background image
вторник
k
70, 28 июня 2011 г.
2011 й ГОД РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
Возвратим долг
старшему поколению
В
одном из последних номеров Калининградской правды я с большим
интересом прочл о скором появлении в нашем городе памятника калинин
градцам королвцам, обеспечившим прорыв человечества в космос. Эта но
вость меня очень заинтересовала и обрадовала. Ведь вся моя жизнь связана с
городом Королвом и работой на главном космическом предприятии. Мои дед с
бабкой приехали в Калининград из Рязани в начале 1930 х годов. Дед трудился на
артиллерийском заводе плотником. Отец, окончив мытищинское ФЗУ, поступил в
НИИ 88 слесарем и проработал в нм 53 года в разных цехах, но б
ольшую часть
жизни в цехе 444 или, как его ещ называли, цехе главной сборки, где
собирали пилотируемые корабли, в том числе и гагаринский Восток. В том же
цехе около 25 лет проработала и моя мать. Сам я закончил МФТИ и с 1970 года
тружусь на том же предприятии, которое сейчас называется РКК Энергия. Здесь
работали обе мои ттки, дочери, сын. Так что его можно назвать нашим семейным
предприятием.
Помню, с каким восторгом мы, в то время мальчишки, узнали о том, что после
своего полта Гагарин приедет в наш город и состоится его торжественная
встреча. Чтобы лучше разглядеть первого космонавта Земли, мы залезли на
крышу какого то здания. Потом я просил отца взять у Юрия Алексеевича авто
граф. А он, смеясь, ответил: Да Гагарин сам взял у меня автограф, а теперь,
значит, я у него буду просить? (Действительно, Юрий просил автографы у всех,
кто собирал его корабль.)
Я рассказываю так много о себе и своей семье не для того, чтобы показать,
какие мы особенные, совсем наоборот, таких семей в нашем городе много, а для
того, чтобы было понятным мо личное отношение к памятнику тем, кто
создавал Р 7 и корабль Восток. Именно личное, а не какое то отстраннное
отношение. Для меня это будет памятник моим родителям и всем, кто тогда
вместе с ними трудился под руководством С.П.Королва. Поэтому я горячо
поддерживаю идею создания памятника и уверен, что у всех ветеранов такое же
отношение к ней. Если будет нужна материальная поддержка строительства
монумента, я с удовольствием приму участие, потому что воспринимаю это как
возвращение части долга перед старшим поколением.
В.М. КОТОВ,
заместитель начальника отдела РКК Энергия
О
н родился 13 июня 1930 года в
г. Енакиево (шахта Юный Ком
мунар) Донецкой области. Мать, Гла
фира Павловна учительница млад
ших классов. Отец, Александр Льво
вич Яздовский горный инженер,
кавалер ордена Ленина.
В 1948 году Валерий окончил сред
нюю школу в подмосковном Пушки
но, а в 1954 м Московский авиаци
онный институт, защитив диплом на
отлично, и был направлен на работу в
ОКБ 1 к Сергею Павловичу Королву.
После оформления в отделе кад
ров 16 марта 1954 года состоялась
первая встреча В.А. Яздовского с
С.П. Королвым.
Во время беседы Сергей Павлович
обратил внимание на такую деталь:
молодые выпускники высших техни
ческих заведений теоретические
инженеры. А вы оказались не толь
ко теоретическим, но и несколько
практическим инженером, так как
обучились летать и самостоятельно
управлять самолтом ПО 2 в аэро
клубе МАИ, заметил Королв.
Сергей Павлович предложил Яздов
скому должность инженера в теле
метрическом секторе Н.Н. Жукова в
отделе 19, где тот проработал три года
(1954 1957). Это был период, когда
коллектив ОКБ 1 проводил гигантс
кий объм работ по созданию, отра
ботке и испытаниям серии боевых и
геофизических ракет на полигоне Ка
пустин Яр. В КИСе НИИ 88 проводи
лись наземные автономные и комп
лексные испытания ракеты Р5 М. Ко
ролвым был утверждн эскизный
проект на разработку межконтинен
тальной баллистической ракеты Р 7.
Валерий Яздовский активно вклю
чился в работу по системе бортовых
измерений ракет Р5 М, досконально
освоил информационно телеметри
ческую систему СТК 1, программу
измерений, инструкции проведения
наземных испытаний ракеты в КИСе
завода и в МИКе на полигоне, гото
вился к участию в ЛКИ этой ракеты.
В конце июля 1954 года телеметри
сты ОКБ 1 прибыли на полигон Капу
стин Яр одновременно с С.П. Корол
вым. Руководили группой Валерий
Яздовский и Константин Семагин.
При запуске и полте ракеты в ра
диовидимой зоне телеметристы ана
лизировали наджность работы е
систем, агрегатов и приборов и со
гласовывали с военными телеметри
стами.
Зачтные испытания пяти ракет Р5 М
были закончены 2 февраля 1956 года.
Последняя ракета была с ядерным заря
дом. В СССР стал появляться наджный
ракетно ядерный щит.
В начале 1957 года С.П. Королв,
оценив реальность создания ракеты
носителя Р 7, с помощью которой мож
но будет выводить космические аппа
раты различного назначения на около
земную орбиту, а также к Луне, Марсу
и Венере, 3 апреля 1957 года издат
приказ о создании в ОКБ 1 отдела 9
под руководством М.К. Тихонравова
для проектирования космических ап
паратов, в том числе и для пилотируе
мых полтов. Для решения такой зада
чи Королву нужны были талантливые
молодые инженеры, успевшие про
явить себя с положительной стороны.
В 1957 году Яздовский был переведн
в сектор Ч только что созданного
отдела 9. Его группа решала вопросы
наджности пилотируемых аппаратов
и большой круг новых и сложных про
блем, в том числе и жизнеобеспечения
космонавтов и наджности бортовых
систем.
Помимо разработки кораблей Вос
ток и Восход, Яздовский до 1968
года активно занимался проектирова
нием и экспериментальной отработкой
систем космических кораблей Союз
(7К ОК), Зонд (7К Л1), а также ко
раблей ЛОК (11Ф93), ЛК (11Ф94) по
лунной программе Н1 Л3.
После полта Гагарина и Титова
С.П. Королв и М.В. Келдыш начали
говорить о создании в ОКБ 1 отряда
космонавтов испытателей, поскольку
происходило значительное усложне
ние управлением полта и системами
пилотируемых кораблей. Военное ми
нистерство с этим согласилось. Вскоре
начался набор заявлений от инжене
ров ОКБ 1, желающих летать на косми
ческих кораблях с участием военных
космонавтов. Списки тщательно изу
чили, инженеров направили на углуб
лнное обследование в Центральный
научно исследовательский авиацион
ный госпиталь. Результаты Государ
ственной медицинской комиссии ВВС
были следующими: Существенных
замечаний по здоровью инженеров В.
Волкова, Г. Гречко, В. Кубасова, К. Фе
октистова, В. Яздовского не имеется.
Уже после кончины С.П. Королва
приказом Главного конструктора
В.П. Мишина В.А. Яздовский был
зачислен в группу подготовки космо
навтов испытателей ЦКБЭМ, а 27 мая
1968 года приказом министра МОМ
СССР С.А. Афанасьева в отряд кос
монавтов на должность космонавта
испытателя.
После проектной работы у Валерия
Александровича с 18 августа 1967 года
началась новая жизнь в отряде космо
навтов, которая продолжалась 15 лет
до 1982 года. При подготовке к по
лту в качестве бортинженера на ко
раблях Союз по различным програм
мам он ни в чм не щадил себя. Это был
период напряжнных физических и
умственных тренировок, беспредель
ГОРОЖАНЕ
Более полувека в нашем городе живт Валерий Алексан
дрович Яздовский, стоявший у истоков зарождения и
создания отечественной пилотируемой космонавтики и
ракетостроения. За заслуги в этой области деятельности
в 2005 году ему присвоено почтное звание Ветеран
космонавтики.
ной самоотдачи и безотлагательного
выполнения всех медицинских требо
ваний к космонавтам испытателям в
быту, на работе, на испытаниях, в ко
мандировках и т. д. Яздовский само
стоятельно летал на пяти типах само
лтов: ПО 2, Як 18, Як 18А, Л 29, МиГ
15У. Общий налт составил 98 часов. В
1967 1969 годах он совершил 31
прыжок с парашютом с самолта Ан 2
с высоты 800 1200 метров.
Имея прекрасную длительную прак
тическую подготовку к полту, отлич
ное знание техники, отменное состоя
ние здоровья и морально волевые ка
чества, Валерий в любой момент был
готов совершить космический полт,
но этого не случилось.
В 1970 1972 годах совместно с
Л.В. Воробьвым он готовился по про
грамме отработки системы стыковки
кораблей Контакт в качестве борт
инженера основного экипажа пассив
ного корабля Союз 12. В связи с за
крытием программы подготовку пре
кратили, полты отменили, а экипажи
расформировали. В начале 1973 года
В.А. Яздовский вновь с Л.В. Воробь
вым готовился к работе с космическим
телескопом Орион по программе
Союза 13. Весной 1973 года был оп
ределн основной экипаж (позывной
Атлант), командиром которого был
утверждн Л.В. Воробьв, бортинже
нером В.А. Яздовский, и дублирую
щий (позывной Кавказ, командир
П.И. Климук, Ю.А. Пономарв; после
дний был заменн В.В. Лебедевым). В
начале декабря 1973 года основной и
дублирующие экипажи вылетели на
космодром. Но перед стартом Государ
ственная комиссия решила заменить
основной экипаж дублирующим.
После ухода в 1982 году из отряда
космонавтов В.А. Яздовский вернулся
в родной коллектив телеметрического
отдела. Имея богатый опыт творческой
и проектной работы на предприятии,
Валерий Александрович сосредоточил
свое внимание на разработке техни
ческих предложений по созданию со
временных средств информационно
телеметрического обеспечения косми
ческих аппаратов спутниковой связи.
Через 10 лет Валерий Александро
вич ушл на заслуженный отдых. Он
по прежнему встречается с друзьями
космонавтами, с коллегами по работе,
бывает в РКК Энергия и в Звздном
городке. Вс это дело его жизни, и
оно особенно дорого ему творцу
космонавтики.
Аркадий ЛОСКУТОВ
В службе измерений
Инженеры космонавты
Лтно космическая
подготовка
Возвращение в телеметрию
ОТКЛИК
Из отряда космонавтов
Из отряда космонавтов
(Продолжение. Начало на с. 1)
Искали и военные, и члены экипажей
вертолтов, и представители промыш
ленности, все, кто был в то время на
месте посадки Союза 11, длинной
цепью растянулись в казахстанской
степи. Конечно, не нашли. А потом,
уже после возврата аппарата Союз
11 на завод, все многочисленные
проведнные эксперименты так и не
подтвердили ни одну из версий не
расчтного вскрытия клапана дыха
тельной вентиляции. Наиболее веро
ТРАГИЧЕСКИЕ ДАТЫ
Космос не прощает ошибок
ятной причиной вс таки могла быть
нештатная ситуация, которая возник
ла ещ при испытаниях корабля на
Земле и привела к подрыву пиротех
ники на открытие клапана. Заглушка
в закрытом положении до опреде
лнного времени удерживалась за
счт пристыкованного бытового от
сека и после разделения отсеков са
мопроизвольно открыла клапан.
Космос не прощает ошибок. Изна
чально в конструкции Союза не была
предусмотрена такая нештатная ситуа
ция, при которой экипаж при разгер
метизации корабля мог бы продолжить
работу.
Экипаж Союза 11 ценой своей
жизни определил этот просчт в про
ектировании Союза. И только спустя
более двух лет был совершн первый
испытательный полт пилотируемого
Союза 12, который подвергся серь
знейшей доработке по введению ком
плекса самоспасения, экипаж начал
летать уже в скафандрах.
Эту трагедию переживала вся стра
на, особенно мы непосредствен
ные создатели этой техники. Лично я с
болью в сердце пережил вс это. И
ещ особенно потому, что с В.Н. Вол
ковым у нас были близкие дружеские
отношения. Этот общительный, все
гда жизнерадостный человек был ува
жаем и любим среди коллектива пер
сонала специалистов Главной сборки.
Работая до поступления в отряд кос
монавтов заместителем ведущего кон
структора по кораблям Союз, регу
лярно выезжал с нами на Байконур. У
него всегда можно было получить
любой ответ на возникающие техни
ческие вопросы, любил шутку, пре
красно играл на гитаре и пел. Очень
запомнились вечера на площадке 2
Байконура, когда после 45 С дневной
жары в минуты отдыха испытатели и
бригада монтажников выходили на
прогулку по бетонке, ведущей на старт.
У него был замечательный мягкий го
лос. Особенно он любил бардовские
песни.
Сблизили нас и занятия спортом.
Вадим (так его называли друзья) был
вратарм футбольной команды в ГКБ,
я же у заводчан. И главное, в на
ших соревнованиях всегда побежда
ла дружба.
А.В. ШМАКОВ,
заместитель начальника
Управления технического контроля
ЗАО ЗЭМ РКК Энергия
Проектирование
пилотируемых
космических аппаратов