background image
суббота
k
84, 30 июля 2011 г.
КИНОФЕСТИВАЛЬ
C
M
Y
K
33 й ММКФ был, как никогда, жар
ким и противоречивым как в смысле
погоды, так и в смысле решений жюри
и присуждения наград.
Ведь председа
телем жюри была актриса, женщина
абсолютно непредсказуемая, дочь ве
ликого Чарли Чаплина Джеральди
на Чаплин. С е солнечной, побеждаю
щей улыбки и бодрого настроения при
приземлении авиалайнера в Домоде
дове, с е Я хочу увидеть в Москве
вс вс!, с е желания оценить про
грамму фестиваля свежим взглядом,
чтобы не лишить себя впечатлений от
просмотров, возникло особое очаро
вание этого события. И даже то, как
Джеральдина Чаплин приняла золотую
цепь, символизирующую е власть на
время конкурса, от президента фести
валя Никиты Михалкова, внушило на
дежду на победу достойнейших. А пока
по зелной дорожке фестиваля шли и
шли гости и участники звзды миро
вого и отечественного кино, знамени
тые кинорежиссры, политики, журна
листы, фотографы ловили мгновения
для неожиданных снимков.
Начиналась летняя страда для
кинофанатов и критиков
ведь каждый международный
кинофестиваль это пре
мьеры, новые имена, встречи
с любимыми артистами, а в
промежуток с 24 июня по 2
июля около пятисот сеан
сов в залах кинотеатров
Пушкинский, Художе
ственный, Октябрь, Дома
кино.
Это уникальная возмож
ность посмотреть, пусть с суб
титрами, зарубежные филь
мы, прокат которых в нашей
стране вряд ли состоится,
быть первыми зрителями,
аплодирующими по оконча
нии фильма, когда в зале ещ
темно и по экрану бегут таин
ственные титры на неизвест
ном языке
Прямо на церемонии от
крытия началось вручение призов, и
первый приз За вклад в мировой ки
нематограф получил актр Джон Мал
кович, всемирная знаменитость, сыг
равшая более 70 ролей в кино. На фе
стивале он появился в фильме откры
тия
Первые на Луне. Трансформеры.
Тмная сторона Луны режиссра Май
кла Бэя, где гигантские космические
роботы, доведнные до формального
совершенства новейшими компьютер
ными технологиями, ищут виновников
катастроф на Земле, в том числе на
атомной станции в Чернобыле. Режис
ср фильма признался, что его дед был
выходцем из России, и он видит осо
бую сторону в том, что премьера филь
ма состоялась именно в Москве.
Фильм
Волны стал победителем
Основного конкурса, причм сразу по
трм номинациям: Лучший фильм,
Лучшая режиссрская работа и Луч
шая мужская роль. Приз Золотой
святой Георгий получил режисср это
го фильма Альберто Мораис, Сереб
ряного святого Георгия за лучшую
мужскую роль получил Карлос Альва
рес, вложивший в эту роль душу, как
он сам сказал на вручении. Герой филь
ма, похоронивший свою жену и, види
мо, решивший проститься с прошлым,
закрывая белой материей все предме
ты в доме, старый 80 летний человек,
садится в свой автомобиль и едет в
Покачиваясь на звздных волнах
одиночку на встречу с молодостью,
которая, несмотря на победу режима
Франко в Испании и бомбжки, под
которой республиканцы пробирались
из Каталонии к французской границе в
лагерь для беженцев, была единствен
ной и незабываемой. Прошло уже
сколько лет, а вс так живо в его памя
ти, так осязаемо и он видит вновь те
ночные колонны, переживает давно
ушедшие дни. В его руках только ста
рая фотография тех дней, единствен
ная реликвия. Глохнет мотор на без
людной дороге, но его путь в прошлое
продолжается, даже когда начинает
останавливаться сердце.
Приз за лучшую женскую роль, Се
ребряный святой Георгий, получила
Уршула Грабовская, исполнительница
главной роли в фильме
Иоанна ре
жиссра Феликса Фалька (Польша).
Режисср, родившийся в Польше в
1941 году, является, по представлению
организаторов фестиваля, режисс
ром морального беспокойства в
польском кино 70 х. Можно перевести
это определение как принцип неравно
душия. Он же является и автором сце
нария фильма, который снят и смот
рится на одном дыхании благодаря
безукоризненной работе всей съмоч
ной группы. И маленькая девочка, по
терявшаяся в кафе во время оккупации
Кракова и облавы в поисках евреев,
родители приютившей е польской
одинокой женщины, е соседи, надзи
рающие и губящие как женщину, так и
примного ребнка, немецкий офицер,
пытающийся е спасти, вс так ре
ально, живо
Угадывать традиции вот цель
фестиваля. Неудивительно, что поток
зрителей курсировал под палящим сол
нцем от кинотеатра Художественный,
где шли пресс показы, к кинотеатру
Октябрь на Новом Арбате, чтобы ус
петь посмотреть самое самое впечат
ляющее и с гордостью сказать: И я
там был! Многие мне знакомы по пре
дыдущим встречам там были и фа
наты кино, и журналисты, и руководи
тели киноклубов из Москвы и других
городов России, настоящие знатоки и
ценители киноискусства, болеющие за
своих артистов, своих творцов.
Многие из них приехали на свои сред
ства, потратились на билеты и жили,
где придтся, чтобы с утра идти на
просмотры, а потом в своей газете на
писать долгожданную статью о кино
новостях, передать собственные ощу
щения от кинозрелищ и встреч в кино
театрах. На международных фестива
лях такого класса, как ММКФ, для этой
категории зрителей организованы и
отдых, и питание, и транспорт, причм
журналистов там в разы больше и со
ответственно больше обзорных публи
каций, интервью, что поднимает значе
ние события, привлекает к нему внима
ние государственных структур, деяте
лей из сферы политики, бизнеса, куль
туры. Ведь кто спорит с тем, что России
нужна культурная революция, созда
ние новых структур, нового направле
ния развития в том же кино?
Сохранить своего героя и физичес
ки, и психически, вернуть его к жизни,
которую он вл до войны с талибами на
юге Афганистана, фиксируя апокалип
сис, в который попали морские десант
ники США, на плнке, фотограф и опе
ратор Данфунг Деннис, идущий вместе
с ротой Эхо, добивается настоящей
художественной правды. Его докумен
тальный фильм В ад и обратно (США)
заслуженно получил главный приз
ММКФ по документальному кино.
Гуманизм в киноискусстве был и ос
татся главным девизом лучших ре
жиссров участников ММКФ. И это
подчркивает фильм закрытия фести
валя
Расплата режиссра Джона
Мэддена (США). Нацистский преступ
ник, виновный в убийстве неповинных
людей, в геноциде, инсценировал са
моубийство и скрылся. Через тридцать
лет после суда, в 1996 году, его следы
обозначились на Украине. И агенты
Моссада, которые уже состарились,
вернулись к исполнению служебных
обязанностей. Один из них женщи
на, чью роль исполняет блистательная
Хеллен Миррен, актриса с русскими
корнями, назвавшая себя в Москве
Еленой Васильевной Мироновой. В
фильме она осуществляет возмездие.
В фильме она говорит по русски, и
хоть ей непросто было выучить роль,
Хеллен Миррен говорит о том, что обо
жает русский язык, он невероятно кра
сив: Русским непонятно, как красиво
звучит ваш язык.
За роль в фильме Расплата и дру
гие роли, сделавшие е звездой миро
вого кинематографа, актриса Хеллен
Миррен получила специальный приз
ММКФ Я верю К.С. Станиславского
За покорение вершин актрского ма
стерства.
Фильм
Месть. История любви ре
жиссра Вонг Чинг По (Гонконг), от
меченный жюри 33 го ММКФ за ре
жиссуру, снят с любовью к простым
жителям, их проблемам и страстям.
Герои фильма очень бедны и несчас
тны парень, торгующий пиццей, и
девушка, ученица школы для психи
чески отсталых детей, но первая лю
бовь, поразившая их как молния, де
лает героев совершенно неуправляе
мыми и недоступными ни для зако
нов, ни для логики.
Вспоминая свои впечатления о 33 м
ММКФ, я не могу подтвердить мнение
некоторых журналистов о равнодушии
московской публики или о полупустых
залах. Отнюдь! Особенно это касалось
фильмов, уже потрясших умы:
Елена
режиссра Андрея Звягинцева (Рос
сия), российские кинопрограммы (вне
конкурса), где публика буквально ло
милась в Дом кино и сдвигала его сте
ны, Меланхолия режиссра Ларса
фон Триера (Дания Швеция Фран
ция Германия), Однажды в Анато
лии режиссра Нури Бельге Джейла
на (Турция), Шапито шоу режиссра
Сергея Лобана (Россия), Сердца бу
меранг режиссра Николая Хомерики
(Россия), Основной конкурс.
Конечно, фильм Ларса фон Триера
Меланхолия, поставленный в про
грамму 8 1/2 фильмов, привлк публи
ку в зал на интереснейшего режиссра
современного кино, уже прославлен
ного и получившего призы Каннского
фестиваля, в том числе и за лучшую
женскую роль в этом фильме Кирстен
Данст.
Русский след ощутим зрителями
фильма
Однажды в Анатолии турец
кого режиссра Нури Бельге Джейла
на: в этом фильме психология домини
рует над криминальным сюжетом, а
главным героем оказывается врач, а не
следователь. В сценарии фильма есть
прямые цитаты из А.П. Чехова. По при
знанию режиссра, Чехов вдохновлял
вс его творчество, как и М.Ю. Лермон
тов, чьи стихи звучат в турецком пере
воде.
История самоубийства женщины,
жены следователя, которой он делится
с доктором, надеясь услышать от него
утешение история пробуждения в
человеке главного судьи совести. К
этому судье обращался в своих расска
зах и пьесах А.П. Чехов, к нему взывал
М.Ю. Лермонтов и многие другие рус
ские писатели, искавшие и находив
шие свои дороги к душе человека.
Фильм Однажды в Анатолии был
удостоен Гран при жюри 64 го Каннс
кого фестиваля.
В российских фильмах, принимав
ших участие в Основном конкурсе или
внеконкурсных, тех, которые пользо
вались особенным вниманием публи
ки, на которые было не попасть, где
зрители висели на люстрах, сидели
на перилах балконов, конечно, был за
мысел. Но почему то герои этих филь
мов искали смысл не в себе, а в других,
и старались реализоваться через успех
или провал другого человека.
Такова героиня фильма Андрея Звя
гинцева Елена, давшая название филь
му. В прошлой жизни ничем не приме
чательная медсестра, она знакомится с
олигархом, заработавшим язву на сво
ей тернистой стезе. В богатую квартиру
в центре Москвы она переезжает как
сиделка и остатся как жена ухажи
вать за больным мужем, делить с ним
радости и невзгоды. Так, наверное,
надеется Елена. Но не тут то было. У
супругов с обеих сторон оказываются
дети, и они тянут их в разные стороны.
Герой фильма Сердца бумеранг
Николая Хомерики рабочий паренк
Костя, помощник машиниста метро. Он
жил, как все, и это уже интересно за
падному зрителю как у нас люди
сейчас живут? Жалкий, неустроенный
быт, старенькая больная мать, всю
жизнь тянущая лямку, примитивный
отдых на молоджной вечеринке после
работы, где нельзя остаться одному.
Работа, монотонная и однообразная.
Встречи с девушкой, которая должна
стать матерью его ребнка и женой,
оканчиваются ничем. Может быть, вс
это, вместе взятое, становится причи
ной его сердечной болезни? Косте по
ставлен диагноз и он вынужден по
другому всмотреться в свою жизнь.
Такие герои отпускают сво сердце на
волю случая, а оно возвращает им вс
сполна. Смертельным ударом. Буме
рангом.
Способы улучшить свою жизнь и
сделать е звздной нашли яркое отра
жение и в фильме Сергея Лобана Ша
пито шоу (Основной конкурс). Здесь
они приобрели характер бурлеска и
ярмарочного балагана. Автор сцена
рия фильма Марина Потапова призна
лась в интервью: Я спрашиваю себя:
чувствую ли я что либо по отношению
к России? Нет. К православию? Нет.
Ничто меня здесь не держит, кроме
того, что я не знаю никаких иностран
ных языков. Я себя здесь чувствую как
на чужбине. Мне самой это странно.
О том, что эти фильмы только фор
мально русские, говорят и журналис
ты. Любовь, дружба, уважение,
сотрудничество красивые слова,
давшие названия четырм сюжетам
фильма, разбиваются в пену штормом
у морских берегов. А уничтожает их
крик: Ты самый страшный человек на
свете! Так кричит и брошенная лю
бовь, и скончавшаяся дружба, и рас
топтанное уважение, и преданное со
трудничество. А может быть, автор, не
любящая Россию и не побоявшаяся в
открытую признаться в этом на страни
цах газет, выбрала не тех героев? Или
не поняла их страданий? Но фильм,
заставивший не только смеяться, но и
задуматься, скоро выйдет на экраны, к
зрителю. Будет ли ему смешно или горь
ко от этой орды псевдогероев? А мо
жет, так и было задумано?
Ольга КОМАРОВА
Приз за лучшую женскую роль Уршула Грабовская, фильм Иоанна.
Хелен Миррен в фильме Последнее воскресенье.
Фильм Меланхолия получил приз в Каннах.
Фильм Волны победитель Основного конкурса.