background image
вторник
k
37, 5 апреля 2011 г.
К 50 ЛЕТИЮ ПОЛТА ЮРИЯ ГАГАРИНА
И
не только для этого была нужна система
космовидения. Она служила визуальным
мостом, соединяющим космонавта с Землй, и
наряду с радиопереговорной системой Заря и
телеметрической системой Трал давала пол
ную картину состояния самочувствия космонав
та и всего происходящего на борту космического
корабля. Кроме того, она предоставляла доку
ментальное подтверждение самочувствия кос
монавта в полте.
Хочу напомнить, что в начале 60 х годов XX
века вещательное телевидение в нашей стране
делало свои первые шаги и по сравнению с сегод
няшним днм находилось на достаточно низком
уровне. Тем более это относилось и к космическо
му телевидению, как к чему то экзотическому.
Никто не знал, как сделать малогабаритную теле
визионную вещательную систему на существую
щей в то время крупногабаритной элементной
базе и обеспечить выполнение жстких требова
ний по эксплуатационным, массогабаритным и
энергетическим характеристикам; каким образом
обеспечить е нормальное функционирование в
условиях сильных вибраций на участке выведе
ния и наджную защиту от возможного влияния
на качество изображения других бортовых сис
тем; как разместить бортовые камеры и обеспе
чить равномерность освещения в ограниченном
пространстве кабины космонавта, заполненной
большим количеством других бортовых систем.
Эти и другие требования ставили перед разработ
чиками очень сложные задачи. К счастью, указан
ные трудности были преодолены и найдены необ
ходимые технические решения.
Теперь предстояло в реальных условиях пол
та кораблей спутников (КС) Восток проверить
их правильность. Для этого необходимо было,
прежде всего, испытать аппаратуру в наземных
условиях в составе всего ракетно космического
комплекса, как на технической, так и на старто
вой позиции. Следует отметить, что при испыта
ниях и отработке первых образцов бортовой те
левизионной аппаратуры возникала масса раз
личных проблем и неисправностей, которые и
предстояло преодолеть совместными усилиями
военных испытателей и разработчиков системы.
Система космовидения Трал Т Селигер
являлась нестандартной телевизионной систе
мой и предназначалась для служебных целей.
Изначально в силу ряда причин, обусловленных
прежде всего малой пропускной способностью
используемого телеметрического радиоканала
связи, имела ограниченные возможности. В е
состав, по существу, входили две самостоятель
ные системы Селигер, состоящая из двух
бортовых телевизионных камер с системой ос
вещения кабины космонавта, и система форми
рования и передачи телевизионного сигнала по
радиотелеметрическому каналу Трал Т.
Аппаратура Селигер была спроектирована
на передающей трубке типа видикон и в отличие
Глазами космовидения
Для космических кораблей серии Восток в 1959 году советскими инженерами была создана первая в СССР система
космовидения Трал Т Селигер. На не возлагались большие надежды как со стороны космической медицины, так и
Главного конструктора С.П. Королва. Эти надежды были обусловлены естественным желанием впервые визуально
созерцать поведение животных и человека под воздействием факторов космического пространства. Влияние этих
факторов в полной мере ещ никто и никогда не ощущал. Важно было знать, как поведут себя во время старта мощной
ракеты, на е активном участке и в орбитальном полте корабля живые существа собаки и другие биологические
объекты предшественники первого полта человека в космос. Ещ важнее было воочию, в реальном масштабе
времени увидеть выражение лица и глаз человека, рискнувшего первым покорить космос. Одних телеметрических
датчиков, которыми были обклеены голова и тело первого космонавта, было недостаточно, чтобы описать полную
картину его реального психоэмоционального состояния.
от стандартного вещательного телевидения (625
строк, частота кадров 25 Гц) имела 100 строк
разложения при частоте кадровой развртки 10 Гц.
Она могла обеспечить контрастную чувствитель
ность не более 5 градаций яркости. Бортовая и
наземная регистрирующая аппаратура Селигер
была разработана в Ленинграде во Всесоюзном
научно исследовательском институте телеви
дения под руководством главного конструкто
ра И.А. Росселевича и ведущего конструктора
П.Ф. Брацлавца. Это они являются создателя
ми фототелевизионной аппаратуры Енисей
для автоматической станции Луна 3, с помо
щью которой в октябре 1959 года впервые в
мире была сфотографирована обратная сторона
Луны и е снимки переданы по радиолинии на
Землю. За эту работу они получили Ленинскую
премию. Одним из основных ограничивающих
требований, предъявленных к аппаратуре Се
лигер, была необходимость е интеграции с
существующей тогда телеметрической системой
Трал, изначально не предназначенной для пе
редачи телевизионного изображения.
Система Трал Т была разработана ОКБ МЭИ
под руководством главного конструктора А.Ф.
Богомолова и ведущего конструктора К.А. Побе
доносцева. Организационное и научно техничес
кое обеспечение создания этих систем от голов
ного предприятия ОКБ 1 (разработчика косми
ческого корабля Восток) осу
ществляли начальник отдела ра
диотехнических и фототелевизи
онных систем Б.В. Никитин и ве
дущий инженер К.А. Непомнящий.
Военно научное сопровождение (в
составе всего командно измери
тельного комплекса) в то время
осуществлялось группой военных
специалистов НИИ 4 Министер
ства обороны : Ф.Р. Ханцеверо
вым, В.П. Линдеманом, В.Е. Ка
лашником, В.И. Казаковым, Н.П.
Ивановым и другими. Все они при
нимали участие в подготовке к пус
ку первых кораблей спутников
Восток.
С мая 1960 года на полигоне
начались испытания и отработка
беспилотных модификаций этих
кораблей и целенаправленная под
готовка к первому пилотируемо
му полту. Здесь впервые я по
знакомился с создателями этой
аппаратуры и ответственными
представителями главных конст
рукторов: П.Ф. Брацлавцем, К.А.
Победоносцевым, В.Г. Кричевс
ким, Г.П. Хабаровым, К.В. Бело
стоцкой и другими. Вместе с ними
пришлось участвовать в составе
бортового расчта отделения ра
дио и фототелевизионных сис
тем в е испытаниях на техничес
кой позиции, а также в предстар
товой подготовке и запуске Вос
тока.
До полта Ю.А. Гагарина было
осуществлено семь испытатель
ных беспилотных пусков кораблей: 15 мая, 28
июля, 19 августа, 1 и 22 декабря 1960 года, 9 и 25
марта 1961 года. В кабине этих кораблей находи
лись собаки и другие биологические объекты, а
на двух последних и антропометрические ма
некены. Вся живность помещалась в специаль
ной катапультируемой герметичной кабине с ав
томатическими кормушками, системой регене
рации воздуха, вентиляторами. На всех этих ко
раблях для наблюдения за животными исполь
зовалась система космовидения Трал Т Се
лигер с двумя телекамерами, снимавшими со
бак анфас и в профиль.
Первый пуск корабля спутника (КС) 1 КП
состоялся 15 мая 1960 года. Он был выведен на
орбиту, но из за отказа системы ориентации
Чайка при спуске вместо импульса торможе
ния корабль получил ускорение и был выведен
на более высокую орбиту.
28 июля 1960 года состоялся второй пуск,
который оказался аварийным. Ракета вместе с
кораблм упала и взорвалась недалеко от стар
та.
Первые практические результаты применения
телевизионной системы были получены
19 авгу
ста 1960 года, когда был осуществлн третий по
счту запуск КС 1К. На его борту в катапульти
руемом контейнере находились собаки Белка и
Стрелка. Наблюдение за животными осуществ
лялось также с помощью двух телекамер. На
земле изображение регистрировалось на кино
плнку. Впервые по каналу космовидения на на
земных примных пунктах
можно было визуально на
блюдать за их состоянием и
поведением в полте. Благо
даря космовидению, а также
расшифровке медицинских
параметров, выяснилось, что
на 4, 5 и 6 м витках Белка
вела себя крайне неспокой
но, билась, лаяла, пыталась
освободиться от привязных
ремней. У не также была за
фиксирована рвота. Это обстоятельство сыгра
ло немаловажную роль в выборе продолжитель
ности полта Гагарина: только один виток вокруг
Земли. Несмотря, в общем то, на положитель
ные результаты полта животных, у специалис
тов были серьзные основания опасаться того,
что человек, побывавший в космосе, не прожи
вт и нескольких часов.
Продолжительность полта корабля 1К 3
составила 27 часов. Спускаемый аппарат с жи
вотными, полностью выполнив программу пол
та, успешно приземлился 20 августа 1960 года в
треугольнике Орск Кустанай Амангельды в
10 км от расчтной точки. Это было первое ус
пешное возвращение на Землю спускаемого ап
парата с животными на борту и первая проверка
в условиях реального космического полта ра
боты всего комплекса средств, в том числе бор
товой и наземной радиотелевизионной аппара
туры системы Трал Т Селигер. Эту дату мож
но с полным правом назвать началом освоения
новой области применения электронного теле
видения
космовидения. Телевизионная сис
тема позволила врачам и физиологам непосред
ственно в полте наблюдать поведение живот
ных как на активном участке, так и в орбиталь
ном полте в условиях невесомости.
Четвртый пуск корабля спутника с собачками
Пчлкой и Мушкой состоялся
1 декабря 1960
года. Корабль был успешно выведен на орбиту.
Его полт продолжался 24 часа. Но при спуске с
орбиты по нерасчтной траектории (корабль мог
приземлиться на территории иностранного госу
дарства) в соответствии с заложенной логикой
работы спускаемый аппарат был ликвидирован
системой аварийного подрыва. Собачки погиб
ли.
При подготовке к пуску пятого корабля спут
ника 1К 5 с собаками на борту припоминает
ся один непредвиденный случай. 20 и 21 декабря
1960 года шла стартовая подготовка этого ко
рабля. Так случилось, что при проведении стар
товых операций не произошло включение бор
товой телекамеры системы Селигер. Об этом
немедленно было доложено С.П. Королву, ко
торый в это время находился на старте. Он выз
вал на связь ответственного представителя
ведущего конструктора этой системы П.Ф. Брац
лавца и приказал вместе с военным контролром
прибыть на стартовую позицию и разобраться с
неисправностью. Военным контролром от ис
пытателей 1 го управления в эту смену был я.
В ожидании результатов работ на старте мы
находились в здании МИКа на 2 й площадке.
Птр Фдорович срочно вызвал закреплнную
за ним машину. Захватив с собой на всякий
случай ампервольтметр АВО 5М (более компак
тного под рукой не оказалось), выехали на стар
товую позицию.
Прибыв туда, увидели суровое выражение лица
Королва. Он потребовал объяснений возмож
ной причины неисправности аппаратуры и при
нятия конкретных и срочных мер по е устране
нию. Наше предложение
было: подняться в кабину ко
рабля и произвести необхо
димые замеры напряжений
на блоке питания телекаме
ры. Сергей Павлович одоб
рил это, и нам с Петром Ф
доровичем было дано разре
шение подняться на обслу
живаемую площадку кабины
корабля и доложить о резуль
татах замера.
Конец декабря, мороз под 35 40 градусов
при сильном ветре. Брацлавец был одет в мехо
вую удлиннную куртку, я в ватную куртку, брю
ки и валяные сапоги. Нам предстояло подняться
на самую верхнюю десятиэтажную точку раке
ты носителя по трапам, расположенным в раз
ных местах ферм обслуживания. Гагаринского
лифта в то время ещ не было. Был всего лишь
грузовой и то маломощный лифт. Брацлавец
поднимался впереди, я за ним, держа в руках
достаточно тяжлый прибор. Ветер свистел с
неимоверной силой. С превеликим трудом мы
поднялись на площадку обслужи
вания корабля. Объяснили опера
тору кабины (только он имел пра
во доступа в корабль и работы с
приборами), где и как необходи
мо было провести замер напря
жения. Он передал: Напряжения
на приборе нет. Причину этого
выяснять было поздно.
Доложили Сергею Павловичу по
шлемофонной связи. Он прика
зал отключить видеокамеру и заг
лушить разъмы, что и было сде
лано. Причина принятия такого ре
шения была объяснима. Любой
бортовой прибор, в случае его не
исправности или выхода из строя,
представлял потенциальную опас
ность. Могло произойти короткое
замыкание и непоправимые по
следствия. Птр Фдорович Брац
лавец, как разработчик аппарату
ры, получил выговор от имени Го
сударственной комиссии, а я, к
счастью, отделался лгким испу
гом.
На следующий день,
22 декаб
ря 1960 года, корабль спутник
1К 5 успешно стартовал. Но
из за отказа третьей ступени (бло
ка Е) ракеты носителя спутник
не вышел на орбиту. Однако спус
каемый аппарат с собаками отде
лился и на парашюте совершил
посадку в Сибири, западнее Туры,
у нижней Тунгуски. За рубежом
по поводу гибели собачек защит
никами животных была поднята
оголтелая шумиха. Это, по воспо
минаниям очевидцев, очень обеспокоило С.П.
Королва. По его указанию группой спасения
ОКБ 1, во главе которой стоял его соратник Ар
вид Владимирович Палло, были предприняты
срочные меры по поиску аппарата. В труднейших
условиях суровой зимы операция по поиску и
доставке спускаемого аппарата в кратчайшие
сроки была успешно завершена. К счастью, со
баки остались живы. Спускаемый аппарат был
доставлен в ОКБ 1.
9 и 25 марта 1961 года были успешно осуще
ствлены по штатной программе два зачтных
пуска КК Восток 3КА 1 и 2 с антропомет
рическими манекенами и собаками Чернушкой и
Звздочкой. Оба корабля полностью выполнили
программу полта. Произведено успешное ката
пультирование и приземление на парашюте крес
ла пилота с манекеном и самого спускаемого
аппарата с собачками.
На основании анализа результатов лтных
испытаний ракеты носителя и кораблей спутни
ков Восток в процессе этих семи пусков руко
водством страны 3 апреля 1961 года было при
нято решение о полте человека в космос.
Борис МОЛЧАНОВ
Продолжение в следующем номере.
Телевизионный снимок антропометрического манекена в космическом корабле
Восток 3КА 2, полученный с помощью системы Трал Т Селигер во время
стартовых испытаний корабля 25 марта 1961 года. Это был последний перед запуском
Ю.А. Гагарина успешный беспилотный испытательный полт корабля Восток по
штатной программе. На борту вместе с манекеном находилась собака Звздочка.
С апреля 1960 года я был назначен от 1 го
управления службы НИОИР космодрома Байконур
ответственным за испытания и подготовку к
предстоящим пускам бортовой телевизионной
аппаратуры Трал Т Селигер для кораблей
спутников Восток.
До полта Ю.А. Гагари
на было осуществлено
семь испытательных
беспилотных пусков ко
раблей: 15 мая, 28 июля,
19 августа, 1 и 22 декаб
ря 1960 года, 9 и 25 мар
та 1961 года.