background image
вторник
k
53, 17 мая 2011 г.
12
ВЕКТОР ВРЕМЕНИ
Н
адежда Обухова родилась 6 марта (22 фев
раля по старому стилю) 1886 года в Москве.
Происходила из дворянской семьи, одним из е
предков был поэт Евгений Баратынский. Е мать
рано умерла от чахотки. Отец видный военный,
занятый служебными делами, поручил воспита
ние детей сестр Нади и Ани, их брата Юрия
деду по матери А.С. Мазараки. Детство будущей
певицы прошло в его имении в Тамбовской губер
нии.
Дед был прекрасным пианистом, и я часами
слушала в его исполнении Шопена и
Бетховена, вспоминала впослед
ствии Надежда Андреевна. Именно дед
приобщил девочку к игре на рояле и
пению. Я с детства любила петь,
продолжала Надежда Андреевна.
И моей заветной мечтой всегда было
учиться пению. Я поделилась моими
мыслями с дедушкой, он отнсся к
этому очень одобрительно
Окончив в 1912 году Московскую
консерваторию, Надежда Обухова на
чала выступать как камерная певица,
много концертировала по всей стра
не. Е обширный репертуар включал
произведения русских и зарубежных
классиков, русские народные песни.
В 1916 году она дебютировала парти
ей Полины в Пиковой даме на сцене
Большого театра. Первое выступле
ние! возвращалась Надежда Обу
хова спустя годы к памятному дню.
Какое воспоминание в душе артиста
может сравниться с памятью об этом
дне? Полная радужных надежд, выш
ла я на сцену Большого театра как
входят в родной дом. Таким домом
был и остался для меня этот театр на
протяжении всей моей более чем трид
цатилетней работы в нм. Здесь про
шла большая часть моей жизни, с
этим театром связаны все мои твор
ческие радости и удачи. Достаточно
сказать, что за все годы своей артис
тической деятельности я ни разу не
выступала на сцене какого нибудь
другого театра.
Каждый спектакль с участием На
дежды Андреевны, вспоминала
певица Е.К. Катульская, много лет выступавшая
вместе с Обуховой, казался торжественным и
праздничным и вызывал всеобщий восторг. Об
ладая чарующим, неповторимым по красоте тем
бра голосом, тонкой художественной выразитель
ностью, совершенной вокальной техникой и арти
стизмом, Надежда Андреевна создала целую га
лерею сценических образов глубокой жизненной
правды и гармонической законченности.
Талант Надежды Обуховой, сочетавшей совер
шенное вокальное мастерство с художественной
интерпретацией сценического образа, не мог не
привлечь внимание знатока и ценителя искусства
Сергея Дурылина. Они не только познакомились,
но и подружились. А когда Сергей Николаевич
поселился в Болшеве, Надежда Андреевна неод
нократно гостила в его доме.
Дорогие Сергей Николаевич и Ирина Алексе
евна! писала певица Дурылиным. Я счастли
ва, что побывала в вашем очаровательном уют
ном уголке. Напиталась духовно умными беседа
ми, согрета вашим гостеприимством и радушием.
Уезжаю от вас, полная вашего обаяния. Глубоко
уважающая вас Н. Обухова.
Об одной памятной встрече с певицей в январе
1938 года в доме С.Н. Дурылина вспоминала сес
тра его жены А.А. Виноградова. Тогда Н.А. Обухо
ва приехала в Болшево вместе Е.Д. Турчаниновой,
которая купила на рынке связку баранок и вошла
с ними в дом. И они устроили необычный кон
церт: пели отрывки из оперы Н.А. Римского Кор
сакова Снегурочка. Атмосфера встречи была
лгкой, приподнятой, заключила Александра
Алексеевна.
Впервые встретивший Н.А. Обухову в доме Ду
рылина летом 1939 года местный литератор Алек
сей Галкин в мемуарной книге Память сердца
писал: Очень приятная внешне и в общении, она
притягивала к себе людей. Помню, пили чай на
веранде Разговор шл о Большом театре, его
актрах и репертуаре. Потом певицу попросили
спеть несколько романсов, и она не отказала в
просьбе.
В Болшеве Н.А. Обухова много и охотно пела,
вспоминала А.А. Виноградова. Была у не
любимая берза, под сенью ветвей которой она,
аккомпанируя себе на гитаре, исполняла русские
народные песни, старинные романсы. Однажды
после е пения к аплодисментам хозяев и гостей
присоединились и аплодисменты жителей сосед
них домов.
Отправляясь на отдых в любимую ею Феодо
сию, Надежда Андреевна исполняла просьбы Ду
рылиных передать подарки их друзьям вдове
поэта М.С. Волошиной и семье художника К.Ф.
Богаевского.
Тплые отношения связывали Н.А. Обухову с
другом Дурылина художником М.В. Нестеровым.
Она бывала в мастерской Михаила Васильевича,
мечтавшего создать портрет певицы. Весной 1942
года Надежда Андреевна пела для тяжелобольно
го художника. За несколько дней до кончины он
подарил ей акварель, на которой Обухова изобра
жена в образе Марфы из оперы М.П. Мусоргского
Хованщина.
В годы Великой Отечественной войны Н.А. Обу
хова оставалась в Москве, продолжая выступле
ния, в том числе на Всесоюзном радио. В 1943
году она в расцвете сил покинула оперную сцену
и посвятила себя концертной деятельности. Обыч
но век вокалиста короток, но Надежда Андреевна
и в семидесятипятилетнем возрасте, выступая в
камерных концертах, поражала слушателей сво
им неповторимым меццо сопрано.
По совету С.Н. Дурылина Надежда Андреевна
начала писать воспоминания и каждую главу при
возила или присылала ему на отзыв. Главу Дет
ство Сергей Николаевич, по его словам, прочл
как простой читатель, захваченный непосред
ственным интересом, живостью изложения и прав
дивостью в передаче чувств и впечатлений. В
письме автору он выражал уверенность: Вы мо
жете написать прекрасные записки о Вашей жиз
ни, живые, правдивые, достойные Вашего пре
красного искусства. () Взят Вами верный тон
И советовал: Нужно и дальше держаться этой же
гармонии и инструментовки, чтобы сохранить
непосредственную правду и богатство своей ме
лодии, с е лирической искренностью и светлым
строем. В заключение Сергей Николаевич по
благодарил Надежду Андреевну за Ваше жела
ние привлечь меня к Вашей работе над воспоми
наниями. Участие в этой работе для меня боль
шая радость.
Перечитав Детство вместе с новой главой
Юность, Сергей Николаевич 26 февраля 1953
года отправил Надежде Андреевне разврнутые
замечания и советы сразу по двум главам.
В июле того же года певица привезла С.Н. Дуры
лину на отзыв главу о Царской невесте. Сергей
Николаевич читал эту главу домочадцам и гостям,
среди которых был Алексей Галкин. Читал он
тихо, писал в мемуарах Алексей Петрович, но
я вс прекрасно слышал. Написанная просто и
доходчиво, глава мне нравилась В тот вечер
Дурылин главу не разбирал, а отзыв о ней написал
Надежде Андреевне 27 июля 1953 года: Она пре
красна жива, увлекательна, правдива, так и надо
писать об операх, в которых Вы пели. Буду ждать
дальнейших глав. () Глубоко тронут
Вашим приездом и днм, проведн
ным с Вами. Он был для всех нас праз
дником.
Поздравляя Надежду Андреевну с
наступающим 1954 годом, Сергей Ни
колаевич писал: Желаю Вам хорошо
и успешно поработать в Новом году
над Вашими воспоминаниями, чтобы
к новейшему 1955 году окончить вос
поминания и сдать их в издательство.
Я с большим интересом прочл новые
главы и буду перечитывать их ещ раз
как читатель, чтобы потом читать их с
карандашом в руке как редактор
друг.
О том, с какой серьзностью Сергей
Николаевич относился к работе Н.А. Обу
ховой над воспоминаниями, свидетель
ствует его основательный отзыв о главе
Хованщина, который он писал уже
будучи больным, в последние месяцы
жизни. Это очень ответственная глава:
в Вашем репертуаре партия Марфы са
мая трудная, сложная и обширная из
русского классического репертуара.
Подробно изложив свои замечания, Сер
гей Николаевич подчеркнул, что они
вызваны горячим желанием, чтобы чу
десный образ Марфы, созданный Вами,
выступил ещ ярче и навсегда остался в
памяти тех, кто не видел Вас на сцене, но
прочл Вашу книгу.
К сожалению, ни Сергею Николае
вичу, ни Надежде Андреевне не суж
дено было увидеть книгу опублико
ванной: она вышла в свет только в
1970 году.
После смерти С.Н. Дурылина в 1954
году Н.А. Обухова продолжала бывать в Болшеве,
чтобы поддержать его вдову, но уже никогда не
пела. Когда в послке открывалась библиотека
(впоследствии получившая имя С.Н. Дурылина),
основу которой составили книги из собрания уч
ного, Надежда Андреевна прислала приветствен
ное письмо, где были такие строки:
От всей души
желаю болшевской библиотеке стать подлинным
культурным центром.
Так, с е лгкой руки, и
произошло.
В 1961 году Н.А. Обухова писала вдове С.Н. Дуры
лина: Милая Ирина Алексеевна! Я так виновата
перед вами за то, что не ответила на ваше такое
милое, ласковое письмо, в котором вы меня при
глашали полюбоваться красотой цветения вашего
сада. Я не смогла воспользоваться вашим пригла
шением по многим причинам. А так неудержимо
хотелось вас повидать и побеседовать по душам,
насладиться деревенской тишиной после москов
ской суеты.
Я несколько раз выступала в вокальном каби
нете им. Неждановой. Успех был исключитель
ный, я такого не смела ожидать Несколько раз
порывалась вам позвонить, но ничего не вышло,
не соединяют
3 июня 1961 года в Доме актра состоялся
сольный концерт Надежды Обуховой, а 26 июня
там же она спела отделение в концерте, который
оказался е лебединой песней. Уехав отдыхать в
Феодосию, Надежда Андреевна скоропостижно
скончалась там 15 августа 1961 года. Похоронена
великая певица на Новодевичьем кладбище. На
доме (так называемом доме Большого театра) в
Брюсовом переулке, где в 1936 1961 годах
жила Н.А. Обухова, в память о ней установлена
мемориальная доска.
Леонид ГОРОВОЙ
Валерий КРАВЕЦ
Эта весна
не понравилась
дворникам...
* * *
Весна приятнее зимы,
Покладистей, дипломатичней,
Весною понимаем мы
Чистосердечней пенье птичье.
Весной в природе каждый звук
Неповторим, неподражаем.
Весной прекрасно вс вокруг,
Но зиму тоже уважаем.
День сурка
Весны проклюнувшийся срок
В календаре не обозначен.
Весна загадочный сурок,
И День его природа прячет.
Но если он глаза протр
Своей мохнатой сонной лапкой,
Народ считает с этих пор
И началась переналадка
В природе на весенний лад,
Воспринимающей вс чутко.
При этом он по детски рад
Ещ одной своей причуде.
* * *
Дождь весенний очень мил.
Пусть бы лил себе и лил.
Дождь весенний, он без грязи
И без прочих безобразий.
Дождь весенний умывака,
Замечательный, однако.
Для уставших в зиму душ
Он приятный тплый душ.
* * *
Мне птахи нашептали ранние
В окошко сонное с утра,
Что скоро зацветут шафранные
Рассветные прожектора.
В них будут солнечные лампочки
Искриться в гамме золотой,
А их лучи, как будто ласточки,
Кружиться дружною толпой.
И так возникнет утро, ясное,
Как эта птичья воркотня,
В своей палитре безотвязное
От красок зреющего дня.
* * *
Эта весна не понравилась дворникам
И неожиданно их утомила.
Снегом, явившимся вдруг
беспризорником,
По новогоднему вс завалила.
После дождей, молодых и
неслякотных,
И простодушных весенних объятий
Снег этот в перьях своих
куропаточьих
Был во дворах совершенно некстати.
Что тут поделать? Явления
вздорные
Даже в природе порой не случайны.
Не огорчайтесь, товарищи дворники,
А поделитесь работой с лучами.
* * *
В середине апреля, презрев
календарь,
Эта ночь неожиданным снегом
бела.
Но погода, припомнив природный
букварь,
Обещала к полудню добавить
тепла.
* * *
Весну природа встретила в штыки
Поротно, а потом побатальонно,
Проткнув победоносно шишаки
Нарциссов, гладиолусов, пионов.
Их строй походный сталью
не блистал,
А цвет зелный был необходимей,
Чем грубый и воинственный
металл,
По существу и по природе зимний.
Он страстно прорывался из земли,
Как будто бы старался даровитый
Нам показать уральский ювелир
Изделия свои из малахита.
ДАЛКОЕ БЛИЗКОЕ
Счастлива, что побывала
в вашем уютном уголке
Певица, народная артистка СССР Надежда Андреевна
Обухова
(1886 1961) выдающаяся представительница
русской вокальной школы, оставила яркий след в отечествен
ном вокальном искусстве. Она обладала редким по красоте и
богатству тембра голосом. Большая дружба связывала
Н.А. Обухову с замечательным просветителем, историком
театра С.Н. Дурылиным, в доме которого в Болшеве она
много раз бывала.
Великая русская
певица Надежда
Обухова не раз
бывала в Болшеве.