background image
четверг
k
12, 3 февраля 2011 г.
ПОИСКИ, НАХОДКИ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
Через тернии к звздам!
В ы п у с к 75
g o r o d n a u k i @ b k . r u
Редактор выпуска Н.Я. ДОРОЖКИН, научный обозреватель Калининградской правды
Город науки
Что такое ЭБ РКД?
Исследования по выбору трасс
пусков, районов падения отделяющих
ся частей ракет носителей и обеспе
чению безопасности, в том числе эко
логической, при создании и эксплуа
тации космических средств выведе
ния начались в ЦНИИмаше более 30
лет назад. Наш институт, возглавляе
мый в тот период Ю.А. Мозжориным,
был инициатором исследований по
самым злободневным проблемам раз
вития и использования ракетно кос
мической техники (РКТ), в том числе и
нетрадиционным.
Яков Тимофеевич, насколько я
знаю, вы уже тогда участвовали в
этих работах?
В 1978 году был выпущен пер
вый научно технический отчт Ис
следование проблем выбора трасс
пусков и районов падения отделяю
щихся частей ракет носителей с уч
том факторов безопасности и эко
номичности, я был его автором.
Кстати, года через 4 на эту же тему
защитил кандидатскую диссертацию.
Тематика исследований оказа
лась актуальной вплоть до настоя
щего времени?
Я бы сказал, исключительно ак
туальной. Здесь много направлений.
Это и обеспечение безопасности на
притрассовых территориях при воз
можных авариях РН в полте, и вы
бор оптимальных районов падения
их отделяющихся частей, причм ис
ходя не только из энергетических
возможностей, но и с безусловным
учтом критериев безопасности и
экономичности. Это и детоксикация
токсичных компонентов ракетного
топлива, пролившегося как в штат
ных районах падения отработавших
ступеней РН, так и в местах падений
аварийных изделий, и, конечно, эко
логический мониторинг районов эк
сплуатации РКТ.
В процессе исследований выяви
лись и другие экологические аспек
ты проблемы акустическое и теп
ловое воздействие на окружающую
среду при старте и полте РН, разру
шение озонового слоя атмосферы,
возможное выпадение кислотных
осадков, влияние на погоду и климат
в регионах расположения космод
ромов, засорение околоземного кос
мического пространства (ОКП) кос
мическим мусором.
В связи с актуальностью пробле
мы по инициативе ЦНИИмаша и ак
тивной поддержке Ю.А. Мозжорина
была разработана и в сентябре 1990
года решением Военно промышлен
ной комиссии (ВПК) при СМ СССР
принята к реализации специальная
программа Экос Исследова
ния и оценка воздействия ракетно
космической и боевой ракетной тех
ники на окружающую среду.
Как раз накануне разрушения
СССР
Да. Но, несмотря на коренные
изменения в стране и фактический
развал отрасли, в силу объективной
необходимости программа Экос
начала реализовываться.
В период 1991 1995 годов ин
ститут выполнил ряд работ по зака
зам Минобороны и Роскосмоса. В
1996 2000 годы мы продолжали
исследования по заказам Роскосмо
са. В этот период институтом разра
ботаны базовые основы методичес
кого, программного и нормативного
обеспечения для проведения всесто
ронних оценок воздействия РКТ на
окружающую среду и экологическо
го мониторинга районов е эксплуа
тации. Выпущена серия Руковод
ство по обеспечению экологической
безопасности ракетно космической
деятельности (в составе более 15
книг). При НТС Роскосмоса 10 лет
активно работал Проблемный совет
по экологической безопасности ра
кетно космической деятельности (ЭБ
РКД).
Разработанные материалы нео
днократно обсуждались в Совете
безопасности РФ и его Межведом
ственной комиссии (МВК) по эколо
гической безопасности, в Комитете
по экологии Государственной Думы,
на парламентских слушаниях, в Экс
пертной комиссии при Правитель
стве РФ. В соответствии с решения
ми МВК, рекомендациями парламен
тских слушаний в Государственной
Думе, поручениями секретаря Совбе
за и Правительства РФ, Экспертного
Совета при Правительстве РФ и Ми
нэкономики, специалистами ЦНИИ
маша был разработан проект Феде
ральной целевой программы Экос
РФ Обеспечение экологичес
кой безопасности ракетно космичес
кой деятельности.
По результатам рассмотрения про
грамма Экос РФ рекомендована
Минэкономики и принята Роскосмо
сом для реализации в составе Феде
ральной космической программы
(ФКП) России как е постоянная,
неотъемлемая часть, охватывающая
этапы создания, испытаний и эксп
луатации всех изделий и объектов
РКТ.
Это вс в девяностые годы. А
что было дальше, в новом веке?
В период 2001 2005 годов
тематика исследований института в
рамках ФКП 2005 расширяется. Раз
рабатываются научно информаци
онные и программно методические
материалы по обеспечению эколо
гической безопасности при созда
нии, производстве, испытаниях и эк
сплуатации РКТ, ведтся работа по
созданию программно методическо
го обеспечения для оценки воздей
ствия вредных веществ на окружаю
щую среду при эксплуатации нашей
техники.
Выявлен и новый аспект пробле
мы реализация космических про
грамм в условиях ограничений, на
кладываемых по линии ООН в рам
ках Программы защиты окружающей
среды (ЮНЕП) Венской конвенцией
об охране озонового слоя и Монре
альским протоколом по веществам,
разрушающим озоновый слой.
А предприятия нашей отрасли
вынуждены использовать такие ве
щества
Да, предприятия ракетно кос
мической промышленности России
используют при изготовлении, ис
пытаниях и эксплуатации изделий
РКТ 9 наименований озоноразруша
ющих веществ (ОРВ) из 21, запре
щнных Монреальским протоколом
к производству с 2000 года. Инсти
тутом организованы работы по по
иску альтернативных озонобезопас
ных веществ и технологий, распре
делению квот на применение остав
шихся запасов запрещнных ОРВ
между предприятиями отрасли, по
иску путей решения проблемы с ис
пользованием действующих проце
дур в структурах Монреальского про
токола. С 2000 года я как представи
тель ЦНИИмаша принимаю участие
в составе российских делегаций в
е ж е г о д н ы х з а с е д а н и я х Р а б о ч и х
групп открытого состава и совеща
ниях сторон Монреальского прото
кола в части вопросов, затрагиваю
щих интересы РКП России.
В этот же период проводится ко
ординация работ кооперации соис
полнителей, работающих по прямым
контрактам с тогдашним Росавиа
космосом (НИИ региональных ме
д и к о э к о л о г и ч е с к и х п р о б л е м
(РМЭП) в Барнауле, Геофак и Хим
фак МГУ, НИИхиммаш, Гидромет
центр РФ и др.), рассматриваются
предложения различных организа
ций по новым направлениям иссле
дования проблемы. На международ
ном уровне проводятся исследова
ния проблемы засорения ОКП с
активным участием представителей
института (М.В. Яковлев, Н.М. Ива
нов). Реализована совместная Рос
сийско Казахстанская программа по
Исследованию воздействия пусков
РН с космодрома Байконур на окру
жающую среду Республики Казах
стан, где я представлял российс
кую сторону.
Начиная с 2006 года в рамках ФКП
2015 на ЦНИИмаш возложена голов
ная роль в исследованиях по обес
печению экологической безопасно
сти ракетно космической деятельно
сти (ЭБ РКД). В составе научно ис
следовательской работы Магист
раль сформирован специальный
раздел исследований института по
этому направлению Исследова
ние проблем обеспечения экологи
ческой безопасности при создании
РКТ и в районах е эксплуатации с
включением в него всей кооперации
соисполнителей, работавших ранее
по прямым контрактам с Росавиа
космосом, что существенно повыси
ло и роль, и ответственность инсти
тута.
По каким направлениям прово
дятся работы?
Тут целый спектр: методичес
кое, программное и информацион
ное обеспечение по выбору трасс
пусков и районов падения отделяю
щихся частей РН на базе ГИС техно
логий по критериям безопасности;
разработка и совершенствование ме
тодического, нормативно техничес
кого и нормативно правового обес
печения ЭБ РКД; исследования воз
действий РКД на окружающую среду
и оценка их последствий; проектно
конструкторские, технические и тех
нологические решения по обеспече
нию ЭБ РКД; анализ текущего состо
яния с обеспечением ЭБ РКД и раз
работка материалов для представ
ления в ежегодные государственные
доклады О состоянии и об охране
окружающей среды Российской Фе
дерации и в структуры Монреальс
кого протокола в целях обеспечения
оставшихся потребностей РКП Рос
сии в озоноразрушающих веществах,
С началом космической эры в народе стали возникать слухи о том, что
запуски ракет влекут за собой изменения климата и другие отрицательные
последствия. Но пока ракетно космическая промышленность делала
первые шаги, наука не уделяла должного внимания вопросам экологии,
связанным с космической деятельностью, и только в конце 1970 х годов
пришлось всерьз заняться проблемой выбора трасс пусков, районов
падения отделяющихся частей ракет носителей (РН) и обеспечения эколо
гической безопасности ракетно космической деятельности. Рассказывает
начальник отдела ЦНИИмаша доктор технических наук Я.Т. Шатров:
с использованием действующих про
цедур в структурах Монреальского
протокола. В этих работах участву
ют, наряду с ЦНИИмашем, многие
организации Гидрометцентр РФ,
Химфак и Геофак МГУ, НИИ эколо
гии человека и гигиены окружаю
щей среды РАМН, НИИ РМЭП, Центр
эксплуатации наземной космической
инфраструктуры, ОАО ВПК НПОмаш,
Омский технический университет,
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ГНП РКЦ
ЦСКБ Прогресс.
Каковы основные результаты
исследований ЦНИИмаша по этим на
правлениям за истекший период?
Во первых, разработано мето
дическое, программное и информа
ционное обеспечение для выбора но
вых трасс пусков и районов падения
отделяющихся частей РН на основе
оценки показателей безопасности, с
использованием современных ГИС
технологий. В результате открыто 10
новых трасс пусков и районов паде
ния по одной для РН Протон М,
Космос, Зенит и по две трассы
для РН Союз 2, Днепр и Ро
кот, с имеющихся космодромов
Байконур, Плесецк, Домбаровский.
Во вторых, проведены необходи
мые работы по выбору и обоснова
нию трасс пусков и районов падения
отделяющихся частей РН примени
тельно к новому космодрому Вос
точный.
В третьих, разработаны методоло
гия и конкретные методики оценки
воздействий РКТ на окружающую
среду, позволяющие вести разработ
ку проектных материалов по издели
ям РКТ в части обеспечения их эко
логической безопасности в соответ
ствии с требованиями международ
ных и национальных законодатель
ных актов. В результате получен це
лый ряд положительных заключе
ний Государственной экологической
экспертизы на космические и ракет
но космические комплексы и про
граммы их использования КК
Фотон М, Ресурс ДК и другие,
КРК Протон М, Ангара, Союз
2, Днепр, Рокот, РБ Фрегат,
типа Бриз и другие, с разными
космодромами базирования, трасса
ми пусков и районами падения отде
ляющихся частей РН.
Далее, разработаны проекты ряда
методических и нормативных доку
ментов по обеспечению экологичес
кой безопасности РКД, с их согласо
ванием на отраслевом и межотрас
левом уровнях и утверждением Рос
космосом, с приданием им статуса
отраслевых и межотраслевых нор
мативных документов. В частности,
с 1 июля 2009 года введены в дей
ствие Национальный стандарт РФ
Экологическая безопасность РКТ
(разработан ЦНИИмашем) и Нацио
нальный стандарт РФ по космичес
кому мусору.
Впечатляющий перечень
Это ещ не вс. На 2007 2010
годы обеспечены потребности пред
приятий РКП хладоном ХФУ 113 в
условиях полного израсходования
имевшихся запасов. Это достигнуто
путм конструктивного взаимодей
ствия со структурами Монреальско
го протокола и получения от них раз
решений на возобновление произ
водства ХФУ 113 на указанные пе
риоды. Кроме того, в Государствен
ных докладах ежегодно публикуют
ся объективные материалы О со
стоянии и защите окружающей сре
ды в РФ (поскольку это связано с
ЭБ РКД; разработаны предложения
по ряду проектно конструкторских
решений в части снижения воздей
ствий РН на окружающую среду и
сокращения районов падения отде
ляющихся частей РН, по новым ме
тодам и технологиям детоксикации
и нейтрализации проливов токсич
ных компонентов ракетного топлива
и загрязннных ими конструкций, по
построению системы экологическо
го мониторинга и контроля районов,
подверженных воздействиям в про
цессе РКД. Что существенно, за на
шим институтом закреплн статус
Головной организации отрасли по
обеспечению экологической безо
пасности РКД.
Значит, по состоянию на 2010
год экологическая безопасность
РКД России соответствует требова
ниям действующих правовых и нор
мативных актов?
Да, но эти требования (как на
циональные, так и международные)
постоянно ужесточаются, в то время
как основные экологические пробле
мы РКД, обусловленные использо
ванием на средствах выведения и
космических аппаратах токсичных
компонентов топлива, на ближайшую
перспективу остаются. Это и РН
Протон М (на период не менее 10
15 лет), и РН на базе МБР
Рокот, Днепр, Стрела и дру
гие (на период не менее 5 10 лет),
и РБ типа Фрегат, Бриз, и КА
(возможно, на ещ более длитель
ный период). В связи с этим требует
ся продолжение детальных иссле
дований влияния на различные
объекты окружающей среды, вклю
чая водные, как токсичных ракетных
топлив, так и углеводородных горю
чих (эти исследования ещ не начи
нались). Требуются дальнейшие ис
следования всего спектра экологи
ческих проблем, обусловленных ком
понентами ракетных топлив. Эти ис
следования актуальны как для всех
имеющихся космодромов и средств
выведения, так и для перспектив
ных, включая космодром Восточный
и планируемые для использования
на нм средства выведения.
Беседовал Николай ДОРОЖКИН
Фото автора
Яков Тимофеевич Шатров.