background image
вторник
k
40, 12 апреля 2011 г.
12
1961 2011
которые прокладывали средства коммуникации:
высокочастотный кабель для передачи команд на
борт космического аппарата и низкочастотные
кабели для получения информации о функциони
ровании бортовой аппаратуры.
По окончании испытаний бортовой аппаратуры
БКРЛ В в составе космического аппарата Вос
ток результаты оформлялись в бортовом жур
нале. Там записывались все замечания, под кото
рыми после выполнения каждой операции стави
ли свои подписи и представители промышленно
сти, и офицеры управления. У нас замечаний не
было, и система БКРЛ В была допущена в полт.
И вот настал знаменательный день 12 апреля
1961 года день полта Ю.А. Гагарина. Старт
ракеты носителя был произведн в 09.06.59,7 ДМВ
со стартового комплекса площадки 1 космо
дрома Байконур. Космический корабль с Ю.А.
Гагариным на борту был выведен на орбиту с
параметрами 181х327 км. Такая высота орбиты
заметно превышала заранее рассчитанные и
объявленные на заседании Госкомиссии 230 км.
При определнных обстоятельствах это могло бы
привести к серьзным последствиям. Дело в том,
что при выводе на расчтную траекторию был
предусмотрен аварийный вариант посадки в слу
чае отказа тормозной двигательной установки
(ТДУ). В этом случае космонавт должен был при
землиться после 5 7 дней полта за счт есте
ственного торможения в атмосфере. Аварийный
запас питания как раз и был предусмотрен на это
время. Ну а при реальных параметрах орбиты,
превысивших расчтные, космический аппарат
стал бы входить в плотные слои атмосферы толь
ко через 15 20 дней.
Причиной вывода космического корабля на
орбиту с большим апогеем был отказ в работе
преобразователя постоянного тока + 27В борто
вых в переменное напряжение 40В 1000 Гц. Соот
ветственно из за этого отказа не сработала систе
ма радиоуправления, выдававшая команду на
выключение двигателей центральной ступени при
достижении ракетой носителем расчтной даль
ности. Эту команду система радиоуправления не
выдала. Хорошо, что главным конструктором си
стемы управления Н.А. Пилюгиным была преду
смотрена дублирующая система, выполненная по
схеме с использованием интегратора скорости
При пусках ракет С.П. Королв обычно нахо
дился в пультовой ракет носителей, а после стар
та переходил в свою перископную либо наблю
дал, как идут дела, в аппаратной системы радио
управления. В данном случае он как раз находил
ся в этой аппаратной, чтобы контролировать про
цесс выведения гагаринского корабля на орбиту
по докладам, которые должны были поступать из
Тортугая наземного пункта системы радио
управления. Но поскольку, как уже было сказано,
система радиоуправления не работала, то и до
кладов не поступало. С каждой минутой ожида
ния напряжение у всех присутствовавших в агре
гатной нарастало. На связи с пунктом радиоуп
равления находился Н.К. Швыдкой. Взяв у него
телефонную трубку, Королв лично пытался пе
реговорить с Тортугаем, но не так то просто это
было сделать. Связь была засекречена. Каждое
слово было закодировано, разговор должен был
вестись по таблице кодирования системы Тай
га. При нештатной ситуации никто не был готов
к тому, что Королв сам вмешается в переговоры
военных специалистов. Не получив информации,
он в сердцах бросил трубку, ушл в другую аппа
ратную
Самое сложное для тех, кто летит в космос,
это старт и посадка. В открытых средствах массо
вой информации почему то мало информации о
том, как сложно проходила посадка Ю.А. Гагари
на. Даже Б.Е. Черток в книге Ракеты и люди
очень скупо описал эту процедуру. Подробнее
процесс посадки космического аппарата с Ю.А.
Гагариным изложен в книге Мировая пилотиру
Зинаида КОКОРИНА
На подвиг
с улыбкой
12 апреля 1961 года
с космодрома Байконур
поднялся в небо космический
корабль Восток
с человеком на борту.
Это был
Юрий Алексеевич Гагарин.
Двадцатый век прославил этот
парень:
Поехали! махнул рукой
Гагарин
И в космос устремляется мечта
С чарующей улыбкой на устах!
Страна с восторгом встретила
событие:
Гагарин в космосе Ракета
на орбите!
Следила за полтом вся планета:
Готов ли человек на подвиг этот?
Был краток Юрий, действуя
реально:
Полт успешен... Чувствую
нормально!
До героизма было ли тогда
Сбылась его крылатая мечта!
У пульта вся команда Королва
Советом поддержать была готова.
Заданье выполнено завершн
виток!
ЗЕМЛЕ улыбку возвратил сынок.
Михаил ТИМОШЕЧКИН
Чудо сила
Рванулась чудо сила,
И ввысь за облака
Ракету запустила
Рабочая рука.
Ну, как стране Советов
Не радоваться вслух,
Когда у всей планеты
Захватывает дух!
Не дворянин, не барин,
Чей род давно забыт,
Крестьянский сын Гагарин
Возносится в зенит.
Ракетный конь с доспехами
И по дуге узор...
Смоленские поехали
В космический простор!
1961 год
Знакомство с ветераном
Полт Ю.А. Гагарина
Каждому человеку дано прожить лишь одну
судьбу, хотя в какие то моменты практически всем
нам предоставляется возможность е изменить,
повернуть абсолютно в другую сторону. Вот, на
пример,
Александр Николаевич Чемакин (на
фото), чьи детские годы прошли в старинном
селе Сарбала Кемеровской области. ОкончивТом
ский политехнический институт, он почти полвека
был военным испытателем космической техники,
служил на Байконуре, куда сначала попал в каче
стве призывника для прохождения армейской
службы. Знания, полученные в институте, при
годились: его сразу зачислили на должность ин
женера в лабораторию испытаний бортовых сис
тем радиоуправления. В итоге от лейтенанта он
дослужился до полковника, от инженера до
начальника лаборатории. Принимал непосред
ственное участие в подготовке к запуску корабля
Восток с Юрием Гагариным на борту, а также
космических аппаратов Союз, Прогресс, ор
битальных станций Салют и Мир, был одним
из тех, кто обеспечивал стыковку кораблей Союз
и Аполлон.
Вся судьба А.Н. Чемакина как металличес
кие фермы на стартовой площадке космодрома:
такая же прямая и устремлнная к одному мощно
му стержню, которым стало для него любимое
дело. Но разговаривая с Александром Николаеви
чем, отчтливо понимаешь: ещ в молодости он
мог бы выбрать (и не один раз) другой професси
ональный путь, не менее подходящий и открытый
для него. Во первых, он почти наверняка мог бы
стать космонавтом. Ведь в далких 1960 х Чема
кин был таким же молодым лейтенантом, как
большинство космических первопроходцев. К
тому же техническую подготовку имел соответ
ствующую. А самое главное, он постоянно, на
стойчиво, можно даже сказать, жадно интересо
вался всем, что связано с космическими полта
ми, при первой же возможности старался ока
заться поближе к космонавтам, будто примери
вая на себя их героические роли... Однако в реаль
ности он так и не решился предпринять какие то
практические шаги, чтобы изменить профессию.
А ещ Александр Николаевич мог бы стать
учным историком и публицистом, потому что
его характер и склад ума будто специально пред
назначены для того, чтобы безошибочно узна
вать, по крупицам собирать и бережно хранить
информацию, имеющую ключевое значение для
целой эпохи. До сих пор, спустя десятилетия, он
держит в памяти столько фактов, имн, дат, будто
сталкивался со всем этим только вчера. Часами
может рассказывать о работе и людях, стоявших
у истоков космической эры. Но при этом
удивительное дело он ни разу даже не попро
бовал записать свои воспоминания. Ни разу до
недавнего времени. И только сейчас А.Н. Чемакин
решился взяться за перо, чтобы оставить для
нынешних и будущих читателей свой взгляд на
известные исторические события.
Предлагаем вашему вниманию отрывки из вос
поминаний А.Н. Чемакина.
Заблаговременно, ещ до готовности старто
вой площадки на Байконуре и монтажно испыта
тельного корпуса, началась усиленная подготов
ка испытателей ракетно космической техники. В
академии им. Ф.Э. Дзержинского был специально
открыт факультет, на который без экзаменов пе
реводили на 3 й курс лучших студентов третье
курсников из других известных вузов страны. В
результате уже в 1955 году состоялся выпуск
военных специалистов. Среди них были будущие
ветераны, проработавшие на космодроме Байко
нур с первого до последнего дня своей службы в
Вооружнных силах.
Присвоить воинское звание это ещ не зна
чит получить готового специалиста, испытателя
ракетной техники. Поэтому для дополнительного
специального обучения, для обкатки, молодые
офицеры направлялись на 4ЦНИИП МО в Капус
тин Яр, оттуда в различные научно исследова
тельские институты и на заводы, разрабатываю
щие и выпускающие новую технику для ракет и
космических аппаратов. В итоге к 1957 году были
подготовлены вполне квалифицированные кад
ры, которые, прибыв на космодром, приняли не
посредственное участие в развртывании пуско
наладочных испытаний наземной испытательной
аппаратуры. Кроме того, на космодром была на
правлена большая группа выпускников граждан
ских вузов. Все они прошли точно такой же цикл
дополнительной специальной подготовки, как и
военные испытатели.
Объм выполняемых работ на космодроме рез
ко возрастал, испытателей стало не хватать. В
1959 году прошла вторая волна призывов студен
тов вузов. Приказом МО ВС 125 выпускников
вузов со всей страны с 1 июля 1959 года призыва
лись в Вооружнные силы СССР с присвоением
воинского звания инженер лейтенант. Требо
вания к кандидатам в офицеры отличная успе
ваемость, членство в ВЛКСМ, хорошая физичес
кая подготовка. Из Таганрогского радиотехничес
кого института были призваны 50 студентов, из
училища им. Макарова в Ленинграде 10 чело
век, ещ 10 с радиотехнического факультета
Томского политеха.
Несмотря на трудности, формирование Перво
го испытательного управления службы НОИР в/ч
11284 проходило успешно, и уже к началу 1961
года личный состав офицеров насчитывал около
250 человек, среди них были как уже опытные,
умудрнные проведнными пусками специалис
ты, так и молоджь, пополнившая личный состав
в 1959 году. К 1961 году управление было готово
выполнить важнейшую задачу запустить на
околоземную орбиту космический аппарат с че
ловеком на борту.
Однажды на космодроме, на контрольно про
пускном пункте площадки 2, появилась неболь
шая группа молодых офицеров, в основном стар
шие лейтенанты, которые направились в отведн
ное для них помещение. Вокруг зашептали: Бу
дущие космонавты. Зная статистику отказов ра
кет носителей, я подумал: на какой же риск они
идут, каким мужественным, смелым надо быть,
чтобы первым полететь в космос при такой низ
кой наджности техники!
Была поставлена задача: резко улучшить каче
ство испытательных работ. Объм испытаний бор
товой аппаратуры был значительно увеличен,
бортовой расчт укомплектован самыми опытны
ми специалистами. Даже о результатах проведе
ния испытаний отдельных систем докладывали
лично С.П. Королву.
Тем временем комплексные испытания раке
ты носителя шли с задержкой, и об этом также
нужно было доложить Главному. Как менее заня
тому в процессе испытаний, мне, простому лейте
нанту, было приказано отправиться к С.П. Коро
лву с докладом. Надо отметить, что желающих
лишний раз побывать на ковре у Главного почему
то никогда не находилось все боялись полу
чить взбучку за те или иные недостатки. Открывая
дверь королвского кабинета, я робел, представ
лял в свом воображении какого то необыкно
венного, грандиозного человека, которого мне
предстоит увидеть. На самом же деле за столом в
кабинете сидел самый обычный, немного уста
лый, неброский на вид мужчина... Я доложил
Главному о том, что комплексные испытания ещ
не завершены и что после их окончания поступит
следующий доклад. Выслушав меня, С.П. Королв
достаточно спокойно сказал, что я свободен.
Так закончилось мо первое общение с С.П.
Королвым, которого впоследствии я постоянно
видел, когда утром он шл на сво рабочее место.
Наше аппаратное помещение находилось в мон
тажно испытательном корпусе (МИКе), в комнате
9,окна выходили на дорогу, по которой все шли
в служебное здание. Заложив за спину руки, С.П.
Королв, как правило, в гордом одиночестве мед
ленным шагом следовал от КПП до здания. Толь
ко Е.А. Шабарова иногда можно было видеть ря
дом с идущим Главным. Никогда перед машиной
С.П. Королва не открывались ворота КПП, чтобы
он мог проехать прямо до входа в помещение (по
крайней мере, утром). Когда он заканчивал рабо
тать мне не всегда удавалось отследить, но это
в любом случае происходило намного позже окон
чания рабочего дня.
Площадка для испытаний корабля Восток
была организована в том же МИКе с восточной
стороны. Но места для размещения всех систем
там не хватало. Многие располагались в кунгах
вне МИКа. Так, например, наземная испытатель
ная аппаратура системы БКРЛ В (бортовой ко
мандной радиолинии) в кунге подъезжала с юж
ной стороны МИКа. Открывались ворота, через
Как это было
Как это было
Подготовка испытателей
Перед запуском
первого космонавта
Земли