background image
C
M
Y
K
четверг
k
86, 4 августа 2011 г.
Выпуск 79
НАУКА И ЖИЗНЬ
С А.М. Чечельницким я познако
мился в 2004 году благодаря про
фессору Б.И. Рабиновичу. Разговор
с новым знакомым очень быстро
перешл в его монолог, изредка
перебиваемый моими вопросами.
Альберт Михайлович говорил быс
тро и темпераментно о своей кон
цепции Волновой Вселенной и вы
текающего из не изоморфизма
макро и микромира, о сверхсвето
вых скоростях и других проблемах,
которые в науке почему то не об
суждаются
В задачи ВКД входят: сборка, мон
таж, строительство; техническая экс
плуатация; аварийно спасательные ра
боты; ликвидация, утилизация. В свою
очередь, техническая эксплуатация
включает в себя такие действия, как:
дооснащение, модернизация, рекон
струкция; сохранение, поддержание
работоспособности; восстановление
работоспособности; контроль, испы
тания, инспекция.
Первый полт человека в космос,
осуществление программы Восток
(1961 1963), полт ПКК Восход
актуализировали образование в ОКБ 1
лтно испытательного отдела (1964),
руководителем которого стал леген
дарный лтчик испытатель, Герой Со
ветского Союза С.Н. Анохин. В задачи
отдела входили испытания техники и
отработка действий космонавтов в ус
ловиях, приближнных к реальным.
Первый выход человека в открытый
космос (1965) подтвердил необходи
мость развития области космонавтики
по обеспечению ВКД. В полной мере
эта необходимость проявилась в конце
1960 х при подготовке ПКК Союз,
лунной программы, а затем и орби
тальных станций. Тогда по инициати
ве В.В. Акснова, впоследствии кос
монавта, это направление обрело свой
организационный статус: 23 февраля
1970 года был подписан приказ об
образовании в структуре отдела С.Н.
Анохина лаборатории, перед которой
стала задача отработки методики ВКД
на самолтах в условиях моделиро
ванной микровесомости, а затем и
лунной тяжести.
Новизна и сложность проблемы по
обеспечению возможности для чело
века жить и продуктивно работать в
условиях открытого космоса очевид
ны. Последовательное и корректное
решение этой проблемы потребова
ло постановки е как общегосудар
ственной, привлечения научно инже
нерного потенциала и организацион
ных мероприятий в масштабе стра
ны. ВКД была реализована совокуп
ностью предприятий, определнных
Постановлениями Правительства, и
работающих под эгидой Совета глав
ных конструкторов, а именно: РКК
Энергия им. С.П. Королва; НПП
Звезда; ГКНПЦ им. М.В. Хруниче
ва; ГНЦ РФ ИМБП РАН; РНИИ ЦПК
им. Ю.А. Гагарина с привлечением
большого круга организаций различ
Работа в открытом космосе: вчера, сегодня, завтра
ных отраслей промышленности и уч
реждений РАН.
Интегрирующие и координационные
функции по всестороннему обеспече
нию ВКД от проектной постановки
задач до реализации в полте осу
ществляет РКК Энергия. Расшире
ние спектра и объма эксплуатацион
ных задач обусловило преобразование
лаборатории в специализированный
экспериментально испытательный от
дел с широчайшим спектром функций.
Специалистами отдела, внсшими
свой вклад в становление и развитие
внекорабельной деятельности, явля
лись: В.В. Акснов (рук. лаб.), А.В. Ку
стов, В.А. Свирин, В.Г. Солдаткин, Е.Г.
Лохин, О.С. Цыганков (рук. лаб. и отд.),
И.М. Галак, позднее: Б.С. Ханутин, А.И.
Гриднев, В.С. Ульянов, В.О. Солдатен
ков, А.Ф. Полещук (рук. отд.), В.Г. Со
рока, Н.Ю. Яковлев, С.С. Киреевичев,
О.Г. Артемьев и др. В сво время в
отделе работали будущие космонавты
В.В. Акснов, Г.М. Стрекалов, Ю.В. Уса
чв, А.И. Лазуткин, А.Ф. Полещук, К.М.
Козеев, М.Б. Корниенко; в настоящее
время в отряде космонавтов готовятся:
О.Г. Артемьев, Н.В. Тихонов, А.Н. Баб
кин, С.А. Морозов.
Особо продуктивной и успешной ра
боте отдела способствует одно обстоя
тельство: инженеры и руководители
отдела, наряду с исполнением долж
ностных обязанностей, в качестве ис
пытателей принимают физическое уча
стие в экспериментах и испытаниях в
условиях моделированной микровесо
мости в самолте лаборатории и в гид
росреде, для чего дополнительно про
ходят медицинское освидетельствова
ние, парашютную и водолазную подго
товку, овладевают техникой и методи
кой работы в скафандре, накапливая
значительный опыт. Организационный
недостаток такого положения от
сутствие официального статуса ис
пытатель, существующего в авиаци
онной промышленности, водолазном
деле и других отраслях. Отсюда отсут
ствие как государственных норм вы
платы вознаграждения за работу под
воздействием вредных для здоровья
факторов космического полта, так и
какой либо связи с этим обстоятель
ством при установлении пенсионного
обеспечения для лиц, много лет отдав
ших испытательной работе в интересах
космической отрасли.
Отдел входит в структуру Лтно кос
мического центра, руководители кото
рого А.П. Александров, А.С. Иванчен
ков, А.Ю. Калери, П.В. Виноградов, бу
дучи опытными космонавтами, сами
выполняли работы за бортом орбиталь
ной станции. Естественный вклад в ус
пехи ВКД принадлежит руководителям
полта космонавтам А.С. Елисееву,
В.В. Рюмину, В.А. Соловьву, также
работавшим в открытом космосе. ВКД,
как особый вид полтных операций,
всегда находилась под пристальным
вниманием руководства РКК Энергия
и Совета главных конструкторов. В ре
зультате проведнных мероприятий в
стране была сформирована организа
ционная структура обеспечения дея
тельности в открытом космическом
пространстве.
Отсутствие опережающих, целена
правленных, проблемно ориентиро
ванных исследований, объективной и
всесторонней информации о специфи
ке ВКД было бы серьзным препят
ствием для осуществления отечествен
ных космических программ. Поэтому
научно техническое обеспечение работ
в условиях открытого космического
пространства стало одной из насущ
ных исследовательских и инженерных
задач.
Сложность и уникальность ВКД обус
ловили необходимость е репрезента
ции в виде целостной эргатической
системы; применения комплексного
подхода при эргономическом проекти
ровании деятельности космонавтов и
разработке технических средств ВКД;
применения методов математического
и полунатурного физического модели
рования. Наряду с полтами самолта
по параболе освоены методы имита
ции микровесомости в гидросреде и на
динамических стендах обезвешивания.
Стенд Селен в РКК Энергия это,
по существу, полигон для активных
опережающих поисковых работ, фор
мирования технико эргономических
требований, предпроектного макетиро
вания, оценки сопрягаемости обору
дования со скафандром, испытаний
оборудования, несовместимого с ме
тодами моделирования микровесомо
сти в полте самолта и в гидросреде.
Был выполнен обширный комплекс
исследований и экспериментов.
Разработчики и испытатели обору
дования и технологии ВКД, все те, кто
отрабатывал и осуществлял на практи
ке программы ВКД, осознавали опре
делнную ответственность перед буду
щим. Ведь их трудом закладывались
основы и выбирались векторы разви
тия ВКД, которые могли определить е
уровень и состояние на годы вперд.
Была сформирована рабочая концеп
ция ВКД. Эффективные образцы обо
рудования и рациональные методичес
кие примы ВКД, разработанные в 70
80 годы, используются не один де
сяток лет.
Разработки технических средств ВКД
выполнены на уровне изобретений и
защищены более чем 200 авторскими
свидетельствами и патентами. Комп
лекс работ по научно техническому
обеспечению и реализации деятельно
сти в открытом космическом простран
стве, выполненный РКК Энергия со
вместно со смежными предприятиями,
удостоен Премии Правительства РФ в
области науки и техники.
Реализация программы исследова
ний и разработок позволила создать в
стране научно техническую базу обес
печения ВКД, успешно выполнить все
задачи, которые были поставлены в
проектах и программах или возникали
в процессе полта.
Движущими силами развития и со
вершенствования ВКД стали как ус
пешные технические и медицинские
исследования и разработки, так и те
ситуации и задачи, которые ставила
жизнь в процессе эксплуатации орби
тальных станций. Работы, выполнен
ные на ОС Салют 6 (1977 1982),
Салют 7 (1982 1986) стали весо
мыми шагами в развитии и утвержде
нии теории и практики ВКД. Можно
уверенно констатировать, что к началу
эксплуатации орбитального комплек
са Мир (1986) положение относи
тельно методов реализации и уровня
эффективности ВКД было стабилизи
ровано для гарантии положительных
результатов. С началом сотрудничества
по программам Мир Шаттл и
Мир НАСА стали очевидными
наличие, особенности и преимущества
отечественной школы ВКД. Этот опыт
умножается и накапливается сегодня
при эксплуатации МКС, заимствуется
зарубежными коллегами.
Ряд выполненных сборочно монтаж
ных работ по их сложности и ориги
нальности решений может быть отне
сн к уникальным в мировой космо
навтике. Большое значение имели ре
монтно восстановительные работы,
которые предотвратили прекращение
полта станций и/или позволили про
должить полт в полном объме их
возможностей: от инспекции стыковоч
ного агрегата переходного отсека ОС
Салют 6 в 1977 году до предотвра
щения баллистического спуска путм
разблокирования замка в соединении
СА БО корабля Союз в составе РС
МКС в 2008 году.
ВКД стала неотъемлемой составля
ющей в практике эксплуатации орби
тальных станций и позволила выйти на
устойчивые позиции по срокам актив
ного существования и диапазону их
научно технического потенциала.
Установившийся уровень эффектив
ности ВКД, удовлетворительный для
минувших этапов развития космонав
тики, включая строительство РС МКС,
не является предельно достижимым и
достаточным. Факторами, способны
ми резко повысить эффективность
ВКД, могли бы стать следующие: про
рыв в области скафандростроения,
который приблизил бы функциональ
ные возможности человека в скафанд
ре к возможностям человека на Земле;
качественный скачок в области косми
ческой робототехники, повышающий
манипулятивные характеристики ро
ботов манипуляторов до уровня воз
можностей руки человека. По мнению
автора, проявление указанных факто
ров в период осуществления ближ
несрочных программ вряд ли можно
признать реалистичным. Следователь
но, путь повышения эффективности
ВКД в обозримые сроки это эволю
ционное совершенствование тех су
ществующих средств ВКД, которые
могут быть качественно улучшены, а в
случаях возникновения нетипичных
полтных задач создание новых
средств на текущем уровне техники и
производства. Ярким образцом нали
чия и реализации модернизационного
потенциала является система Орлан,
эволюционирующая в течение 30 лет.
Таким же примером может служить
устройство фиксации Якорь, кото
Стремление человечества быть вписанным в структуру
космоса неотделимо от осуществления деятельности человека
в открытом космическом пространстве. И предвидение
К.Э. Циолковского, и научный прогноз С.П. Королва в этом
отношении реализованы в наше время. Спектр задач, которые
целесообразно, необходимо и возможно решить в процессе
внекорабельной деятельности (ВКД), оказался весьма широк.
рое трансформировано для примене
ния не только с отечественным ска
фандром Орлан, но и с американс
ким скафандром EMU.
Каковы перспективы развития клю
чевого элемента системы ВКД ска
фандра? В его составе появляется бор
товой компьютер для управления аг
регатами жизнеобеспечения, а также
с функциями экспертной системы и
интеллектуального партнра; криоген
ные агрегаты, биоэлектронные орга
ны зрения, экзоскелетон, автономные
средства перемещения, достаточные
энергоресурсы. Ввод информации осу
ществляется устными командами, ука
зания космонавту передаются рече
вым синтезатором, вся информация
отражается на остеклении гермошле
ма. Положено начало концептуальным
и экспериментальным исследовани
ям в области разработки новых видов
защитного снаряжения, когда на базе
новых материалов и технологий со
здатся оболочка облегающего типа
без газовой прослойки между телом и
оболочкой, как это реализовано в су
ществующих скафандрах. Такое ре
шение позволит сохранить локомотор
ные возможности человека без огра
ничений. При этом вся система защи
ты могла бы иметь модульно сбор
ную конструкцию, которую можно
трансформировать в композиции для
условий орбитального или межпла
нетного полта, для условий Луны,
Марса, астероида или других косми
ческих тел.
А что же человек? По видимому, по
мере космизации человечества будет
происходить изменение Homo sapiens,
базой которого должен стать потенци
ал самоэволюции, позволяющий чело
веку трансформировать себя. Настой
чивые утверждения некоторых про
рицателей о необходимости и неиз
бежности биологического преображе
ния человека неестественным путм
свидетельствует о неверии адептов этих
идей в развитие научно технического
направления космизации, а следова
тельно, в интеллект человека, в его
творческий потенциал. На взгляд авто
ра, путь совершенствования человека
будет связан с применением методов
биоэлектроники, нанохирургии, психо
терапии, биотехнологии и возмож
но, в будущем генной инженерии.
При условии положительного вектора
самоэволюции человека в области пси
хики и интеллекта такое слияние чело
века и техники превращает систему
человек скафандр в некий когнитив
но технологический комплекс, который
позволительно рассматривать в каче
стве субъекта космической деятельно
сти в открытом вселенском простран
стве и именовать его космоантропом.
Скафандр будущего это внешняя
граница внутреннего Я космонавта.
Олег ЦЫГАНКОВ,
доктор технических наук,
профессор, ведущий научный
сотрудник РКК Энергия
От редакции:
Недавно нашему постоянному авто
ру Олегу Семновичу Цыганкову ис
полнилось 75 лет. Поздравляем юби
ляра! Здоровья, творческих успехов,
активного долголетия!
Организационные
аспекты ВКД
Экспериментально
исследовательская
и опытно конструкторская
поддержка ВКД
ВКД в действии
Тенденции
и футурологические
перспективы развития ВКД
Скафандр будущего это внешняя граница
внутреннего Я космонавта
Скафандр будущего это внешняя граница
внутреннего Я космонавта
Стенд Селен в РКК Энергия.
Герой Советского Союза С.Н. Анохин.