background image
четверг
k
41, 14 апреля 2011 г.
ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ: ЗА ГОРОДОМ
C
M
Y
K
П
одмосковных журналистов пригласили по
сетить это предприятие в рамках торжеств,
приуроченных к полувековому полту в космос
Юрия Гагарина. Этот день запомнится нам на всю
жизнь.
Нас провели в подвал (бывший когда то бом
боубежищем) конструкторского корпуса предпри
ятия. Здесь находится музей, весьма современ
ный с точки зрения использования светозвуковых
эффектов и видеотехники. Экскурс в историю
Звезды провл е
генеральный конструктор и
генеральный директор Сергей Поздняков. Как он
выразился, несмотря на то, что мы режимное
предприятие, апрель решили сделать месяцем от
крытых дверей, принимаем организованные груп
пы экскурсантов, в том числе школьников, студен
тов, и, конечно, рады журналистам.
В музее собраны уникальные экспонаты разра
ботки и производства Звезды. Это предприятие
организовали в 1952 году (тогда завод 918), оно
стало заниматься разработкой и производством
средств спасения и жизнеобеспечения лтчиков
высокоскоростных самолтов. Это и специаль
ные лтные костюмы, и скафандры, и системы
катапультирования. С середины 50 х годов Звез
да стала выполнять работы и по космической
тематике. Начинали с разработки так называемых
собачьих скафандров для четвероногих космо
навтов Лайки, Белки, Стрелки и так далее. Для
собак, которые по программе полта должны быть
доставлены на Землю, делались специальные
катапульты и возвращаемые контейнеры.
Следующий этап работы Звезды системы
спасения человека при полте в космос и возвра
щении его на родную землю. Первые космические
корабли серии Восток не имели системы мяг
кой посадки, космонавт выстреливался из спус
каемого аппарата на высоте 7 8 км и уже далее
спускался как парашютист. Было создано и кос
мическое катапультное кресло ВЗА, которым
пользовались космонавты Юрий Гагарин, Герман
Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Вален
тина Терешкова, Валерий Быковский, и скафанд
ры для них. В музее представлен подлинный гага
ринский скафандр. Оказывается, он постоянно
дорабатывался (дело то новое!) до самой по
садки Юрия Алексеевича в кресло космического
корабля. И знаете, какой была последняя дора
ботка? Один из инженеров на стартовом комплек
се Байконура предположил: а вдруг Юрий Гагарин
приземлится не на нашей территории, а где ни
будь за рубежом и, не дай Бог, в угодья нецивили
зованных землян, проще говоря, дикарей. Теоре
тически и такое могло случиться. Как эти люди
отнесутся к человеку, упавшему к ним с неба, если
на его костюме нет никаких знаков отличия? Не
ясно. На всякий случай тут же сделали шаблон и
по нему написали краской на шлеме космонавта
четыре красные буквы: СССР. Эта надпись долж
на была напомнить встречающим, что из космоса
возвратился именно советский человек.
Следующие экспонаты подлинные костюм
Валентины Терешковой с вышитой на левом пле
че чайкой и скафандр, который надевался на этот
костюм. Рядом подлинный скафандр Алексея
Леонова, в котором он выходил в открытый кос
мос. Напротив космический спускаемый аппа
рат со шлюзовой камерой, из которой Леонов
выходил в космос. Эта уникальная конструкция
тоже делалась на Звезде!
И тут мне вспомнилось, что когда то и я наде
вал на себя костюм космонавта. Это было в дал
ком 1986 году. Мне, сотруднику Энергии, пред
ложили своеобразную командировку поуча
ствовать в отработке новой системы жизнеобес
печения станции Салют. Мо конструкторское
начальство не возражало, и я приезжал в Химки.
Здесь на закрытом предприятии проводился уни
кальный эксперимент многомесячный полт
на станции Салют экипажа из трх человек.
Ребята в железной бочке полном имитаторе
Салюта с пристыкованным к нему кораблм
Союз сидели безвылазно уже несколько
месяцев. Я попал в экипаж посещения. Нам,
трм инженерам из Подлипок, предстояло про
быть с основным экипажем всего семь дней, тоже,
как вы понимаете, никуда со станции не выходя.
Макет Салюта с Союзом стоял посреди ог
ромного зала, операторы с пульта управления
следили за нашим самочувствием. Имитация по
лта была максимальной, если не считать отсут
ствие невесомости. Даже питание у нас было то
же космическое. Я эти недоступные простому
человеку баночки, пакетики, упаковочки старался
экономить; по окончании эксперимента привз их
домой в качестве сувениров. И какое то время
ходил в гости с уникальными подарками. Одному
подаришь баночку судака по польски, другому
олений язык, третьему буханочку хлеба вели
чиной с мизинец. На меня смотрели, как на вол
шебника.
Однако я отвлкся. Одежду нам выдали тоже
космическую, причм именную. Мне достался
костюм индийского космонавта Ракеши Шармы,
который летал в космос в апреле 1984 года на
корабле Союз Т 11 вместе с Юрием Малыше
вым и Геннадием Стрекаловым. Тплый коричне
вый костюм Шармы согревал меня, когда нам
искусственно (в рамках эксперимента) снижали
температуру в Салюте до плюс десяти градусов.
Жаль, не удалось костюм взять на память, как бы
он мне пригодился в туристических походах!
Показал нам Сергей Сергеевич и современные
разработки Звезды. Это предприятие сделало
уникальный скафандр орбитального базирова
ния, он уже пять лет работает в космосе без
замены. А у американцев нет подобного скафан
дра!
В позапрошлом году получил путвку в жизнь
скафандр Орлан МК (К значит, с компьюте
ром). Наши конструкторы стали на скафандрах при
менять компьютеры, которые помогают космонав
там работать на орбите. У американцев подобных
систем нет! На Звезде впервые в мире установили
жидкокристаллический дисплей снаружи скафанд
ра, но оказалось, что в реальном космосе он иногда
дат сбои. Космос среда для человека необыч
ная, она не для жизни, отметил Поздняков. Да,
мы проводим испытания, стараясь имитировать на
Земле космические условия. Но в реальной работе
вс оказывается немножко по другому. И мы дела
ем новую версию этого скафандра.
Любое предприятие это, прежде всего, его
кадры. Сергей Сергеевич привл любопытный
факт: в следующем году Звезда отметит сво
60 летие, а он всего лишь третий его директор. С
1952 по 1964 год предприятием руководил Герой
Соцтруда Семн Михайлович Алексеев, с 1964 по
2008 год академик, Герой Соцтруда Гай Ильич
Северин.
И ещ одно откровение генерального конструк
тора, касающееся испытаний создаваемой здесь
продукции. Любой скафандр, любое катапультное
устройство необходимо проверить не только на
манекенах, но и в так называемых физиологичес
ких условиях, с участием человека. И что любопыт
но: специального отряда испытателей на Звезде
никогда не было! Этим занимаются непосредствен
но сотрудники предприятия конструкторы, ра
бочие, другие специалисты. В этом есть огромный
плюс. Например, тот, кто конструирует перчатки
для космонавта, может не только отследить, как их
изготовят, но и примерить на себе, то есть испы
тать. Многие конструкторы так и делают. Но есть
испытания, связанные с определнным риском для
жизни, например, проверка катапультных кресел в
реальных условиях или при имитации нештатных
ситуаций, которые могут появиться в космическом
полте. При этом зачастую возникают нагрузки на
пределе человеческих возможностей. Тут Звез
ду выручают е сотрудники добровольцы, напри
мер, Герой России Виктор Костин, рекордсмен мира
по перенеснным перегрузкам. Много сделал для
Звезды и Владимир Светлов, который за испы
тания в аэродинамической трубе (имитация ката
пультирования лтчика при сверхзвуковой скоро
сти) получил звание Героя России. В связи с этим
мне почему то вспомнились древние римские стро
ители, которые, построив мост, становились под
него, когда его максимально нагружали. Своей
жизнью они расплачивались за свои инженерные
просчты...
Вторая часть нашей экскурсии по предприятию
Звезда посещение испытательного корпуса.
Здесь в огромных барокамерах проверяют каче
ство работы скафандров. Одна из барокамер была
открыта, в ней в подвешенном состоянии находи
лись два скафандра. Как нам объяснили, в этой
барокамере могут имитировать настоящие кос
мические условия: вакуум и широкий диапазон
температур. Каждый космонавт, прежде чем по
лететь на орбиту, обязательно бывает в этой ба
рокамере. В свом скафандре он как бы привыка
ет к будущей рабочей обстановке, учится выпол
нять технологические операции, которые придт
ся повторить уже непосредственно в открытом
космосе. Нам разрешили забраться в эту барока
меру и сфотографироваться со скафандрами.
Потом, глядя на эти фото, приятно будет вспом
нить о том, как мы соприкоснулись с уникальным
достижением отечественной науки и техники
космической одеждой.
Валерий СОКОЛОВ
Фото автора
ПАРТНРЫ
Подлинный скафандр Юрия Гагарина СК 1.
Подлинный скафандр Алексея Леонова Беркут.
Скафандр Стриж и катапультное кресло К 36РБ
для спасения пилота космического корабля
Буран.
Когда я работал конструктором в РКК Энергия, мне не
раз приходилось бывать на предприятиях, где создава
лась ракетно космическая техника. Вспоминаю команди
ровки в Космический центр имени М. Хруничева (Москва,
Фили), в НПО имени С. Лавочкина (Химки), в КБ Про
гресс (Самара), на Красноярский машиностроительный
завод, в НПО Полт (Омск), на космодром Байконур И
вот буквально на днях удалось побывать ещ на одном
уникальном заводе, связанном с космосом, научно
производственном предприятии Звезда имени акаде
мика Гая Северина, что находится в послке Томилино,
рядом с Люберцами. Здесь делают скафандры для кос
монавтов и, как выяснилось, не только скафандры.
В гостях у творцов космической одежды
В гостях у творцов космической одежды
10 апреля в Москве состоялся вело
парад в честь 50 летия полта Юрия
Гагарина.
В нм участвовали предста
вители многих велосипедных клубов
С ВЕТЕРКОМ!
Королвские велотуристы у памятника Юрию Гагарину в Москве.
Москвы и Подмосковья. Трасса прохо
дила от памятника создателям первого
искусственного спутника Земли у мет
ро Рижская до памятника Юрию Га
гарину у метро Ленинский проспект.
Город Королв представляла сбор
ная команда велосекции турклуба Аб
рис и ОАО РКК Энергия имени
С.П. Королва.
Чтобы шествие получилось по на
стоящему праздничным и зрелищным,
участники украсили свои велосипеды
цветами, фольгой и лентами, юбилей
ными флагами. На всм маршруте нас
сопровождал макет космического ко
рабля Восток, который везли на ве
лотележке. Выстроившись в колонну,
участники произнесли знаменитое га
гаринское Поехали!, чем и дали старт
велопараду. Королвцы были одеты в
футболки с юбилейной символикой,
предоставленные Советом молодых
специалистов РКК Энергия. Спасибо
им и лично Ю. Ивановой, председате
лю Совета.
На финише нас тепло встретили ру
ководитель муниципального образова
ния Гагаринское Александр Кобрин
ский, а также почтный гость праздни
ка Б.Я. Данилов, ветеран космической
отрасли, человек, принимавший учас
тие в том самом, первом запуске. Он
поделился воспоминаниями о событи
ях 12 апреля 1961 года.
После торжественных речей и по
здравлений участники парада возло
жили цветы к памятнику первому кос
монавту Земли Юрию Алексеевичу Га
гарину.
В последнее время интерес к вело
сипеду заметно возрос. На велопараде
часто говорилось, что велосипед
это транспорт будущего. Может быть,
кому то покажется несбыточной меч
той сделать город Королв велосипед
ной зоной. Но ведь и запуск человека в
космос когда то казался весьма отда
лнной перспективой. А пока в РКК
Энергия начались официальные раз
говоры о создании велопарковки. В
турклубе Абрис после большого пе
рерыва возобновил работу клуб вело
путешествеников.
Мы ждм вас на лекциях, которые
будут проводиться по средам в 19.00
по адресу: улица Коминтерна, 14, а так
же приглашаем в велосипедные похо
ды выходного дня. Информацию мож
но получить по вторникам и средам с
19 до 21 часа по телефону 516 58 14,
сайт клуба www.abris korolev.ru.
Давайте в Год российской космонав
тики сделаем своим девизом слова Га
гарина: Я увидел, как прекрасна наша
планета. Люди, будем хранить и приум
ножать эту красоту, а не разрушать е.
А велосипед, без сомнения, самый
экологичный вид транспорта.
Татьяна ЧЕРНЫШВА,
член турклуба
Фото автора
По столице на велосипеде!
По столице на велосипеде!