background image
вторник
k
67, 21 июня 2011 г.
Выпуск 68
Часть первая
Всегда с нетерпением жду май. Это
мой любимый месяц для путешествий,
и часть отпуска планирую именно на
последний месяц весны. Уже тепло, но
ещ нет комаров, а традиционные май
ские праздники увеличивают отпуск
ное время. Куда ехать? Этот вопрос
был решн ещ в прошлом году, в оче
редном майском турне.
Четыре года назад мы с друзьями
собственноручно построили деревян
ную лодку и решили на вслах прока
титься по русским рекам, повторяя путь
наших предков, неспешно шедших
здесь много лет назад. В мае 2007 года
мы прошли по Клязьме от Королва до
города Собинки Владимирской облас
ти (примерно 280 км). Через год пере
брались в Тверскую губернию и по реке
Мсте от Вышнего Волочка дошли до
села Любытина Новгородской области
(это ещ 270 км), где и оставили лодку
на зимовку. Настал май 2009 года, и мы
погнали зайца (то есть лодку) дальше
по Мсте от Любытина до озера Иль
мень, затем вошли в реку Волхов, ми
новали Великий Новгород и закончили
путь у города Кириши Ленинградской
области. Это плавание добавило к про
бегу лодки ещ почти 400 км. К маю
2010 года нас потянуло на европей
ский север, в сторону Вологды. От это
го города мы по рекам Вологде, Сухоне
и Северной Двине дошли до города
Котласа Архангельской области. Дли
на пути составила около 650 километ
ров. Лодку оставили зимовать на даче
известного русского путешественника
Виктора Бужинского. Об этих путеше
ствиях Калининградка уже писала
(см. КП 59 от 2 июня 2007 года,
57 от 28 мая 2008 года, 58 от 4
июня и 61 от 11 июня 2009 года, 61
от 3 июня, 64 от 10 июня и 66 от 17
июня 2010 года).
Так куда же мы направимся в 2011
году? Правильно, далее по Северной
Двине к Белому морю, то есть до Ар
хангельска. Этот город ещ называют
Воротами русской Арктики, отсюда в
Белое и Баренцево моря уходили и лод
ки поморов, и экспедиционные суда
полярников, и корабли, снабжающие
всем необходимым поселения, распо
ложенные на берегу Северного Ледо
витого океана.
В плавание по Двине экипаж отпра
вился в боевом составе: Николаич (ка
питан), Максимыч (боцман), новичок
Алексеич (видеооператор и фотограф)
и автор этих строк в качестве ле
тописца. Грести, понятное дело, при
шлось всем.
С недавних пор все лодки, катера и
прочую малотоннажную плавучую ме
лочь необходимо регистрировать и
получать для не бортовые номера в
Государственной инспекции по мало
мерным судам (ГИМС) водном ана
логе ГИБДД. Мы решили избежать этой
утомительной и связанной с финансо
выми затрами процедуры. Ведь лодку
мы используем всего один раз в году!
Но для встреч с представителями ГИМС
мы придумали, как говорят в спецслуж
бах, операцию прикрытия. Как и в про
шлые годы, заручились солидной под
держкой городского спорткомитета в
виде мандата (маршрутно квалифика
На реке шторм.
Наша лодка на Северной Двине.
Виктор Бужинский (третий слева) дат последние наставления.
Группа королвских туристов отправилась покорять
Северную Двину
ционного листа). В сей бумаге наш вояж
был назван спортивно туристической
краеведческой экспедицией, здесь же
указаны благородные цели похода.
Документ заканчивался предложени
ем всем должностным лицам, вошед
шим в контакт с членами экспедиции,
оказать в пределах своей компетенции
содействие экспедиции в выполнении
поставленных перед нею задач. Ман
дат должен легализовать нас в глазах
госорганов, контролирующих водные
артерии. На всякий случай если со
трудник ГИМС, действуя строго по ин
струкции, задержит наше судно как
незарегистрированное, мы преду
смотрели денежный резерв. Ведь борь
ба с коррупцией ещ не вышла на фи
нишную прямую, не так ли?
Поезд Москва Котлас доставил
нас на Северную Двину, а семья Викто
ра Бужинского радушно приняла. При
ятно было посмотреть на нашу лодку,
которую гостеприимный хозяин допол
нительно подкрасил. В программу
встречи входили банька с можжевело
вым веником и купание в Двине. Мы
почувствовали себя богатырями, спо
собными на многое.
Солнце неспеша садилось за лесок,
предвещая на завтра хорошую пого
ду
Прощальный завтрак и торжествен
ное отплытие. Недалеко от дачи Бу
жинского стоял столб с отметкой 605.
Примерно столько километров нам
предстояло преодолеть до Архангель
ска. Река спокойная, величавая, силь
но разлилась после ледохода. У нас с
собой был навигатор GPS, и он нередко
показывал, что мы плывм не по руслу,
а по берегу, то есть прямо по земле!
Ларчик открывался просто: в навига
тор была заложена летняя карта, а мы
то шли в мае, в паводок. Весенняя и
летняя Двина это две разные реки. А
с учтом того, что у русла Двины много
рукавов, здесь можно элементарно зап
лутать. Спасибо навигатору, он пре
дупрежал нас, как река поведт себя,
по какому руслу лучше всего плыть.
На ночь встали за Красноборском, у
отметки 550. На песчаном берегу
следы пребывания лосей, пришлось
расчищать площадку для палаток. Ещ
одна неожиданность: в палатки наби
лись комары. Откуда они в такое время
года?
Никогда ранее не брали с собой ра
диопримник, а тут взяли. Каково же
было наше разочарование, когда отчт
ливо были слышны только новости Ки
тая! Порадовались очередным успехам
китайской экономики и отошли ко сну.
Погода неожиданно стала ухудшать
ся: набежали тучи, подул сильный хо
лодный северный ветер. Поднялись
волны, нас стало бросать, как волей
больный мячик у сетки. Гребли с тру
дом, стараясь нос лодки держать на
волну. Иначе вода, ударяясь о борт,
начнт нас захлстывать.
На ночь решили встать у Черевкова,
но высокий берег, на котором располо
жено село, оказался отделнным от
основного русла многочисленными
протоками. Везде заросли подтоплен
ного ивняка, продраться сквозь кото
рый задача не из лгких. Мы пошли
наудачу, преодолевая как сопротивле
ние кустов, так и возвратные течения.
Закапал дождик. Через час борьбы мы
наконец то подошли к Черевкову. А
навигатор показывал, что наша лодка
находится на автомобильной доро
ге, ведущей от села в сторону реки. На
самом деле дорога была затоплена ре
кой. К подобным навигационным
казусам мы быстро привыкли.
Черевковский гастроном поразил
разнообразием продуктов, и мы реши
ли праздничный стол а завтра акку
рат 9 Мая украсить шашлыками, бла
го Алексеич предусмотрительно взял с
собой шампуры. На стоянку встали на
пустынном островке напротив села. Ве
тер утих, дождь прошл. Комаров не
было, на соседнем острове пошагивали
самоуверенные кулики. Мимо нас про
езжали моторки с местными рыбаками
и охотниками, на волнах играла золоти
стая дорожка заходящего солнца.
Погода порадовала безоблачным
небом, под шашлыки поздравили друг
друга с праздником Великой Победы.
Местные жители объяснили нам, как
без приключений выйти в главное рус
ло реки. Часа два мы гребли по змей
кам протоков, и наконец то показался
берег. Погода наладилась, было сол
нечно, спокойно, нас даже разморило
после обеда. Час проспали на траве! И
далее старались идти протоками. Они
поуже основного русла, береговая кар
тинка менялась быстрее, есть где от
дохнуть глазу. К тому же по основному
руслу ходили буксиры, которые вниз
по реке тащили огромные плоты дли
ной метров 400 500. Эти брвна
гнали на лесоперерабатывающие пред
приятия. В обратную сторону буксиры
тащили баржи или просто возвраща
лись порожняком к своим базам.
Палатки поставили на низком откры
том берегу, недалеко от послка Двин
ского. Пришли sms ки от друзей и зна
комых, которых мы ответно поздрави
ли с праздником. Кстати, далеко не
каждый известный в Москве оператор
сотовой связи обеспечивает е в здеш
них местах.
Ночью пошл дождь, к утру подул
сильный северный ветер. Палаточная
обшивка натужно стонала от этих нагру
зок, металлические дуги палаток выги
бались вовнутрь. На ум пришли слова
из шлягера 1970 х годов известной
песни ансамбля Голубые гитары:
И зачем с тобою было нам
знакомиться?
Не забыть теперь вовек мне
взгляда синего.
Я всю ночь не сплю, а в окна
мои ломится
Ветер северный, умеренный
до сильного
Мне тогда казалось, что последние две
строчки вставлены в куплет исключитель
но для рифмы или бутафории. Теперь же
понял, что такое северный ветер.
Выхожу на берег. На реке был настоя
щий шторм. Ветер гнал против течения
волны высотой полтора два метра,
срывая с них пенные гребни. Идти по
такой реке опасно и бесполезно, мы ре
шили переждать. Позавтракали, сходи
ли в лес. Вышли на двухполосную авто
мобильную трассу Котлас Архан
гельск. На ней было спокойнее, деревья
защищали е от ветра. Так мы бродили
до обеда, мучаясь от бессилия перед
стихией. В конце концов терпение лопну
ло. А вдруг ветер будет хулиганить не
сколько дней? Тогда мы безнаджно
выбьемся из графика. Свернули лагерь,
связали в лодке мешки с вещами (мало
ли что) и столкнули е в воду. Гребли
изо всех сил, а толку мало. Нас кидало
на волнах, как лавровый листик в кипя
щем супе. Противодействовали две пары
сил: с одной стороны течение реки и
наши мускульные усилия, с другой сто
роны ветер и огромные волны. Пере
вес был явно за второй. А иногда лодку
бросало так, что взмах веслом приходил
ся по воздуху! Капитан Николаич, видя,
что у экипажа тают силы и падает настро
ение, дал команду швартоваться к бере
гу. Встали у рыбацкой заимки, развели
костр. Сушим мокрую одежду и дума
ем: что делать дальше? Родилась мысль:
узнать прогноз погоды на ближайшие
дни. Отправили sms ку с запросом в Ко
ролв. Наши друзья, оперативно порыв
шись в Интернете, прислали заветную
информацию: три дня подряд ночью бу
дет минус два, днм плюс шесть, ве
тер северных направлений 2 3 метра в
секунду. Посмотрим, посмотрим
К вечеру сила ветра стала ослабе
вать, и мы, поужинав, снова отправи
лись в путь. Натиск волн уменьшился,
с трудом, но плыть можно. Вышли на
берег уже заполночь, напротив село
Верхняя Тойма. Сил осталось как раз
на то, чтобы разбить палатку и нырнуть
в спальный мешок.
Продолжение следует.
Валерий СОКОЛОВ
Фото участников похода
Приезд в Котлас
День первый.
Сюрпризы паводка
День второй.
У Черевкова
День третий.
Послеобеденный сон
День четвртый.
Борьба со стихией
Обеденная стоянка. С веслом Алексеич.
К Воротам русской Арктики
К Воротам русской Арктики