background image
четверг
k
74, 7 июля 2011 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
C
M
Y
K
Е
сли проехать город Фрязино насквозь и после речки Любосеевки
повернуть налево, то перед вами откроется вид на историко архитек
турный памятник усадьбу Гребнево.
Впервые Гребнево упоминается в писцовой книге в 1585 году, когда оно
было вотчиной крупного деятеля времн Ивана Грозного боярина Богдана
Бельского. В XVII веке усадьба переходит во владения к князьям Трубец
ким. В имении частыми гостями были поэты Г.Р. Державин, В.А. Жуковс
кий, И.Ф. Богданович, писатель А.Н. Радищев, книгоиздатель Н.И. Новиков.
Красивейшая природа Подмосковья, холмы, изгибы реки, тишина и уми
ротворение привлекали сюда людей искусства и литературы. Запечатлн
ным в стихотворных строках остался даже родник, бивший в парке. Поэт
Державин вспоминает о нм в стихотворении Ключ:
Д
аже в суетной столице можно найти место с пасторальными пейзажа
ми, где на холме стоит церковь, вдоль заросших берегов течт река и
кажется будто бы время остановилось, перенеся нас на несколько веков
назад.
Леоново с начала XVII века принадлежало князьям Хованским. Фамилия
этого известного рода бунтарей и любителей приключений увековечена в
истории страны и в музыке (Хованщина Мусоргского).
Даже строительство белоснежной церкви в Леонове связано с интересными
событиями. Князь Василий Петрович Хованский, владевший Леоновом в начале
XVIII века, слыл человеком веслого нрава. Имея огромное состояние, он
бесконечно предавался кутежам и шалостям, одна из которых едва не стоила
ему головы. Однажды, пригласив к себе в Леоново компанию таких же, как и он,
молодых аристократов, князь Василий напился до полного бесчувствия. Гости
своеобразно пошутили: отнесли Хованского в местную, тогда ещ деревянную,
церковь, положили его в гроб и начали отпевать, словно покойника. Под утро все
разъехались. Князь Хованский продолжал мирно спать в гробу. Здесь его и
обнаружил местный священник, который доложил о случившемся в высшие
инстанции. Дело дошло до Петра I. Царь такого святотатства не стерпел и велел
казнить всех участников кутежа, потом смягчил наказание, заменив его поркой,
а князь Хованский, дабы не гневить Бога, решил возвести новый каменный храм.
В 1722 году церковь была построена и освящена в день православного праздни
ка Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Храм однокупольный, с луковичной
главкой, четырхугольный, с восьмигранным ярусом, колокольня с открытым
верхним ярусом звоном и шатровым завершением.
Сын Василия Хованского Александр Хованский кутил не меньше
отца. Чтобы погасить долги, ему пришлось продать имение Павлу Демидову
представителю династии уральских заводчиков. Новый владелец, посе
лившись в Леонове, засадил парк деревьями и проводил там целые часы,
любил тишину и одиночество, звон колоколов церкви раздражал его, и в
итоге он добился закрытия храма.
Здание усадьбы сгорело в начале двадцатого века и до нашего времени не
сохранилось. От не остались декоративный пруд и церковь Ризоположения,
в которой сохранились несколько икон старого письма, перенеснных,
С
ейчас в особняке Людвига Рабенека вла
дельца Щлковской прядильно ткацкой
фабрики размещается детский сад. Сам гос
подский дом с начала прошлого века года был
значительно переделан: к центральной части при
строили правое и левое крыло, забор значительно
сократил парк за усадьбой, нет уже фонтана, да и
внутреннее убранство здания мало чем напоми
нает былую роскошь, которая была при прежних
владельцах.
Сельцо Соболево, где в начале прошлого века
возвл сво имение Рабенек, носило разные на
В
плоть до середины XX века миллионы
мужчин в мире начинали день с одной и
той же процедуры правки клинка бритвы на
кожаном ремне и последующего бритья остро
наточенным лезвием, часто заканчивавшегося
порезами на лице. Состоятельные господа до
веряли эту деликатную процедуру опытному
слуге или искусному цирюльнику. Однако и тог
да травмы лица были неизбежны, а саму бритву
называли опасной.
О том, как е обезопасить, ещ в XVIII веке
задумался француз Жан Жак Перре. Он вспом
нил, как устроен плотницкий рубанок: заострн
ный резец выдвигается на регулируемую длину
и снимает определнный слой древесины. Ме
сье Перре решил, что, если оставлять открытой
только самую кромку лезвия бритвы, можно
избежать порезов кожи. Так в 1762 году появи
лась деревянная насадка ограничитель, кото
рая надевалась на тупой край полотна опасной
бритвы и делала брить более комфортным.
Однако изобретение Жан Жака Перре, мечтав
шего научить мужчин искусству бритья, оказа
лось слишком революционным для своего вре
мени и широкого применения не нашло.
В 1847 году англичанин Уильям Хенсон запа
тентовал бритву, напоминающую по форме мо
тыгу: лезвие стояло перпендикулярно к ручке и
крепилось к ней с помощью винтов. Так изме
нился сам способ удерживания бритвы во вре
мя бритья. А бритва Хенсона стала прообразом
современного бритвенного станка.
Идею разборного станка для бритья с откру
чивающейся ручкой и вынимающимся лезвием в
1875 году развили немцы братья Фредерик,
Ричард и Отто Кампфе. Эмигрировав из Саксонии
в Соединнные Штаты, они занимались в Нью
Йорке производством столовых приборов. Со вре
менем Кампфе решили освоить новый сегмент
рынка и начали разрабатывать свой вариант
безопасной бритвы. Однако их изделие, запатен
тованное в 1880 году и названное позже Звез
да, имело тот же недостаток, что и все бритвы
того времени: лезвие, изготавливаемое методом
ковки, необходимо было регулярно точить. И пред
приимчивые братья вместе с бритвой начали
предлагать покупателям точильное устройство.
Американский коммивояжр Кинг Кэмп Жил
летт, одержимый изобретательством, долгие
годы не мог найти идею, которая позволила бы
ему быстро разбогатеть. Наконец однажды его
осенило. Летом 1895 года во время бритья он
придумал, как избавить мужчин от регулярной,
отнимающей время, процедуры заточки брит
вы. Для этого само лезвие должно легко заме
няться после каждого бритья на новое. А значит,
оно должно быть недорогим.
Жиллетт спроектировал Т образный бритвен
ный станок со вставным, заточенным с двух
сторон, прочным, тонким лезвием. Однако на
разработку технологии его изготовления ушло
несколько лет. Успех был достигнут в 1901 году,
когда Жиллетт познакомился с инженером из
Бостона Уильямом Никерсоном, предложившим
делать лезвия не ковкой, а штамповкой из тон
ких стальных полос.
Во время Первой мировой войны Жиллетт
получил заказ от американской армии на по
ставку бритв. И после окончания войны милли
оны мужчин в Америке и Европе уже не могли
обходиться без его безопасной бритвы.
Идею одноразового бритвенного станка в
1976 году довл до абсолюта француз Марсель
Бик. Его изделия Г образной формы из недоро
гого пластика со впаянными одним или несколь
кими односторонними лезвиями выпускаются и
сегодня. Низкая цена позволяет целиком заме
нять станок на новый после каждого бритья.
В последние годы конструкция безопасной
бритвы больших изменений не претерпела. А
сменные лезвия стали постепенно вытесняться
более удобными кассетами для бритвенных
станков.
Игорь ВАРЛАМОВ, писатель
звания: Горки тож, Дорки тож, Большие Дорки
тож, Сергиевское и располагалось на правом бе
регу Клязьмы. Название сельца сохранилось в ХIХ
ХХ веках в названиях Соболевской мызы и
промышленного района Щлкова Соболевка.
Среди владельцев села были Птр Головин, род
Шереметьевых и Гагариных.
Василий Львович Пушкин, которого называли
московским летописцем, писал в письме П.А.
Вяземскому: Князь Сергей Гагарин купил пре
красную подмосковную у Василия Сергеевича
Шереметьева, Соболево, за 230 тысяч рублей. С
1 июня 1823 года сельцо приобретает отпрыск
старинного дворянского рода Сергей Дурново. А
в 1832 году иностранец Эдуард Кенеман покупает
часть села и ставит там суконную фабрику. Чуть
позже Людвиг Рабенек (его брат Франц владел в
Болшеве бумагокрасильной фабрикой) приобре
тает остальную часть сельца и организовывает
красильное производство.
Расширение производства, выход на междуна
родный рынок, строительство жилья, школ, боль
ниц, приюта делают из небольшого села Соболев
ка крупный рабочий центр, ставший основой го
рода Щлкова.
Сам Рабенек возводит для семьи в 30 х годах XIX
века небольшой особняк вблизи собственной фаб
рики. После революционных событий 1917 года
фабрикант с родными уезжает за границу, при
этом рабочие не тронули ни дом, ни хозяйственные
постройки во дворе так они уважали своего
бывшего хозяина. В 1920 году особняк отдали под
детский сад, с тех пор профиль учреждения не
менялся. Даже война не повредила дом, сохрани
лись часть парковой аллеи и садовые деревья.
Нет уже печки с красивыми изразцами, дубо
вый паркет заменили на линолеум, но остались
высокие потолки, лестница внутри здания, ста
рые подоконники, балкончик. Поэтому у вас пока
есть возможность осмотреть дом, пройтись по
остаткам парка, представить, как был устроен быт
владельцев фабрики сто лет назад.
Адрес усадебного дома Рабенека: г. Щлково,
улица Новая Фабрика, дом 1.
Вотчина князей Хованских
Священный Гребеневский ключ,
Поил водой ты стихотворства.
В 1781 году имение купила Татьяна Яковлевна Бибикова. Именно при ней
усадьба принимает законченный вид, и этот архитектурный ансамбль дошл
до наших дней. В Гребневе был выстроен театр, здесь играл оркестр из
крепостных музыкантов, осуществлялись балетные постановки. При Биби
ковых в усадьбе строится каменная церковь во имя Гребневской иконы
Божией Матери, по преданию поднеснной Дмитрию Донскому казаками
после Куликовской битвы.
После того, как имение перешло к князю Сергею Голицину, он привлекает
к строительству архитектора Ольделли и позднее Н.И. Дерюгина. Усадьба
обустраивается, принимает парадный и монументальный вид: возводятся
въездные ворота в виде триумфальной арки, поражает величием ампира
Никольский храм, освящнный в 1823 году, появляется внушительный кон
ный двор с манежем.
С 1845 года село Гребнево меняет хозяев: Ф.Ф. Пантелеев строит в усадьбе
винокуренный и купоросный заводы, купцы Кондрашвы шлкоткацкие
фабрики, врач Фдор Гриневский организует первый в Подмосковье санаторий.
В 1960 году усадьбу объявили историко архитектурным памятником респуб
ликанского значения, несколько раз здесь проводились реставрационные рабо
ты. К сожалению, пожар 1991 года уничтожил дворец усадьбы, а из за отсут
ствия хозяина вся она сейчас представляет собой разрушенное дворянское
гнездо. Главный дом двухэтажное здание с антресолями, стоящее на цент
ральной оси парадного двора, находится в аварийном состоянии. Он почти
сломан, внутренние перекрытия сожжены. В соседних зданиях заколочены
окна, отбиты барельефы. Жаль, что нам не суждено увидеть усадьбу Гребнево
в былом великолепии. Но ещ есть возможность взглянуть на исторический
памятник, прогуляться по саду и посидеть на берегу Барских прудов.
Поездка не займт много времени, если вы проголодаетесь, то сможете
перекусить в соседних городах Фрязине или Щлкове.
Анастасия РОМАНОВА
Фото автора
видимо, ещ из деревянного храма XVII столетия. На внешних боковых стенах
здания сделаны фресковые росписи. В храме три придела: Положения
честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Иконы Божией Матери
Неопалимая Купина и Святителя Николая.
Адрес храма: улица Докукина, дом 15, станция метро Ботанический сад.
Закат дворянского гнезда
Усадьба фабриканта
Усадьба фабриканта
ПРОСТЫЕ ВЕЩИ
Бритвенный
станок
К сожалению, пожар 1991 года
уничтожил дворец усадьбы, а из за
отсутствия хозяина вся она сейчас
представляет собой разрушенное
дворянское гнездо.
В 1722 году церковь была
построена и освящена в
день православного
праздника Положения Ризы
Пресвятой Богородицы.
Сейчас в особняке Людвига
Рабенека владельца Щлковской
прядильно ткацкой фабрики
размещается детский сад.