в любом време
ни года увидеть нечто осо
бенное, изящное. Даже не
любимую многими слякот
ную осень художник запе
чатлел во всей красе. По
его извилистой Дороге к
реке, окаймлнной дере
вьями с пышными пстры
ми кронами, хочется не
спешно прогуляться, вре
мя от времени поднимая
голову к пушистому небу,
заполоннному лгкими
белыми облаками. Столь
же сильное впечатление
производят Зимний лес,
Сирень цветт, Д. Гри
дино. Летний день, Река
Шувойка, Клязьма и
другие картины, большин
ство из которых написаны
Геннадием Коровиным в
последние годы.
Но есть на выставке и такие про
изведения, которые позволяют про
следить творческий путь художника
с самого начала, оценить многогран
ность его техники, ведь Г.В. Коровин
работает и маслом, и гуашью, и даже
в стиле интарсии инкрустации,
выполняемой деревом по дереву. В
выставочном зале посетители могут
увидеть две такие работы портре
ты М. Горького и В.И. Ленина, отно
Манящая живопись
Манящая живопись
Манящая живопись
Манящая живопись
сящиеся к 1957 году, когда Генна
дий Владимирович учился в Мос
ковском художественном ремеслен
ном училище (МХРУ) 64.
Не менее интересными для коро
лвцев будут его картины конца 60
70 х годов прошлого века, на ко
торых изображн наш город тех лет:
Из окна изостудии, Зимние су
мерки, Клуб ЗИК. Геннадий Ко
ровин хорошо знает Королв, ведь
он живт здесь с 1944 года. С 1960
го по 2003 год работал художником
оформителем в РКК Энергия, где
выполнял сложные задания. Он со
здал многочисленные эскизы памят
ных вымпелов, плакеток, медалей,
значков, большинство из которых
воплощено в металле. Ему же при
надлежат идея и эскиз художествен
но монументального въезда в город
со стороны Ярославского шоссе,
который сейчас из за постройки эс
такады, к сожалению, уже не смот
рится столь красиво, как на пред
ставленной на выставке фотогра
фии.
Очень много Геннадий Владими
рович занимается графикой. Его
зарисовки карандашом, сангиной,
углм весьма выразительны сами
по себе, хотя в основном служат
основой для более серьзных кар
тин. Кстати, на первом конкурсе Го
род Королв глазами художников
Г.В. Коровин занял 3 е место в но
минации Графика за Эскизы по
оформлению зданий.
Помимо большого трудолюбия
(даже выйдя на пенсию, Геннадий
Владимирович продолжает много
писать, выходить на пленэры) и не
сомненного дарования Г.В. Коровин
поразил меня интеллигентской
скромностью. К примеру, на мой
вопрос Как вы искали себя в твор
честве?, он ответил: Я и сейчас
себя ищу Вот думаю возвратиться
к резьбе по дереву. Вероятно, имен
но эти черты характера позволили с
детства любившему рисовать маль
чику, выросшему в тяжлые воен
ные и послевоенные годы, развить
свои способности, несмотря на жиз
ненные трудности.
Если с творчеством Геннадия Ко
ровина королвская публика уже
знакома, то для Татьяны Володиной
показ живописи по бересте в Доми
ке садовника дебютный. Тем не
менее е работы вызвали немалый
интерес у посетителей музея, так
как выполнены они в оригинальной
технике. Татьяна не зачищает бере
сту полностью, а оставляет живые
уголки, лаконично вписывающиеся
в пейзажи. Умело используя при
родный цвет берзовой коры, кото
рый варьируется от молочного до
сиреневого, Т.В. Володина создат
потрясающе реалистичные картины,
где частички бересты скрываются в
образах гор (Заповедник), скали
стых берегов и волн (У моря, Чер
ногория), сугробов (Тишина).
Живописью по бересте Татьяна
Володина начала заниматься пять
лет назад. Однажды купила в пода
рок зарисовку на коре и загорелась
идеей создать что то сво. И вот,
самостоятельно изучив это направ
ление, стала писать самобытные кар
тины. Конечно, задатки к творчеству
у Т.В. Володиной, инженера по обра
зованию (окончила Лестех), были и
до этого, недаром она с 1994 года
работает в школе 2 учителем чер
чения и изобразительного искусст
ва. Но в полной мере е одарн
ность, которую, по мнению Татьяны,
она приобрела в наследство от деда
художника, раскрылась именно в
живописи по бересте. На одну рабо
ту Т.В. Володина затрачивает два с
половиной месяца: сама подготав
ливает кору и выбирает сюжет, ис
ходя из фактуры бересты.
Персональную выставку живопи
си и графики Геннадия Коровина
Манящие природы уголки, а
также живопись по бересте Татьяны
Володиной можно посмотреть до 27
февраля ежедневно, кроме понедель
ника и вторника, с 10.00 до 17.00.
Несмотря на отсутствие тепла и воды,
отдел Усадьба Костино Королв
ского исторического музея продол
жает работать в привычном режиме.
А его сотрудники очень надеются, что
аварию устранят в ближайшее время,
и представленные в выставочном зале
картины не успеют повредиться от
внеплановых заморозков.
Светлана НОСЕНКОВА
Фото автора
Вопреки коммунальным неурядицам открытие персо
нальной выставки живописи и графики Геннадия Коро
вина Манящие природы уголки прошло в отделе
Усадьба Костино Королвского исторического музея в
тплой дружеской атмосфере. Спокойное нежное письмо
картин Геннадия Владимировича, выполненных в клас
сической реалистической манере, радует очень многих.
Ведь полотна эти написаны не просто талантливо, а с
большой любовью к родному краю, со знанием тех окре
стностей, которые изображены на холсте, а именно горо
да Королва, подмосковных деревень Устьяново и Гри
дино, где проводит лето художник со своей семьй.
ЮБИЛЕЙ
П
осле окончания Московского института
культуры Роза Моисеевна пришла препо
давать современный бальный танец в среднюю
школу 7 города Королва. Сколько детей она
научила танцевать вальс, танго, русский лиричес
кий, кадриль, сударушку! Только в этой школе
нашего города целые классы танцевали на выпус
кном вечере полонез, русский вальс, сударушку.
В 1967 году Роза Моисеевна создала ансамбль
бального танца Школьные годы. Под е руко
водством ансамбль неоднократно становился по
бедителем областного конкурса танцев, выступал
на сцене Кремлвского Дворца Съездов.
За большой вклад в эстетическое и нравствен
ное воспитание учащихся средствами искусства,
высокий художественный уровень репертуара,
широкую пропаганду танца ансамблю было при
своено звание Образцово художественный кол
лектив, и в этом большая заслуга Розы Моисе
евны Щерединой. Она учила детей не просто
П
Педагог хореограф
едагог хореограф
красиво танцевать, но и уважительному отноше
нию мальчика к девочке: как нужно правильно
пригласить девочку на танец, как проводить е
на место после окончания танца, она учила детей
дружить, что сейчас очень не хватает современ
ной молоджи.
Более 17 лет Роза Моисеевна работала во Двор
це культуры имени Калинина. Она основала шко
лу современного бального танца, а затем из луч
ших е учеников создала ансамбль. Ни один го
родской праздник не проходит без его выступле
ния. Ансамбль неоднократно становился дипло
мантом областных конкурсов бального танца.
Щередина научила своих учеников европейским,
латино американским и русским бальным танцам,
таким, как русский лирический, сударушка, вару
вару, русский вальс, которые сейчас забыты мно
гими педагогами.
В январе Роза Моисеевна отпраздновала свой
юбилей в ЦДК имени Калинина, в свом родном
Наверное, нет семьи в Королве, в которой хотя бы один из
детей не был воспитанником замечательного педагога хо
реографа и просто большой души человека Розы Моисеевны
Щерединой.
танцевальном зале, где в честь своего любимого
руководителя выступил и ансамбль современно
го бального танца.
Ученики Розы Моисеевны желают ей огромно
го здоровья, счастья и успехов в е прекрасном
труде.
Виктор ПИСАРЕВ
Татьяна Володина.
Геннадий Коровин.
Роза Моисеевна Щередина.