background image
четверг
k
32, 24 марта 2011 г.
Выпуск 76
В конце июня 1941 года закан
чивалась экзаменационная сессия
для студента четвртого курса Ле
нинградского военно механическо
го института Дмитрия Козлова. Ос
тавался последний экзамен. Неожи
данно, в воскресенье 22 июня, рано
утром, фашистские войска перешли
нашу границу и бомбили крупные
города. Началась Великая Отече
ственная война.
С 1 июля 1941 года Дмитрий Козлов
доброволец ленинградского народ
ного ополчения. На фронт ушли доб
ровольцами в составе 2 й дивизии на
родного ополчения свыше 470 сту
дентов и преподавателей института, а
530 человек были направлены в тыл
для работы на военных заводах. Воен
но механический институт эвакуиро
вался в Пятигорск, затем в Пермь.
С сентября началась блокада Ле
нинграда. Фашисты с немецкой пунк
туальностью обстреливали и бомбили
осажднный город. Шли кровопролит
ные бои. К концу 1941 года народное
ополчение стали переформировывать
в кадровые дивизии Ленинградского
и Волховского фронтов. Козлов был
дважды ранен и дважды возвращался
в строй. Награждн орденом Красной
Звезды. В составе 71 й отдельной мор
ской стрелковой бригады защищал
Дорогу жизни на Ладожском озере.
Блокадное кольцо было прорвано 18
января 1943 года, а полностью блока
да снята 27 января 1944 года. Войска
обоих фронтов перешли в наступле
ние и отбросили фашистов от истер
занного города героя. В сентябре 1944
года, после третьего тяжлого ране
ния, в результате которого он потерял
левую руку, Дмитрий Ильич был де
мобилизован и вернулся в родной ин
ститут.
Окончив институт, в 1946 году Д.И.
Козлов направляется в СКБ НИИ 88 в
Подлипках. Руководил СКБ С.П. Коро
лв, недавно назначенный Главным
конструктором баллистических ракет
дальнего действия. Королв в 1945
году был направлен в Восточную Гер
манию для изучения немецкого раке
тостроения. Там уже работало не
сколько групп советских специалис
тов, в том числе группа по системам
управления во главе с Б.Е. Чертоком.
По предложению Королва на прави
тельственном уровне было принято
решение об объединении этих групп в
единую исследовательскую организа
цию институт Нордхаузен в од
ноимнном немецком городке в Тю
рингии. Руководителем института на
значен Л.М. Гайдуков, а его первым
заместителем и главным инженером
С.П. Королв. В составе группы спе
циалистов Дмитрий Козлов команди
руется для изучения трофейной раке
ты А 4 (Фау 2) в институт Нордхау
зен.
При возвращении из Германии ра
ботал инженером конструктором,
старшим инженером, начальником
группы, начальником сектора в отде
ле 3 СКБ НИИ 88. Сергей Павлович
высоко ценил талант конструктора,
отношение к труду и организаторские
способности Дмитрия Козлова.
В 1951 году СКБ НИИ 88 по иници
ативе Королва было преобразовано
в ОКБ 1, которому, как напишет
академик Б.Е. Черток, вскоре суж
дено было стать исторической орга
низацией, обеспечивающей Советско
му Союзу приоритет в ракетной и кос
мической технике.
Позади уже были ракеты Р 1 и Р 2,
принятые на вооружение. Начаты про
изводство и испытания первой стра
тегической ракеты Р 5, ведущим кон
структором по которой Королв на
значил Дмитрия Козлова. Ракета Р 5
имела рекордную прицельную даль
ность 1200 км. В марте 1953 года на
полигоне в Капустином Яре начались
лтные испытания Р 5. Было пущено
15 ракет. Из них только две не достиг
ли цели. Тогда это был успех. Прави
тельство приняло постановление о
разработке стратегической ракеты,
способной нести атомный заряд. На
первом этапе на базе Р 5 была разра
ботана стратегическая ракета Р 5М с
ядерным боевым зарядом. Главным
качеством была повышенная надж
ность и наличие системы авто
матического подрыва ракеты
(АПР) в случае отклонения от
заданной траектории.
Одновременно в ОКБ 1 созда
валась принципиально новая ра
кета, способная доставить ядер
ный боевой заряд в любую точ
ку Земли. Разработка произво
дилась по идее и инициативе
Сергея Павловича. Однажды он
раскрыл журналистам свою
главную мечту: Я пришл в ра
кетную технику с надеждой на
полт в космос, на запуск спут
ника. Имея такую ракету, мож
но запустить спутник Земли,
послать человека в космос, ав
томатические аппараты на Луну,
Марс и Венеру. По предложе
нию Королва 20 мая 1954 года
принято Постановление Совета
Министров и ЦК о разработке
межконтинентальной ракеты Р
7. Ведущим конструктором по
Р 7 Сергей Павлович вновь на
значил Дмитрия Козлова.
С января по июль 1955 года
были проведены лтные испы
тания большой партии ракет Р
5М с точным макетом ядерной
боеголовки. Испытания призна
ны успешными. При этом была
подтверждена работоспособ
ность системы АПР.
Зачтные испытания проводи
лись на пяти ракетах. Четыре ра
кеты с макетами атомных боего
ловок точно поразили цель. Тог
да было принято решение пятую ракету
пустить со штатным ядерным зарядом.
Испытание также прошло успешно в
заданном районе был произведн атом
ный взрыв. Дмитрий Козлов в числе 20
сотрудников НИИ 88 был награждн
орденом Ленина.
14 августа 1956 года вышел приказ
министра о выделении ОКБ 1 в само
стоятельную организацию. В новое
предприятие вошл и завод 88, а
Сергей Павлович стал Главным конст
руктором и начальником предприятия.
Завод 88 получил название Завод
экспериментального машиностроения
(ЗЭМ). ЗЭМ был приспособлен к про
изводству ствольной артиллерии. Не
было большого сборочного цеха, круп
ных агрегатных цехов и соответствую
щего штамповочного, сварочного и
обрабатывающего оборудования.
Ракета Р 7 состояла из пяти блоков:
центрального с максимальным диамет
ром 2950 мм и четырх боковых с габа
ритным диаметром 2950 мм. Боковые
блоки (боковушки) как бы тащили
весь пакет, опираясь на талию цент
рального блока. Боковые блоки после
израсходования топлива отделялись от
центрального блока и свободно падали
на землю. Центральный блок, выпол
нив совместно с боковушками фун
кцию первой ступени, теперь стано
вился второй ступенью ракеты. У со
бранного изделия длина составляла 33
метра, а поперечный габаритный
размер 10,5 метра. В качестве топ
лива использовался керосин, а окис
лителя жидкий кислород. Такой со
Былое и космическая семрка
Сегодня хочу рассказать о талантливом главном конструкторе,
ветеране Великой Отечественной войны, крупном учном, соратнике и
друге С.П. Королва, организаторе производства ракет носителей и
создателе уникальных аппаратов для разведки из космоса, дважды
Герое Социалистического Труда, академике Д.И. Козлове. К сожале
нию, наша печать редко писала о нм: в советское время из за
режима секретности, а с 90 х годов по исключительной скромности
Человека с большой буквы. Да и как могло быть иначе, если Дмитрий
Козлов стоял у истоков создания космической разведки. НАСА (США)
предпочитало в конце ХХ века покупать снимки, полученные с помо
щью спутников, созданных талантом Козлова и его коллектива, а не
пользоваться своими, как оказалось, не пригодными для корректи
ровки географических карт.
Д.И. Козлов.
В Самаре, где с 1958 года на заводе Прогресс началось
производство ракет Р 7, 12 апреля 2007 года установлен
монумент Ракета носитель Союз. Это четвртый по
счту памятник ракете Р 7. До этого уже были воздвигну
ты монументы на космодроме Байконур, в городе
Королве и в Москве на ВДНХ.
став был наименее вреден для флоры и
фауны Земли.
На ЗЭМе срочно производилась пе
рестройка цехов и монтаж необходи
мого оборудования. Делалось так мно
го, что трудно представить и тем более
вс перечислить. Одновременно стро
ился стартовый комплекс в Казахстане
космодром Байконур. Работы и забот у
ведущего конструктора Козлова неиз
меримо прибавилось. Он прилагал все
усилия к выполнению указаний Коро
лва, а иногда предлагал Главному кон
структору свои решения.
Первая лтная ракета Р 7 прибыла в
Казахстан 3 марта 1957 года. Ракета,
разобранная на блоки, доставлялась
по железной дороге до полустанка
Тюратам. А затем собиралась и прохо
дила испытания в монтажно испыта
тельном корпусе (МИК), недалеко от
которого находилась стартовая пло
щадка 1 будущего космодрома Бай
конур. Пуск на расчтную дальность
6314 километров состоялся 15 мая 1957
года. Но ракета пролетела менее 100
секунд, и в одном из блоков начался
пожар. Ракета стала отклоняться от
курса и автоматически была сформи
рована команда на выключение двига
телей. При анализе телеметрии выяв
лено нарушение герметичности магис
трали подачи топлива в двигатели раз
работки В.П. Глушко.
Стали готовить вторую ракету. Ме
нее чем через месяц ракета была го
това к старту. Но пуск был отменн
автоматикой после команды зажи
гание.Через два часа повторили
пуск, но и он был также автоматичес
ки отменн после команды зажига
ние. Через четыре часа провели тре
тий пуск, но до второй ступени не
дошло произошло аварийное вык
лючение ракетных двигателей. При
чиной явилась неправильная установ
ка клапана продувки двигателя цент
рального блока.
7 июля 1957 года состоялся пуск
третьей ракеты. Оказалось, что на 38 й
секунде полта полезла команда по
вращению ракеты. Ракета закрутилась,
и боковые блоки отвалились. Была об
наружена проектная ошибка разработ
чиков системы управления. Задел го
товых ракет был доработан.
Четвртая Р 7 долетела до Камчат
ки! Это случилось 21 августа. Теле
графное агентство Советского Союза
(ТАСС) сообщило о создании в СССР
межконтинентальной баллистической
ракеты и успешном е испытании.
Вклад конструктора Дмитрия Коз
лова в создание уникальной семр
ки трудно переоценить. Он следил за
изготовлением и доработками на
ЗЭМе, поставкой приборов и агрега
тов многочисленными смежниками с
учтом замечаний по лтным испыта
ниям. Главной характеристикой раке
ты Козлов считал эксплуатационную
наджность, которая определялась и
конструкцией ракеты, и безотказнос
тью маршевых и рулевых двигателей,
наджностью приборов системы уп
равления и качеством подготовки к
старту. Часто было сложнее, чем на
фронте! Перед требовательным Глав
ным конструктором Козлов отвечал за
вс, связанное с ракетой. Но это не
мешало ему быть внешне спокойным
и внимательным при обсуждении воп
росов по замечаниям и совершенство
ванию семрки.
Лтно конструкторские ис
пытания (ЛКИ) Р 7 продолжа
лись. 7 сентября пустили без
замечаний пятую ракету. Пере
лт относительно точки прице
ливания составил всего три ки
лометра, а отклонение вправо
один километр.
В ОКБ 1 создали и запусти
ли 4 октября 1957 года первый
искусственный спутник Земли.
3 ноября 1957 года запущен вто
рой спутник Земли с собакой
Лайкой. Ракетой носителем в
обоих случаях была Р 7.
После успешных запусков
первого и второго спутников
многие специалисты ОКБ 1 и
смежных предприятий получи
ли высокие правительственные
награды. Дмитрию Козлову
была присуждена Ленинская
премия.
Не могу не вспомнить первую
встречу с ведущим конструкто
ром Козловым. Мне, молодому
специалисту, поручили разрабо
тать приспособление для конт
роля датчиков после их установ
ки на изделие. Приспособление
имитировало отделение боково
го блока и регистрировало сиг
налы с датчика. С помощью тех
нологов сборочного цеха я раз
работал приспособление и вы
пустил чертежи. Для изготовле
ния приспособления необходи
мо было оформить бланк заказ,
согласованный с ведущим конструкто
ром. Дмитрий Ильич попросил расска
зать, как работать с приспособлением.
Меня поразили внимание и интерес зас
луженного и очень занятого конструк
тора к моей разработке. Он подписал
чертж общего вида, бланк заказ, в ко
тором установил заводу жсткий срок
изготовления 10 дней! Приспособ
ление было изготовлено даже раньше
и после проверки стало использовать
ся при сборке изделия. Последующие
встречи уже с главным конструктором
Д.И. Козловым у меня случались в Куй
бышеве.
Третий спутник, наша научная лабо
ратория в космосе, разработанный в
ОКБ 1 совместно с Академией наук, был
отправлен в апреле 1958 года за бу
гор. Ракета Р 7 в процессе полта по
терпела аварию. За месяц был собран
дублр третьего спутника, этой науч
ной лаборатории массой 1327 кг. 15
мая 1958 года спутник был выведен на
заданную орбиту. Это был первый авто
матический аппарат в космосе.
Принципиально новая ракета потре
бовала такой длительной отработки,
чтобы впоследствии и до сегодняшних
дней считаться самой наджной раке
той в мире. Это огромная заслуга на
ших специалистов пятидесятых годов!
А испытания Р 7 продолжались. Из
десяти ракет со старта ушли семь. И
только две ракеты достигли цели. Все
причины отказов были выяснены. Для
их устранения проводились доработ
ки приборов, двигателей, рулевых ма
шин, арматуры. Предстояли совмест
ные испытания Министерства оборо
ны и Министерства оборонной про
мышленности. Результаты таких ис
пытаний должны были решить судьбу
Р 7.
К этому времени производство се
мрки было передано авиационному
заводу 1, выпускавшему после вой
ны реактивные истребители МиГ 9,
Миг 15 и бомбардировщики Ил 28. В
1941 году завод был эвакуирован из
Москвы в Куйбышев (ныне Самара) и
за короткое время освоил выпуск чрез
вычайно нужных фронту штурмовиков
Ил 2. За годы войны завод выпустил
более двенадцати тысяч Ил 2, признан
ных лучшими штурмовиками Второй
мировой войны.
Завод получил название Прогресс.
Для производства Р 7 была проведена
реконструкция завода. Конструктор
ское сопровождение семрки было
поручено созданному филиалу 3
ОКБ 1. Начальником филиала и замес
тителем Главного конструктора назна
чен Д.И. Козлов. Здесь раскрылись
незаурядные организаторские и твор
ческие черты соратника и друга Коро
лва. Структура филиала была значи
тельно уменьшенной копией ОКБ 1. Это
позволило сотрудникам филиала уп
ростить налаживание производствен
ных связей и использование опыта,
накопленного в ОКБ 1. Например, в
нашем конструкторском отделе стажи
ровалась группа специалистов подоб
ного отдела филиала. В дальнейшем
связи укрепились до дружеских. Это
способствовало оперативному реше
нию всех возникающих вопросов. Твор
ческая и деловая атмосфера всегда
поддерживалась Дмитрием Ильичом.
Освоение производства семрки про
шло со скоростью самолта.
Для совместных испытаний было
изготовлено шестнадцать ракет во
семь на Прогрессе и восемь на ЗЭМе.
Испытания были признаны успешны
ми. 20 января 1960 года специальным
постановлением Совета Министров
СССР ракета Р 7 принята на вооруже
ние. Были созданы Ракетные войска
стратегического назначения в составе
Вооружнных сил СССР.
Ракета Р 7 претерпела 12 модерни
заций и модификаций по документа
ции, разработанной под руководством
Дмитрия Козлова. Е именуют в зави
симости от назначения Спутником,
Востоком, Молнией, Союзом.
При необходимости из двухступенча
той Р 7 превращалась в трх или че
тырхступенчатую. Космический ко
рабль Восток Юрия Гагарина вывела
на орбиту трхступенчатая ракета но
ситель Восток. Как известно, это ве
личайшее событие произошло 12 ап
реля 1961 года. Дмитрию Козлову было
присвоено звание Героя Социалисти
ческого Труда. В 1979 году, будучи на
чальником и Главным конструктором
Центрального специализированного
конструкторского бюро (ЦСКБ), за со
здание космических аппаратов для кон
троля за соблюдением международ
ных соглашений об ограничении стра
тегических вооружений и другие раз
работки Д.И. Козлов награждн второй
Золотой Звездой Героя Социалисти
ческого Труда.
И летает семрка до сих пор, да
ещ как летает! Ракеты носители на
базе Р 7 на 1 января 2011 года вывели
130 пилотируемых кораблей, 110 кос
мических грузовиков, большое коли
чество аппаратов различного назначе
ния.
Ракета носитель, первой и второй
ступенью которой является семрка,
самая наджная в мире и использу
ется в сугубо мирных целях. Произве
дено уже более 1740 пусков, и лишь
считанные единицы носителей старто
вали неудачно. Космическая станция
Мир наджно эксплуатировалась
более 15 лет благодаря семрке. Сей
час единственной лошадкой для до
ставки экипажей и грузов на Междуна
родную космическую станцию являет
ся ракета носитель на базе Р 7. Это
заветная мечта Сергея Королва и
Дмитрия Козлова. Спасибо, великие
конструкторы!
Рудольф ТЮКАВИН,
ветеран РКК Энергия
им. С.П. Королва,
кандидат технических наук