background image
вторник
k
37, 5 апреля 2011 г.
МОРСКОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ФЛОТ
С
тех пор прошло более 30 лет, и
мне давно не снятся белые ко
рабли, синее море и портовые города.
Но и сегодня я с волнением вспоминаю
те далкие двадцать месяцев моей ра
боты на кораблях морского космиче
ского флота...
Вся эта кажущаяся романтика мор
ских походов на самом деле была со
пряжена с колоссальными физически
ми и психологическими нагрузками,
которые несли на себе члены опера
тивных групп управления и весь эки
паж. Они определялись многими фак
торами, присущими длительному пла
ванию, и особенностями, связанными
с работой на кораблях, которые пред
назначены для выполнения работ по
сопровождению космических полтов.
Корабли морского космического
флота не могут свободно выбирать свой
курс и должны находиться в тех точках
океана, которые определены баллис
тическими расчтами полта космичес
ких объектов, и там выполнять свою
работу несмотря на погодные условия,
время года и волнение моря.
На судах морского космического
флота в относительно небольшом про
странстве сосредоточены постоянно
работающие мощные судовые маши
ны, электростанции, высокочастотная
радиоэлектронная аппаратура, антен
но фидерные устройства и другое обо
рудование. Во время сеансов связи го
рят транспаранты: Радиация, выход
на палубу запрещн. Вс это, несмот
ря на специальные защитные меры от
радиоизлучений, влияет на здоровье
персонала.
Порой приходило ощущение одино
чества и грусти, почему то особенно
вечерами, когда мы покидали порт, ос
тавляя огни стоящих на рейде судов, и
уходили в океан, а горизонт горел нео
писуемыми красками заката и посте
пенно угасал. А когда, всего за 9 10
суток, мы пересекали Атлантический
океан от одного континента до другого,
приходило осознание того, что не так уж
Мы в такие ходили дали
Посвящается сотрудникам
РКК Энергия, труд которых
на кораблях отечественного
морского космического флота
явился значительным
вкладом в реализацию
программ освоения космиче
ского пространства.
и велика наша планета Земля. И так ли,
как надо, все мы на ней живм?
Основные районы работы находи
лись у восточных берегов Канады, не
подалку от печально известного ко
варного острова Сейбл. Здесь, сменяя
друг друга, работали корабли морско
го космического флота Космонавт
Владимир Комаров, Академик Сер
гей Королв, Космонавт Юрий Гага
рин. Эти научно исследовательские
суда (НИС) сокращнно называли
КВК, АСК и КЮГ. В этом районе
на стыке двух океанских течений
тплого Гольфстрима и холодного Лаб
радорского с весны до осени обыч
но висит такой плотный туман, что впе
реди на 2 3 метра ничего не видно.
Зимой бушует океан и почти не утиха
ют штормы. Иногда они бывают такой
силы, что гибнут корабли. В 11 м экс
педиционном рейсе на НИС АСК в
районе острова Сейбл в ноябре на нас
обрушился один из них. Двенадцати
балльный шторм трепал нас долгие 10
суток, и тогда казалось, что нам никог
да не выбраться в спокойные районы.
Но вс это, как говорится, мои эмо
ции. Я же хочу напомнить о славной
истории кораблей космического фло
та, который обеспечивал выполнение
программ полтов кораблей, орбиталь
ных станций, межпланетных автомати
ческих аппаратов, разгонных ракетных
блоков, а также принимал активное
участие в испытаниях и отработке меж
континентальных баллистических ра
кет.
Началом истории космического фло
та, может быть, следует считать не 1963
год, когда юридически было зафикси
ровано создание Морского космиче
ского флота, а 1959 й, когда для ис
пытаний королвской ракеты Р 7 на
полную дальность 14 000 км необходи
мо было в районе падения головных
частей (центральная часть Тихого оке
ана) разместить плавучие измеритель
ные пункты. Для этих целей были ис
пользованы четыре океанографичес
ких судна: Сибирь, Сахалин, Су
чан и Чукотка, переданные в ведом
ство ВМФ и дооборудованные аппара
турой прима телеметрической инфор
мации.
После запуска первого искусствен
ного спутника Земли в октябре 1957
года в ОКБ 1 (ныне РКК Энергия)
начались работы по программе полта
человека в космос. Одновременно со
здавались межпланетные автоматиче
ские станции для полтов к Марсу и
Венере.
Космические корабли и орбиталь
ные станции совершают 16 оборотов в
сутки вокруг Земли, 6 из которых были
невидимы с наземных измерительных
пунктов, расположенных на террито
рии тогдашнего Советского Союза. На
этих, так называемых глухих витках
(каждые девять часов в сутки), связь с
кораблм и станцией, слежение за ра
ботой их систем и состоянием экипажа
с наземных пунктов отсутствовали.
Обеспечение непрерывной связи с ап
паратами для исследования дальнего
космоса было также затруднено.
С.П. Королв высказал идею о необ
ходимости создания морских из
мерительных комплексов, расположен
ных в акватории Тихого, Атлантическо
го и Индийского океанов и предназна
ченных для работы на этих глухих
витках. Совместно с наземными из
мерительными комплексами такие ко
рабли могли бы обеспечивать непре
рывную связь с экипажем и слежение
за работой бортовых систем.
В апреле мае 1960 года были реше
ны вопросы аренды судов Министер
ства морского флота теплоходов
Краснодар и Ворошилов в Одессе
и Долинск в Ленинграде. Каждое из
судов было оснащено двумя радио
метрическими станциями Трал. До
этого времени станции Трал испол
нялись только в автомобильном вари
анте, поэтому, в связи с краткостью
сроков подготовки к работам, автомо
бильные кузова с аппаратурой снима
лись с шасси, спускались в трюмы и
там крепились по морскому. В авгус
те 1960 года корабли вышли в свой
первый рейс.
12 февраля 1961 года эти корабли
выполнили работы по приму телемет
рии при запуске межпланетной стан
ции Венера 1, 9 марта 1961 года
по приму и обработке телеметрии чет
вртого беспилотного корабля 3КА, 25
марта по пятому беспилотному ко
раблю 3КА, завершившему беспилот
ные лтно космические испытания ко
рабля серии Восток перед полтом
первого человека в космос. Корабли
Краснодар, Ворошилов и До
линск были направлены в акваторию
Гвинейского залива в Атлантике, где
они должны были отследить работу
бортовых систем пилотируемого ко
рабля Восток на участке спуска.
До 12 апреля 1961 года проходили
ежедневные тренировки, при этом ан
тенны телеметрической системы
Трал в целях обеспечения секретно
сти оставались в разобранном виде и
зачехлнными брезентом. Согласно
легенде, суда являлись судами Мини
стерства морского флота, снабжавши
ми в океане советские рыболовные
корабли тарой. Антенны были приве
дены в боевую готовность за 2 часа до
начала штатной работы. В акватории
Тихого океана в это время находились
корабли Сибирь, Сахалин, Сучан
и Чукотка. Все заданные работы по
сопровождению полта первого чело
века в космос плавучие измеритель
ные комплексы выполнили без заме
чаний.
В 1963 году состав Тихоокеанского
флота пополнился кораблями изме
рительного комплекса Чатма и Чу
микан.
В связи с успешными запусками пер
вой автоматической межпланетной
станции к Венере и пилотируемых кос
мических кораблей реально назрел
вопрос об оборудовании плавучих из
мерительных комплексов командно
измерительной аппаратурой, которая
обеспечивала бы функции слежения и
управления полтом, а также связь с
Центром управления полтами (ЦУП),
который тогда находился недалеко от
Евпатории.
Д
ля движения судна использова
лась дизельная электроустанов
ка мощностью 9000 л. с. Энергопотреб
ление обеспечивала электростанция
мощностью 900 кВт, для экспедицион
ного оборудования имелась отдельная
электростанция мощностью 2400 кВт. Во
доизмещение судна 17 850 тонн, дли
на 167 м, ширина 23,3 м, осадка
8,8 м, высота борта 14,8 м. Скорость
до 15,8 узла, дальность автономного пла
вания 18 000 морских миль (1 миля
1,852 км, узел 1 миля/час).
В свой первый рейс НИС КВК ушл
1 августа 1967 года. За 22 года эксплу
атации корабль совершил 27 экспеди
ционных рейсов длительностью от од
ного до 11 месяцев каждый, пройдя
путь длиной около 700 000 морских
миль. Корабль провл в морях и океа
нах 13 лет чистого плавания.
Мне довелось работать на НИС КВК
в 17 м рейсе. Мы ушли из Одессы 30
В 1965 1966 годах состав пла
вучих измерительных комплексов
был пополнен обновлнным отрядом
кораблей Аксан, Ристан, Бе
жица.
В целях обеспечения активно раз
вивавшейся в те годы программы ис
следования космического простран
ства, в частности лунных исследова
ний (в том числе облта Луны совет
скими космонавтами), в Ленинграде в
1967 году были созданы первое спе
циализированное научно исследова
тельское судно Космонавт Владимир
Комаров и четыре плавучих телемет
рических пункта НИСы Борови
чи, Невель, Кегостров и Мор
жовец.
Для обеспечения работ по дальней
шей программе исследования Луны,
включая посадку советских космонав
тов на е поверхность, а также работ с
долговременными пилотируемыми ор
битальными станциями в соответствии
с постановлением Совета Министров
СССР от 3 сентября 1968 года, в декаб
ре 1970 года был спущен на воду НИС
Академик Сергей Королв, постро
енный судостроителями в городе Ни
колаеве. К июлю 1971 года на Балтий
ском заводе в Ленинграде было пост
роено самое крупное научно иссле
довательское судно Космонавт Юрий
Гагарин флагман морского кос
мического флота. С 1977 по 1979 год
в состав МКФ вошли ещ 4 новых
телеметрических судна: Космонавт
Владислав Волков, Космонавт Па
вел Беляев, Космонавт Георгий Доб
ровольский и Космонавт Виктор Па
цаев. К 1979 году в Советском Союзе
космическую вахту несли 11 специа
лизированных кораблей и назывались
они гордо: морской космический флот
России.
Вкратце расскажу о каждом из трх
основных кораблей морского косми
ческого флота НИСах Космонавт
Владимир Комаров, Академик Сер
гей Королв и Космонавт Юрий Га
гарин.
января и вернулись 25 августа 1979
года. Длительность этого рейса соста
вила 207 суток. В этом экспедицион
ном рейсе наша оперативная группа
управления участвовала в работах по
контролю и управлению полтами ор
битальной станции Салют 6, транс
портных кораблей Союз 32, Союз
33, Союз 34, грузовых кораблей
Прогресс 5 Прогресс 6, Про
гресс 7, обеспечивших полты кос
монавтов В.В. Рюмина, В.А. Ляхова,
Н.Н. Рукавишникова и Г.И. Иванова
(Болгария).
Вспоминается одно ЧП из этого рей
са.10 июля мы находились в точке с
координатами 35 градусов 17 минут
северной широты и 7 градусов 13 ми
нут западной долготы (где то между
Гибралтаром и Канарскими острова
ми) и двигались со скоростью пример
но 7 узлов. Было около пяти часов утра.
Я проснулся от какого то толчка. Затем
стало тихо, мы остановились, и снова
заработал двигатель, давая задний ход.
Вскоре прозвучал сигнал судовой тре
воги и по радио объявили: Человек за
бортом! Шлюпку 5 к спуску на воду!
Я подумал, что это учебная тревога,
которые проводились и ранее, или по
дошл корабль, на который мы долж
ны передать находящегося на нашем
судне второго штурмана корабля Же
лезный поток после оказания ему
срочной медицинской помощи и опе
рации, проведнной врачами на нашем
корабле. В каюту заскочил мой това
рищ по работе и криком Вставай, ско
рее, тонем! вконец разбудил меня.
Через пару минут я был на баке (часть
верхней палубы в районе носа корабля.
Авт.). В океане штиль, сквозь рва
ные облака светила луна. Впереди по
На НИС КВК была установлена командно измерительная
система Сатурн для измерения дальности и радиальной
скорости космических аппаратов и передачи команд управ
ления на борт, радиотелеметрическая система РТС 9,
навигационная система для определения собственных
координат, система спутниковой связи, работавшая через
спутник ретранслятор Молния 1, система Горизонт для
связи с Центром управления полтами и переговоров с
космонавтами. Для обеспечения радиосвязи на борту судна
были установлены 3 параболические антенны: две диамет
ром 8 м и весом по 28 тонн каждая и третья диаметром 2,1
м, весом 18 тонн. Для защиты от ветра и непогоды антенны
были закрыты шарообразными радиопрозрачными укрытия
ми диаметром 18 м для больших антенн и 7,5 м для малой
антенны. Гиростабилизированная платформа обеспечивала
поддержание горизонтального положения основания
антенн с точностью до 15 угловых минут при скорости
ветра до 20 м/сек и волнении моря до 6 баллов.
курсу метрах в трхстах вижу накре
нившийся на правый борт корабль. У
него в районе машинного отделения
что то ярко вспыхивало, ухало и гре
мело, валили клубы пара. Вокруг слыш
ны крики, плавают какие то предметы,
светятся огоньки поплавков рыболов
ных сетей, упавших в море, оранжевые
спасательные плоты с людьми, отгре
бающими подальше от тонущего ко
рабля. Корабль перевернулся вверх
килем, рубка, палубные надстройки и
корма ушли под воду, нос корабля вы
соко, градусов под 45, задран вверх.
Спущенная с нашего корабля шлюпка
забрала со спасательных плотов эки
паж потерпевшего судна. Е с людьми
подняли к нам на борт. Это японцы, 19
человек. Все живы, один без сознания.
А переврнутый вверх килем корабль,
гонимый течением и ветром, будет ещ
долго дрейфовать по океану, пока из
него не выйдет воздух, и тогда он на
всегда уйдт на дно океана. Позже мы
узнали, что произошло столкновение с
японским рыболовным судном длиной
примерно 60 метров, которое шло впе
реди по курсу со стороны нашего лево
го борта со скоростью примерно 11
узлов. По морским правилам оно дол
жно было уступить нам дорогу. Если
бы встреча с японским судном про
изошла на 10 20 секунд позже, удар
пришлся бы нам в левый борт, и неиз
вестно чем бы вс это кончилось для
нас.
(Продолжение
в следующих номерах)
Владислав БОРЗЕНКО,
ветеран РКК Энергия
Фото из архива Клуба ветеранов морского космического флота (г. Москва)
Научно исследовательское
судно Космонавт Владимир Комаров
Научно исследовательское
судно Космонавт Владимир Комаров