background image
C
M
Y
K
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
четверг
k
44, 21 апреля 2011 г.
Выпуск 77
ИЗ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ
М.К. Тихонравов занялся проектированием ра
кет как средства полта в космическое простран
ство после посещения Первой Всемирной выстав
ки по космонавтике в 1927 году и последующего
изучения работ К.Э. Циолковского. К тому же
судьба подарила ему личную встречу с мэтром
межпланетных полтов. В марте 1934 года М.К.
Тихонравов и начальник РНИИ И.Т. Клейменов
ездили в Калугу, чтобы рассказать Константину
Эдуардовичу о своих достижениях в ракетострое
нии.
Через полтора месяца М.К. Тихонравов в до
кладе Применение ракетных летательных аппа
ратов для исследования стратосферы как бы
мимоходом отмечает:
Без сомнения, чрезвычай
но заманчивым является подъм при помощи
ракеты на такую высоту человека
. В новом док
ладе на эту тему, прочитанном в 1935 году, он уже
вполне уверенно заявляет:
Исследование стра
тосферы не является конечной целью развития
ракетной техники. Это только средство проник
нуть, технически подготовиться для того, чтобы
человеку подняться сначала в верхние слои ат
мосферы, затем выйти из не и найти пути в
космическом пространстве на другие небесные
тела
. Об этом же идт речь и в книге М.К. Тихон
равова Ракетная техника (М., ОНТИ, 1935).
В 1934 1935 годы Михаил Клавдиевич вс
увереннее утверждает мысль об использовании
ракеты для межпланетного полта человека. Од
нако не все авторитетные отечественные учные
разделяли его оптимизм. Вот мнение известного
кораблестроителя академика А.Н. Крылова, счи
тавшего, что полт на Луну возможен только при
использовании атомной энергии:
Мне представ
ляется,.. что идея этого полта относится к весь
ма, весьма отдалнному будущему... Кроме того,
на то, чтобы такой полт сделать, нужны деньги,
и весьма большие, а деньги любят приносить
прибыль. Какая нам корысть, если вы когда ни
будь и на Марс залетите?
М.К. Тихонравов, полемизируя с этой точкой
зрения корифея, показывает, что возможно ис
пользовать энергию радиации Солнца и косми
ческого пространства. А в статье Пути использо
вания лучистой энергии для космического пол
та он пишет уже о составной ракете. Первая
(стартовая) ракета
должна забросить вторую
ракету на высоту в 65 км, то есть на высоту, с
которой мы начнм пользоваться энергией ради
ации
. Стартовая ракета это жидкостная раке
та, работающая на наиболее эффективном топ
ливе.
В виде груза стартовая ракета нест соб
ственно межпланетную ракету. Отработавшая
стартовая ракета сбрасывается, и далее летит
межпланетная ракета, которая состоит из кабины
с экипажем, баков с жидким водородом, двигате
ля и специальных фотоэлементов для получения
солнечной энергии. Результаты расчтов автора
показывают, что стартовая ракета должна весить
примерно 75 т, а космическая 38 т. Ракета на
старте будет иметь высоту около 25 м, а диаметр
9 м. В заключение Тихонравов формулирует зада
чи создания ракеты
как целого, хорошо сла
женного и функционирующего агрегата.
В публикациях 1935 года Михаил Клавдиевич
декларирует межпланетный полт как столь гран
диозную задачу в деле завоевания природы чело
веком, что на е решении следует сосредоточить
все силы современной передовой техники, и
продолжает:
... начав с малого, человек на ракете
наконец поднимется в высшие слои атмосферы,
покинет Землю и осуществит давнишнюю мечту
человечества о посещении других миров
Т
ак как магнитное поле Земли подвер
жено постоянным изменениям, меняет
ся и положение магнитных полюсов. В насто
ящее время положение южного магнитного
полюса перед побережьем Антарктиды на
против австралийского острова Кенгуру пока
ещ стабильно, однако арктический магнит
ный полюс сместился за последние 200 лет
на 1100 км. При скорости около 50 км в год
он в настоящее время путешествует из Кана
ды в направлении России. Теоретически в
2050 году он достигнет Сибири. Одновремен
но отмечается ослабление общего магнитно
го поля Земли на 10% за последние 150
лет.
Учные, занимающиеся наукой о Земле,
единодушны во мнении, что оба упомянутых
факта указывают на предстоящую смену по
люсов. В течение 730 тысяч лет северный и
южный полюсы удерживают позиции маг
нитного поля Земли. Установлено, что смена
полюсов уже должна была произойти та
кие события за время существования нашей
планеты происходили в среднем каждые 250
тысяч лет. Это можно определить по линиям
плавления океанических хребтов, где за
стывшая лава оставила отпечатки направле
ния магнитного поля Земли.
Признаком смены полюсов является пол
ное исчезновение главной части магнитного
поля, подобной стержневому магниту. В про
цессе этого Земля потеряет свой магнитный
защитный зонт, предотвращающий про
никновение на не протонов и электронов,
выбрасываемых Солнцем со скоростью не
скольких сотен километров в секунду. При
существовании магнитного поля эти заря
женные частицы вынуждены двигаться пер
пендикулярно силовым линиям магнитного
поля, которые направляются к полярным зо
нам.
Следует ли из этого, что становится воз
можным ужасный сценарий Земли без маг
нитного поля предоставленной солнечно
му ветру: сожжнные в хаосе люди, крах се
тей энергоснабжения и сбой работы компью
теров? Прежде всего, предполагается, что
смена полярности продолжается сотни или
тысячи лет. Вследствие того, что Земля под
вергалась продолжительной бомбардировке
частиц, в истории это каждый раз должно
было приводить к гибели всего живого. Од
нако геологи не смогли найти следов массо
вой гибели во времена смещения полюсов
Земли. Также и поиски мутаций животного и
растительного мира от повышенной радио
активности среди раскопок были безуспеш
ными.
А вот что показали результаты исследова
ний Венеры, которая не имеет собственного
магнитного поля. От ударов солнечного вет
ра по атмосфере образуется магнитный щит.
То же самое происходит и на Земле. Это
подтвердили компьютерные расчты. Такое
магнитное поле образуется в течение часа на
высоте 350 км в атмосфере с солнечной
(дневной) стороны. Таким образом, даже при
полном исчезновении собственного магнит
ного поля Земля будет защищена от солнеч
ного ветра благодаря наличию атмосферы,
удерживаемой силой земного притяжения.
Так что смена полюсов не катастрофа.
Тем не менее катастрофические прогнозы
вс равно будут бомбардировать страницы
газет и мониторы компьютеров
Наум РАЙКИН
В последующих своих публикациях 1937
1939 годов, посвящнных К.Э. Циолковскому, М.К.
Тихонравов уже переходит от деклараций к пред
варительным количественным оценкам возмож
ности космического полта человека. В 1936 году
он подат заявку на включение в план работ РНИИ
темы по проектированию ракеты для полта чело
века на высоту 2 км. К сожалению, предложение
принято не было.
В 1944 году по личному указанию И.В. Сталина
на немецкий ракетный полигон в Польше была
направлена группа специалистов, в том числе
М.К. Тихонравов. В страну были доставлены пер
вые образцы ракет Фау 1 и Фау 2. Начались
поиски системы организации работ по созданию
отечественных жидкостных управляемых бал
листических ракет дальнего действия. В 1945
году группой сотрудников во главе с М.К. Тихон
равовым и Н.Г. Чернышвым был разработан
проект ВР 190 модернизированной Фау 2 для
полта двух человек на высоту до 190 км (не был
осуществлн).
В послевоенные годы М.К. Тихонравов, вновь
и вновь возвращаясь к идее ракетного полта
человека в космос, особое внимание обращает
на работу Циолковского Основы построения
газовых машин, а в ней на главу Наиболь
шая скорость ракеты, которая, по мнению
Тихонравова, представляет для ракетной тех
ники наибольший интерес из всех, входящих в
рукопись, ибо предложенный Циолковским
метод достижения космических скоростей,
...состоящий в переливании топлива из раке
ты в ракету при постепенном уменьшении чис
ла летящих ракет, является предпочтительнее
составной ракеты. В данном случае Циолков
ский предлагает использовать метод перели
вания не для простых жидкостных ракет, а для
ракетопланов
.
Здесь же Тихонравов обращает внимание на то,
что Циолковский считал авиацию первым этапом
на пути к космическим полтам, и далее показы
вает, как Циолковский представлял
постепенное
видоизменение самолта в межпланетный ко
рабль
. Это осуществляется постепенным пере
ходом винтомоторной группы самолта в воздуш
но реактивный двигатель, а самолт превращает
ся в полуреактивный стратоплан, так как винты
вс же необходимы. При этом высота полта ап
парата значительно повышается, а поршневые
двигатели будут заменены турбинами. В конеч
ном счте осуществляется полный отказ от ис
пользования воздуха и переход на окислитель,
запаснный на аппарате. Самолт превращается в
ракетоплан, который ... может вылететь за преде
лы атмосферы. Именно логика перехода к косми
ческим скоростям держит на этом этапе внимание
Тихонравова.
Далее Михаил Клавдиевич пишет:
При помо
щи комбинации из нескольких ракетопланов, в
виде ли составной ракеты, или аппаратов, пере
ливающих запасы топлива из одного в другой,
можно достигнуть скорости 8 км/сек и сделать
ся спутником Земли
. Доставка материалов на
спутник позволит превратить его в станцию, от
которой межпланетные корабли будут отправ
ляться в космос.
Таким образом, М.К. Тихонравов от простого
ракетного полта в стратосфере, а затем в косми
ческом пространстве постепенно переходит к со
ставной ракете из ракетопланов с переливом топ
лива в полте и отбрасыванием опустевших час
тей. В то же время он обращает внимание на то,
что
...Циолковский не отрицал возможности не
посредственного вылета ракеты за пределы ат
мосферы в космическое пространство
.
Эти события происходят в середине 1947 года.
Тихонравов возглавляет специальность управляе
мых жидкостных ракет в НИИ 4. Реализация про
екта ВР 190, с которым группа сотрудников НИИ 1
перешла в НИИ 4, встречает не только непонима
ние, но и довольно жсткое сопротивление.
Уже в феврале 1948 года Тихонравов начинает
выступать с докладом Пути осуществления боль
ших дальностей стрельбы ракетами. Именно в
этот период его симпатии, основанные на науч
ном анализе, переходят от самолтной схемы к
ракетам с переливанием топлива.
Дальнейшие работы по поиску инженерно кон
структорских решений ракеты пакетной схемы в
группе М.К. Тихонравова (НИИ 88), М.В. Келды
ша (ИПМ АН СССР), в группе отдела 3 (НИИ 88)
привели к созданию первой в мире МБР Р 7,
которая обеспечила получение космической ско
рости и запуск ИСЗ.
В 1954 году С.П. Королв представляет в Пра
вительство СССР подготовленную М.К. Тихонра
вовым докладную записку об искусственном спут
нике Земли, где был и раздел Полт человека на
существующих изделиях Р. Цель ознакомле
ние человека с условиями полта на изделиях Р
в верхних слоях атмосферы и особенно в услови
ях невесомости. В аналогичном разделе записки
1955 года О проблеме ИСЗ говорится уже об
экспериментальных исследованиях условий по
лта на изделиях Р и разработке средств спуска
на Землю, при этом подчркивается, что эти пол
ты должны предшествовать полтам человека на
ИСЗ. Был даже подготовлен проект постановле
ния правительства с формулировкой: В период
1957 1958 годов провести пуски ракет Р 5А (6
штук) с человеком. Тогда же на конференции в
АН СССР М.К. Тихонравов выступил с докладом
Полты человека на ракетах как путь к осуществ
лению пилотируемого ИСЗ.
Последняя точка в проблеме полта человека
на ракете была поставлена только в 1958 году, на
заседании Совета главных конструкторов, где
рассматривались проект пилотируемого косми
ческого корабля Восток (руководитель К.П.
Феоктистов) и проект капсулы для полта челове
ка на ракете Р 5 (руководитель Н.П. Белоусов).
Было принято решение о разработке только про
екта космического корабля Восток.
Борис КАНТЕМИРОВ,
кандидат технических наук, руководитель
проблемной группы История отечественной
техники ИИЕТ РАН, вице президент Российс
кой академии космонавтики
им. К.Э. Циолковского
На пути к орбитальному полту человека
Юрий Гагарин и все советские космонавты совершали полты сразу по
орбите вокруг Земли на космическом корабле. Американские астронав
ты начинали с суборбитальных полтов на ракете по баллистической
траектории. Между тем и нашими учными ракетный полт человека
длительное время рассматривался как вполне естественный и логич
ный. Обратимся к истории этого вопроса на примере творчества одного
из пионеров отечественного ракетостроения и космонавтики доктора
технических наук, профессора, лауреата Ленинской премии, Героя
Социалистического Труда Михаила Клавдиевича Тихонравова.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
В
книге выдающегося российского учного энци
клопедиста, доктора физико математических
наук, профессора, академика РАЕН и РАКЦ Леонида
Васильевича Лескова (1931 2006) анализируются
проблемы глобального и российского кризисов и пути
их преодоления. Для исследования этих проблем выб
ран своеобразный метод бесед с выдающимися рус
скими и зарубежными учными, философами, писате
лями и поэтами XIX и XX веков. Основной вывод из этих
бесед состоит в том, что хорошо аргументированные
предостережения, высказанные заблаговременно про
тив ошибочных исторических решений, не были услы
шаны. Каждый раз это приводило к катастрофическим
последствиям. Поскольку такие ошибки совершала и
совершает политическая элита, в книге рассмотрен
вопрос о механизмах власти и способах предотвраще
ния в XXI веке подобных ошибок, последствия которых
в современных условиях могут носить непоправимый
характер.
Книга написана ярким литературным языком и пред
ставит несомненный интерес для широкого круга чита
телей учных и преподавателей, политических и
общественных деятелей, журналистов и студентов, всех
интересующихся судьбой России.
Книга издана в авторской редакции. Приобрести е
можно в редакции Калининградской правды.
Лесков Л.В.
Примет ли нас XXI век?
Предвидение в диалогах.
Москва: МИСК, 2009, 360 с.
Магнитное поле
и жизнь на Земле
Интернет, различные СМИ
неустанно обрушивают на
людей ужасные прогнозы. Вот,
например, тревожное предуп
реждение: Магнитный полюс
Земли стремительно приближа
ется к России! или: Магнитное
поле Земли быстро ослабевает!
Ну и что из этого?
М.К. Тихонравов.