background image
четверг
k
57, 26 мая 2011 г.
ПРОШУ СЛОВА
Н
апример, Канада, принимая им
мигрантов, установила систему
баллов от 1 до 12 (наиболее необходи
мые специалисты имеют наибольший
балл). Если человек не имеет среднего
образования, то он вообще не котирует
ся. Люди, обладающие гуманитарными
специальностями, имеют наименьший
балл, а наивысший кандидаты и док
тора наук естественного цикла.
Почему не хватает именно инженер
но технических кадров? Причин мно
го, но основные две: трудности в их
освоении человеком и трудности в орга
низации учебного процесса. Ведь для
обучения гуманитарным профессиям
нужны преподаватели и аудитории, а
для подготовки инженера ещ и лабо
ратории, а это дорого. Рост экономике
дают прежде всего усилия инженерно
технических кадров. Пример тому
опыт СССР. 30 е годы прошлого столе
тия в стране характеризуются мощной
индустриализацией. Руководство по
нимало, что кадры решают вс. Рас
кулачивание и коллективизация сдви
нули крестьянские массы с мест. Они
пришли на стройки и заводы. Задача
первоначальной грамотности решилась
благодаря ликбезу, а рабфаки подго
товили наиболее способных к высшей
школе. В нашем городе живт женщи
на, кандидат технических наук Евгения
Михайловна Шипицина. Она выпусти
ла книгу Дважды победители в вой
не и в космосе. В ней собраны 95
биографий жителей нашего города,
ветеранов ЦНИИмаша, родившихся до
1930 года. Это люди, на плечи которых
легла основная нагрузка по индустриа
лизации страны, война, восстановле
ние хозяйства. Очень многие из них
имеют рабоче крестьянское происхож
дение, прошли через рабфак, все уча
ствовали в войне. В нашем городе они
составили костяк научно технических
кадров и руководителей производства.
Эта книга является отличной иллюст
рацией системы образования СССР.
Наш опыт повторили некоторые стра
ны Юго Восточной Азии, особенно Син
гапур, который за 45 лет из колонии
превратился в мощное государство, с
современной экономикой, ориентиро
ванной на высокие технологии. Вс это
осуществлено благодаря реформам
образования, направленным на подго
товку инженерных кадров.
У нас грядт очередная реформа об
разования. Из той информации, кото
рая доступна, необходимого е направ
ления не просматривается. Сегодня ча
стный бизнес хочет (и получает) уже
подготовленные кадры, сам же не спе
шит принимать участие в их подготовке.
Почему? Ответ: дорого. Президент и
Премьер колесят по стране, устраивают
встречи с бизнесменами, представите
лями местной власти и образователь
ных учреждений. Вопросов обсуждает
ся множество, но вопрос нехватки ин
женерно технических кадров присут
ствует постоянно. Бизнесмены говорят,
что им необходимы узкие специалисты
для работы на их конкретных предпри
ятиях. К этому склоняются и представи
тели местной власти, готовы к этому и
учебные заведения. Но при этом не учи
тываются интересы самого обучаемого,
да и нет стратегического мышления у
руководителей. По большому счту кон
кретный студент должен быть заинте
ресован в получении широкого образо
вания, так как только оно даст ему воз
можность относительно безболезненно
воспринимать постоянно меняющуюся
структуру производств.
Звучит ещ один вопрос слабая
подготовка абитуриентов. А начинает
ся вс с дошкольного, школьного и
внешкольного образования. Закрытие
детских садов отрицательно сказалось
на подготовке детей к школе, а далее
по цепочке. Если говорить о школь
ном образовании с точки зрения его
способности подготовки учащихся к
инженерно технической деятельности,
то следует сказать, что отрицательно
сказались отсутствие в старших клас
сах черчения и слабая подготовка по
геометрии. Долгое время выпускной
экзамен по математике назывался эк
заменом по алгебре и началам анали
за. Это толкало преподавателя боль
ше внимания уделять алгебре. Геомет
рия оказывалась за рамками. В насто
ящий момент она вошла в ЕГЭ, но опять
же с оговорками.
Уже общим местом стало утвержде
ние, что не хватает специалистов со
средним техническим образованием и
рабочих. В Королве на базе КККМТ в
марте проходила научно практическая
конференция предприятий космичес
кой отрасли и специалистов среднего и
высшего профобразования. В этой свя
зи отмечалось, что производственная
практика на предприятиях города по
ложительно сказывается на подготов
ке выпускников.
Но в процессе
обсуждения, как
и везде, то и дело
вставал вопрос о
низком уровне
подготовки аби
туриентов выс
шей школы и
престижа технических специальностей.
Один из путей повышения подготовки
абитуриентов высшей школы набор
студентов из лучших выпускников кол
леджей. Они, имея углублнные зна
ния по математике, физике, химии,
черчению, оказываются более приспо
собленными к профильному образо
ванию в высшей школе. Эта идея не
нова. В царской России выпускников
реальных училищ, аналогов нашим кол
леджам, принимали только в два уни
верситета: Тобольский и Тартуский и
во все технические вузы. Так было и
при советской власти, да и сейчас. В
современной школе о профориента
ции забыли, а станции юных техников
или закрылись, или влачат жалкое су
ществование.
Конечно, недостатки образования
есть, но недостатки абитуриентов обус
ловились не столько недостатками са
мого образования, сколько общей ситу
ацией в стране. Посмотрим на возраст
ной состав сегодняшних выпускников
вузов. Это люди, родившиеся в конце
1980 начале 1990 х годов. Их школь
ные годы пришлись на период развала
страны, когда престиж образования,
прежде всего технического, упал. От
сутствовала работа по специальности,
были мизерные зарплаты. (К слову ска
зать, несмотря на актуальность техни
ческого образования, инженеры во всм
мире не самые богатые люди. Наибо
лее оплачиваемы спортсмены и шоуме
ны.) Какая уж тут мотивация к учбе? Не
слишком она усилилась и сегодня, хотя
сдвиги в нужном направлении есть. Те
зарплаты, которые может предложить
работодатель, а именно: 15 20 тысяч
для среднетехнического выпускника и
25 30 тысяч
для выпускника
вуза (цифры для
Московского ре
гиона, а в других
ещ меньше), не
дают увереннос
ти ни для созда
ния семьи, ни
для покупки жилья. Поэтому работода
тели говорят об излишних амбициях вы
пускников при их недостаточной квали
фикации, а выпускники работают не по
специальности.
Итак, для повышения престижа на
учно технической деятельности нуж
но, во первых, место работы, во вто
рых, приемлемая зарплата. К чему при
водит безработица образованных лю
дей, мы видим на примере Египта. Воп
рос зарплаты особый разговор, но
смешно говорить о престиже, если пре
подаватель получает зарплату такую
же, как дворник.
Раиса СТЕПАНОВА
Эта тема была поднята мной в статье
Прозрения великого пушкаря (Ка
лининградская правда от 22 апреля
2010 года). Надеюсь, что предлагае
мый материал послужит существенным
дополнением. По моему убеждению,
большой вклад в Победу в Великой
Отечественной войне внесла система
управления научно техническими и
производственными коллективами, со
зданная в 1930 1950 х годах под
руководством В.Г. Грабина.
В 2006 году американская корпора
ция RAND (Research and Develovent)
опубликовала масштабное исследова
ние Глобальная технологическая ре
волюция 2020. Главные выводы до
клада: нет никаких признаков того,
что в предстоящее десятилетие замед
лятся темпы научно технологическо
го прогресса. В доклад вошл обзор
ный рейтинг современных научных и
технологических возможностей стран
мира за период с 1992 по 2004 год, в
рамках которого были проанализиро
ваны такие факторы, как количество
учных и инженеров на 1 млн населе
ния, количество опубликованных на
учных статей, расходы на науку, коли
чество полученных патентов и пр. Пер
вые десять стран в рейтинге: США,
Япония, Германия, Канада, Тайвань,
Швеция, Великобритания, Франция,
Швейцария, Израиль. Россия оказа
лась первой среди всех постсоветских
государств и заняла в итоговом рей
тинге 19 е место.
Конечно, научно технический про
гресс не самоцель, главное жиз
ненный уровень народа, но по этому
показателю Россия между 50 м и 60 м
местами среди стран мира. Это оп
ределнный парадокс истории. Стра
на, народ которой внс существенный
вклад в современную цивилизацию, в
науку и технику, в искусство и литера
туру, победил в кровопролитной вой
не, достигнув качественного и количе
ственного превосходства в боевой тех
нике, по уровню жизни далеко отстат
от побежднных. Наверное, опыт науч
но технической деятельности в СССР
до и во время Великой Отечественной
войны, с учтом современных реалий,
не потерял своей значимости и в насто
ящее время.
Очень может быть, этот опыт ока
жется полезным, чтобы вывести Рос
сию на передовые рубежи научно тех
нического прогресса, резко расширить
промышленное производство на осно
ве передовых технологий, создать мас
су новых рабочих мест, удовлетворить
внутренний рынок конкурентоспособ
ной продукцией, а также значительно
увеличить долю промышлен
ной продукции в экспорте и
тем самым значительно по
высить уровень жизни насе
ления страны. Предпосылки
этого целый ряд меропри
ятий, инициируемых или под
держанных руководством
страны, в частности недавнее
предложение Президента РФ Д.А. Мед
ведева о резком увеличении количества
студентов инженерных профессий, спе
циалистов точных наук в вузах страны и
сокращении выпуска юристов, переиз
быток которых очевиден.
Понятно, что увеличение количества
инженеров и специалистов точных наук
это, соответственно, и создание но
вых научно исследовательских и кон
структорско технологических коллек
тивов, эффективность работы которых
будет существенно зависеть от того,
кто будет их возглавлять, какие мето
ды организации работы будут приме
няться на практике. Будущим руково
дителям, то есть нынешним студентам
и молодым специалистам, очень реко
мендую прочитать 3 е издание книги
Гений артиллерии А.П. и С.А. Худя
ковых о выдающемся советском кон
структоре и технологе, генерал полков
нике инженере В.Г. Грабине (1900
1980) и его соратниках, создавших за
мечательные пушки, которые стали
оружием Победы в Великой Отече
ственной войне.
После войны возглавляемый В.Г.
Грабиным коллектив разработал один
из первых в стране атомный реактор
(действует в Обнинске), а также раз
личные машины и средства механиза
ции, необходимые стране для восста
новления народного хозяйства. В 1959
году коллектив перешел под руковод
ство С.П. Королва и стал участником
выдающихся достижений советской
космонавтики и создателем твердотоп
ливных ракет в этом тоже заслуга
В.Г. Грабина.
В конце 1970 х годов П.А.Фролов
полковник инженер, специалист по
научной организации труда, большой
приверженец разработанного Граби
ным метода организации труда, обра
щался на все этажи власти, вплоть до
Генерального секретаря ЦК КПСС, с
предложением о самом широком вне
дрении системы Грабина. В 3 м из
дании рекомендуемой книги приведе
ны полные тексты этих обращений. Но
систему Грабина не внедрили. Поче
му? Вопрос непростой. По моему мне
нию, эта система настолько опередила
сво время, что е время настало толь
ко сейчас.
П.А. Фролов, доказывая значимость
системы Грабина, сравнивал е с
системой Тейлора. Американец Фре
дерик У.Тейлор (1856 1915) осно
воположник научной организации тру
да и менеджмента. Его система пред
ставляется П.А. Фроловым как систе
ма научного выжимания пота из рабо
чих (определение В.И. Ленина). К
1970 м годам наука управления, в час
тности в США и Японии, уже значитель
но ушла вперд от системы Тейлора.
Наиболее показательно, по моему мне
нию, будет сравнение системы Граби
на с принципами менеджмента, кото
рыми руководствовался в своей рабо
те бывший президент компании Дже
нерал Электрик Джек Уэлч. Книга о
его жизни и деятельности переведена
на русский язык (Д.Уэлч, Д.Бирн Джек.
Самая суть, М.: АСТ: Транзиткнига,
2004).
Вот некоторые принципы отноше
ния к сотрудникам из книги д ра Уэлча:
Строить уверенность в других зна
чительная часть умения быть
лидером. Уверенность при
ходит тогда, когда дашь
людям возможность делать
вещи, которые они никогда
не решались совершить, и
вознаграждаешь их за каж
дый успех любым доступным
способом. Когда люди со
вершают ошибку, им меньше всего на
свете нужно наказание. В это время их
нужно ободрять и вселять уверенность.
Я думаю, что давить на человека, когда
он и так в состоянии стресса, худ
шее, что можно сделать. Прочитайте
книгу Гений артиллерии, и вы убеди
тесь, что точно теми же принципами
руководствовался и В.Г. Грабин, но
только на 50(!) лет раньше.
И ещ один важнейший принцип
отношения с молодыми специалиста
ми. Из книги Д.Уэлча: Вернувшись
домой, я немедленно велел 500 управ
ляющим высшего уровня нанять себе
молодых наставников, чтобы те обуча
ли их пользоваться Интернетом. Эти
учителя, многие из которых были млад
ше нас в два раза, трудились с нашими
неандертальцами по три четыре часа в
неделю. Со мной мучились двое В
начале 2000 года мы задействовали в
программе три тысячи управляющих
высшего состава Молодые и энер
гичные менеджеры встречались с ру
ководящей верхушкой. Да, ребята обу
чали стариков пользоваться Интерне
том. Но во время занятий находились
новые таланты, и мы лучше понимали,
что на самом деле происходит в компа
нии.
Читаем в книге Гений артиллерии
(вспоминает начало своей работы в
ЦНИИ 58 ведущий сотрудник РКК
Энергия Г.В. Носкин): График
встреч, рассчитанный на совещания два
раза в неделю, мною был подготовлен,
согласован со всеми подразделениями
и был реализован в течение 1,5 месяца,
начиная с конца ноября 1956 г. Все
совещания проходили в Красном зале.
За столом условного президиума си
дели Василий Гаврилович и я, как веду
щий собрание. На совещаниях с моло
джью обязаны были присутствовать
руководители подразделений, которым
по ходу совещаний Василий Гаврило
вич задавал вопросы и требовал при
нятия каких то мер и решений. Приня
тый им график встреч с молоджью
был выполнен полностью, и я не по
мню случая, чтобы были переносы
встреч. Меня поражало то, что, несмот
ря на весь авторитет и властность,
В.Г. Грабин на этих встречах проявлял
высочайший демократизм и объектив
ность, внимательно слушал, советовал
ся с молодыми специалистами, с людь
ми без практического опыта, но наде
лнными хорошими фундаментальны
ми знаниями. Он прекрасно понимал,
что ведт беседы с отборными силами
высшей школы, которые могут опре
делять дальнейшее развитие институ
та В последующий мой 50 летний
период работы на предприятии я более
не знал и не видел такого, я бы сказал,
внимательного и заинтересованного
общения первого руководителя пред
приятия с молодыми сотрудниками.
Очень советую тем, кто хочет стать
настоящим руководителем созидатель
ного, творческого коллектива: изучай
те и применяйте наследие выдающего
ся конструктора, технолога и руково
дителя. Уверен: вы достигнете своей
цели.
Эдуард СУДАКОВСКИЙ,
бывший главный конструктор
строительной техники
г. Беэр Шева, Израиль
Система Грабина: опережение на полвека!
Страна, народ которой внс существенный вклад в
современную цивилизацию, в науку и технику, в
искусство и литературу, победил в кровопролитной
войне, достигнув качественного и количественного
превосходства в боевой технике, по уровню жизни
далеко отстат от побежднных.
Больные вопросы
профобразования
Во всм мире ощущается нехватка инженер
но технических кадров. Эта задача государ
ствами решается как системой образования,
так и миграционной политикой.
Недостатки образования есть,
но недостатки абитуриентов
обусловились не столько не
достатками самого образова
ния, сколько общей ситуацией
в стране.
Без инженерной мысли Россия космоса не покорила бы.