background image
вторник
k
40, 12 апреля 2011 г.
1961 2011
емая космонавтика. История. Техника. Люди под
редакцией Ю.М. Батурина (Москва, 2005 г.). Там
говорится, что сразу после отделения корабля
была включена циклограмма посадки. В соответ
ствии с ней произошло включение тормозной
двигательной установки, но она выключилась за
0,5 1,0 секунды до расчтного времени из за
окончания горючего. Причина залипание кла
пана, из за чего часть горючего попала в полость
разделительного мешка, а не в камеру сгорания.
После окончания горючего магистрали наддува
двигателя остались открытыми, и в них, а также в
рулевые сопла, под давлением около 60 атмос
фер стал поступать азот. Это привело к закрутке
корабля со скоростью 30об./с. Досрочное отклю
чение ТДУ нарушило штатную циклограмму спус
ка, и команда на автоматическое разделение спус
каемого аппарата и приборно агрегатного отсека
не прошла. Они разделились по резервному вари
анту, от термодатчиков, на высоте 130 км (с за
держкой от штатной циклограммы на 10 минут).
Катапультирование прошло на высоте около
7 км. На спуске в дополнение к основному пара
шюту по неизвестной причине раскрылся и за
пасной. В 10 часов 55 минут московского вре
мени корабль Восток совершил благополуч
ную посадку. Вс окончилось счастливо в столь
длинной многозвенной цепочке вероятностей.
На следующий день после полта Ю.А. Гагари
на страна продолжала отмечать успешный за
пуск. Но вот отдельным товарищам не повезло.
Виталий КАРПОВ
Сто восемь минут
на орбите
Сто восемь минут на орбите
И космос стал ближе для нас.
Земляне! Вы вечно храните
В сердцах этот памятный час.
Свершилось событие века.
Там, в космосе, яркой звездой
Корабль Восток с человеком
Кружил на орбите земной.
Полт вне земной атмосферы
Неведомый мир нам открыл.
Началу космической эры
В галактику путь проложил.
Корабль пилотировал парень.
Российский, из Гжатска он был.
По имени Юрий Гагарин,
Как мать он Россию любил!
Вдруг сердце его озарилось,
Когда за окном корабля
Земля в ореоле открылась,
Прекрасная наша Земля.
Предельно натянуты нервы.
Вокруг никого. Он один.
Непросто быть в Космосе первым,
И первым был наш гражданин!
Владислав БОРЗЕНКО,
ветеран РКК Энергия
Рокот ракетный
Рокот ракетный рвт воздух
горячий,
К звздам меня провожает Земля,
И, провожая, желает удачи,
Благословляя полт корабля.
Рокот ракетный вс выше и тише,
Так улетают всегда корабли.
Но никогда не привыкнем
мы слышать
Эту симфонию звуков Земли.
Я улетаю вс дальше и дальше,
Я превращаюсь в живую звезду.
Слышу мелодию лунного вальса,
Вижу цветенье сирени в саду.
А у тебя намокают ресницы,
Слышишь, как тихо вс стало
вокруг,
Лишь тплый ветер да сполох
зарницы
У горизонта засветится вдруг.
Ты уж прости, но такие мы люди,
Манят нас звзды, зовут небеса.
Как все земляне, земное
мы любим,
Но есть на свете иная краса.
Ты не печалься, вс будет как
надо,
Сходятся к дому все наши пути.
Ты меня встретишь, и лучшей
награды
В нашей галактике мне не найти.
Может быть, я не сдержу
обещанья,
Что то случится в полте у нас,
И ты увидишь, как свет
на прощанье,
Ярко блеснул и внезапно погас.
Все мы когда то вернмся на небо,
Кто угасая, кто вспыхнув
звездой,
Знаю, так было и будет, но мне бы
В небе светить вам звездой
молодой.
Рокот ракетный рвт воздух
горячий.
Новые старты. И в звздной дали
Вера, надежда, любовь и удача
Пусть берегут вас, Земли корабли.
В
ноябре 1956 года после увольнения из ря
дов Советской армии я поступил на работу в
цех 440 Завода экспериментального машино
строения (ЗЭМ). Уже 1 февраля 1957 года был
создан цех 441, и я был переведн работать в
цеховое техбюро. Мне посчастливилось участво
вать в создании корпусов ракет 8К71 (семрка),
которые вывели на орбиту первый и последую
щие спутники Земли и с помо
щью которых осуществили запуск
первого в мире космонавта Ю.А.
Гагарина и всех последующих кос
монавтов, полетевших в космос в
1961 1965 годах, встречаться с
космонавтами на митингах работ
ников ОКБ 1 и ЗЭМа на террито
рии предприятия.
Помню, как всех работников
цеха охватил восторг от осозна
ния причастности к этим событи
ям. Никогда не забуду, как на
чальник архива цеха Татьяна Ива
новна Чернышва, в Великую Отечественную вой
ну воевавшая в партизанском отряде, плакала от
счастья после сообщения по радио о запуске пер
вого в мире спутника Земли. Помню, с каким
восторгом проходила встреча с первым космо
навтом Юрием Гагариным, который покорил всех
своей простотой и замечательной улыбкой.
Около центральной проходной из двух грузо
виков соорудили что то вроде сцены или трибу
ны. Люди несли цветы; стихи, написанные на
ватманских листах. Все остальные встречи прохо
дили примерно так же, но у 63 го корпуса. Ю.А.
Гагарин был очень обаятелен и доброжелателен,
благодарил конструкторов, инженеров, рабочих
за прекрасный корабль; все в него влюбились.
Создателям новой техники было нелегко в ре
жиме дефицита времени оперативно решать мно
гочисленные производственные вопросы, когда
нужно что то доработать, переделать и ещ раз
испытать, проверить.
Вновь созданный цех 441 предназначался для
сварки корпусов окислителя и горючего изделия
8К71. В цехе собрали высококвалифицированных
рабочих, инженеров сварщиков, мастеров. С удо
вольствием вспоминаю, что мне довелось тру
диться с такими замечательными людьми, как
старший мастер Александр Павлович Ильин (впос
ледствии награждн орденом Ленина), Птр Иль
ич Кежаев, и многими другими. Мы учились друг
у друга и осваивали автоматическую сварку но
вых сплавов, изобретали специальную оснаст
ку. Было трудно, но очень интересно. На 441 й цех
была возложена автоматическая сварка баков и
целый ряд других технологических операций из
готовления, испытаний и контроля крупногаба
ритных баков космических кораблей.
Вспоминая сейчас события тех лет, убеждн,
что создание космических систем, позволивших
нам первыми в мире запустить спутник в космос
и вывести на космическую орбиту первого земля
нина, стало возможным благодаря самоотвер
женному труду тысяч учных, конструкторов, тех
нологов, рабочих и, безусловно, титанической
организационной работе С.П. Королва, руковод
ства ОКБ 1 и Завода экспериментального маши
ностроения.
Для решения конкретных задач по изготовле
нию баков горючего и окислителя было создано
цеховое бюро сварки во главе с Б.Г. Волковым. В
него также входили Б.И. Рабенко, Ю.Н. Смирнов,
Н.А. Сорокина, А.М. Ушакова, В.В. Гудков, А.Г.
Смирнов, Х. Хозеев, Д.Д. Мирошин, Р.В. Авдеева,
По команде С.П. Королва притормозили отлт
в Москву Б.Е. Чертока, Н.А. Пилюгина и других
специалистов для выяснения причин ненормаль
ного функционирования бортовой аппаратуры
ракеты носителя и космического аппарата в по
лте. Б.Е. Черток поехал на десятую площадку для
анализа записей телеметрии, а Н.А. Пилюгин
разбираться с преобразователем тока ПТ 3500.
Мне вместе с начальником лаборатории
Р.Т. Крутовым тоже было приказано на
ходиться на рабочем месте 13 апреля.
В 9 часов утра в аппаратное помеще
ние системы радиоуправления (комната
9 в МИКе) прибыла комиссия во главе
с Н.А. Пилюгиным в сопровождении на
шего начальника полковника А.С. Ки
риллова. Усевшись на стул посередине
комнаты, Н.А. Пилюгин властным голо
сом дал команду: Капитан, ну ка, да
вай, показывай этот злосчастный преоб
разователь, включи его, а мы посмот
рим. Здесь заартачился Р.Т. Крутов,
который без официально оформленно
го технического задания не имел права
выполнять указанные работы. На что
Пилюгин ответил: Капитан, ты давай
работай, а я тебе подпишу любое техни
ческое задание. Получив разрешение от А.С.
Кириллова, мы с Р.Т. Крутовым принесли преоб
разователь (а весил он порядка 20 30 кг) из
агрегатной комнаты 8, протянули кабель пита
ния и включили прибор. Через некоторое время
Пилюгин сказал: Спасибо, я вс посмотрел, уви
дел своими глазами, мне вс ясно.
Что же касается анализа записей телеметрии,
то он ничего не дал. В результате доклад получил
ся настолько закамуфлированным, что и по сей
день многие из тех, кто был причастен к этому
анализу, в своих воспоминаниях пишут, что в
системе радиоуправления отказал дешифратор.
Вот так на этот дешифратор всю вину и свалили.
Однако истинная причина отказа преобразовате
ля до сих пор неизвестна.
В.Н. Карасва и Л. Ругаева. Это был замечатель
ный, дружный коллектив все примерно одного
возраста, от 25 до 30 лет, и недаром ему одному из
первых на заводе было присвоено звание коллек
тива коммунистического труда.
Некоторые члены бюро в дальнейшем подня
лись по служебной лестнице. Б.И. Рабенко стал
председателем комиссии партийного контроля все
го предприятия; А.С. Успенский заместителем
директора НИИТМ, Д.Д. Мирошин начальником
цеха 408; Ю.Н. Смирнов главным сварщиком
Министерства оборонной промышленности СССР,
членом президиума Совета главных сварщиков
Советского Союза под руковод
ством академика Б.Е. Патона, пред
седателем комиссии заработной
платы объединнного профкома
предприятия; В.В. Гудков на
чальником бюро сварки КБ.
Вспоминается, как быстро и
оригинально был решн вопрос
сварки титановой ракеты для па
мятника Покорители космоса,
установленного около Музея кос
монавтики на ВДНХ. Эту ракету
также сваривали в цехе 441. Ра
бота по выполнению заказа была
срочная, и времени на конструирование и изго
товление необходимой технической оснастки про
сто не было. Тогда были придуманы простые
специальные накладки, которые обеспечивали
крайне необходимую защиту сварных швов из
титановых сплавов. Заказ, за выполнением кото
рого лично следил С.П. Королв, был выполнен в
срок, и отполированная до блеска титановая ра
кета высотой более 110 метров вот уже более 45
лет гордо смотрит в космос.
Непростые условия работы в цехе 441, когда
ежедневно, ежечасно приходилось искать, нахо
дить и претворять в жизнь пути решения стоящих
перед нами сложных технологических задач, за
калили меня, что очень помогло в дальнейшей
работе.
Я бесконечно благодарен судьбе за предостав
ленную мне возможность активно участвовать в
производстве как космической, так и оборонной
техники.
Юрий Николаевич СМИРНОВ,
ветеран РКК Энергия
Золотое десятилетие космонавтики
Я счастлив, что непосредственно участвовал в становлении
космической техники с 1956 по 1965 годы. Недаром этот
период называют Золотое десятилетие космонавтики.
Вспоминая сейчас события тех лет, убеждн, что со
здание космических систем, позволивших нам первы
ми в мире запустить спутник в космос и вывести на
космическую орбиту первого землянина, стало возмож
ным благодаря самоотверженному труду тысяч учных,
конструкторов, технологов, рабочих и, безусловно, ти
танической организационной работе С.П. Королва, ру
ководства ОКБ 1 и Завода экспериментального маши
ностроения.
Уже к концу 1960 года на Байконуре находилось более десяти тысяч
человек, в том числе военные испытатели, в составе боевых расчтов
обеспечивающие пуски космических аппаратов. Конечно, не всем военно
служащим, которые 12 апреля 1961 года участвовали в запуске в космос
первого в мире человека, довелось дожить до наших дней. А те, кто полвека
назад только начинал служить, сегодня уже в запасе. Многие из них живут
в Подмосковье, в том числе в нашем городе.
Александр Николаевич Чемакин, отрывки из воспоминаний которого мы
опубликовали выше лишь один из таких людей. Кроме него сейчас в
Королве проживают одиннадцать бывших военнослужащих (по военно
му номеров боевого расчта), в сво время обеспечивших запуск
гагаринского Востока.
Пожалуй, самый известный и титулованный из них
Герой Социалистичес
кого Труда, лауреат Государственной премии СССР генерал лейтенант Алексей
Александрович Шумилин
. В апреле 1961 го он был старшим лейтенантом,
инженером испытателем Первого научно исследовательского управления в/ч
11284. На Байконуре Шумилин прослужил чуть меньше четырх десятилетий: с
1959 по 1997 год, причм последние пять лет был начальником космодрома.
Ровно три десятилетия прослужил на космодроме
заместитель началь
ника штаба в/ч 11284 полковник Лев Александрович Николаев. В день
запуска первого пилотируемого корабля он был 28 летним капитаном,
начальником аварийно спасательной команды.
Без малого 30 лет таков срок службы на Байконуре
полковника
Александра Ивановича Виноградова. К моменту полта Гагарина он был
лейтенантом, уже четвртый год занимался строительством и обслужива
нием объектов космодрома.
Более 15 лет жизни отдали службе на космодроме полковник В.А.
Поляков, подполковники В.А. Богачв и В.И. Васильев, майор В.И.
Астанков.
Виктор Александрович Поляков в 1961 м был уже капитаном,
старшим инженером испытателем отдела анализа службы научно ис
следовательских и опытно испытательных работ в/ч 11284.
Валентин
Александрович Богачв, будучи инженер лейтенантом, нс дежурство
в пункте радиоуправления в качестве начальника станции измерения
скорости.
Виктор Иванович Васильев, как инженер капитан, возглавлял
в отделе анализа в/ч 11284 отделение монтажа и сборки ракеты носи
теля. Владимир Иванович Астанков входил в расчт системы радиоуп
равления.
Кроме того, в Королве сегодня живут
Александр Тимофеевич Патичен
ко (служил на Байконуре с 1955 по 1966 год, был капитаном, инженером
испытателем, а в запас уволился в звании полковника) и бывший в 1961
году инженер лейтенантом, начальником аварийно спасательной коман
ды
Валерий Ильич Лебедь, который впоследствии стал полковником,
руководителем ВП ЦНИИмаша.
И наконец, жителю Королва
Анатолию Алексеевичу Чуприну в 1961
году выпало проходить на космодроме срочную воинскую службу, он был
рядовым, электромехаником первой группы в/ч 25741.
Сейчас, когда полты за пределы земной атмосферы стали регулярны
ми, мы с гораздо большим пониманием можем оценить значение первых
достижений отечественной космонавтики.
Старт Востока, запуски следующих кораблей этой серии не просто
хронология событий. Это новая эра в истории Земли. Одним из е главных
символов стал космодром Байконур, а основная ценность самого космод
рома работавшие и служившие на нм люди.
От редакции