background image
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
26, 10 марта 2011 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
C
M
Y
K
Р
одовое гнездо князей Трубецких
в Ахтырке, построенное по про
екту архитектора Кутепова, сохрани
лось только на старинных литографи
ях и картинах известных художников.
Годы революций не оставили от
дворца ни камня, только церковь, сто
ящая на высоком холме, напоминает о
том, что больше 100 лет назад здесь
ещ кипела жизнь русской интелли
генции. Из воспоминаний князя Евге
ния Трубецкого: Это была величе
ственная барская усадьба Empire, один
из архитектурных chefs doeuvres нача
ла XIX столетия. Она и сейчас славится
как одна из самых дивных подмосков
ных усадеб старинного типа.
Расцвет имения пришлся на конец
XIX столетия. Здесь на домашних кон
цертах выступал Николай Рубинштейн,
заезжал к Трубецким и Птр Чайков
ский. Название родового имения рус
ских князей вписано в историю миро
вой живописи. Здесь Виктор Васнецов
написал свою Алнушку, гостил и
работал Василий Кандинский. В 1915
1916 годах киностудия Ханжонкова
снимала здесь фильмы с участием
Веры Холодной.
Н
ачиная с 1783 года к востоку и
юго востоку от Троице Сергие
вой лавры появляются шесть иночес
ких обителей, которые все вместе со
ставляют единую художественную си
стему культовых ансамблей.
Среди них и Боголюбовская кино
вия. Небольшой комплекс кирпичных
зданий, возведнных между прудами,
сформировался в 1840 1870 х го
дах.
Слово киновия означает форму
монашеского жития. В русском по
нимании это небольшой монас
тырь, созданный при большом. Воз
никновение Боголюбовской киновии
связано с именем божьего челове
П
олузаброшенное село Годеново Ярослав
ской области могло бы остаться в истории
обычным населнным пунктом с церковью, если
бы не святыни, хранящиеся в нм, Животворя
щий Крест Господень, явившийся с неба в XV веке,
и чудотворная икона Николая Угодника.
По преданию, Животворящий Крест Господень
был чудесно явлен пастухам близлежащего села
где то в 1423 году. Увидев над непроходимым
болотом в лучах света Животворящий Крест Гос
подень и образ великого чудотворца Николая,
пастухи начали строить на расстоянии версты от
этого места церковь. Однако возведнное ими
основание церкви само переместилось на место
чудесного явления. В ту же ночь часть болота
превратилась в сухой холм, где и была в итоге
выстроена церковь, а явленный образ распятия
Христова сделался видимым для всех. История
хранит множество фактов чудесных исцелений от
святыни, сотни паломников ежедневно посещают
это благодатное место.
Сказание о Животворящем Кресте указывает,
что он явился от греческой стороны. Многие
его детали говорят о том, что этот Крест не мог
быть создан на Руси. Святыня представляет собой
резное изображение из липового дерева Спасите
ля в человеческий рост. Крестное древо, терно
вый венец на голове Распятого, препоясание ког
И
стория села Ельдигина ведт свой отсчт с
1501 года, когда оно было упомянуто в
грамоте. Интересна не только история этой мест
ности, но и этимология. Название Ельдигино (в
Реквием по Ахтырке
В пожаре 1920 года исчезли убран
ство парадных залов и уютных кабине
тов, портреты предков и тот дух арис
тократичности и творчества, что цени
ли музыканты, поэты и художники про
шлых веков. Нет теперь и образцового
парка, флигелей, беседок и гротов и
изящного спуска к реке Воре.
Церковь в честь Ахтырской иконы
Божией Матери, возведнная, как и
усадебный дом, в стиле ампир и на
ходившаяся с ним в одном архитек
турном комплексе, сохранилась до
наших дней. Смогли сберечь и памят
ник владелице, ранее стоявший на
крутом берегу, колонну, на кото
рой выбита надпись: Княгине Ната
лии Сергеевне Трубецкой сооруженъ
сыномъ ея князем Петром Иванови
чем 1859 года августа 26 дня. Имен
но ей Наталье Сергеевне и е суп
ругу князю Ивану Николаевичу
Трубецкому местность Ахтырка обя
зана своей славой. Имением владели
пять поколений Трубецких.
Чудотворная Ахтырская икона ис
чезла в 1905 году, когда находилась на
реставрации. Все известные ныне ико
ны Ахтырской Богоматери только
списки с образа. После революции цер
ковь была закрыта и разграблена и
только в 1991 году передана верую
щим. Храм восстанавливается по сей
день. И звонят колокола, играя рекви
ем по ушедшей истории, отражаются в
Воре купола храма.
Добраться до Ахтырки можно с Яро
славского вокзала до станции Хотько
во, затем на общественном транспорте
до села или на автомобиле до города
Хотькова и по указателю на Ахтырку
ещ несколько километров.
Боголюбовская киновия
ка Филиппушки, который стран
ствовал по святым местам, выкопал
близ Гефсиманского скита себе пе
щерку, постригся в монахи и был
наречн именем Филарет. К этому
старцу за советом приходило очень
много народа, что стало вызывать
недовольство братии. В итоге Фила
рет ушл, взяв с собой сыновей, и
они поселились в келье на холме. Но
народ нашл их и здесь. Одна мос
ковская купчиха пожертвовала день
ги на храм, и в 1859 году была освя
щена церковь в честь Боголюбов
ской иконы Божьей Матери, выстро
енная в псевдорусском стиле. Во
круг церкви возвели братские кельи,
и образовалась новая обитель, кото
рую нарекли Боголюбовской кино
вией. Здесь, в уединнном и тихом
месте, хоронили лаврскую братию.
В 1875 году А.К. Саврасов изобра
зил обитель на картине У ворот мо
настыря (скит киновия под Моск
вой).
В 20 е годы прошлого века мона
стырь закрыли для богослужений.
При советской власти в храме и со
седних помещениях размещались
различные организации, часть пост
роек с западными Святыми ворота
ми утрачены. До сих пор киновия не
открыта для верующих, здесь распо
лагается швейная фабрика.
оригинальном варианте Елдегино), непривычное
для нашего слуха, вятского происхождения.
Есть версия, что из за земельной распри (елды
жиить означало ввязываться в ссору или
спор) эти места и получили сво название.
В 1694 году в права наследования вступает
Борис Куракин, уделявший много времени сво
ему подмосковному имению, которое на тот
момент состояло из дома, голландского сада и
плотины с прудами. Каменный Троицкий храм,
сохранившийся и до наших дней, был возведн
князем в традициях раннего петровского ба
рокко в 1735 году взамен ветхой деревянной
церкви.
В 1877 году усадьбу покупает Евгений Арманд.
Новый хозяин фабрикант сразу приводит имение
в порядок: окрашивает кровлю храма, расписы
вает стены в духе академического направления
русской религиозной живописи. За сына Арманда
выходит замуж молодая девушка Инесса буду
щая революционерка. В 1903 году она активно
включается в политическую борьбу, позже знако
мится с Лениным и Крупской. В
1920 году, будучи на отдыхе на
Кавказе, где свирепствовала эпи
демия холеры, Инесса в 46 лет
скоропостижно умирает. Из днев
никовых записей, попавших в руки
к Ильичу после е смерти: Теперь
я ко всему равнодушна. А главное
почти со всеми скучаю. Горячее
чувство осталось только к детям и
Владимиру Ильичу... У меня боль
ше нет, за исключением В.И. и де
тей моих, каких либо личных от
ношений с людьми, а только дело
вые... Я живой труп, и это ужас
но.
В бывшем усадебном доме Армандов в Ельди
гине был открыт небольшой музей. Но, к сожале
нию, двухэтажный деревянный дом до наших дней
не сохранился, он сгорел в 2005 году. Хотя ещ
чтко прослеживаются очертания липовой аллеи
и радует гладь каскадных прудов.
Добраться до усадьбы можно от станции Прав
да или Зеленоградская автобусами до ост. Ель
дигино, на машине по Ярославскому шоссе до
указателя Зеленоградская, далее через ж/д
переезд до Ельдигино.
Анастасия РОМАНОВА
Фото автора
Прикоснуться к святыни
да то были щедро украшены золотом, серебром и
драгоценными камнями. На верхнем перекрестье
есть греческие слова ставру икон, означающие
образ Креста.
В течение многих столетий Крест хранился в
храмах Никольского погоста. В советское время
эти храмы были закрыты, а чудотворный Крест
попал в соседнюю церковь святителя Иоанна Зла
тоуста села Годенова.
Расстояние от Москвы до Годенова составля
ет 195 км. Доехать до места можно на обществен
ном транспорте по железной дороге или на авто
бусе до города Петровска (находится между Пе
реславлем Залесским и Ростовом Великим), да
лее местным автобусом на послок Приозрный
до села Годеново; на машине, если ехать из Мос
квы, в Петровске повернуть направо по указате
лю к Храму Иоанна Златоуста, далее везде по
указателям на Годеново.
Усадьба революционерки
Усадьба революционерки
Только церковь, стоящая
на высоком холме,
напоминает о том, что
больше 100 лет назад
здесь ещ кипела жизнь
русской интеллигенции.
Колонна памятник
владелице Ахтырки.
Слово киновия означает
форму монашеского жития.
Полузаброшенное село Го
деново Ярославской области
могло бы остаться в истории
обычным населнным пунктом
с церковью.
Бывший усадебный дом
Армандов в Ельдигине
сгорел в 2005 году.