background image
C
M
Y
K
вторник
k
73, 5 июля 2011 г.
129
Т
ак назвал Степана Павловича
Чуйко Борис Ежов. Он не раз пи
сал о нм, считал своим другом и учи
телем в краеведении. Этот очерк был
опубликован в Калининградской прав
де 14 февраля 1989 года.
Как только я увлкся краеведени
ем, сразу же услышал его фамилию.
Об этом спроси у Чуйко, об этом
человеке узнай у Степана Павловича,
говорили мне самые разные люди.
Познакомились мы в Болшевской шко
ле 1. Меня подвели к невысокому
плотному человеку, приветливо смот
ревшему через сткла очков. По слу
чаю торжественной даты (Дня Побе
ды) Степан Павлович пришл в парад
ном мундире с погонами старшего лей
тенанта, с двумя орденами и многими
медалями на груди
Много раз бывал я у него дома, вме
сте мы ходили по улицам города и по
слка, и часто встречные приветливо
кланялись ему, обращались с вопроса
ми. О каждом из них он непременно
рассказывал что то интересное. Вспо
минал и свою жизнь.
Спрашиваешь, откуда у меня
столько знакомых? Живу я в Болшеве
больше 40 лет, с 1948 года. Был дирек
тором школы, учителем географии,
астрономии, военного дела. Многие
мои ученики уже внуками обзавелись.
Не раз меня избирали депутатом по
селкового Совета. Вот и обращались ко
мне многие кто с просьбой, кто с
вопросами. Сам я, признаться, люблю
П
уть краеведа нескончаемо длинный, с препятствиями, рытвинами и
ухабами. Однажды встав на эту дорогу, с не уже не сойдшь. Каждый
проходит е по своему, в соответствии со своими интересами и пристрастиями.
И обязательно на этом пути найдшь наджных попутчиков. Так было со мной,
так я познакомилась с С.П. Чуйко.
В 1970 е годы истфак МГУ готовил к изданию трхтомник Города Подмос
ковья. В поисках автора очерка о Калининграде редакция вышла на С.П. Чуйко.
К этому времени у Степана Павловича был собран довольно большой материал
о Болшеве, его древней и современной истории, о выдающихся людях. Но для
очерка о Калининграде этого было недостаточно, и составители решили, что он
не представляет интереса (о подлинной роли и значении города в истории
страны многие в то время не знали), и очерк о нм следует исключить из
сборника. Тогда Степан Павлович разыскал меня, хотя мы не были с ним
знакомы лично, но мои публикации о Калининграде (его подлиповской части)
уже появлялись в городской газете. Он принс свои выписки из разных источ
ников, готов был оказать любую помощь, лишь бы исторический очерк о нашем
городе попал в сборник. И очерк был написан и опубликован в первом томе
издания, вышедшего в 1979 году, а наше знакомство со Степаном Павловичем
переросло в творческое содружество.
Имя Степана Павловича Чуйко вызывает у меня множество воспоминаний,
потому что он был человеком открытым, доступным, доброжелательным,
увлечнным, патриотом своего послка и города.
С.П. Чуйко прожил долгую жизнь, но расставаться с теми, кто был близок при
жизни, всегда тяжело. Однако ведь пока жива память о человеке, он жив.
Думаю, в Болшеве Степана Павловича помнят многие.
Раиса ПОЗАМАНТИР
Правда, после этого выстрела пушка была затоп
лена в озере! Он восстанавливает небольшую
электростанцию и литейный завод, который на
чинает давать продукцию, железную дорогу и
пускает паровоз с двумя вагонами. На ручье уста
навливает небольшую гидроэлектростанцию, со
здат верфь, на которой по своим чертежам стро
ит специальные рыболовецкие лодки вездеходы
для рыбного промысла. В 1929 году по просьбе
наркома тяжлой промышленности С. Орджони
кидзе Курчевский был досрочно освобождн.
Конец 1920 х годов характеризовался восста
новлением народного хозяйства СССР, в связи с
чем появилась возможность создания боеспо
собной Красной Армии. Получают бурное разви
тие артиллерия, авиация, бронетанковая техника,
военно морской флот. В это время и вспомнили о
динамореактивных пушках Курчевского. В 1930
году Леонид Васильевич командируется в Под
липки на завод 8 для создания опытного образ
ца динамореактивной пушки. В 1932 м его назна
чают главным конструктором ОКБ 1 ГАУ в посл
ке Калининский (Подлипки). В 1934 году для вы
полнения работ по созданию динамореактивных
пушек в составе Наркомата тяжлой промышлен
ности создатся Управление уполномоченного
специальных работ. На должность уполномочен
ного (руководителя) закрытого предприятия, по
лучившего название Государственный завод 38,
утверждают Курчевского. Корпуса нового завода
возвели рядом с заводом 8, ныне территория
РКК Энергия, а с 1942 по 1959 год в них разме
щалось ЦАКБ В.Г. Грабина.
1934 1937 годы были расцветом творческих
сил Курчевского. Им интересуется И.В. Сталин.
Вот выдержка из его письма К.Е. Ворошилову от 24
июня 1932 года из Сочи:
4) Обрати, ради бога,
внимание на записку т. Агранова насчт Курчевско
го. Дело очень важное
. И действительно, непросто
даже перечислить его разработки в это время: изго
товлена батальонная пушка БПК 76,2 мм на обыч
ный мотоцикл с коляской; гаубица 152 мм, уста
новленная на автомобиле; 76 мм пушка для тан
ков Т 26 и Т 27; пушка 37 мм для броневика БАИ.
Для пехоты: лгкая мортира ЛМ7, горновьючная
76 мм ГВПК, 37 мм противотанковое ружь
14 К и 76 мм пушка СОК для самоходной артил
лерийской установки. В октябре 1934 года 76 мм
пушка КПК (катерная) была испытана на бронека
терах Г 5 и подводной лодке АГ на Чрном море.
С эсминца Петровский и сторожевого катера
Шторм проходили испытания 152 мм пушки. В
этом же году была испытана 305 мм мортира
СПГК 12, которую устанавливали на шасси авто
мобиля Я 6 и трактор Коминтерн. Результаты
снаряд массой 250 кг был заброшен на даль
ность 6 км. Пушка 76 мм АПК 4 была установлена
на специально спроектированном и построенном
истребителе ИП 1. К концу 1935 года было изго
товлено более 840 различных подобных систем. В
июле этого же года на Софринском полигоне был
организован правительственный смотр всех ар
тиллерийских систем, разработанных Курчевс
ким.
Этот период жизни Курчевского интересен тес
ной совместной работой ещ с одним известным
изобретателем Б.С. Стечкиным. На заводе 38,
где Л.В. Курчевский был главным конструктором,
Б.С. Стечкин был начальником исследовательс
кого отдела, а самолтным отделом занимался
Д.П. Григорович. В это время Стечкин и Курчев
ский сконструировали мотор МСК двухтакт
ный звездообразный двигатель с петлевой про
дувкой цилиндров и отдельным поршневым ком
прессором на каждый цилиндр. Дружба Стечкина
и Курчевского была давняя, ещ с 1910 года. В
революционную пору 1917 года они вдвом на
броневике собственной конструкции отправились
освобождать Кремль от большевиков. Событие
было смехотворным, и они вскоре оказались в
кабинете у Ф.Э. Дзержинского, который после
разговора отпустил их под честное слово не де
лать подобных дел в дальнейшем. Работая по
своей основной тематике оборонного значения,
Курчевский не переставал интересоваться други
ми направлениями. Он считал, что это в некото
ром роде гимнастика ума. Например, им были
созданы глиссер с авиационным двигателем и
пропеллером для Севморпути, катер высокой про
ходимости, автомашину ГАЗ 4 он переделал в
вездеход на колсах и гусеничном ходу. Как стра
стный охотник, Курчевский сконструировал охот
ничье ружь, специальный карабин, реактивное
ружь и реактивный пистолетик, создал новый
вид патронов и пуль. Задумывает создать специ
альную централизованную систему регулирова
ния движения на Москве реке, своего рода зел
ную волну.
В январе 1936 года завод 38 был передан
заводу 8, а Курчевскому было выделено не
большое помещение для конструкторской груп
пы и мастерская. Но 25 мая этого года Л.В. Кур
чевский был арестован по обвинению во вреди
тельстве и, как всегда в то время, в антисовет
ском заговоре. Все его изделия и документация (в
том числе книга по теории динамореактивной
артиллерии с предисловием М.Н. Тухачевского)
были уничтожены. Следом за ним была арестова
на и его жена, постоянная спутница, шофр и
участник во всех его делах, бессменный секре
тарь Мария Фдоровна. По приговору она тоже
была сослана в лагеря. Уже во время Великой
Отечественной войны, находясь в лагере, Мария
Фдоровна получила письмо от своего отца. В нм
он ей послал ответ Леониду Васильевичу, в кото
ром сообщалось, что его предложение об исполь
зовании в случае войны в качестве топлива брике
тов из соломы рассмотрено, признано полезным
и ценным! Но человека уже не было в живых.
В 1941 1942 годы по предложению И.В. Ста
лина была предпринята попытка восстановить пуш
ки Курчевского, были найдены специалисты, рабо
тавшие с Леонидом Васильевичем, но оказалось,
что все чертежи до самого последнего листа унич
тожены. Сейчас образцы тех пушек можно увидеть
только в Ленинградском военно историческом
музее артиллерии, инженерных войск и войск свя
зи.
В годы войны и после конструкторы возвраща
лись к идее динамореактивных пушек. В 1954 году
на вооружение Советской Армии были приняты
два безоткатных орудия: 82 мм и 107 мм (Б 10 и
Б 11). Они были показаны 7 ноября 1954 года на
параде на Красной площади. Но имя Курчевского,
первопроходца, было вычеркнуто из истории ар
тиллерии. Его не знали и на него не ссылались.
Реабилитирован он был в 1956 году.
Нельзя сказать, что судьба изобретений Л.В. Кур
чевского была несостоявшаяся! Удивительно, но
идеи, выдвинутые им, живы и воплощены в издели
ях. Как писал его помощник полковник инженер
К.К. Глухарв:
Образцы вооружения, подобные
батальонной пушке Курчевского (БПК), встреча
лись среди трофейного оружия, взятого у немцев
во время последней Отечественной войны. На
вооружении армии США стоят динамореактивные
пушки типа тех, над которыми работал в сво
время Курчевский
.
Ушли из жизни многие авторы известных и не
известных нам изобретений и открытий, посте
пенно уходят свидетели и очевидцы этих собы
тий, поэтому очень важно сохранить и не забыть
дела наших дедов и отцов!
В заключение мне бы хотелось выразить ог
ромную признательность коллективу Переславль
Залесского государственного историко архитек
турного и художественного музея заповедника,
который собрал и сохранил большой историчес
кий материал о жизни и деятельности инженера и
изобретателя Л. В. Курчевского (фото из архи
ва музея
)! В значительной степени ознакомление
с ним позволило написать этот очерк.
Владимир МАЛЫХ,
историк техники
Хранитель памяти
разговаривать со старыми людьми.
Ведь каждый из них целый мир,
ненаписанная книга. От них можно ус
лышать немало интересного. Как то
повл свой класс на встречу со старой
работницей бывшей Куракинской фаб
рики Сапожниковых. (ныне Передо
вая текстильщица).
Расскажите, говорю, Алек
сандра Акимовна, детям, как вы в ста
рое время при капиталистах жили?
Да, есть что вспомнить, отве
чала она. Хорошо жили, молодые
были. На работу как на праздник шли.
На фабрике и вокруг везде цветы были.
Ни одного пьяного на работе не было.
А уж если кто и появлялся пьяным,
увольняли сразу. А на праздники нас
никогда поздравлять не забывали.
Вижу, разговор идт совсем не так,
как я предполагал, не так, как мы го
ворим детям в школе. Пытался е ос
тановить. А потом задумался над сло
вами Александры Акимовны. Вспом
нил то, что читал о Сапожниковых.
Нет, не походили они на грубых экс
плуататоров. Это была культурная
семья с демократическими традиция
ми. И в примитивную схему, к которой
мы привыкли, она никак не укладыва
лась. Как мы рассуждали? Раз капита
лист, помещик, значит враг, миро
ед. А они были разные. Взять хотя бы
князей Одоевских. Много хорошего
они для нашего края сделали. Две цер
кви построили, приют для престаре
лых основали. На их средства в 1863
году была открыта первая школа в
послке.
Как раз в той школе, 51 й железно
дорожной, я с 1948 года директором
был, учительствовал, из за не и крае
ведением всерьз занялся. А было это
так. В 1967 году, к 50 летию Октября,
мне дали партийное поручение под
готовить выставку и доклад по истории
школ города. По многим школам я
быстро собрал материал, а вот по той
самой, в которой сам начинал рабо
тать, ничего найти не смог. Это меня
задело. Поиски материала привели
меня в Государственную публичную
историческую библиотеку. Там мне
удалось найти Отчты Попечительско
го комитета императорского человеко
любивого общества, в ведении которо
го находились школа и богадельня. Из
них я и узнал о времени постройки
школы, узнал также, что она носила
имя Петра Ивановича Одоевского. В
1957 году школа была переведена в 3 й
микрорайон послка Болшева (теперь
эта школа 2). Наверное, было бы спра
ведливо вернуть ей прежнее имя
П.И. Одоевского. С тех пор я много раз
бывал в Исторической библиотеке и в
Московском областном архиве в поис
ках документов по истории послков,
их революционному прошлому.
Но, вероятно, пробудился этот инте
рес у Степана Павловича намного рань
ше. Начинал он свой трудовой путь в
1930 году в башкирской деревне Ябло
новка. Как только заканчивался учеб
ный год, молодой педагог со своими
учениками отправлялся в путешествие
по родному краю. Дети полюбили по
ходы, а учитель умел и во время путе
шествия закреплять знания, получен
ные на уроках. С того давнего времени
осталась любовь к путешествиям. Бол
шевские ученики Степана Павловича
помнят, наверное, походы по Клязьме,
Воре, Уче, Пахре. А самый дальний по
ход совершил учитель с десятикласс
никами Болшевской средней школы 3
на Валдай к верховьям Волги.
Зная Степана Павловича немало
лет, я не перестаю удивляться его
человеческим качествам врождн
ной деликатности, галантности, жиз
нелюбию и ещ одному свойству его
натуры, о котором нынче редко гово
рят, о порядочности. Все эти каче
ства присущи ему, крестьянскому
сыну, интеллигенту по натуре, учите
лю по призванию и большому труже
нику, несмотря на его далеко немо
лодой возраст.
Какие наши годы! говорит Сте
пан Павлович. Мне ещ 78. Ничего
не хочется упустить вс, абсолютно
вс интересно.
Б. ЕЖОВ
Арктические сани, построенные для Севморпути.
Л.В. Курчевский и его жена Мария Фдоровна. 1930 е годы.