background image
вторник
k
73, 5 июля 2011 г.
129
А.И. ГЕРЦЕН
Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого,
раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперд.
Н
ачалом моей краеведческой ра
боты в подмосковном Калининг
раде (а было это более четверти века
тому назад) стал телефонный звонок
тогдашнему главному архитектору го
рода С.А. Закладному. А позвонил я с
целью выяснить координаты местных
краеведов. Станислав Андреевич дал,
как он сам пояснил, два основных
номера телефона и сообщил имена
В
Калининградской правде 11 декабря про
шлого года в очерке Авиаград было рас
сказано об изобретателе безоткатных орудий Л.В.
Курчевском, который в 1929 1937 годах рабо
тал у нас в Подлипках.
Я не знал, кто такой Л.В. Курчевский. И вот
решил разобраться, кем же был Леонид Василье
вич Курчевский? Прежде чем напомнить читате
лю его биографию, мне хотелось бы привести
выдержку из газеты Новые Соловки (такая га
зета издавалась несколько лет в Соловецком ла
гере особого назначения.
Авт.): В 1924 году
пароход Слон доставил на Большой Соловец
кий остров большую группу заключнных. Среди
них выделялся не по возрасту и не по чину, а по
естественному праву самого умного и характером
самого сильного был среднего роста, бритого
ловый, крепко скроенный человек, который
немедленно и в то же время безо всякого указа
ния свыше включился в запущенное хозяйство
острова. Назначение на должность не то главного
инженера, не то помощника коменданта острова
состоялось позже. Это было просто закрепление
и без того сложившегося положения вещей. Этот
крепыш был Леонид Васильевич Курчевский.
И второй документ из архива ЦК КПСС из книги
На приме у Сталина. Тетради (журналы) запи
сей лиц, принятых И.В. Сталиным (1924 1953
гг.). В записях 26 апреля 1934 года под цифрами
7 и 8 записаны: Ворошилов и Курчевский. Воро
шилов зашл в кабинет к Сталину в 16.50, а затем
в 18.40 туда был приглашн Курчевский. Оба они
вышли от Сталина в 19.45, то есть Ворошилов был
три часа, а Курчевский час! Это была не просто
встреча представление на назначение, а целая
часовая беседа. Вот каков был диапазон этого
человека от Соловецкого лагеря до кабинета
И.В. Сталина!
Итак, от Соловков до кабинета Сталина! А за
год до этого вручение ордена Красной Звезды
116 за заслуги при создании новых типов ар
тиллерийских систем. Курчевский был в числе
первых советских граждан, удостоенных этой на
грады. Триумф незадолго до трагедии! Звезда
Курчевского всходила стремительно и так же
стремительно упала.
Я постарался проследить жизненный путь Лео
нида Васильевича и, может быть, повторю какие
то известные читателям вехи деятельности этого
уникального человека. Но думаю, среди найден
ного мною, особенно в Переславль Залесском
музее, удалось обнаружить и неизвестные или
малоизвестные факты из жизни талантливого
изобретателя.
Леонид Васильевич родился в 1890 году в се
мье учителя рисования в городе Переславле За
лесском. После окончания школы в 1911 году
поступает в Московский университет на естествен
ное отделение физико математического факуль
тета. Однако закончил только два курса и был
отчислен, как пишут, за неуплату за обучение. В
1916 1918 годах заведовал КБ Московского
военно промышленного комитета. В 1918 1920
годах возглавляет лабораторию Комитета по де
лам изобретений ВСНХ и одновременно работает
в автосекции транспортного отдела того же коми
тета. В 1921 1922 годах служит в Комиссии
особых опытов по звуковой разведке (КОМЗВУК).
В 1922 1924 годах руководит мастерской авто
лаборатории при Комитете по делам изобрете
ний. В 1924 году арестован и осуждн за растра
ту казнного имущества и средств, предназначен
ных для создания геликоптера на 10 лет со ссыл
кой в Соловецкий лагерь особого назначения. В
1927 году досрочно освобождн и с 1929 года
главный конструктор завода 8, затем с 1932
года ОКБ 1 ГАУ в послке Калининский (Под
липки). За заслуги при создании новых типов
артиллерийских систем награждн орденом Крас
ной Звезды. В 1934 году для выполнения работ по
созданию динамореактивных пушек в составе
Наркомата тяжлой промышленности создатся
Управление уполномоченного специальных ра
бот (УУСР) и ему передатся только что построен
ный в Подлипках Государственный машиностро
ительный завод 38. На должность уполномо
ченного этого управления назначают Курчевско
го. В 1937 году снова арестован по обвинению в
создании неперспективных систем вооружения и
23 ноября 1937 года приговорн к высшей мере
наказания (по некоторым данным, расстрелян 26
ноября 1937 года, по другим 12 января 1939
года). Реабилитирован в 1956 году.
Впервые имя Л.В. Курчевского появилось 19
ноября 1920 года в ответе научно технического
отдела ВСНХ на запрос В.И. Ленина. В нм сооб
щалось, что Л.В. Курчевский и Б.С. Стечкин пред
лагают идею инжектирования воздуха под кор
му судов и начали е внедрение в глиссере,
развивающем скорость до 150 км/час
. В 1923
году Л.В. Курчевский и сотрудник отдела военных
изобретений при ВСНХ С.А. Изенбек подают заяв
ку на изобретение динамореактивной пушки, опыт
ный образец которой испытывают уже в 1924
году. Его изобретения всегда отличались ориги
нальностью, казалось, всегда, когда ему встреча
лись трудности, он искал не обходные пути, а
наоборот, новые решения. А вообще, его первое
изобретение относится к 1915 году, когда он пред
ложил метательный гранатомт. Это был нео
бычный прибор на колесе крепились гранаты.
Колесо раскручивалось специальным расчтом
до большой скорости, и в нужный момент гранаты
освобождались и летели на значительное рассто
яние, гораздо большее, чем если бы они броса
лись рукой человека.
В 1919 1924 годах, когда он работал в авто
мастерской, им были построены несколько авто
мобилей из разноплемнных иностранных агре
гатов.
Это были и аэромобили с толкающим вин
том, и трхколесные автомобили, на которых он
разъезжал по Москве. Однако за езду по Москве
без разрешения, да ещ на таком драндулете,
который создавал страшный шум и рв, он был
арестован на три дня, а машину предложили уб
рать из Москвы. В Переславле Залесском он со
здат технико продовольственную базу, куда и
переводит мастерские и все свои изделия. Тут же
на реке Трубеж стоит его творение лодка
глиссер с авиационным мотором. В это время не
было бензина. Курчевский придумал смесь спир
та сырца с эфиром и назвал его ханжа. Такое
топливо быстро распространилось между авто
любителями, и скоро все автохозяйства Москвы
стали разъезжать на нм. Было трудно достать
камеры, а они быстро изнашивались! И тут Кур
чевский изобретает герметизирующую смесь,
которая автоматически затягивала пробоины в
шинах. Осенью 1922 года на Ходынском поле он
устроил показательные испытания этой смеси.
Несколько военных стреляли по шинам автомо
биля, который ездил вокруг них. Курчевский сде
лал 10 кругов и уехал с простреленными шинами
в гараж, при этом давление в шинах практически
не упало!
Даже в условиях ссылки на Соловецкие остро
ва он нашл себя и продолжал заниматься твор
ческой деятельностью.
В связи с тем, что острова
находились далеко от материка, а также для охра
ны большого количества заключнных нужны
были наджные быстроходные суда, способные
плавать в различных условиях (вода, лд), Кур
чевский спроектировал и изготовил глиссер. При
чм этому событию придавалось большое значе
ние. Если посмотреть подшивку газеты Новые
Соловки за 1926 год, там увидим несколько ста
тей: 26 марта Глиссеры на Белом море; 18
апреля Курчевский На моторной лодке; 18
апреля Соловки Кемь Соловки: интер
вью с инж. Курчевским; 25 апреля Вторая
(моторная лодка инженера Курчевского); 9 мая
Флотилия пополняется;16 мая и 20 июня
Лодки Курчевского и Корабли Курчевского;
15 августа Ещ одна (глиссер Курчевского)
Судьба изобретателя Леонида Курчевского
От Сталина до Соловков
и На пробе (глиссер Курчевского) и, наконец,
21 ноября Курчевский Л. Топливо будущего:
к использованию приливов и отливов Белого
моря. В это же время был снят документальный
фильм о Соловецком лагере, и в этом фильме
есть кадры, посвящнные Леониду Курчевскому и
сконструированным им моторным лодкам везде
ходам С 1, как будто бы ледокольного типа, аэро
глиссеру С 2 с авиационным мотором для Сев
морпути. Кроме этого, находясь в заключении,
ему удалось доставить на Большой остров опыт
ный вариант пушки ДРП и в присутствии комен
данта лагеря продемонстрировать е в действии.
К 100 ЛЕТИЮ КРАЕВЕДА С.П. ЧУЙКО
Блок Ежова и Чуйко
интересующих меня людей: Борис
Яковлевич Ежов и Степан Павлович
Чуйко.
С той поры два этих имени стали для
меня неразделимыми. Тем более что
вскоре после нашего знакомства меня
пригласили в комиссию по празднова
нию 400 летия Болшева, куда уже вхо
дили и Ежов, и Чуйко. Главный архи
тектор оказался прав: именно вокруг
этих двух фигур велась основная науч
но методическая работа по сбору ма
териалов, проведению конференции и
как итог по созданию первого в
истории города общедоступного крае
ведческого музея.
Своеобразный блок Ежова и Чуй
ко был прекрасной иллюстрацией те
зиса о единстве противоположнос
тей. По возрасту их разделяло почти
двадцать лет, но у Степана Павловича
Чуйко был большой жизненный опыт
не только участника Великой Отече
ственной, но и педагога с большим
стажем, что уже само собой подразу
мевало его глубокие знания в области
истории и географии края. Ежов был
трибуном калининградского краеве
дения, он сам генерировал идеи, сам
разрабатывал и сам же облекал их в
практическую оболочку. Чуйко не был
мастером длинных и пламенных речей,
но его короткие реплики и деликатные
замечания по той или иной теме как бы
интегрировали сказанное ранее, по сути
подытоживая многочисленные заседа
ния юбилейной болшевской комиссии
или городского отделения Общества
охраны памятников истории и культу
ры.
Ещ одним важным качеством, при
сущим Степану Павловичу Чуйко, была,
говоря современным языком, удиви
тельная коммуникабельность. Его зна
ли и уважали в самых разных кругах
в краеведческих и природоохранных
обществах, педагогических коллекти
вах, городском Совете ветеранов. Сте
пан Павлович был человеком самокри
тичным и не без доли юмора рассказы
вал о довольно известном случае в его
практике. Ещ до официального нача
ла перестройки на экскурсию по фаб
рике Передовая текстильщица он
пригласил старую работницу, начинав
шую свою трудовую деятельность в
дореволюционные годы. Как вспоми
нал сам Чуйко, она, неожиданно для
присутствующих, вразрез с официаль
но принятой идеологией, не стала про
износить дежурных слов о плохих ка
питалистах и фабрикантах крово
пийцах, а начала рассказывать о том,
как вс было на самом деле. Степан
Павлович поначалу хотел было пре
рвать рассказчицу, но... сдержал себя.
Ведь это живой свидетель, гово
рил Чуйко, и значит, вс было не
совсем так, как преподносят офици
альные историки. Повторим: это про
изошло ещ до эпохи гласности, и
подобные действия Степана Павлови
ча Чуйко заслуживают самого глубоко
го уважения.
Помню, как после 400 летнего юби
лея Болшева Чуйко сказал: Вот, наша
комиссия закончила работу, а ведь
встречаться то надо, есть что обсуж
дать. Болшевский юбилей сделал
сво дело: был создан краеведческий
музей на общественных началах. Ста
ли регулярно проводиться заседания
музейного совета. Но именно Чуйко
постоянно напоминал нам, что резуль
таты этих заседаний не должны пред
ставлять собой лишь традиционные
протоколы мероприятий. Мечтой
Степана Павловича было активное,
гласное обсуждение музейных про
блем с непосредственным участием
старожилов города, историков, педа
гогов, специалистов в области охраны
природы. Так при Калининградской
правде возникла теперь уже знаме
нитая общественная редакция Наше
наследие. И нет ничего удивительно
го, что на самом первом, учреди
тельном е заседании в сентябре 1986
года в числе участников был и Степан
Павлович Чуйко.
В 1990 е годы Степан Павлович по
состоянию здоровья вс реже и реже
стал посещать мероприятия, органи
зованные краеведами, но всегда был
готов обменяться мнениями, когда ему
звонили по телефону или приходили к
нему домой. Он радовался появлению
в 1992 1993 годах сразу трх город
ских музеев. И в дальнейшем, когда
речь заходила о музеях, выставках,
экскурсиях, публикациях, в первую оче
редь вспоминались имена основопо
ложников краеведческого движения в
городе. Среди них Степан Павлович
Чуйко занимает и всегда будет зани
мать важное, одному ему присущее
место.
Сергей МЕРЖАНОВ
21 апреля 1985 года. Комиссия по обследованию памятников г. Калининграда и
послков в составе В.Б. Мишиной, С.П. Чуйко, К.Д. Киселвой, А.С. Иванина.
Л.В. Курчевский с
помощником. 1930 е годы.