background image
C
M
Y
K
вторник
k
37, 5 апреля 2011 г.
127
Ведущая Раиса
ПОЗАМАНТИР
НЕИЗВЕСТНОЕ О ВЕЛИКИХ
Мы с женой снимали комнату в дач
ном послке в Валентиновке, на улице
Спартаковской. Нас приютили в доми
ке с печным отоплением, но зимой в
нм было достаточно тепло. На Новый
год, как правило, кто либо из родствен
ников приезжал к нам в гости и жил по
нескольку недель. В один из таких при
ездов тща огорошила меня вопросом:
Где у вас проживает композитор Аль
фред Шнитке? Для меня это был воп
рос на засыпку! Поскольку это был
неподъмный вопрос, я увильнул от
ответа.
Второй раз эта фамилия мне попа
лась на глаза в 70 х годах. По работе
мне нужно было побывать в Физичес
ком институте АН СССР. Получил про
пуск и подошл к проходной. Пока про
веряли мой пропуск, я смотрел по сто
ронам и вдруг на доске объявлений
прочитал: такого то числа в актовом
зале состоится встреча с композито
ром Альфредом Шнитке, прозвучат его
произведения. Это было уже совсем
интересно! На концерт я не смог по
пасть, но начал искать следы Шнитке.
Как то посмотрел фильм Горячий
снег, а там в титрах музыка Альф
реда Шнитке. Оказывается, его музыка
звучит и в других фильмах: Белорус
ский вокзал, Спорт, спорт, спорт,
Дядя Ваня, Вызываем огонь на
себя Перечислил только те филь
мы, с которыми я столкнулся. И нако
нец, в этом году выходит
долгожданная лента,
столько лет пролежав
шая в сейфе, Мастер и
Маргарита, где вся му
зыка написана Альфре
дом Шнитке.
Теперь нужно было
разобраться, где и когда
семья композитора жила
в Валентиновке. Доволь
но быстро я нашл этот
дом. Он сохранился,
даже живы соседи Шнит
ке. Дом я нашл сразу
же, как только начал ис
кать. Помогли совершен
но незнакомые люди.
Однажды мне навстречу
попалась целая семья,
шедшая на лыжах. Я
спросил их про Шнитке,
и каково же было мое
удивление, когда это ока
зались его бывшие сосе
ди Нина Виардо с му
жем и детьми. Они не
только показали мне дом,
но и дали адрес другой
соседки Беллы Брянс
кой, которая знала сест
ру Шнитке Ирину. Ну и,
наконец, большую по
мощь оказал мне Шнит
ке Центр в лице его ди
ректора Ольги Глушко
вой. Она прислала не
сколько книг о композиторе, в одной
из которых опубликованы воспомина
ния сестры Ирины о его жизни в Вален
тиновке.
Альфред Шнитке родился 24 ноября
1934 года в городе Энгельсе, в Респуб
лике немцев Поволжья. Семья была
смешанной: отец Гарри Викторович
Шнитке еврей, а мать Мария Иоси
фовна Фогель российская немка. У
Альфреда в 1937 году родился брат
Виктор, в 1940 м сестра Ирина. В
1942 году Гарри Викторовича мобили
зовали в армию, где он, прекрасно зна
Шнитке в Валентиновке
Шнитке в Валентиновке
ющий немецкий язык, работал пере
водчиком.
Война закончилась, семья ждала
возвращения отца. Вдруг приходит
вызов из Вены. Советским офицерам,
оставленным работать в Австрии, раз
решили вызвать свои семьи. В 1946
году семья Шнитке переехала в Вену.
Отец работал в редакции газеты, кото
рая советским командованием издава
лась для местного населения. Однаж
ды Гарри Викторович в качестве пре
мии получил аккордеон, и Альфред, с
раннего детства мечтавший о музы
кальном инструменте, сразу же стал
его хозяином и быстро, совершенно
самостоятельно, научился играть на
нм. В доме, где жила семья Шнитке,
проживала пианистка, которая давала
уроки игры на рояле. Альфред догово
рился с ней и начал заниматься музы
кой. Когда родители узнали об этом,
возражать не стали.
В июне 1948 года жизнь советских
семей в Вене закончилась. Наши вой
ска должны были покинуть Австрию, и
в первую очередь это коснулось семей
военнослужащих. Шнитке возвращают
ся в Москву. Поиск квартиры приводит
их в Валентиновку, где им удатся снять
половину дома дачи, принадлежащей
Г. А. Брук. Этот дом до 1956 года стал
для семьи Шнитке постоянным мес
том жительства. Братья Альфред и
Виктор поступили учиться в 1 ю Кос
тинскую школу десятилетку, а сестра
Ирина в 4 ю начальную школу в
офицерском городке. Судя по воспо
минаниям Ирины, школа, где учились
братья, располагалась в одном из кор
пусов Болшевской трудкоммуны. Ро
дители с раннего утра до позднего ве
чера были в Москве. Отец сразу же
получил работу в издательстве Инос
транная литература, а мать в газе
те, выпускавшейся для военнопленных
на немецком языке. Но это продолжа
лось недолго, и, когда немецких воен
нопленных стали возвращать на роди
ну, газету закрыли. После этого мама
не работала и занималась детьми. На
втором месте после учбы у Альфреда
был аккордеон. Постепенно у семьи в
Валентиновке завязываются знаком
ства. Одно из самых при
мечательных состоялось
весной 1949 года. Гарри
Викторович делал пере
вод текста, в котором го
ворилось о прививках к
плодовым деревьям, и
ему нужно было прокон
сультироваться по этому
вопросу. На соседней
улице жил Леонид Нико
лаевич Андреев, который
занимался этим. Так за
вязалось знакомство,
которое в дальнейшем
резко изменило судьбу
самого Альфреда.
Весной 1949 года в
Валентиновку начали
съезжаться дачники
москвичи. Родители по
купали детям велосипе
ды, и кругозор ребяти
шек резко увеличился.
Начались поездки на
Клязьму в Бурково, Щл
ково, Загорянку, Чкалов
ское и даже на Медве
жьи озра. Вскоре Альф
ред пошл в пионерский
лагерь, располагавший
ся на территории санато
рия Промбанка, и до
говорился о том, что он
будет в качестве аккор
деониста играть на
танцах. Так мальчик по
пытался осуществить свою мечту
заниматься музыкой!
Наступил конец августа 1949 года.
Альфред не хотел идти в школу, в
восьмой класс.
Ему помог тот самый Леонид Нико
лаевич Андреев, у которого был друг,
работавший бухгалтером в музыкаль
ном училище имени Октябрьской ре
волюции. Альфред успешно сдат всту
пительные экзамены, и его зачисляют
в училище. С первого сентября он вме
сте с отцом стал уезжать утром в Мос
кву и возвращаться поздно вечером.
Наконец у него есть настоящий инстру
мент ему покупают пианино! Через
год в доме появляются проигрыватель
и пластинки с произведениями Чай
ковского, Рахманинова, Скрябина,
органной музыкой Баха. Отец прояв
лял интерес к учбе Альфреда, они
вдвом слушали и обсуждали музыку,
особенно Лоэнгрин из Кольца Ни
белунга Вагнера.
Зима сменилась весной, снова стали
приезжать дачники. Некоторые из них
привозили с собой только что появив
шиеся телевизоры. Те, кто имел теле
визор, не могли отказать детям в радо
сти смотреть его. Семья Брянских
соседей Шнитке купила телевизор,
и все дети и их друзья, естественно,
собирались в этом доме. Приходили
обычно днм, когда показывали инте
ресные фильмы. Счастливые дети не
отрывали глаз от экрана.
Осенью 1955 года Альфред женился
и переехал жить в Москву. Его жена
Галина Ивановна Кольцина училась в
консерватории. Жила она на Таганке в
коммунальной квартире, куда пересе
лился и Альфред. Теперь в Валенти
новке они стали бывать только в вы
ходные дни. Зато летом дом наполнял
ся гостями, приезжали друзья отца,
приятели Альфреда, среди которых его
однокурсники Аркадий Петров, Женя
Крылатов и Дарик Караманов. Приез
жали они и на праздники. Было очень
много разговоров, особенно о музыке,
ну а под конец обязательно танцы. Но
однажды проживание Шнитке в Вален
тиновке окончилось. Отец получил ком
нату в Москве, на улице Чкалова (около
Курского вокзала). И вся семья спеш
но, без музыки и пышных проводов,
переехала в Москву. На этом валенти
новский период жизни Альфреда за
кончился.
С 1961 по 1972 год А. Шнитке препо
дат в Московской консерватории.
Шестидесятые годы, годы оттепели,
когда формировался так называемый
советский авангард, Альфреда вместе
с Эдисоном Денисовым и Софьей Гу
байдулиной законно считали лидера
ми этого движения. В то время испол
нялось множество его произведений
различных стилей и характеров. Даже
простое перечисление их всех это
тема отдельного повествования. Же
лающие могут найти в библиотеках
много книг об этом. Позволю себе выс
казать сво частное суждение только
по одному из произведений А. Шнитке,
которое опять же связано с тем вопро
сом, который задала мне когда то моя
тща Раиса Трофимовна. Это теперь,
когда я прочитал книги о нм и прослу
шал некоторые его произведения, мне
стало понятно, почему е в то время
заинтересовал Шнитке. Речь, по види
мому, шла о шести детских пьесах для
фортепиано, написанных им в 1962
1963 годах. (Тща была организатором
детского музыкального коллектива в
городе.) Видимо, ей нужны были ноты
этих пьес. Теперь то понятно, почему
она своих внучек, моих дочерей, назы
вала в шутку Шустрик и Мямлик. Я
нашл и прослушал эти пьесы. Одни
названия говорят о многом: Умница,
Скрипач, Мямлик и Шустрик, Во
сточная сказка, Игра в прятки, Ко
лыбельная. А сами пьесы замечатель
ные! Если вам попадутся их записи,
приобретите их, не пожалеете!
В 1990 году А. Шнитке с семьй пе
реехал в Германию, где начал препода
вать в Гамбургской консерватории. В
1996 году он был удостоен Государ
ственной премии Российской Федера
ции.
Прочитав воспоминания Ирины
Шнитке, я ещ раз прошл по тем ва
лентиновским местам. Вот как она пи
шет: Достопримечательностью Вла
совки (теперь Валентиновка) был ог
ромный и, по видимому, очень старый
дуб. Он рос в последнем дворе улицы,
справа. За ним начиналось поле. Не
большое по размеру, оно доставляло
людям, вынужденным пересекать его,
огромные неудобства: глинистая по
чва поля крайне редко отдавала голо
шу или ботинок, который она так ловко
стягивала с ног своих жертв.
Я нашл этот дуб, конечно, он ста
рый, но не такой большой, как это каза
лось в детстве. А через поле теперь
проложена асфальтированная тропин
ка, обсаженная с двух сторон деревья
ми. Вот эти деревья очень выросли.
Поэтому за туфли и ботинки (галоши
не носим) беспокоиться не надо. Жаль
только, что в доме теперь живут другие
люди, которые ничего не знают об этой
истории. Да и школа, правопреемница
1 й Костинской школы десятилетки,
тоже не уделила в сво время внима
ния этому (речь идт о 75 летии со дня
рождения композитора, которое отме
чалось в 2009 году). А ведь можно
было сделать музей или хотя бы стенд,
посвящнный Альфреду Шнитке!
В заключение хотел бы привести за
мечательные слова Бориса Покровско
го о композиторе, которые как нельзя
своевременно и современно приходят
ся сюда: Нужно постараться догнать
Шнитке, догнать человека, который
ждт нас. Мы должны понять, что его
способ мышления нужен не только
музыкантам, он нужен вообще в ощу
щении искусства. Конечно, то, что я
скажу, может показаться примитив
ным, но это правда. Мы любим такие
художественные произведения, кото
рые мы давно знаем. Весь мир обожа
ет Кармен потому, что все знают
Кармен наизусть. Россия или, на
пример, Америка обожает Евгения
Онегина потому, что его знают; он до
такой степени вошл в жизнь челове
ческого духа и каждого в отдельнос
ти, что делается привычным. И для
того, чтобы не пройти мимо счастья
художественного общения с Альфре
дом Шнитке
,
надо приучить себя и
приучить нацию слушать и слышать
Альфреда Шнитке
.
Владимир МАЛЫХ
Фото из архива автора
Альфред Гарриевич
Шнитке (1934 1998)
советский и россий
ский композитор, пиа
нист, теоретик совре
менной музыки и пе
дагог. Один из самых
значительных музы
кальных деятелей кон
ца ХХ века.
В жизни Альфреда Шнитке было несколько послевоенных лет в Валентиновке.
Я нашл этот дуб, конечно, он старый, но не
такой большой, как это казалось в детстве.
А через поле теперь проложена асфальтированная тропинка, обсаженная с
двух сторон деревьями. Вот эти деревья очень выросли. Поэтому за туфли и
ботинки (галоши не носим) беспокоиться не надо.