background image
вторник
k
23, 1 марта 2011 г.
О ДУХОВНОМ И ОБЫДЕННОМ
C
M
Y
K
История этой маленькой вещицы полна
мифов и толкований. Начать хотя бы с
названия. Известно, что эту нехитрую
застжку в июле 1849 года смастерил
из проволоки американский механик
Уолтер Хант уважаемый в то время
изобретатель, но человек совершенно
непрактичный. Патентуя свои изобрете
ния, Хант не знал, как организовать
производство, и, недолго думая,
продавал патенты за бесценок. Так
было и на этот раз: изобретатель
задолжал своему приятелю 15 долла
ров и, чтобы вернуть долг, продал за
эти деньги патент на сконструирован
ную булавку. Согласно другим источни
кам, сумма сделки была несколько
выше, но также совсем незначительной.
ПРОСТЫЕ ВЕЩИ
Английская
булавка
М
естечко это мало чем примечательно,
если бы не исторический факт, что в сво
время здесь останавливался русский писатель
Лев Николаевич Толстой и писал здесь свои
бессмертные произведения.
А отдыхал он в усадьбе Спас Торбеево у сво
его друга С.С. Урусова в 1889 году. В это время
он работал над комедией Плоды просвеще
ния, статьй Об искусстве, правил Крейце
рову сонату. Толстой обожал ходить пешком и
частенько гулял прослочными дорогами и вдоль
реки до ближайших деревень.
Старинное село Спас Торбеево находится на
левом берегу речки Козелки, в 15 километрах к
югу от Сергиева Посада. В начале XVI века де
ревней владели вотчинники Торбеевы, во вто
рой половине XVII века Торбеево принадлежало
Ивану Чаплину, а в начале XVIII века князю
Ю.Ф. Шаховскому (стольнику царицы Праско
вьи Фдоровны супруги царя Ивана Алексее
вича, брата Петра I). В 1705 году князь Шахов
ской построил здесь деревянную Спасскую цер
ковь (до наших дней не сохранилась), и село
стало называться Спас Торбеево.
Со второй половины XIX века имением стал
владеть князь Сергей Семнович Урусов уч
ный, математик, написавший книги по высшей
математике, сильный шахматист. Князь, нахо
дясь в чине генерал майора, был военным кон
сультантом Льва Николаевича,
и многие батальные сцены,
например из Войны и мира,
написаны под его руковод
ством.
В 1889 году Л.Н. Толстой
отправляется в гости к другу.
Своей жене он написал: ...Мы
решили, расспросив про Спас
Торбеево, слезть в Хотькове и,
наняв за 1 руб. 50 копеек ло
шадку, доехали в девятом часу
к Сергею Семновичу по пре
красной зимней дороге.
После революции в доме Урусовых был клуб,
затем мастерские и начальная школа. В 70 е годы
прошлого века усадьба сгорела. О е местораспо
ложении напоминает лишь заросший старинный
пруд в окружении елей и берз.
Каменная церковь всемилостивого Спаса Не
рукотворного образа в Спас Торбееве была пост
роена в 1862 1866 годах. Архитектурной осо
бенностью церкви является смещение централь
ного светового барабана купола в алтарную часть,
так что внутренний объм храма находится в по
лумраке. Один придел посвящн иконе Божией
Матери Всех скорбящих Радость, второй
святой мученице Татиане (в честь небесной по
кровительницы супруги князя).
В
1874 году около железнодорожной стан
ции Пушкино была построена деревянная
церковь Боголюбской иконы Божией Матери.
П
одмосковное село Тайнинское около го
рода Мытищи известно с давних пор. В
этих местах пролегал путь русских царей из
Кремля на богомолье в Троице Сергиеву лавру.
По распоряжению Иоанна Грозного во второй
половине XVI века по Троицкой дороге были
построены деревянные путевые царские двор
цы. Один из них в Тайнинском, недалеко от
сегодняшней МКАД. В Тайнинском часто оста
навливались Иоанн Грозный, императрицы Ели
завета Петровна и Екатерина II, царь Алексей
Михайлович и Борис Годунов. В смутное время
в селе состоялась встреча Лжедмитрия I с Мари
ей Нагой.
В феврале 1749 года императрица Елизавета
Петровна повелела построить в Тайнинском
новый деревянный дворец в два этажа взамен
разрушающегося старого. Путевой дворец до
наших дней, увы, не сохранился. На его месте,
над рекой, сейчас стоит памятник царю Нико
лаю II, созданный в 1996 году скульптором
В.М. Клыковым.
Кирпичный храм в честь Благовещения Пре
святой Богородицы был построен в 1675
1677 годах по указанию царя Алексея Михайло
вича на месте деревянной церкви Николая Чу
дотворца, заложенной ещ Иоанном Грозным.
Главная достопримечательность храма его
крыльцо, не имеющее аналогов в древнерус
ском каменном зодчестве: от его центральной
площадки в обе стороны идут на верхние пло
щадки две симметричные лестницы, над кото
рыми возвышаются кирпичные шатры. Выстро
енная в стиле русского узорочья, церковь очень
нарядна: высокий двусветный четверик увенчан
горкой кокошников и пятью главами на свето
вых барабанах. При строительстве архитекторы
явно заимствовали элементы деревянного зод
чества. Стены храма изящно украшены декора
тивными деталями из тсаного кирпича. Убран
ство интерьера сильно пострадало в советское
время. В 2000 году было начато создание (по
После революции храм был закрыт, разграбле
на и осквернена фамильная усыпальница Урусо
вых. Разрушенный храм начали восстанавливать
в лихие 90 е, совершать молебны, создавать ат
мосферу покоя и благодати, что царила здесь
раньше.
Если вы захотите побывать в этом месте, то
приготовьтесь к тому, что дороги здесь ужасные,
ямы и канавы такие, что в плохую погоду можно
запросто застрять с машиной.
Добраться до Спас Торбеева можно по Ярос
лавскому шоссе, держась основной трассы на
Ярославль и повернуть на указателе Зубцово
направо, там через деревню и лес ещ 5 6
километров.
Дом под куполом синим
Церковь была холодной, и прихожане обратились
к Владыке с просьбой построить рядом тплый
храм. Так в 1875 году была возведена ещ одна
деревянная церковь. В 1922 году е перевезли в
Новую Деревню. Сей факт запечатлн на охран
ной доске на фасаде храма.
Деревянная одноглавая Сретенская церковь с
небольшой трапезной и звонницей была на новом
месте частично перестроена. За годы своего су
ществования она не закрывалась. В 30 е годы
власти пытались разобрать е на дрова, но жите
ли Новой Деревни смогли отстоять свою духов
ную пристань. Церковь эта уникальна ещ и пото
му, что в Подмосковье практически не осталось
образцов храмового деревянного зодчества. Сре
тенская церковь в Новой Деревне имеет уже, как
минимум, двух небесных покровителей и молит
венников. Один канонизированный свмч. Алек
сий, второй почитаемый многими христианами
отец Александр Мень, прослуживший в Новой
Деревне 20 лет и впоследствии ставший е насто
ятелем. В 1990 году Александр Мень был убит. У
алтаря храма под огромным крестом могила
отца Александра, на которой всегда живые цветы.
Тысячи людей знали его как писателя, богослова,
учного, и лишь немногие как духовного на
ставника, как священника церковного прихода.
Отец Александр был переведн в Сретенский храм
в 1970 году. За годы его службы приход стал
центром притяжения для многих людей не
только жителей Подмосковья, но и со всех угол
ков России. Александр Галич посвятил ему эти
строки:
Когда я вернусь, я войду в тот
единственный дом,
Где с куполом синим не властно
соперничать небо.
И ладана запах, как запах
приютского хлеба,
Ударит в меня и заплещется в сердце
мом.
Когда я вернусь...
После смерти отца Александра Меня рядом со
Сретенской церковью был заложен храм крес
тильня во имя святого благоверного князя Алек
сандра Невского, торжественно освящнный мит
рополитом Ювеналием. В прилегающих к храму
помещениях разместились крестильня с купелью,
классы воскресной школы, иконописная мастер
ская, библиотека, зал и трапезная.
описаниям прошлого века) высокого семиярус
ного иконостаса на главном алтаре храма.
Так описывает это памятное место Н.М. Карам
зин: Место уединнное и приятное! Тут запру
женная Яуза кажется большою рекою и со всех
сторон обтекает дворец Елизаветы Петровны, ко
торая, любя следы великого ея деда, построила
его вблизи развалин дворца Алексея Михайлови
ча. Он также разрушается и, как мне сказывали,
продатся на своз. Я осмотрел его: есть большие
комнаты, и видно, что некоторые были хорошо
отделаны. Жаль, что такое приятное место, окру
жнное водою и густо осеннное древами, кото
рые могли бы закрыть и самое огромное здание,
теперь остатся дикою пустынею.
Буквально в километре от храма шумят
Ярославское шоссе и МКАД, неспешно нест
свои воды река Яуза. А ты стоишь среди бе
рз, смотришь на белоснежные своды храма
и чувствуешь себя причастным к истории сво
ей страны.
Добраться до Благовещенского храма неслож
но, есть несколько путей. На электричке от Яро
славского вокзала до станции Перловская, далее
автобусом или маршруткой и немного пешком в
сторону храма; от станции метро ВДНХ на автобу
се до остановки Село Тайнинское, далее пеш
ком от МКАД по улице Центральной в сторону
храма или на машине по внешнему кругу МКАД
после пересечения с Ярославским шоссе до Мы
тищинской ярмарки, далее пешком в сторону па
мятника.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
В гости к Льву Толстому
В гости к Льву Толстому
Анастасия РОМАНОВА
Фото автора
Место, где сошлись эпохи
Место, где сошлись эпохи
В
октябре того же 1849 года английский тор
говец Чарльз Роулей сконструировал похо
жее изделие и, получив патент в Великобритании,
начал его производство. По другой версии, Роу
лей купил патент на безопасную булавку у Хан
та и заработал на е производстве приличное
состояние. Так или иначе, но, попав в Россию из
Англии, а не из Америки, у нас булавка стала
называться английской.
Однако эта застжка не может именоваться ни
английской, ни американской, поскольку подоб
ные изделия известны человечеству давно. При
вскрытии древних египетских и шумерских захо
ронений, а также во время раскопок на террито
рии современной Греции, Италии, Венгрии, Гер
мании, Скандинавских стран археологами найде
но немало таких вещей, изготовленных из различ
ных материалов. Заколки, состоящие из иглы,
дужки с крышкой иглодержателем и соединяю
щей их пружины, были в ходу с конца бронзового
века вплоть до раннего Средневековья. Называ
лись они фибулами, что в переводе с латыни
означает скоба.
Являясь застжкой для одежды, фибула также
была и украшением. Е массивный корпус
дужка часто имел вид символического живот
ного, декорировался рельефным изображением,
орнаментом или драгоценным камнем. В антич
ной Греции мужчины с помощью фибул закреп
ляли на правом плече концы своих длинных пла
щей. А гречанки, согласно моде тех лет, носили
фибулы на обоих плечах на своих туниках, а также
на нижнем белье. Римляне соединяли фибулами
края тоги, ремни и пояса.
Из века в век улучшались способы декорирова
ния и технология изготовления фибул. Но со вре
менем и одежда стала более совершенной. В на
чале средних веков появился точный покрой: ко
стюмы и платья начали шить по фигуре человека.
Необходимость скреплять чем либо свободные
края одежды исчезла сама собой. И фибула стала
громоздким, архаичным, невостребованным ак
сессуаром.
Хотя потребность в булавке, которая не колола
бы острым концом, не выпадала из складок ткани
и была при этом простой в использовании, не
исчезла. И изобретение в середине XIX века Уол
тером Хантом такой функциональной вещи было
крайне своевременным. Безопасная булавка сра
зу завоевала сердца миллионов людей. Она стала
незаменимой при неотложном ремонте изделий
из ткани, вдевании шнурков и резинок в кулиски
одежды, штор. С е помощью крепились подгуз
ники.
А с недавних пор английская булавка, подобно
древней фибуле, имеет ещ декоративную и даже
мистическую функции. Эта заколка, изготавлива
емая из драгоценных металлов, изящно украшен
ная, стала сегодня модным аксессуаром. Кроме
того, представители панк культуры часто исполь
зуют е в качестве украшения для пирсинга. А
суеверные люди утверждают, что купленная вече
ром в пятницу и незаметно прикреплнная к одеж
де на уровне сердца булавка способна защитить
человека от дурных помыслов окружающих.
Игорь ВАРЛАМОВ,
писатель
Храм в селе
Спас Торбееве.
Сретенская церковь
в Новой Деревне.
Благовещенский храм в Тайнинском.