background image
вторник
k
85, 2 августа 2011 г.
130
И
вс же иногда городским архи
текторам удавалось сказать сво
слово. Так получилось с застройкой
Чермушек пятиэтажками на улице
Пионерской на рубеже 50 60 х годов
и Завокзального района в 60 х. Все
дома в соответствии с типовыми про
ектами должны были стоять, как оло
вянные солдатики, торцами к магист
рали, как на этом снимке. Но архитек
тор Л.П. Гулецкая в Чермушках на
стояла на использовании прима
каре, при котором каждые четыре
дома образуют внутренний дворик,
необходимый для создания уюта и за
щиты от внутриквартальных сквозня
ков. Понимая, что дома должны выхо
дить не просто на какую то улицу, а на
Пионерскую межгородскую магист
раль с обилием транспорта, Любовь
Петровна предусмотрела отступ зданий
от красной линии и запроектировала в
образовавшейся свободной полосе вы
садку деревьев и кустарника. В Завок
зальном районе она решила сделать
улицу Садовую как бы въездными воро
тами в город со стороны Болшевского
шоссе, соединив углами по два дома с
каждой стороны в начале улицы. (На
снимке улица Садовая осталась невиди
мой). Прим спаренности домов углами
повторила и на улице Грабина.
Большие начальники называли это
не иначе, как фантазиями, попутно
ИЗ ФОТОАРХИВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ПРАВДЫ
П
осле запуска первого искусственного спутника Земли Королв
добился выхода постановления ЦК КПСС и Совмина о выделе
нии средств на развитие Калининграда. Началась массовая застрой
ка больших жилых районов: калининградских Чермушек, Завок
зального района, улиц Калинина, Кирова. Горожане получили замеча
тельный стадион и Дворец культуры, по тем временам лучшие в
Подмосковье. Именно тогда, с конца 50 х, наш город превратился в
одну сплошную грандиозную стройку. Ежегодно возводилось по двад
цать 80 квартирных домов со всеми удобствами.
Фотография, с которой я начала рассказ, располагает к осмысле
нию нашей городской истории. На ней изображены две эпохи в жизни
города, пока ещ соседствующие рядом. На первом плане уходя
щие: привокзальная площадь с доской почта и пешеходный мост
через железную дорогу, на втором рождение нового города. Почт
ная доска в некотором роде украшала площадь, она регулярно обнов
лялась и несла очень важную информацию о наших горожанах.
Вспомним, что ещ в послевоенные 40 е город на 70% был дере
вянным, причм немалую часть жилья составляли бараки. Это хотя и
осталось за кадром на фотоснимке, но незримо присутствует для тех,
кто жил в те годы. Привокзальная площадь начиналась от одноэтаж
ного деревянного здания с вывеской Промтовары, в народе его
называли лавкой Алпатова, в 1962 1963 годах на этом месте
возвели магазин Заря. Справа к магазину примыкала улица Кали
нина с обветшавшими дачами, превратившимися в коммуналки, обне
снными вкривь и вкось сколоченными заборами. Как въездные
ворота со стороны платформы Подлипки в эту улицу стояли два ещ
довоенных непритязательных жилых барака.
Но вс это не мешало привокзальной площади оставаться в дни
главных праздников 7 ноября и 1 мая нарядной и ликующей здесь
было место сбора жителей подлиповской части города, отсюда начи
налось шествие колон на главную площадь (до середины 60 х пло
щадь Ленина). На демонстрацию шли семьями с детьми, гармошками,
аккордеонами, гитарами. Площадь становилась многолюдной, гром
коголосой, расцвеченная флагами, транспарантами, цветами. У мага
зина устанавливались импровизированные сцены на грузовых авто
мобилях для участников художественной самодеятельности. Часто
выступал здесь хор Чмырва. Певцам и хору подпевала площадь,
танцующая, смеющаяся, бурлящая весельем. Эти народные гулянья
вспоминаются как нечто сказочное, безвозвратно ушедшие навсег
да. Но у каждого времени свои песни.
Раиса ПОЗАМАНТИР
Жилые здания строились в те годы в подавляющем большинстве по типовым
проектам. Городские архитекторы вынуждены были не творить, а привязы
вать эти проекты по месту. Однако, получая отдельные квартиры в хрущв
ских домах, их владельцы не замечали, что все жилища были на одно
лицо. Ни низкие потолки, ни совмещнные санузлы, ни крошечные кухни и
прихожие (а скорее, отсутствие последних) не могли омрачить радости тех,
кто переезжал из коммуналок в новые дома. И эти хрущвки, о которых
сейчас говорят так пренебрежительно, по существу стали революцией в
решении социально бытовых проблем в стране. Но в то же время они вместе
с другими блочными, панельными и кирпичными домами фактически от
странили архитекторов от строительства более четверти века в стране
почти не было архитектуры, а было сплошное строительство. Если пересчи
тать здания, характерные лица необщим выраженьем, построенные в
Калининграде с 60 го по 85 й год, их набертся не более десятка.
намекая архитектору, что с ней может
случиться за срыв программы по ско
рейшему обеспечению трудящихся со
временным жильм. Однако время
показало, как права была архитектор,
думая не просто о микрорайоне, а о
профессионально выполненном мик
рорайоне о домах, в которых людям
будет удобно жить, о дворах, где им
будет приятно отдыхать.
Во всм, к чему прикоснулись руки
Гулецкой, отражены уважение к своей
профессии, забота о людях. Она не
боялась отстаивать свои профессио
нальные убеждения. Одним из подтвер
ждений тому служит реализация плана
слияния двух городов соседей Кос
тина и Калининграда в 1960 году. В то
время на площади Калинина ещ нахо
дился старый стадион, но согласно Ген
плану развития города, на площади
должны были остаться только куль
турно административные учреждения,
а для спортивной зоны необходимо
было найти другое место. Л.П. Гулец
кая предложила строить стадион бли
же к озеленнной зоне Акуловского
канала, собственно, там, где он стоит и
поныне. Но кому то из руководства
пришла в голову мысль строить в этом
самом месте... кирпичный завод!
Ничего себе, если кирпичный за
вод встанет в центре нового единого
города! ужаснулась Гулецкая и
пошла в верха отстаивать свою пра
воту.
Тебе сказано: будет завод! отве
тил чиновник. Или положишь кни
жечку. Он имел в виду партийный би
лет, но при этом не знал, что Любовь
Петровна не была членом партии!
Возможно, вс кончилось бы пла
чевно и для архитектора, и для города,
но за е спиной стояли Королв и Иса
ев. При необходимости она прибегала
к их помощи, они, в свою очередь,
уважали е мнение как специалиста. А
результат налицо: без стадиона Вым
пел (построен в 1961 м), расположен
ного фактически в центре современно
го Королва, но при этом образующего
свою, особую, зону, уже трудно пред
ставить себе наш город.
В те годы проекты генпланов отдель
ных районов города страдали излиш
ним монументализмом. Так, на месте
исторического здания на улице Дзер
жинского, которое горожане называют
Чикаго и которое сегодня признано
памятником архитектуры, был запро
ектирован какой то непропорциональ
но огромный, круглый в плане, обще
ственно культурный центр, явно не
соответствующий масштабам района
Костина и всего города. К счастью, про
ект не был реализован.
Однако некоторые большие здания
становились украшением города.
Проект Дворца культуры им. Кали
нина (построен в 1964 м) был разрабо
тан в институте Гипротеатр архитек
тором Р.М. Гегартом. Фасад Дворца
автор расположил по оси улицы Кали
нина, соединяющей две площади
главную и привокзальную. От станции
Подлипки хорошо просматривается
колонный портик Дворца, который сра
зу указывает пешеходу, пассажиру ав
тобуса или электрички, где находится
центр города. Удачно решены архитек
тором и основные пропорции здания:
оно монументально, торжественно, но
своими размерами не производит гне
тущего впечатления. То же можно ска
зать о костинском Дворце культуры,
вокруг проекта которого разгорелся
настоящий скандал.
Говорят, что архитектура это за
стывшая музыка. Но она же и зас
тывшая история.
Сергей МЕРЖАНОВ,
архитектор
Взглянув на эту фотографию, старожилы без труда узнают место и
время, запечатлнное фотографом, строительство девятиэтажек в
Завокзальном районе в 1960 е годы. Неповторимые 60 е, встряхнув
шие общество, вошедшие в историю страны как годы оттепели, реа
лизации грандиозной программы из коммуналок в отдельные кварти
ры. Калининград стал одним из первых, где эта программа осуществля
лась невиданно высокими темпами. Импульс развитию города дал
Сергей Павлович Королв.
Неповторимые 60 е
Неповторимые 60 е
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
А это улица
Терешковой
в 60 е годы.
Новый архитектурный облик города
Новый архитектурный облик города