background image
четверг
k
38, 7 апреля 2011 г.
МОРСКОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ФЛОТ
К
омандно измерительный комплекс НИС
АСК был предназначен, как и НИС Космо
навт Владимир Комаров (КВК), для оператив
ного управления космическими аппаратами за
пределами зоны радиовидимости наземных ком
плексов управления.
Однако по своему функцио
нальному оснащению и возможностям он почти
приравнивался к флагману НИС Космонавт
Юрий Гагарин (КЮГ).
На борту НИС АСК имелись многофункцио
нальная командно измерительная система для
передачи на космический аппарат команд и про
грамм управления, оборудование для траектор
ных измерений дальности и орбитальной скоро
сти, радиотелеметрической системы прима ин
формации о работе бортовых систем, для двусто
ронней телефонной и телеграфной связи с экипа
жем пилотируемых кораблей и станций. Система
спутниковой связи через спутник ретранслятор
Молния 1 обеспечивала двустороннюю связь с
ЦУПом.
Для этого на борту были две параболические
антенны диаметром 12 м, расположенные в ра
диопрозрачных шаровых укрытиях: параболичес
кая антенна командно измерительного комплек
са и параболическая антенна для связи с ЦУПом.
Всего же на корабле имелось 50 антенн различно
го типа и назначений.
Мощность дизельной энергетической установ
ки для движения судна составляла 12 000 л. с.
Мощность электростанции для общесудовых по
требителей и экспедиционного оборудования рав
нялась 5000 кВт. Водоизмещение судна 21 500
т, длина 182 м, ширина 25 м, осадка 7,9
м, высота борта до верхней палубы 13,2 м. На
судне было 4 палубы, 5 грузовых лифтов, общее
число лабораторий 86. Максимальная ско
рость до 17,5 миль/час, длительность автоном
ного плавания по запасу топлива 22 500 миль
(около 40 000 км), по запасам продовольствия и
воды до 120 суток. Численность экипажа
120 человек, численность экспедиции 180 че
ловек.
Члены экипажа и экспедиции размещались в
одно и двухместных каютах. На борту были салон
отдыха, спортзал, библиотека с читальным за
лом, два плавательных бассейна, столовая на 156
мест. Присутствующих на корабле сопровождали
три врача и фельдшер, а медицинский блок со
стоял из амбулатории, операционной, рентгено
вского, физиотерапевтического и стоматологи
ческого кабинетов.
Судно было спущено на воду в декабре 1970
года. За 21 год эксплуатации оно совершило 22
экспедиционных рейса, в которых пройдено
555 300 морских миль. Продолжительность
нахождения в океане при выполнении работ
по космической программе составила почти 11
лет. За это время обеспечены работы по сопро
вождению полтов орбитальных станций Салют,
Алмаз, 38 транспортных кораблей серии
Союз, 27 грузовых кораблей Прогресс, 10
автоматических аппаратов к Луне, Марсу и Вене
ре, моделей орбитального корабля Буран, стан
ции Мир, блоков дооснащения станции Квант
и так далее. Судно помогло осуществить полты
52 советских и 12 иностранных космонавтов.
Я находился в плавание на НИС АСК в 11 м
экспедиционном рейсе с 20 марта 1980 года по
8 января 1981 года. За 295 суток было пройдено
44 739 миль.
Наша оперативная группа управления обеспечи
вала контроль состояния основных параметров
бортовых систем орбитальной станции Салют 6,
транспортных и грузовых кораблей в режиме не
посредственного прима телеметрии и всегда была
готова включиться в управление полтом в случае
аварийной ситуации или указаний из ЦУПа.
За время 11 го экспедиционного рейса в кос
мосе на орбитальной станции Салют 6, транс
портных кораблях (Союз 35 Союз 36, Союз
37, Союз 38, Союз Т2, Союз Т3) и грузо
вых кораблях (Прогресс 8, Прогресс 9, Про
гресс 10, Прогресс 11) работали советские
космонавты В.В. Рюмин, Л.И. Попов, В.Н. Куба
сов, В.В. Горбатко, Ю.В. Романенко, Ю.В. Малы
К
сожалению, сегодня уже нет этих уни
кальных по всем параметрам кораблей,
обошедших сво время на поколения вперд и
внсших колоссальный вклад в программы
исследования и освоения космического про
странства.
В 1989 1990 годах были выведе
ны из эксплуатации пять научно исследова
тельских судов (КВК, Кегостров, Мор
жовец, Боровичи, Невель), так как раз
мещнные там технические средства вырабо
тали свой ресурс и морально устарели. Даль
нейшая судьба этих кораблей мне неизвестна.
Однако есть фотография КВК, сделанная в
1992 году в порту Абу Даби, и фотография
предположительно 1996 года, где заснят
КВК, стоящий в немецком порту Киль.
После распада СССР в 1991 году суда КЮГ
и АСК достались Украине. Команды кораблей
долгое время не получали жалования и, чтобы
как то выжить, варварски ломали и грабили с
кораблей вс, что можно было продать или
обменять на продукты. В 1996 году суда были
проданы в Индию по цене 170 долларов за
тонну веса. Стыдно было продавать гордость
морского космического флота с именами Кос
монавт Юрий Гагарин и Академик Сергей
Королв. Поэтому в названии судов сохранили
по четыре буквы. Первый стал называться
АГАР (AGAR), второй ОРОЛ (OROL).
НИС КЮГ прибыл на рейд индийского порта
Аланг 29 июня. Днм раньше пришл туда АСК
и в приливе 29 июня был выброшен на берег, а
30 июня такая же участь постигла НИС КЮГ.
К 2004 году сохранились только два судна
космического флота (стояли в Калининграде):
Космонавт Георгий Добровольский и Кос
монавт Виктор Пацаев. НИС Космонавт Ге
оргий Добровольский в марте 2005 года про
дан на слом под именем COSMOS и ушл в
Алан (Индия), где и был разобран.
К работам с космическими объектами также
ограниченно привлекались два крупных пла
вучих измерительных комплекса (КИК) Воен
но морского флота Министерства обороны.
Это Маршал Неделин постройки 1984 года и
Маршал Крылов постройки 1990 года. В
1999 году КИК Маршал Неделин ушл в свой
последний рейс на металлолом в Индию.
Э
то был не только командно измерительный
комплекс, это был плавучий Центр управле
ния полтами. Он мог самостоятельно управлять
полтами космических аппаратов, находящихся в
зоне радиовидимости корабля, выдавать необхо
димые команды, принимать телеметрию, вести
радиопереговоры с космонавтами и так далее.
Двусторонняя связь с ЦУПом осуществлялась
радиокомплексом Румб. Радиотелеметричес
кий комплекс Фотон позволял работать одно
временно по двум космическим объектам, осуще
ствляя передачу команд, проводя траекторные
измерения, телеметрический контроль работы
систем космических аппаратов и радиосвязь с
космонавтами. Связь с Москвой осуществлялась
через спутник ретранслятор Молния в реаль
ном масштабе времени. Для обеспечения радио
связи на борту были установлены две антенны
диаметром 25 м, весом по 240 тонн каждая, и две
антенны диаметром 12 м и весом по 180 тонн.
Общий вес этих четырх антенн с фундаментом
составлял примерно 1000 тонн. Они располага
лись на высоте 15 20 м выше уровня ватерли
нии. Всего же на судне было 75 антенн разных
типов и различного назначения.
шев, В.В. Акснов, Л.Д. Кизим, О.Г. Макаров, Г.М.
Стрекалов и космонавты стран социалистическо
го лагеря: Берталан Фаркаш (Венгрия), Фам Туан
(Вьетнам), Арнальдо Тамайо Мендес (Куба).
Вспоминается шторм, в который мы попали
осенью 1980 года. Утром 5 ноября мы вышли из
Гаваны и двинулись на север к берегам Канады. 10
ноября были в точке с координатами 42 градуса
северной широты и 57 градусов западной долго
ты. Сильно штормило. 16 ноября мы стали ухо
дить от штормовой погоды и 18 ноября попали в
глазок антициклона. На небе ни облачка,
безветрие, в океане штиль. Но в этой тишине
чувствовалась тревога, мы знали, что где то вок
руг нас бушует стихия. Уже на следующий день,
19 ноября, на нас налетел ураган. 22 23 ноября
шторм усилился. Ветер достигал 35 м/сек, волны
высотой до 20 м, боковая качка до 30
градусов. Давление упало до 610 мм рт. ст. Мно
готонные волны били в борт и скулы, накрывали
верхнюю палубу и надстройки, громадный ко
рабль содрогался и скрипел, вс, что было плохо
закреплено, каталось и падало. То, что мы видели
и чувствовали, трудно передать словами. Собра
лись на совещание у капитана, и он с начальником
экспедиции дали сообщение в ЦУП с просьбой
разрешить уйти из этой точки, так как работать
здесь невозможно и дальнейшая безопасность
плавания не гарантирована. Получили разреше
ние уйти, пытаемся выбраться, однако более трх
узлов (примерно 5,5 километра в час.
Авт.)
корабль двигаться не может. Из за больших уг
лов килевой качки постоянно срабатывает регу
лятор оборотов винта и выключается подача топ
лива, чтобы не сломался винт при выходе из воды
и погружении обратно. Шторм трепал нас около
десяти суток. Капитан после сказал, что за время
своего плавания он такого ещ не встречал, и с
грустным юмором вспомнил песню: Жена най
дт себе другого, а мать сыночка никогда.
В итоге в обшивке скулы по правому борту
образовалась большая вмятина размером при
мерно 2 х 2 метра (наверное, что то крупное было
в волне), погнулись парадный трап, леера, стойка,
на которой висит колокол, штыревая 10 метровая
антенна. Антенну системы Румб пришлось по
зднее ремонтировать в бухте Ниппе на Кубе.
Мы в такие ходили дали
Фото из архива Клуба ветеранов морского космического флота (г. Москва)
Специальная система точного определения
собственных координат учитывала углы крена,
рысканья и даже деформацию корпуса. Все эти
параметры вводились в ЭВМ для поддержания
стабилизации антенн при сеансах связи. Кроме
того, на борту были две универсальные ЭВМ для
баллистических расчтов, обработки информа
ции и управления корабельными системами. Для
уменьшения бортовой и килевой качки корабль
был оснащн пассивным успокоителем, благо
даря которому при волнении 7 баллов бортовая
качка с 10 градусов снижалась до 3, а килевая
до 5.
Паротурбинная силовая установка мощнос
тью 19 000 л. с. обеспечивала скорость движе
ния судна до 18 узлов. Водоизмещение судна
45 000 т, длина 231 м, ширина 61 м, осадка
8,5 м, высота борта 15,4 м над ватерлинией,
верхний мостик корабельной надстройки нахо
дился на высоте 25 м над уровнем моря.
НИС КЮГ могло без захода в порт проделать
20 000 миль, то есть почти кругосветное путеше
ствие. Продолжительность автономного похода
без пополнений топлива и запасов продоволь
ствия составляла 130 суток. Запасов пресной воды
хватало на 60 суток, однако на борту имелись две
опреснительные установки производительностью
по 20 тонн в сутки каждая. На одиннадцати палу
бах корабля было около 1500 помещений общей
площадью 20 000 кв. м. На корабле работали 2
грузовых и 8 пассажирских лифтов. Численность
экипажа 140 человек, численность экспедиции
215 человек.
Установка для кондиционирования воздуха по
мощности в 3 раза превышала мощность установ
ки в Государственном Кремлвском дворце. Для
отдыха членов экипажа и экспедиции на судне
были спортзал, три плавательных бассейна, пре
красно оборудованный кинозал на 250 человек с
мягкими красными креслами, бильярдная, две
столовые, библиотека.
За двадцать лет (с 1971 по 1991 год) совершено
20 экспедиционных рейсов, пройдено 535 700
морских миль, что составило почти 11 лет чисто
го плавания. Посмотрите за это время историю
космических стартов и полтов транспортных и
грузовых космических кораблей, орбитальных
станций, разгонных блоков, автоматических ап
паратов вокруг Земли и к планетам Солнечной
системы, вспомните имена космонавтов, работу
которых обеспечивал НИС Космонавт Юрий Га
гарин, и вы поймте, почему я не могу перечис
лить вс это в мом рассказе.
Нужно вспомнить и о том, что порою корабли
морского космического флота выполняли бла
городные работы, не связанные непосредствен
но с выполнением космической программы. В
1972 году КЮГ спас в океане горящее мекси
канское судно. В 1973 году в порту Гаваны НИС
АСК первым поспешил на помощь загоревше
муся кубинскому траулеру. В 1975 году в порту
Лас Пальмас врачами НИС АСК была спасена
жизнь американской туристке, умиравшей от
потери крови при автомобильной аварии. Хо
лодной зимой 1976 года ураган над портом Иль
ичвск, что в 12 милях от Одессы, повалил опоры
и порвал провода ЛЭП. Город остался без элек
тричества. Наши славные корабли АСК и КЮГ
пришли на помощь. Королв своей электро
станцией запитал элеватор и обеспечил выпечку
хлеба для жителей города, а Гагарин отдал
всю свою электроэнергию самому крупному рай
ону города. А сколько было оказано срочной
медицинской помощи морякам иностранных су
дов! В 11 м экспедиционном рейсе АСК кора
бельные врачи оперировали радиста с английс
кого судна, у которого оказалось прободение
язвы желудка. Редкая группа крови, которая нуж
на была при операции, оказалась у члена нашей
оперативной группы врача из Института ме
дико биологических проблем. В 17 м рейсе на
КВК врачи оперировали второго штурмана
корабля Железный поток.
Научно исследовательское судно
Академик Сергей Королв (НИС АСК)
Продолжение. Начало в номере от 5 апреля.
Научно исследовательское судно
Космонавт Юрий Гагарин (НИС КЮГ)
Д
авайте вспомним последние рейсы НИС
Академик Сергей Королв и НИС Кос
монавт Юрий Гагарин.
НИС АСК свой последний (22 й) рейс со
вершило с 19 апреля по 30 октября 1991 года.
Обеспечивал работы по орбитальной станции
Мир, модулям дооснащения Квант,
Квант 2, Кристалл, Гамма, ОК Союз
ТМ 12, Союз ТМ 13, Прогресс М 7, Про
гресс М 9, Прогресс М 10, полты космо
навтов А.П. Арцебарского, С.К. Крикалва, А.А.
Волкова, Тохтара Аубакирова, Хелен Шерман
(Великобритания), Франца Фибека (Австрия).
НИС КЮГ свой последний (20 й) рейс со
вершило с 17 ноября 1990 по 4 июня 1991 года.
Обеспечивал работы по орбитальной станции
Мир, модулям дооснащения Квант, Квант
2, Кристалл, Гамма, ОК Союз ТМ 10,
Союз ТМ 11, Союз ТМ 12, Прогресс М
5, Прогресс М 7, блокам А 444, А 445, за
вершению полта ОС Салют 7, полты кос
монавтов В.М. Афанасьева, М.Х. Манарова, Г.М.
Манакова, Г.М. Стрекалова, А.П. Арцебарского,
С.К. Крикалва, Тояхиро Акиямы (Япония), Хе
лен Шерман (Великобритания).
А теперь зададим вопрос: нужно ли было
так резко уничтожать корабли морского кос
мического флота Советского Союза, многие
из которых могли бы ещ работать по космосу
не один десяток лет?
Автоматические косми
ческие аппараты и спутники ретрансляторы, в
сравнении с кораблями МКФ, несмотря на свои
достоинства, не обладают той универсальнос
тью и возможностью оперативно ориентиро
вать свои антенны в заданные точки космичес
кого пространства, контролировать в режиме
непосредственного прима работу бортовых
систем кораблей, орбитальных станций и дру
гих космических аппаратов, выдавать коман
ды управления.
Сегодня во многих странах мира есть морс
кие суда, построенные для слежения за космо
сом. Несколько их в США и Франции. В Китае
уже работают пять судов для прима телемет
рии и управления космическими аппаратами.
Китайцы прекрасно понимают: для развития
космонавтики им жизненно необходимы суда
морского космического флота.
На 2011 год в России остались два корабля,
способных работать с космическими объекта
ми. Это плавучий измерительный комплекс
Маршал Крылов Тихоокеанского ВМФ и НИС
Космонавт Виктор Пацаев Российского кос
мического агентства. Виктор Пацаев сегод
ня является плавучим экспонатом в калининг
радском Музее мирового океана и до сих пор
активно привлекается к работе по космосу,
проводя в год сотни сеансов по приму теле
метрической информации и трансляции е в
королвский ЦУП, а также сеансы голосовой
связи с космонавтами.
Владислав БОРЗЕНКО,
ветеран РКК Энергия
Это судно было построено на Балтийском
судостроительном заводе в 1971 году. Оно
было самым большим кораблм морского
космического флота и самым совершенным по
техническому оснащению. НИС КЮГ являлось
флагманом космического флота СССР и как
экспедиционное судно не имело аналогов в
мире.