background image
четверг
k
80, 21 июля 2011 г.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
C
M
Y
K
С
VII в. н. э. берега Плещеева озера
(сейчас Ярославская область) за
селяли меря финно угорские пле
озможно ли народное зодче
ство и как отыскать его начала,
как создать его правила? Оно возмож
но только посредством изучения и раз
ложения оставшихся памятников. Пусть
зодчество водворит на Руси народное
искусство, а за ним последует и живо
пись, и ваяние, и музыка, писал в
1845 году В. А. Соллогуб. Русь всегда
славилась своими сказочными дере
вянными домами, кружевными налич
никами, изысканностью форм свет
лок и крылечек. Именно народные мо
тивы и декоративные детали считались
символом национального зодчества.
Практически все старинные города
мена. На северо восточном прибрежье
размещалось их наджно укреплнное
городище город Клещин, упомяну
тый в Повести временных лет, а на
вершине высокого крутого холма со
вершались празднества в честь бога Яри
лы. Прошли века, сменился строй, но до
сих пор туристы, посещающие Пере
славль, стремятся забраться на гору
ледникового происхождения, которую
в народе зовут Ярилиной плешью, а
чаще всего Александровой горой.
С проникновением христианства
языческие верования искоренялись и
сначала на холме установили право
славную церковь, а затем, в XIII веке,
князем Александром Невским здесь
были выстроены княжьи палаты, а пос
ле основан монастырь, прекративший
сво существование в смутное время.
На месте святой обители сейчас уста
новлен деревянный крест.
С вершины Александровой горы от
крывается потрясающий вид на озеро
и монастыри, которые находятся вдоль
его берегов. По другую сторону горы
вид на земляные валы того самого
города Клещина, которого уже нет.
Думается, что древние люди неспроста
выбирали места для жития и поклоне
ний. По мнению географов, в районе
Александровой горы проходит зона
повышенного биологического разно
образия, а по мнению эзотериков
энергетики и событийности.
Объектом поклонения племени ме
рян, а затем и древних славян язычни
ков, пришедших к озеру в IХ ХI веках,
был культовый алтарь Синий ка
мень, прозванный также мерянским
богом и сохранившийся до наших
дней. Он считался сердцем языческого
бога, его украшали цветами и лентами,
водили вокруг святыни хороводы. Жен
щины приходили сюда, чтобы выпро
сить ребнка, а мужчины для вос
становления мужской силы. Летопи
сец в Житии Иринарха отзывался о нм
весьма нелестно: Бысть во граде Пе
реславле камень в нм же вселися
демон, мечты творя и прилагая к себе
ис Переславля людей: мужей, и жн, и
детей их и разсевая сердца в праздник
великих верховных апостолов Петра и
Павла. И они слушаху его и к нему
до XVIII века были деревянными. Со
второй половины столетия начинают
перестраиваться в камне церкви, появ
ляются каменные особняки богатых
горожан. Не был исключением и под
московный город Дмитров. Уникаль
ные здания прошлых веков здесь бе
режно сохранены и поистине являются
украшением города.
В 1784 году Екатерина II утвердила
план, по которому Дмитров нужно было
разбить по сословному признаку на
кварталы. Район недалеко от Кремля
отвели дворянам и купцам, и сейчас
многие сохранившиеся с тех времн
деревянные особняки позволяют су
дить о стилевых предпочтениях зажи
точных горожан. По сути, центр старо
го города является своеобразным за
поведником архитектуры провинциаль
ного модерна конца XIX начала XX
веков. Гулять по пешеходной улице
Кропоткинской одно удовольствие и
уникальная возможность перенестись
на пару веков назад.
Интересный образец деревянного
классицизма, самая ранняя из со
хранившихся деревянных гражданс
ких построек города дом Клятова
(д. 85), построенный в стиле алек
сандровского ампира в 1822 году.
Рубленое одноэтажное здание с мезо
нином сразу приковывает к себе взгляд.
Его фасад оформлен деталями, ими
тирующими каменную архитектуру ам
пирных построек.
Рядом стоит дом Новослова (д. 83),
построенный в 1842 году, по более уп
рощнному, возможно образцовому
проекту. Обшитый тсом деревянный
одноэтажный особняк в стиле ампир
воспроизводит во внешнем виде моти
вы каменной архитектуры.
Перед домом установлен памятник
русскому революционеру, теоретику
анархизма, географу, историку, лите
ратору Петру Алексеевичу Кропоткину,
который после революции переехал
жить в Дмитров, продолжал здесь ак
тивную общественную деятельность и
работал над новой книгой.
На углу улицы Пушкинской (д. 37)
сохранился дом купцов Фуфаевых
типичный пример жилой застройки
Дмитрова XIX века. Одноэтажное руб
леное здание с мезонином на кирпич
ном цоколе относится к архитектуре
позднего классицизма и датируется
1840 1850 годами. Внешнее убран
ства дома весьма скромное: окна укра
шены лишь наличниками с сандрика
ми да ставнями.
В архитектуре Дмитрова второй по
ловины XIX начала ХХ века преобла
дали эклектические и псевдорусские
мотивы, особенно ярко выразившиеся
в постройках состоятельных горожан.
Безусловно, самым ярким образцом
архитектуры модерна является дом гра
фини Милютиной
(ул. Загорская, 38).
Раньше он был окружн большим са
дом, сейчас буквально зажат между
многоэтажками. При строительстве
городской усадьбы использовались
приемы швейцарской народной архи
тектуры. Хозяйка деревянного шедев
ра О. Милютина была попечительни
цей дмитровской женской прогимна
зии и устроила в доме детский приют,
разделив дом внутри на две половины.
Колорит общей композиции усилен
декоративной тесовой обшивкой сру
ба, имитирующей внизу рельефную
кладку камнями, а также свободным
ритмом оконных промов.
Прогулка по старому Дмитрову, раз
глядывание и любование разнообраз
ными по стилю домиками станет для
вас своеобразным путешествием на
машине времени, перенест в прошлый
век, поможет составить впечатление о
небольших уездных городах, из кото
рых и состоит наша Родина.
М
ного лет назад на юго востоке
Переславского уезда богатый
помещик построил дворец в стиле клас
сицизма, размеры которого были про
сто огромны для обычного провин
циального дома. Планировка очень
напоминала композицию известных
петербургских дворцов: полукруглое
здание, строгая симметричность,
изогнутые галереи, соединяющие его
правое и левое крыло, домовая цер
ковь, массивные проездные ворота с
двумя характерными круглыми баш
нями. Смоленское пожалуй, самая
крупная загородная резиденция на
Ярославщине. Время строительства
дворца приходится на Золотой век
русской усадьбы. Декоративная сдер
жанность подчркивает аристокра
тичность всей постройки, а масштаб
ность и монументальность архитек
турных масс говорят о состоятельно
сти заказчика.
В XVIII веке село Смоленское при
надлежало богатым помещикам Сви
ньиным. В 1779 году вельможа Птр
Сергеевич Свиньин (сенатор и гене
рал поручик) возвл здесь архитектур
но парковый ансамбль, ставший глав
ной достопримечательностью села.
Ощущение мощи и величия дворца уси
ливается благодаря его удачному рас
положению на вершине высокого хол
ма, по склонам и у подножия которого
разбиты несколько парков. Главный
парк спускается от дворца по склону
холма, оформленному в виде несколь
ких террас, заканчиваясь прудом с дву
мя островами. С высоты можно уви
деть, что пруд когда то имел форму
сердца, сейчас берега заросли травой
и чткий контур фигуры уже не усмат
ривается. Раньше парковый ансамбль
имел огромный фруктовый сад и лес
ной массив Зверинец специаль
но устроенное обиталище для диких
животных, соседствовавших с домаш
ними.
Двухэтажный главный дом в форме
подковы имел в длину около девяноста
метров. С двух сторон его завершали
башни в виде шахматных тур, в одной
из которой размещалась домовая цер
ковь с двумя престолами в первом
этаже во имя Иоанна Богослова, во
втором во имя Успения Божией Ма
тери.
Свиньины продали дворец Козловс
ким, в 1874 году его владелицей числи
лась Анна Васильевна, а позднее
покоритель Кавказа генерал Викентий
Михайлович Козловский. В конце XIX
века имение отошло в казну и здесь
какое то время жил ссыльный великий
князь Николай Константинович Рома
нов. Храм первым пострадал в совет
ское время: красивый мозаичный пол
частично разбили, частично заколоти
ли досками, фрески закрасили, поме
щения перегородили новыми стенами.
Удивительно, что в такой сельской
глуши, практически среди полей воз
ник такой огромный дом. К счастью,
здание усадьбы не сильно пострадало
за века, сейчас здесь размещена сред
няя школа, ребята и преподаватели
бережно относятся к старине, вместе с
жителями села потихоньку восстанав
ливают храм.
Адрес усадьбы: Ярославская область,
Переславский район, село Смоленское,
ул. Парковая, д.1. Как доехать: до Пере
славля Залесского, в центре города с
главной улицы повернуть на ул. Свобо
ды на шоссе, ведущее к Юрьев Польско
му, ориентиры послок Рязановский,
далее Горки и Смоленское.
Анастасия РОМАНОВА
Фото автора
стечахуся из году в год, и творяху ему
почесть.
Священники не могли разуверить
прихожан в чудодейственной силе кам
ня и написали жалобу царю. По царско
му указу Василия Шуйского была под
готовлена яма, где и зарыли божествен
ный символ, но буквально через не
сколько дней каменная глыба впервые
проявила возможность двигаться са
мостоятельно и выбралась на поверх
ность. Христианству камень категори
чески отказывался служить. Когда его
хотели заложить в фундамент одной из
переславских церквей и зимой 1788 года
12 тонный валун на дровнях поволокли
по льду Плещеева озера, то Синий ка
мень проломил лд и ушл на дно. Но
через некоторое время вернулся на ста
рое место, где и находится до сих пор.
Знаменитый валун, который перелива
ется то чрным, то синим, а то серым
цветом, после неоднократных попыток
православной церкви уничтожить его,
возлежит спокойно на берегу озера,
недалеко от Александровой горы. И сей
час к нему идут люди, веря, что этот
камень приносит здоровье и удачу.
Заповедник провинциального модерна
Заповедник провинциального модерна
Место силы
Место силы
Дворцовая роскошь в сельской глуши
Дворцовая роскошь в сельской глуши
В
На месте святой обители сейчас
установлен деревянный крест.
Безусловно, самым ярким
образцом архитектуры модерна
является дом графини Милюти
ной
(ул. Загорская, 38).
Перед домом установлен
памятник русскому революцио
неру, теоретику анархизма,
географу, историку, литератору
Петру Алексеевичу Кропоткину.
Много лет назад на юго востоке
Переславского уезда богатый помещик
построил дворец в стиле классицизма,
размеры которого были просто огромны
для обычного провинциального дома.
Двухэтажный главный дом в
форме подковы имел в длину
около девяноста метров. С двух
сторон его завершали башни в
виде шахматных тур.