background image
суббота
k
45, 23 апреля 2011 г.
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
УДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ
Бандероль из Японии
немногим более 5 тысяч, и все они живут на
Таймыре.
Авт.) В те годы Сэцу изучала творче
ство первой долганской поэтессы Огдо Аксно
вой, которая является основоположником лите
ратуры своего народа. По счастливым обстоя
тельствам мне суждено было стать первым пере
водчиком этого талантливого автора. Во время
пребывания Сэцу на Таймыре мы познакомились,
и я смог принять посильное участие в выходе в
свет полного собрания сочинений Огдо Аксно
вой на долганском, русском и японском языках (!)
в одном томе (390 страниц, большой формат).
Осенью 2006 года Анна Алексеевна Барболина,
кандидат педагогических наук, сотрудник ГОУ
Международный центр арктической культуры и
цивилизации на Таймыре (между прочим, самый
младший ребнок в многодетной семье долганс
кого оленевода; сегодня самый главный, са
мый заботливый человек в ней), написала текст
русско долганского разговорника. С. Фудзисиро
рекомендовала А. Барболиной издать разговор
ник с добавлением японского перевода и с ком
ментариями на японском языке. Она предложила
опубликовать этот разговорник при финансовой
поддержке научного проекта Министерства про
свещения Японии и лингвистической кафедры
Университета Кюсю (Япония). Глава проекта про
фессор Томоюки Кубо из Университета Кюсю
поддержал эту идею.
А. Барболина и С. Фудзисиро решили привлечь
к соавторству исследователя долганского языка
профессора Н. Артемьева из Института народов
Севера Российского государственного педагоги
ческого университета им. А.И. Герцена. Так сло
жился авторский коллектив разговорника.
И вот теперь бандероль из Японии: разго
ворники.
Зачем вс это нужно японцам? Делать нечего?
В небольшом сообщении от авторов есть такие
строки: Мы все надеемся, что этот оригиналь
ный разговорник поможет тем, кто хочет научить
ся разговаривать на языке долганов и одновре
менно узнать особенности японского языка.
Не думаю, что, заполучив этот разговорник,
таймырцы бросятся изучать японский язык, а япон
цы, в свою очередь, углубятся в изучение языка
северян.
Но в самом факте (и акте) изданий такого
рода просматривается великая гуманитарная
миссия японских учных. Закрепив в этих уни
кальных изданиях один из многочисленных язы
ков тюркской группы долганский, они уже не
дадут ему погибнуть, исчезнуть, раствориться
(чего я, к сожалению, не могу сказать о самих
долганах как народности: в наше время мы
стали свидетелями печального процесса исчез
новения нескольких этносов). Усилиями, во
лей, талантом таких энтузиастов, как учный
лингвист Сэцу Фудзисиро, сделано то, чего не
сумели мы.
Что касается якутского разговорника, то там
дела обстоят более благополучно. Якутия ог
ромная территория, и коренное население в ней
не малочисленное, так что японское издание
ещ один существенный вклад в культурную со
кровищницу народа, которому долганы прихо
дятся ближайшими родственниками. Они пони
мают друг друга без переводчиков, да и самоназ
вание долганов саха созвучно с названием
республики Саха (Якутия).
Теперь о самом факте поступления бандероли.
Я поражн и восхищн тем, что в такое трагиче
ское время моя коллега из Японии посчитала
возможным и даже необходимым для себя при
слать мне две эти книги своеобразный отчт о
проделанной многолетней работе. Вот несколько
слов, написанных ею на прекрасной открытке с
цветущей сакурой: Как Вы живте? Надеюсь, что
у Вас вс хорошо. У нас в Японии недавно была
катастрофа. Пока не известно, что будет. Мы с
коллегами вообще живм в западных районах,
поэтому пока нет опасности.
Дай Бог, дорогая Сэцу, чтобы так оно и было
без опасности. Хотя то, что произошло в твоей
стране, беда большая.
Вооружившись разговорником, я хочу закон
чить эту заметку словами благодарности Сэцу
Фудзисиро на трх языках:
Пасииба, эдьий!
Аригатоу, анэ!
Спасибо, сестра!
Валерий КРАВЕЦ
(Продолжение. Начало на с.1)
Тут необходимо сообщить следующее. Около
двадцати лет назад на Таймыре появилась моло
дая женщина из Японии Сэцу Фудзисиро, кото
рая с начала 90 х годов занимается вопросами
долганского языка и культуры (долганы мало
численная народность Севера. Их насчитывается
ОБРАЗОВАНИЕ
В конце марта начале апреля в Москве прошл I Всероссийский съезд
учителей истории и обществознания. На него съехались более тысячи
делегатов из 79 регионов России. На мероприятие были приглашены
известные учные, методисты, вузовские преподаватели. Город Коро
лв представляли пять педагогов городских школ.
Без уроков истории
Без уроков истории
гражданина не воспитать
гражданина не воспитать
Берегите себя
Берегите себя
Берегите себя
Для жительницы города Юбилейного (улица Соко
лова, дом 2) праздник Вербное воскресенье чуть не
обернулся трагедией. Женщина 1930 года рождения
вернулась с утренней службы из церкви, зажгла в честь
торжества на кухонном столе свечу и пошла вздрем
нуть. Проснулась от едкого запаха дыма. Старики (в
квартире находился ещ и супруг женщины) быстро
сориентировались, вызвали пожарную охрану и само
стоятельно принялись тушить кухню водой из таза.
Пожар был ликвидирован до прибытия спасателей.
На кухне обгорели и закоптились стены по всей пло
щади возгорания, сгорела мебель. Женщина получила
отравление угарным газом.
Грядт Светлое Христово Воскресение, Пасха, и горя
щие свечи в домах будут не редкостью. Отдел надзорной
деятельности по г. Королву просит строго соблюдать
Правила пожарной безопасности. Ещ раз напоминаем,
что огонь легче предотвратить, нежели потушить!
Информация предоставлена Отделом надзор
ной деятельности по г. Королву УНД ГУ МЧС
России по Московской области; Королвским
отделением ВДПО МО
Своими впечатлениями о форуме с
журналистом Калининградки поде
лились методист учебно методическо
го образовательного центра г. Корол
ва,
руководитель методического объе
динения учителей истории Надежда
Иванова
и преподаватель истории и
обществознания школы 13 Людми
ла Ушакова
.
На съезде обсуждалось множе
ство важных вопросов, отметили
участницы съезда. Какова роль учи
теля истории в воспитании патриотиз
ма и гражданственности молодых рос
сиян? Какой учебник истории нужен
современному российскому обществу?
Каковы особенности преподавания ис
тории и обществознания в контексте
федеральных государственных обра
зовательных стандартов (ФГОС)? Как
внедрять мультимедийные и интернет
ресурсы в преподавание? Это лишь
некоторые из вопросов, которые под
нимались на форуме.
По словам Надежды Владимировны
и Людмилы Леонидовны, разговор на
съезде был откровенным и заинтере
сованным. Педагоги говорили о набо
левшем: чтобы соответствовать тем
высоким запросам общества в форми
ровании национальной идентичности,
воспитании у молодого поколения
гражданственности, патриотизма,
нельзя исключать историю и обще
ствознание из числа обязательных
предметов и переводить их в ранг пред
метов по выбору, считают они. Учите
лей на форуме поддержал и
Александр
Чубарьян, директор Института всеоб
щей истории РАН, председатель обще
ственной организации Ассоциация
учителей истории и обществознания.
Участники съезда подчеркнули, что
историческое образование является
важнейшим компонентом интеллекту
ального и творческого развития лич
ности и стратегическим ресурсом ин
новационного развития России.
По мнению педагогов, на качество
образования оказывают негативное
влияние сокращение числа часов, ко
торые отводятся на изучение истории и
обществознания, формализация ито
говой аттестации (тест вместо устного
экзамена).
Участники съезда были единодуш
ны во мнении, что педагоги обязатель
но должны привлекаться к экспертизе
учебных пособий. К кому как не к учи
телям практикам стоит прислушаться
теоретикам авторам учебников по
истории и обществознанию? Кроме
того, представители учительского со
общества должны участвовать в раз
работке и обсуждении всех важных до
кументов и программ в образователь
ной сфере.
Неоднозначное мнение на съезде
вызвал новый учебный предмет Рос
сия в мире, замечает Людмила
Ушакова. Педагоги считают, что это
должен быть курс История: Россия в
мире как история взаимоотношений
России с остальным миром, причм
речь в нм пойдт не о последователь
ном изложении всех событий, а о важ
нейших аспектах истории нашей стра
ны в мировом контексте. В создании
учебника История: Россия в мире
обязательно должны принять участие
практикующие учителя. При написании
новых учебников необходимо учиты
вать требования ФГОС.
Большое внимание на съезде удели
ли развитию деятельности Всероссий
ской общественной организации Ас
социация учителей истории и обще
ствознания, которая должна консо
лидировать педагогов и создать усло
вия для их профессионального обще
ния и обмена опытом, участия в обсуж
дении стратегических проблем исто
рического образования.
Мы хотим создать в Королве
первичную организацию Ассоциации,
отметили Надежда Владимировна и
Людмила Леонидовна.
По мнению методиста Надежды Ива
новой, в нашем городе немало учите
лей историков, уже успешно работаю
щих по новым образовательным стан
дартам. Это
Ольга Борисовна Федо
ренкова (школа 5), Татьяна Юрьевна
Савченко
и Инесса Станиславовна
Даньшина (гимназия 9), Ольга Вла
димировна Домашина (ЛНИП), Вален
тина Ивановна Захарова
и Константин
Алексеевич Дегтярв (школа 20),
Марина Васильевна Пименова (лицей
19), Резеда Эдуардовна Мусина (гим
назия 17), Ирина Борисовна Запла
хова (гимназия 11), Людмила Леони
довна Ушакова (школа 13), Ирина
Николаевна Терхина (школа 22)
. Эти
педагоги активно используют в своей
деятельности цифровые образователь
ные ресурсы, медиатехнологии, ведут
проектно исследовательскую работу с
учениками.
Татьяна Юрьевна Савченко, препо
даватель истории и обществознания
гимназии 9, делегат съезда:
Первые впечатления от форума:
удивила и порадовала высокая актив
ность регионов на съезде. По сравне
нию с ними Московская область вы
глядела достаточно слабо. Особенно
активны были педагоги Дальнего Вос
тока, Сибири: их выступления, круг
поднятых вопросов и проблем отлича
лись остротой, актуальностью; они де
лились опытом проведения мероприя
тий с приглашением на них известных
историков, учных Интересно было
пообщаться с коллегами, перенять
опыт.
Большое внимание на съезде было
уделено обсуждению федеральных го
сударственных образовательных стан
дартов. Прозвучало немало критиче
ских выступлений в адрес разработчи
ков ФГОС. Весьма настороженно педа
гоги отнеслись к новой системе объе
динения учебных дисциплин по пред
метным областям (естественные, гу
манитарные науки и т. д.). Дело в том,
что ФГОС предписывает старшекласс
никам выбрать по одному или два пред
мета из каждой группы, при этом об
щее число выбранных курсов ограни
чено. Невозможность одновременно
изучать углублнно, например, физи
ку, химию и биологию, которые входят
в одну группу естественных наук,
очевидное слабое место будущего стан
дарта.
Поднимался на форуме вопрос о
линейной и концентрической системах
преподавания истории. До 90 х годов
прошлого века преподавание велось
по линейной системе, где самые слож
ные темы по истории XX века
изучались в 10 х и 11 х классах. Затем
мы перешли на концентрическую сис
тему, которая предполагала изучение
всего курса истории до 9 го класса,
включая новую и новейшую. А в 10 х и
11 х классах курс истории изучался
заново, но более углублнно. Пробле
ма в том, что девятиклассникам в силу
их возраста сложно усвоить материал
по истории XX века. Им незнакомы
многие понятия, термины. Это вызыва
ет большие трудности в преподавании
предмета.
На съезде шла речь о том, что теперь
педагоги вольны выбирать, по какой
системе им работать линейной или
концентрической. Однако если реб
нок перейдт из одной школы в дру
гую, даже в пределах одного города,
при таком раскладе он столкнтся с
трудностями в изучении истории из за
разницы в программах.
И ещ одна из проблем. С одной
стороны, перед школой в целом и учи
телями истории и обществознания в
частности стоит глобальная задача
воспитать гражданина и патриота. С
другой итоговый экзамен по исто
рии в виде ЕГЭ (тест) не позволяет, на
мой взгляд, в полной мере оценить
знания ученика по этому предмету. Если
раньше на устном экзамене педагоги
имели возможность отметить широту
кругозора, умение школьника аргумен
тированно излагать свои мысли, мне
ние, отношение к тому или иному исто
рическому явлению, факту, событию,
теперь мы такой возможности лише
ны. Я считаю, что тестовая форма сда
чи экзамена по истории не совсем со
ответствует тем высоким задачам, ко
торые ставятся перед изучением исто
рической науки в школе.
Елена ФИЛИППОВА
Фото Валерия ТРОСЬКО
Автор статьи с японской коллегой.