background image
вторник
k
20, 22 февраля 2011 г.
ИСТОРИЯ СТРАНЫ ИСТОРИЯ ГОРОДА
Многие известные пионеры авиа
ции: учные, конструкторы, лтчи
ки, да и космонавты ступали на зем
лю аэродромов, когда то распола
гавшихся вдоль железнодорожной
ветки Москва Монино. Среди них
был и В.С. Вахмистров. Мало кому из
нынешнего поколения, даже авиато
ров, знакомо это имя, а у историков
авиации оно, как правило, ассоции
руется с составным самолтом.
Владимир Сергеевич Вахмистров
родился 27 июня 1897 года в Москве
в семье конторского служащего. В
1915 году он окончил реальное учи
лище в Москве и в 17 лет доброволь
цем ушл в армию и был направлен в
Михайловское (Петроградское) ар
тиллерийское училище. Шл первый
год Первой мировой войны.
Ему было 18 лет, когда он в чине
прапорщика отправился на фронт,
где и был определн в команду раз
ведчиков артиллерийской батареи.
В апреле того же года добровольно
вступил в ряды Красной Армии, сна
чала в артиллерию, а два месяца спу
стя в Псковскую авиагруппу. Здесь
не обошлось без влияния его стар
шего брата Бориса, командовавше
го в этой авиагруппе отрядом.
Опыт, накопленный во время служ
бы в артиллерии, позволил Вахмис
трову быстро освоить профессию
лтчика наблюдателя и навсегда свя
зать свою жизнь с авиацией. Окон
чание Гражданской войны застало
В а х м и с т р о в а н а Т у р к е с т а н с к о м
фронте. В 1921 году он поступил в
Туркестанский государственный уни
верситет, но вскоре перевлся в Во
енно воздушную академию имени
Н.Е. Жуковского.
Учба в академии совпала с за
рождением в стране массового пла
неризма. Осенью 1923 года в Кокте
беле (Крым) состоялся первый пла
нерный слт. Будучи членом кружка
Парящий полт Вахмистров позна
комился с М.К. Тихонравовым, впос
ледствии ставшим Героем Социали
стического Труда, видным советским
учным в области ракетно космичес
кой техники, соратником С.П. Коро
лва. Общность взглядов на разви
тие авиационной техники позволила
им объединить усилия и в 1925 году
построить планер АВФ 22 Змей Го
рыныч (каких только названий не
давали своим рожднным в муках
планерам их создатели). Планер по
лучился настолько удачным, что
было принято решение послать АВФ
22 и его создателей в 1925 году в
Германию на международные Ренс
кие состязания.
В напряжнной учбе и работе бы
стро пролетели годы. По окончании
академии Владимир Сергеевич по
лучил направление в Научно испы
тательный институт Военно воздуш
ных сил (НИИ ВВС), переведнный
вскоре с Центрального аэродрома
столицы в подмосковное Щлково,
где вблизи станции Томская (ныне
Чкаловская) был построен огромный
аэродром. Специалистов с высшим
образованием в те годы было мало,
и неудивительно, что Вахмистрова
почти сразу назначили начальником
бригады по испытаниям тяжлых
самолтов. Здесь, в стенах НИИ ВВС,
у него и созрел дерзкий замысел
создать комбинацию бомбардиров
щика и истребителя сначала для
увеличения дальности полта истре
бителей, используя его для обороны
бомбовозов, а затем в качестве
скоростного пикирующего бомбар
дировщика.
Мне часто приходится бывать на
Монинском аэродроме и каждый раз
испытываешь чувство, будто попа
даешь в далкое прошлое Где то
вдали у ангаров выстроились в ряд
Авиаград
Как говорилось в предыдущей публикации
(11 декабря 2010 года), в Королве работа
ло немало знаменитостей из числа авиаци
онных конструкторов, которые могли бы
сделать наш город и авиационной столицей
страны. Так, вслед за Л.В. Курчевским в
1936 году в Подлипки из Научно испыта
тельного института ВВС перевели конструк
торскую группу В.С. Вахмистрова.
громадные тяжлые бомбардиров
щики, а вокруг них снуют механики,
стараясь побыстрее заправить са
молты бензином, подвесить бом
бы
У самого дальнего ангара, подаль
ше от посторонних глаз (от которого
ныне не осталось и следа), вплотную
примыкавшего к лесу, виднелось
странное сооружение. К задним
кромкам крыла самолта ТБ 1 при
строили большие деревянные гор
ки эстакады, и механики не без юмо
ра под э эй ухнем закатывали по
ним крохотные, по сравнению с бом
бовозом, истребители. Видавшие
многое авиаторы с любопытством
рассматривали диковинное сооруже
ние.
Невдалеке от хвоста стояла груп
па военных в длинных шинелях, туго
перетянутых портупеями, и внима
тельно наблюдала за ходом работ,
ведь на завтра, 3 декабря 1931 года,
был запланирован первый полт Са
молта Звена итог большой ра
боты коллектива НИИ ВВС и ЦАГИ.
Среди военных сильно выделялась
фигура крупного телосложения, не
много выше ещ мало кому извест
ного Валерия Чкалова с его богатыр
ской комплекцией. Это был Вахмис
тров. Рядом задумчиво стоял ко
роль истребителей Александр Ани
симов.
В начале декабря погода была не
устойчивая. Зима, сменившая осень,
ещ не успела вступить в свои права,
лишь изредка опускались на землю
снежинки. Гигантская четырхмотор
ная этажерка медленно вырулила
на взлтную полосу. Ещ минута и
под радостные возгласы присутству
ющих диковинное сооружение ото
рвалось от земли.
Из докладной записки народному
комиссару по военным и морским
делам:
3 декабря 1931 года на Монин
ском аэродроме производилось пер
вое и вполне успешное испытание в
полте Самолта Звена, построен
ного под общим руководством ин
женера НИИ ВВС Вахмистрова со
вместными силами работников НИИ
ВВС РККА и ЦАГИ к 14 й годовщине
Октябрьской революции.
Таких самолтов до сего времени
ни у нас, ни за границей не было.
Самолт Звено является осуще
ствлением оригинальной и смелой
мысли
Будущий маршал М.Н. Тухачев
ский так оценил произошедшее со
бытие:
Это крупнейшее изобретение.
Надо сделать расчт на самолт ТБ 3
с радиусом 800 1200 километров с
тем, чтобы учесть общую эффектив
ность Звена.
И эффект проявился, но не через
год или два, а спустя десять лет в
самом начале Великой Отечествен
ной войны.
Не останавливаясь подробно на
истории создания Самолта Зве
на, расскажу лишь о двух его про
межуточных вариантах, поскольку
они связаны с поистине акробати
ческими номерами подцепкой в
полте истребителей к тяжлому
бомбардировщику ТБ 3. В первом из
них использовался уже знакомый
читателю истребитель И Зет с пушка
ми Курчевского, а во втором И 16,
подцепка которого осуществлялась не
под фюзеляж, а под крыло.
По замыслу Вахмистрова, это по
зволило бы авиаматке взлетать вме
сте с истребителями и, защитив бом
бовозы, после воздушного боя, ког
да горючее маленьких будет на
исходе, возвращаться им на борт но
сителя.
К сожалению, первые же полты
лтчика испытателя С.П. Супруна вы
явили то, что не удалось обнаружить
во время испытаний в аэродинами
ческой трубе. Между консолью не
сущей поверхности бомбардировщи
ка и крылом истребителя образовы
вался воздушный канал, приводив
ший к увеличению скорости воздуш
ного потока и появлению подсасы
вающей силы. Почти полвека спустя
мне довелось столкнуться с подоб
ным эффектом, исследуя нагрузки,
действовавшие на орбитальный ко
рабль Буран и ракету носитель
Энергия. Нагрузки на узлы креп
ления Бурана к носителю так силь
но отличались от расчтных, что в
реальных условиях неизбежно при
вели бы к разрушению многоразо
вой космической системы.
Но я немного отвлкся. Последним
построенным вариантом Самолта
Звена стал Скоростной пикирую
щий бомбардировщик или СПБ.
В 1936 году из НИИ ВВС в Подлип
ки на территорию Центрального ис
пытательного аэродрома перевели
конструкторскую группу Вахмистро
ва из трх человек, вошедшую
впоследствии в состав КБ 29. На их
плечи и легла вся тяжесть сопряже
ния бомбардировщика с истребите
лями различных типов и их испыта
ния. К тому времени конструкторы
накопили большой опыт и приступи
ли к созданию СПБ, завершившему
ся в 1938 году.
Для этого в Подлипки перегнали
ТБ 3, считавшийся в те годы самым
большим самолтом из состоявших
на вооружении Военно воздушных
сил, и три истребителя. Государ
ственные испытания, подтвердившие
высокую точность бомбометания и
большую дальность связки, завер
шились быстро, и военные заказали
40 экземпляров СПБ. Но время вне
сло свои коррективы. Начавшаяся
Вторая мировая война и заключение
договора о ненападении между СССР
и Германией оказали влияние не
только на структуру отечественных
ВВС, но и на состав их вооружений.
Повлияло это и на программу осна
щения Вооружнных сил СПБ. Ими
укомплектовали лишь одну эскад
рилью, лтчики которой совершили
только несколько боевых вылетов
на СПБ, но эффект от них оказался
значительным.
Дело в том, что в годы Второй
мировой войны 15 нефтеперегонных
заводов в Плоешти (Румыния) дава
ли Германии более трх миллионов
тонн нефтепродуктов в год, что со
ставляло свыше семи процентов от
поставлявшихся нацистам сателли
тами. Если учесть, что основными
потребителями румынской нефти
были флот и авиация, то уничтоже
ние нефтеперегонных заводов, хра
нилищ и нефтепроводов привело бы
к значительному снижению актив
ности немецко фашистских войск на
советском фронте. С самого начала
Великой Отечественной войны это
му вопросу уделялось большое вни
мание. Самолты дальней и фронто
вой авиаций периодически наноси
ли удары по нефтеносным районам
Румынии, однако транспортная ар
терия, связывающая нефтеносные
районы и нефтехранилища с портом
Констанца, продолжала действовать.
Самым уязвимым был участок неф
тепровода, проложенного по нижне
му ярусу Черноводского моста через
реку Дунай.
Мост для авиации является креп
ким орешком, особенно если он
прикрывается истребительной авиа
цией и зенитной артиллерией. Все
попытки разрушить его с помощью
самолтов ДБ 3 и Пе 2 не дали поло
жительных результатов. Вот почему
решили использовать для этой цели
Скоростной пикирующий бомбар
дировщик, принятый на вооруже
ние незадолго до войны.
Ночью 10 августа 1941 года с од
ного из крымских аэродромов в сто
рону Румынии стартовали две авиа
матки ТБ 3 18 й транспортной эс
кадрильи авиации Черноморского
флота с подвешенными истребите
лями 32 го истребительного авиа
полка. Не доходя до цели, в районе
Георгиевского гирла была дана ко
манда на отцепку И 16. Расчт был
верным: высокая скорость и малые
размеры истребителей в сочетании с
внезапностью определили успех
все восемь 250 килограммовых
авиабомб точно поразили цель. Спу
стя три дня налт повторили. В ре
зультате операции Черноводский
мост и нефтепровод бездействова
ли несколько месяцев.
Так сказало сво слово в Великой
Отечественной войне единственное
авиационное оружие, созданное в
Подлипках.
Неправильно было бы думать, что
на этом история составного самол
та закончилась. В 1943 году в оче
редной раз пересеклись биографии
М.К. Тихонравова и В.С. Вахмистро
ва. Дело в том, что ещ до войны при
участии Михаила Клавдиевича нача
лась разработка реактивного само
лта перехватчика 302. Время его
полта, как впрочем и ему подобно
го БИ В.Ф. Болховитинова и А.М.
Исаева, было ограничено несколь
кими минутами. Тут и пригодился
богатый опыт Вахмистрова по со
зданию составных самолтов. В ко
роткий срок был разработан проект
авианосца ПВО, способного бар
ражировать в воздухе свыше пяти
часов и увеличить количество пере
хватов, что значительно повышало
эффективность ракетного перехват
чика. Но судьба и на этот раз распо
рядилась по своему. Самолт 302
самостоятельно так и не поднялся в
воздух.
Что касается идеи Вахмистрова,
то по его пути вскоре после войны
пошли американцы, но неудачно.
В КБ 29 (г. Калининград) в пред
военные годы было создано новое
вспомогательное оружие истребите
лей для борьбы с массированными
налтами бомбардировщиков па
рашютно тросовая пушка.
Стремление конструкторов срав
нять скорости бомбардировщика и
истребителя, разместить на нм пу
шечное вооружение с круговым об
стрелом неминуемо повышало его
выживаемость в воздушном бою.
Прекрасно понимая это, Вахмистров
незадолго до войны предложил со
вершенно неожиданное решение
оснастить истребитель вспомога
тельным оружием парашютно
тросовой пушкой (ПТП). Боевое при
менение этой пушки предполагало
сброс на встречных курсах впереди
атакуемых бомбардировщиков сна
рядов, состоящих из трхкилограм
мовых бомб, подвешенных на 100
метровом тросе, заканчивавшемся
парашютом. После столкновения
атакуемого самолта с тросом заг
раждения парашют последнего под
тянет бомбу к самолту, и она взор
втся.
Как и при испытании Самолта
Звена, Вахмистров оставался ве
рен своим принципам и находился
на самом опасном участке входил
в состав экипажа самолта Р 6, вы
деленного для испытаний на столк
новение с тросом ПТП.
В отчте по результатам государ
ственных испытаний отмечалось, что
этот новый вид оружия может
быть эффектно использован в ПВО
РККА при отражении налтов непри
ятельских бомбардировщиков
Необходимо <> в самом сроч
ном порядке дать заказ спроектиро
вать и изготовить опытные образцы
ПТП для самолтов И 15 и И 16.
Несмотря на столь высокие оценки
ни одно изобретение Вахмистрова, за
исключением СПБ, да и то в несколь
ких операциях, не было использовано
в годы войны. Их постигла та же участь,
что и безоткатные пушки Курчевско
го, парашютно десантную технику Гро
ховского, идею механизированных со
единений Тухачевского и другие не
менее значительные изобретения, на
правленные на укрепление обороно
способности страны.
После эвакуации КБ 29 в Пермь Вах
мистров перешл на работу в конст
рукторское бюро Н.Н. Поликарпова.
Николай ЯКУБОВИЧ
Самолт Звено
Диковинка
на Монинском аэродроме
Единственное
авиационное
оружие из Подлипок
История продолжилась
и закончилась
Первый экипаж Самолта Звена: А. Анисимов, В. Вахмистров, А. Залевский и В. Чкалов.