background image
Станция
четверг
k
68, 23 июня 2011 г.
ИСТОРИЯ
В
о время полта на орбитальной
научной станции Салют пред
стояло решить две основные задачи:
исследование возможности длитель
ного пребывания человека в космосе и
проведение широкой программы науч
ных экспериментов.
Для решения первой из этих задач
предусматривалась большая програм
ма медико биологических эксперимен
тов с участием членов экипажа стан
ции. Был разработан комплекс средств,
обеспечивающих всестороннюю физи
ческую тренировку космонавтов в по
лте. Для решения второй задачи по
требовалось разместить в отсеках стан
ции большое количество научных при
боров и инструментов, общая масса
которых превысила 1200 кг.
Станцию Салют следует отнести к
многоцелевой и отлично оснащнной
научной лаборатории в космосе. Для
астрономических наблюдений на стан
ции была установлена новейшая аст
рофизическая обсерватория Орион.
Космонавт с помощью системы дис
танционного управления может напра
вить телескоп на нужный объект (звез
ду, планету и т. д.) и обеспечить после
дующее точное автоматическое сле
жение за объектом наблюдения. Для
управления работой всех систем Ори
она, контроля за выполнением команд
и состоянием аппаратуры имеется спе
циальный пульт управления. Для реги
страции гамма лучей на станции был
установлен телескоп Анна , кото
рый может регистрировать космичес
кое излучение с энергией Е
100 МэВ.
Для регистрации заряженных частиц
использовался черенковско сцинтил
ляционный телескоп.
На станции Салют был поставлен
эксперимент по определению про
странственной плотности метеорного
вещества. Регистрация метеорных ча
стиц велась с помощью конденсатор
ных и комбинированных конденсатор
ных и пьезоэлектрических датчиков.
Одним из основных разделов про
граммы научных исследований на стан
ции Салют был комплексный фото
графический эксперимент фото
сьмка Земли из космоса. Для расши
рения масштаба исследования на стан
ции был размещн большой комплекс
съмочной аппаратуры нескольких ти
пов. В результате эксперимента вы
полнена высокоинформативная съм
ка нескольких районов Советского Со
юза в различных масштабах. Получены
редкие фотографии звзд.
В комплекс орбитальной станции
входят: орбитальный блок, выводимый
на орбиту без экипажа, и транспорт
ный корабль с экипажем, выводимый
отдельной ракетой носителем и сты
куемый на орбите с орбитальным бло
ком. В составе экипажа командир,
бортинженер и инженер исследова
тель.
Общая масса станции после стыков
ки составляла 25 600 кг, в том числе
масса орбитального блока 18 900 кг,
масса транспортного корабля на орби
те 6700 кг.
Геометрические характеристики
станции: общая длина в состыкован
ном состоянии 23 м, длина орбиталь
ного блока 16 м, максимальный ди
аметр орбитального блока 4,15 м,
максимальный размер по раскрытым
солнечным батареям 11 м.
Для проведения научных экспери
ментов, визуального наблюдения,
фото и киносъмки в отсеках станции
предусмотрено 27 иллюминаторов.
Представляется целесообразным
здесь же напомнить читателю, что ко
рабли Союз всех модификаций со
стоят из трх отсеков: первый орби
тальный или бытовой (БО), который
служит космонавтам и комнатой отды
ха, и столовой, и лабораторией, и шлю
зовой камерой при стыковке с орби
тальной станцией; второй спускае
мый аппарат (СА), в котором космо
навты находятся при взлте и посадке,
в нм размещены основная и запасная
парашютные системы, пульт космонав
тов, ручки управления, тормозные по
роховые двигатели мягкой посадки и
др.; третий приборно агрегатный
отсек (ПАО), где размещаются основ
ная аппаратура, оборудование и систе
мы, обеспечивающие полт. Внутри
ПАО находится сближающе корректи
рующая двигательная установка, со
стоящая из основного и дублирующего
реактивных двигателей, выполняющая
также тормозную функцию при спуске.
Все три отсека жстко и прочно соеди
нены между собой с помощью пиро
болтов, позволяющих подачей элект
рической команды проводить разделе
ние отсеков при спуске. Стыковочный
агрегат закрепляется на переднем тор
це бытового отсека корабля.
После стыковки экипаж может ра
ботать и отдыхать как в отсеках стан
ции, так и в помещении транспортного
корабля, осуществляя переход непос
редственно через стыковочный узел,
без выхода в открытый космос.
23 25 апреля 1971 года к станции
летал на корабле Союз 10 экипаж в
составе В.А Шаталова, А.В. Елисеева,
Н.Н. Рукавишникова. Жсткой стыков
ки не получилось из за колебаний ко
рабля после сцепки. Поэтому Союз
10 вернулся на Землю без посещения
и осмотра станции космонавтами.
После анализа и принятия мер по
устранению колебаний космического
(Продолжение. Начало в номерах
от 12 апреля, 26 мая)
12 14 апреля 1981 года
Первый полт многоразового
космического корабля системы
Спейс шаттл
Отличительной особенностью кораб
лей системы Спейс шаттл (Space
Shuttle) является наличие крыльев,
благодаря которым они при возвраще
нии могут осуществлять планирующий
спуск в атмосфере и приземляться на
посадочную полосу. Всего было пост
роено пять космических кораблей этой
серии: Колумбия, Челленджер,
Дискавери, Атлантис и Индевор.
Как правило, в экипаж шаттла входили
5 7 человек, но в первых испыта
тельных полтах Колумбии экипаж
состоял всего из двух человек. Первы
ми астронавтами, совершившими та
кой полт, были
Джон Янг (John Young)
и
Роберт Криппен (Robert Crippen).
Длительность полта Дж. Янга и
Р.Криппена 2 суток 06 часов 20 минут
52 секунды (с 12 по 14 апреля 1981 г.).
Шаттлы сыграли важную роль в стро
ительстве Международной космичес
кой станции (МКС). Все модули и дру
гие элементы американского сегмента
МКС (включая европейский и японский
модули), а также российский исследо
вательский модуль Рассвет достав
лялись на орбиту шаттлами.
Программа Спейс шаттл была
омрачена двумя катастрофами, в
которых погибли 14 астронавтов. 28 фев
раля 1986 года через 74 секунды после
старта взорвался шаттл Челленджер,
а 1 февраля 2003 года при входе в атмос
феру разрушился шаттл Колумбия.
Полты по программе Спейс шаттл
планируется завершить в 2011 году.
13 мая 10 декабря 1982 года
Новый рекорд длительности
космического полта
В апреле 1982 года на смену Салю
ту 6 на орбиту была выведена усо
вершенствованная станция Салют 7.
Провозгласив магистральной линией
обживания космического пространства
полты орбитальных станций со сме
няемыми экипажами, наша страна уве
ренно наращивала длительность пре
бывания человека в условиях невесо
мости, соблюдая при этом необходи
мые профилактические меры по под
держанию работоспособности космо
навтов на орбите и их последующей
реадаптации к нормальной жизни на
Земле. И уже экипаж первой основной
экспедиции
Анатолий Николаевич
Березовой и Валентин Витальевич Ле
бедев
возвратился на Землю с но
вым мировым рекордом.
Длительность полта А.Н. Березово
го и В.В. Лебедева 211 суток 09
часов 04 минуты 33 секунды (с 13 мая
по 10 декабря 1982 г.).
Не прошло и двух лет, как это дости
жение было перекрыто. Новый рекорд
установил экипаж третьей основной эк
спедиции:
Леонид Денисович Кизим,
Владимир Алексеевич Соловьв и Олег
Юрьевич Атьков 236 суток 22 часа
49 минут 04 секунды (с 8 февраля по 2
октября 1984 г.)
.
За время этого полта Л.Д. Кизим и
В.А. Соловьв шесть раз выходили в
открытый космос. Шесть выходов за
один полт в то время тоже было
высшим мировым достижением.
25 июля 1984 года
Первый выход женщины
в открытый космос
Его совершила
Светлана Евгеньев
на Савицкая, прилетевшая на орбиталь
ную станцию Салют 7 в качестве
бортинженера экспедиции посещения
(командир Владимир Александро
вич Джанибеков, космонавт исследо
ватель Игорь Петрович Волк). Во
время выхода в открытый космос С.Е.
Савицкая вместе с В.А. Джанибековым
с помощью универсального ручного ин
струмента, созданного в Институте
электросварки им. Е.О. Патона, прове
ла эксперименты по резке, сварке, пай
ке и напылению металлов.
Продолжительность пребывания
С.Е. Савицкой и В.А. Джанибекова в
условиях открытого космоса состави
ла 3 часа 34 минуты.
Длительность полта В.А. Джанибе
кова, С.Е. Савицкой и И.П. Волка 11
суток 19 часов 14 минут 36 секунд (с 17
по 29 июля 1984 г.).
Июнь 1985 года
Реанимация мртвой станции
Полт орбитальной станции Салют
7 вписал свою незабываемую страни
цу в летопись пилотируемой космонав
тики. После трх лет эксплуатации со
станцией была потеряна связь, и она
осталась на орбите обесточенной и не
управляемой. Для реанимации станции
была разработана новая методика сты
ковки, не имеющая аналогов в мировой
практике, стыковки с пассивным кос
мическим объектом. Эта задача была
успешно реализована 8 июня 1985 года.
С расстояния 2,5 километра экипаж ко
рабля Союз Т 13
Владимир Алек
сандрович Джанибеков и Виктор Петро
вич Савиных
перешл на ручное уп
равление. Стыковка осложнялась тем,
что станция не была застабилизирована
в пространстве, а вращалась произволь
ным образом. Но В.А. Джанибеков, про
демонстрировав поистине высший пи
лотаж в космосе, аккуратно причалил к
переходному отсеку Салюта 7. После
проверки герметичности стыка космо
навты открыли люк корабля и через
клапан выравнивания давления взяли
пробу воздуха в станции. Когда В.А.
Джанибеков вошл в не, на вопрос с
Земли о температуре он непосредствен
но воскликнул: Колотун, братцы!
Работая в постоянном контакте со
специалистами на Земле, космонавты
последовательно, шаг за шагом, полно
стью восстановили работоспособность
станции и приступили к выполнению
научной программы. Они совершили
выход в открытый космос, приняли два
грузовых корабля и пилотируемый ко
рабль Союз Т 14, в экипаж которого
входили: Владимир Владимирович Ва
сютин, Георгий Михайлович Гречко и
Александр Александрович Волков.
В.А. Джанибеков вернулся на Землю
вместе с Г.М. Гречко на корабле Союз
Т 13. В.П. Савиных продолжал полт
в составе нового экипажа. Из за бо
лезни В.В. Васютина полт пришлось
досрочно прекратить. Обязанности ко
мандира корабля при возвращении
были возложены на В.П. Савиных.
Длительность полта В.А. Джанибе
кова 112 суток 03 часа 12 минут 07
секунд (с 6 июня по 26 сентября 1985 г.);
В.П. Савиных 168 суток 03 часа 51
минута 09 секунд (с 6 июня по 21 ноября
1985 г.).
1986 2001 годы
Первая постоянно действующая
орбитальная станция Мир
Орбитальная станция Мир стала
логическим продолжением программы
поэтапного обживания человеком око
лоземного космического пространства.
Она вобрала в себя весь опыт своих
предшественниц долговременных
орбитальных станций серии Салют,
особенно Салют 6 и Салют 7.
Первый элемент станции Мир е
базовый блок был выведен на орби
ту 20 февраля 1986 года.
Станция Мир в составе только одно
го базового блока была уже пригодна к
эксплуатации и могла обеспечивать не
обходимые условия для длительной ра
боты экипажей на е борту. Но этот за
пуск стал лишь началом уникального
строительства создания на околозем
ной орбите многоцелевого постоянно
действующего пилотируемого комплек
са модульного типа. Модульное постро
ение позволяло делать гибкими не толь
ко программы научных исследований,
но и процессы поиска инженерно конст
рукторских решений по дальнейшему до
оснащению космической станции.
В постоянный состав станции после
базового блока последовательно во
шли модули Квант (1987 г.), Квант
2 (1989 г.), Кристалл (1990 г.),
Спектр (1995 г.), стыковочный отсек
(1995 г.) и модуль Природа (1996 г.).
На станции побывали 104 человека,
в том числе 62 иностранных космонав
та. К станции совершили полты и сты
ковались с ней 109 космических аппа
ратов, в том числе 39 пилотируемых
кораблей (из них 9 американских шат
тлов по программам Мир шаттл
и Мир НАСА).
Завершение полта станции Мир
стало уникальным научно техническим
экспериментом.
23 марта 2001 года
впервые были реализованы управляе
мый безопасный сход с орбиты такого
крупногабаритного и массивного кос
мического объекта и затопление его в
заданном районе акватории Тихого оке
ана.
Станция Мир это выдающееся
научно техническое достижение конца
ХХ века. Пятнадцатилетний полт стан
ции, работа многих российских и меж
дународных экипажей на е борту дали
поистине бесценный опыт не только
российской космонавтике, но и всему
человечеству. Станция Мир стала
настоящим лтным полигоном для ис
пытаний в реальных условиях многих
технических решений и технологиче
ских процессов.
Май июнь 1986 года
Межорбитальные перелты
Леонид Денисович Кизим и Влади
мир Алексеевич Соловьв были пер
вым экипажем на станции Мир. Они
стартовали на корабле Союз Т 15 13
марта 1986 года и 15 марта прибыли на
станцию.
В соответствии с программой
работ этот экипаж 5 и 6 мая 1986 года
осуществил межорбитальный перелт
на станцию Салют 7, где выполнил
научные эксперименты, в том числе
два выхода в открытый космос.
Перелт экипажа с одной орбиталь
ной станции на другую в практике ми
ровой космонавтики был совершн
впервые.
Завершив запланированные рабо
ты на станции Салют 7, космонавты
25 июня покинули е и на следующие
сутки прибыли на станцию Мир.
Ис
пользование корабля Союз Т 15 в
качестве межорбитального парома по
зволило им взять с собой не только
материалы о выполненных исследова
ниях, но и часть научной аппаратуры
Салюта 7, чтобы использовать е на
новой станции.
Длительность полта Л.Д. Кизима и
В.А. Соловьва от старта до посадки
125 суток 56 секунд (с 13 марта по 16
июля 1986 г.).
15 ноября 1988 года
Первый полт орбитального корабля
многоразового использования
Буран
Свой единственный полт корабль
Буран совершил в беспилотном ва
рианте при втором пуске ракеты носи
теля Энергия (первый е пуск состо
ялся 19 мая 1987 года).
Впервые в истории авиационно кос
мической техники был осуществлн в
автоматическом режиме весь полт ор
битального корабля от старта до при
земления вплоть до остановки на поса
дочной полосе космодрома, причм в
сложных метеорологических условиях.
Накануне весь день шл дождь. Он
прекратился за несколько часов до стар
та, но резко усилился ветер, скорость
которого в порывах достигала 17 мет
ров в секунду. Небо закрывала сплош
ная низкая облачность (высота нижней
кромки облаков 500 метров).
Для запусков американских шаттлов
такая погода совершенно неприемле
ма, а Буран полетел. Он совершил
два витка вокруг Земли и приземлился
на посадочную полосу на космодроме
Байконур.
Продолжительность полта
корабля составила 205 минут.
При боковом шквальном ветре Бу
ран коснулся посадочной полосы с
отклонением от осевой линии всего 3,5
метра. А когда корабль, пробежав око
ло километра, остановился, его носо
вое колесо оказалось вообще в 80 сан
тиметрах от этой линии.
Следующий полт корабля Буран
также в беспилотном варианте планиро
вался со стыковкой с орбитальной стан
цией Мир, а его третий старт должен
был состояться уже с экипажем на борту.
Однако в 1990 году из за недоста
точного финансирования работы по
программе Энергия Буран были
приостановлены, а в 1993 году про
грамма окончательно закрыта.
Валерий ЛЫНДИН
(Продолжение следует)
Дорогой Гагарина
С космонавтом СССР 25 Виктором Пацаевым мы встретились в конструк
торском отделе бортовых приборов ОКБ 1 С.П. Королва, куда он в 1958 году
перешл из Центральной аэрологической обсерватории Гидрометеослужбы
СССР, расположенной в г. Долгопрудном. После окончания Пензенского
индустриального института в 1955 году Пацаев был направлен в отдел
исследований верхних слов атмосферы этой обсерватории. Здесь он зани
мался разработкой аэрологических приборов, одновременно учился в аэро
клубе. Конструкторское бюро С.П. Королва уже запустило первый и второй
спутник, а 15 мая 1958 года вывело на орбиту первый автоматический
космический аппарат, настоящую научную лабораторию третий спутник.
Кроме этого в содружестве с аэрологической обсерваторией был выполнен
большой ряд пусков геофизических ракет по исследованию верхних слов
атмосферы. В беседах Виктор восхищался успехами и масштабом работ ОКБ
1 и хотел здесь работать. Виктор был женат, имел двоих детей. Вся семья
жила в г. Долгопрудном в комнате коммунальной квартиры. Перспектива
улучшения жилья была не близкой. А С.П. Королв строил много, и специа
листы довольно быстро получали жиль. По моему, это укрепило желание
работать в ОКБ 1. Мы часто с работы шли вместе, иногда ехали на электричке
до Лосиноостровской, откуда в то время ходили, правда, сравнительно
редко, поезда до Долгопрудного, и обсуждали самые разные вопросы.
Виктор был широко образован, глубоко понимал конструирование, считал
его творческим процессом, требующим глубоких знаний многочисленных
дисциплин. В то же время его интересовали аэрология, космос как среда, в
которой он мечтал летать. В нашем отделе ему поручили разработку конст
рукции аппаратуры системы заправки ракеты носителя. Сравнительно быс
тро освоил особенности требований, выбор материалов и методику констру
ирования изделий для ракетно космической техники. Через некоторое время
подал заявление в аспирантуру и после сдачи экзаменов был принят в
аспирантуру предприятия. В 1964 году Пацаев перешл работать в лтно
испытательный отдел, созданный в ОКБ 1 по инициативе С.П. Королва.
Виктор Пацаев в 1968 году был зачислен в отряд космонавтов.
Начало новому этапу в развитии космонавтики было
положено созданием и полтом первой в мире долговре
менной орбитальной научной станции Салют, стартовав
шей в космос 19 апреля 1971 года.